на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Оптимизация этапа начальной подготовки юных тайбоксёров

Оптимизация этапа начальной подготовки юных тайбоксёров

27

Уральский государственный университет физической культуры

Кафедра теории и методики бокса

Курсовая работа

по теме:

Оптимизация этапа начальной подготовки

юных тайбоксёров

Челябинск, 2006

ВВЕДЕНИЕ

Таиландский бокс -- древнее боевое искусство, зародившееся на территории современного Таиланда. Первоначально это боевое искусство называлось «май си орк», затем «пахуют», что можно перевести как «многосторонний бой», и лишь в начале XX века за ним закрепилось название «муай тай» -- таиландский бокс. Хотя это название можно перевести как «свободный бокс» или «поединок свободных», потому что «тай» означает «свободный». Сегодня таиландский бокс развивается как в самом Таиланде, где это самый почитаемый и любимый вид спорта, так и во всем мире, с одной стороны, как традиционное боевое искусство, с другой, как современный вид спорта. Положительное влияние занятий таиландским боксом на развитие двигательных и психических функций, воспитание и совершенствование моральных и волевых качеств позволяет рассматривать таиландский бокс не только как вид спорта, но и как мощное средство физического воспитания и систему развития и совершенствования личности.

1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

1.1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Среди большого разнообразия средств физического воспитания детей значительное место занимают виды спорта, связанные с единоборством, и как говорилось выше, одним из наиболее популярных является тайский бокс (4, 12, 16, 22). Это сложный в координационном отношении вид единоборств, включающий различные виды технической подготовки тайский бокс является эффективным средством всестороннего физического развития и морально-волевой подготовки. Несмотря на наличие большого количества литературы по тайскому боксу (5, 17, 1), пока еще отсутствует научно-обоснованная программа оптимизации этапа начальной подготовки тайбоксеров с использованием индивидуального подхода, нет единого мнения о последовательности изучения групп и видов приемов. Все это свидетельствует о необходимости совершенствования учебного процесса на основе научного обоснования методики занятий и разработки практических рекомендаций для простого закрепления двигательных навыков, что будет способствовать сокращению сроков обучения в сочетании с повышением спортивного мастерства.

Анализ литературных источников (18, 19, 30) и состояние учебно-тренировочной работы с единоборцами не полностью обеспечивает должную эффективность воспитания у занимающихся специальных физических, психических качеств и прикладных навыков.

1.2 АНАТОМО-ФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТ

По данным источников литературы (3, 25, 27, 29, 30) в этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение еще не заканчивается, отсюда его большая гибкость и подвижность, открывающие большие возможности для правильного физического воспитания. У детей 9-10 лет энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с мелкими движениями. У детей 9-10 лет интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается, особенно лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности. Изменяется взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Биологическое созревание детей накладывает особый отпечаток и на степень воздействия физических упражнений на их организм. Здесь следует особенно отметить степень изменения вегетативных функций, связанных с физическими нагрузками у детей в 9 - 10 летнем возрасте.

1.3 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ 9-10 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Как показывает опыт (14, 19, 23, 30), восприятие детей поверхностно, недостаточно критично. С некритичностью восприятия тесно связана и некритичность памяти, при этом произвольная память начинает преобладать над непроизвольной. В этом возрасте происходит качественное психологическое преобразование самих процессов памяти. Более интенсивно, чем ощущение, восприятие и память у детей 9-10 летнего возраста развивается мышление, подходя к высокой стадии мыслительных процессов - оперированию обобщением и абстрагированием.

Необходимым условием правильного усвоения всякого знания, в том числе и физических упражнений, является внимание. Девяти - десятилетние дети обладают непроизвольным вниманием, произвольное же внимание неустойчиво. Недостаточно развиты процессы распределение и переключение внимания.

Волевые процессы и волевые качества получают все большее развитие в данном возрасте. Учащиеся 9 - 10 лет характеризуются возрастающей потребностью в познании самих себя, потребностью иметь более достоверное представление о самих себе, которое тесно связано с отношением к себе, т.е. с самооценкой. У детей 9-10 лет она находится в стадии формирования.

Актуальность. Ведущей целью и содержанием подготовки юных спортсменов является забота об их здоровье. Специалистами отмечается негативное влияние ранней спортивной специализации на организм человека (23, 24). Однако ряд тренеров, стремясь добиться высоких результатов, выставляют неподготовленных юношей на соревнования, что имеет весьма плачевные результаты: травмы, увечья, болезни и т.д.

В тренировочном процессе спортивного резерва возникают противоречия между возрастающими требованиями к подготовленности юных спортсменов, диктуемыми необходимостью повышения результатов и ограниченными возрастными возможностями растущего организма.

В качестве модели нашего исследования был выбран процесс начальной подготовки юных тайских боксёров (тайбоксёров), т. к. занятие тайским боксом даёт не только положительное влияние на развитие двигательных и психических функций, воспитывает и совершенствует моральные и волевые качества спортсмена, но и является мощным средством физического воспитания.

Возникает потребность в поиске наиболее эффективных организационных форм, средств и методов, рациональных форм в нормировании физических нагрузок, учитывая индивидуальные особенности физического и психологического состояния юного тайбоксера, для повышения спортивного мастерства, а также сохранение и укрепление их здоровья. Эта проблема решена не полностью, хотя в последнее время достаточно широко освещается в публикациях по разным видам спорта (15, 38, 39).

В нашем исследовании были использованы методологические разработки дидактических принципов последовательности и доступности, где каждому индивидууму на этапе начальной специализации предлагалось пройти комплексную диагностику физической подготовленности и состояния. Спортсмен в процессе тренировки имел четкие ориентиры: - свою квалификацию, которая определяла его уровень и намечала дальнейшие пути подготовки. При этом не было форсированных занятий и стремления обойти квалификационные нормативы.

Учитывая вышеизложенное, разработка и реализация оптимизации этапа начальной подготовки юных тайбоксёров с использованием индивидуального подхода является актуальной проблемой теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Идея исследования состоит в том, чтобы придать подготовке юных тайбоксеров оздоровительную направленность, в процессе которой прохождение установленных квалификационных ступеней плавно повышает уровень подготовленности занимающихся от новичка до мастера. При этом не все занимающиеся станут великими спортсменами, но каждый новичок получит основы самозащиты, укрепит свое здоровье, приобретет жизненно-важные умения и навыки.

Объект исследования - учебно-тренировочный процесс юных тайбоксеров.

Предмет исследования - этап начальной подготовки

юных тайских боксёров с использованием индивидуального подхода и коррекцией отстающих качеств.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить методику оптимизации этапа начальной подготовки юных тайских боксёров с использованием индивидуального подхода.

В основу исследования положена следующая гипотеза, которая предполагает, что процесс подготовки юных тайбоксеров становится более результативным, если:

· тренировочный процесс начинается с комплексной диагностики физической подготовленности и состояния начинающего спортсмена;

· начальная подготовка разделена на постепенно повышающиеся ступени, где каждый этап имеет свои нормативы и требования по общефизической и специальной подготовке, функциональной готовности, психофизиологическим параметрам с диагностикой индивидуального состояния;

· разработана и реализована методика оптимизации начальной подготовки, предусматривающая возрастные требования к занимающимся на основе дидактических принципов последовательности и доступности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решались следующие задачи:

1. Выявить основные параметры подготовленности и определить индивидуальную квалификацию тайбоксеров-юношей.

2. Обосновать методику подготовки тайбоксеров-новичков, используя индивидуальный подход.

3. Экспериментально проверить и апробировать содержание методики оптимизации этапа начальной подготовки с использованием индивидуального подхода.

Теорико-методологической основой исследования являлись концептуальные идеи специалистов по:

- системному, деятельностному и личностному подходу к социальным явлениям (Абдеев Р.Ф., Афанасьев В.К., Анохин П.К., Леонтьев А.Н., Давыдов В.В.,Пилоян Р.А., Бальсевич В.К.);

- управлению тренировочным процессом и индивидуализации подготовки спортсменов с применением модельных характеристик (Заяшников С.И., Кузнецова В.В., Мокеев Г.И., Новиков А.А., Харитонов В. И.);

- современному представлению о содержании, структуре, средствах и методах физического воспитания (Зациорский В.М., Матвеев Л.П., Платонов В.Н., Никифоров Ю.Б., Котешев В.Е.);

- Сохранению здоровья при занятиях спортом (Дембо А.Г., Родионов А.В., Фомин Н.А.).

Базой исследования являлись - лаборатории кафедр бокса и борьбы Уральской государственной академии физической культуры. Исследованием были охвачены юные тайбоксеры МУДОД ЦДОдД СОЦ «Факел» и ДЮСШ «Мастер».

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ

При диагностике уровня физической подготовленности учащихся применялась методика Харитонова В.И. (38).

В предложенной программе для оценки физической подготовленности школьников разного пола и возраста включены 11 показателей (тестов), дающих возможность сквозного тестирования с учетом индивидуальных особенностей. К ним относятся:

1. Возраст,

2. Масса тела ребенка.

3. Артериальное давление (систолическое, диастолическое).

4. Пульс в покое.

5. Гибкость позвоночного столба.

6. Быстрота (физическое качество).

7. Динамическая сила (показатель скоростно-силовых возможностей).

8. Скоростная выносливость.

9. Скоростно-силовая выносливость.

10. Общая выносливость.

11. Восстанавливаемость пульса.

Возраст (1). Каждый год жизни ребенка определяется (оценивается) в 1 балл, Например, в 6-ти летнем возрасте, тестируемый школьник получает по оценочной шкале 6 баллов.

Масса тела (2). Вес ребенка, соответствующий норме в его возрастной группе уценивается в 50 баллов, превышение нормы в 2,5 к1 предполагается вычисление из общей суммы 5 баллов. Снижение нормы веса на 12 кг, так же предполагает вычисление из общей суммы 5 баллов, с последующим шагом в 2,5 кг - 5 баллов. Норму веса рассчитывают по формуле:

Р=Д- 108;приД= 155-165 см. Р=Д- 106;приД= 165-175 см. Р = Д - 110; при Д = 175 и выше.

Где: Д - рост ребенка.

Кроме того, определение нормы веса испытуемого может опреде-ляться с использованием приложенной монограммы.

Артериальное давление (3). В норме артериальное давление оценивается в 30 баллов. При отклонении от нормы в 5 мм рт.ст. СД (систолического) или ДД (диастолического) вычитается от нормы 5 баллов. Нормативные показатели артериального давления (АД) для детей определяются по таблице 1.

Таблица 1. Артериальное давление (мм рт.ст.) школьников (по А.П. Хрипкову).

Возраст

Мальчики Девочки

СД

ДД

СД

ДД

6

7

90

90

48

53

91

94

49

51

8

102

60

99

55

9

104

61

103

59

10

106

61

107

60

11

104

61

110

61

12

108

65

113

13

66

13

112

65

112

12

65

14

115

66

114

14

67

15

120

69

115

15

67

16

125

73

120

70

17

125

73

121

70

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.