p align="left">Примечание - АД у мальчиков с возрастом заметнее повышается, чем у девочек, причем у спортсменов относительно быстрее, чем у не занимающихся спортом. Например, у квалифицированных юных пловцов 10-12 лет, систолическое давление в среднем 120 мм рт.ст., после 13-ти лет колеблется 120-130 мм рт.ст., т.е. достигает уровня взрослых. Пульс в покое (4). Оценка его производится: за каждый удар меньше нормы, например, для 6-ти летнего ребенка - 95 ударов - начисляется 1 балл. Норма пульса в 1 минуту дает - 30 баллов. При пульсе выше 95 ударов в минуту баллы не начисляются. Норма этого показателя для детей представлена в таблице 2. Таблица 2. Частота сердечных сокращений школьников (по А,П. Хрипкову). |
Возраст (лет) | | 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Взросл. | | 95 92 90 88 86 84 82 80 78 76 72 | | |
Оценка гибкости (5). Производится стоя на стуле или краю скамейки с выпрямленными в коленях ногами. Выполняется наклон вперед, с касанием пальцами нулевой отметки, затем - максимально возможный наклон, При этом выдерживается пауза в течение 2-х секунд. При выполнении задания, соответствующего возрастной норме, начисляется 1 балл, свыше ее на каждый сантиметр - также 1 балл. При невыполнении нормативных требований баллы не начисляются. (См. сводную таблицу 16). Быстрота (6). Тест выполняется из положения стоя, с вытянутой вперед перед грудью сильнейшей для индивида рукой. Кисть этой руки сжимается, ловя падающую, при свободном падении, линейку. Рука перед грудью прямая, с разогнутыми пальцами, ребром ладони книзу. Линейка находится параллельно ладони, нулевая отметка линейки на уровне нижнего края ладони. После предварительной команды: "Внимание"- в течение 5-ти секунд линейка опускается. Обследуемый, как можно быстрее сжимая пальцы, ловит линейку. Результат тестирования из трех попыток оценивается по Медиане (отбрасывается худший и лучший результа'1, а средний идет в зачет). За выполнение возрастного норматива и за каждый сантиметр меньше нормы, начисляются 2 балла (см. сводную таблицу). Динамическая сила (7), Ее показатели оцениваются высотой выпрыгивания вверх толчком двух ног (по Абалакову В.М.). Тест выполняется так. Обследуемый стоит боком к стене, рядом с вертикально закрепленной измерительной шкалой (1,5 метровой измерительной лентой или метровой измерительной линейкой, укрепленной на стене). Не отрывая пяток от пола, испытуемый максимально высоко касается вытянутыми вверх руками шкалы. Затем, отойдя от стены на 15-30 см, выпрыгивает с места вверх, отталкиваясь вверх ногами и кончиками пальцев рук касается измерительной шкалы, вытягиваясь как можно выше. Разность между 1-м и 2-м касаниями ленты (линейки) - до выпрыгивания и в конце выпрыгивания - оценивает результат высоты прыжка. Выполненный возрастной норматив и каждый сантиметр сверх его, оценивается в 2 балла. В выпрыгивании выполняется 3 попытки, оценка производится по медиане (также как в п-6). Возрастные нормы качественных (моторных) тестов для оценки двигательных способностей учащихся (сводный вариант). Таблица3 |
Возраст (лет) | Гибкость (см) | Быстрота (см) | Динамическая сила (см) | Скоростная вынослив. (раз) | Скоросгно-силовая вынослив (раз) | Общая выносливость (6-ти минутный бег,м) | | | М | Д | М Д | М | Д | М | Д | М | Д | М | Д | | 6 | 9 | 13 | 16 | 17 | 25 | 20 | 11 | 9 | 10 | 10 | 650-730 | 550-700 | | 7 | 9 | 12 | 16 | 17 | 25 | 20 | 11 | 9 | 13 | 12 | 730-900 | 600-800 | | 8 | 8 | 12 | 17 | 19 | 25 | 20 | 12 | 9 | 15 | 14 | 800-950 | 650-850 | | 9 | 8 | 14 | 17 | 19 | 30 | 25 | 13 | 10 | 17 | 15 | 850-1000 | 700-900 | | 10 | 10 | 15 | 16 | 18 | 30 | 26 | 13 | 10 | 19 | 15 | 900-1050 | 750-950 | | 11 | 10 | 16 | 15 | 17 | 30 | 26 | 14 | 11 | 20 | 17 | 1000-1100 | 850-1000 | | 12 | 10 | 18 | 15 | 17 | 35 | 27 | 15 | 11 | 22 | 17 | 1100-1200 | 900-1050 | | 13 | 9 | 18 | 15 | 17 | 35 | 28 | 16 | 12 - | 22 | 17 | 1150-1250 | 950-1100 | | 14 | 12 | 20 | 14 | 16 | 40 | 28 | 16 | 13 | 24 | 18 | 1200-1300 | 1000-1150 | | 15 | 13 | 21 | 14 | 16 | 42 | 30 | 17 | 14 | 26 | 18 | 1250-1350 | 1050-1200 | | 16 | 13 | 21 | 14 | 16 | 43 | 30 | 17 | 14 | 27 | 17 | 1350-1400 | 1050-1200 | | 17 | 18 | 21 | 13 | 15 | 44 | 31 | 18 | 15 | 29 | 18 | 1300-1400 | 1150-1200 | | 18 | 15 | 17 | 13 | 15 | 50 | 37 | 18 | 15 | 28 | 19 | 1300-1400 | 1050-1200 | | |
Рис. 1. Профиль физической подготовленности Условные обозначения: 1 - возраст; 2 - масса тела; 3 - артериальное давление; 4 - пульс в по-кое; 5- гибкость; 6 - быстрота; 7 - динамическая сила; 8 - скоростная выносливость',9 - скоростно-силовая выносливость; 10- общая вынос-ливость; 11 - восстанавливаемость пульса. Скоростная выносливость (8). В этом тесте ведется подсчет макси-мальной частоты пониманий прямых ног до угла 90 градусов по отно-шению к туловищу из положения лежа на спине за 20 секунд. Оценива-ется возрастная норма и каждое поднимание сверх ее - в 3 балла (см. сводную таблицу). Скоростно-силовая выносливость (9). Определяется максимальной частотой сгибания и разгибания (отжиманий) рук в упоре лежа (для девочек и девушек в упоре на коленях) за 30 секунд. Выполнение возрастного норматива и каждое отжимание, превосходящее его, оценивается в 4 балла (см.сводную таблицу). Общая выносливость (10), оценивается по расстоянию (в метрах), которое испытуемый пробегает за 6 минут. За выполнение возрастного норматива начисляется: 30 баллов за каждые 50 метров, превышающих норматив; 15 баллов поощрительных. За каждые 50 метров ниже установленного норматива вычисляется от общей суммы 5 баллов (см. сводную таблицу). Восстанавливаемость пульса (11). Оценивается так. После пятиминутного отдыха, тестируемому в положении сидя предлагается измерить пульс за 10 секунд, затем у множить его на 6. Получим пульс в покое за 1 минуту. Затем дается стандартная нагрузка - 20 глубоких приседаний в течение 40 секунд и испытуемый снова садится. Через 2 минуты у него снова измеряется пульс за 10 секунд, и результат его умножается на 6. Соответствие пульса при повторном тестировании норме, по истечении 2-х минут, исходной величине (до нагрузки) - 30 баллов. Превышение пульса на 10 ударов считают 20 баллов, на 15 ударов - 10 баллов, на 20 ударов - 5 баллов, более 20 ударов, баллы не начисляются (см. сводную таблицу). Оценив качества и способности учащегося по 11 показателям, приведенным выше, строится профиль физической подготовленности занимающегося (см рисунок 1). В результате суммирования всех полученных баллов (в приведенных выше 11 тестах) уровень физической подготовленности учащегося определяется с использованием следующих оценок. 1. Низкий - 55 баллов. 2. Ниже среднего - 56 - 95 баллов. 3. Средний - 96 - 165 баллов. 4. Выше среднего - 166-255 баллов. 5. Высокий - более 255 баллов. Такая градация суммы баллов определяет уровень индивидуальной физической подготовленности учащегося, а построение профиля физической подготовленности дает возможность проследить уровни индивидуальных свойств, качеств и способностей занимающегося с целью их текущей коррекции при систематических занятиях физической культурой, массовыми видами спорта. 2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ Наряду с оценкой уровней физической подготовленности детей школьного возраста, ниже предлагается методика определения их кондиционных способностей (кардиореспираторной функции человека) - основы жизнеобеспечивающего фактора, необходимой работоспособности индивида при выполнении им бытовых и профессиональных условий. Эта возможность растущего организма школьника определялась путем выявления оперативного уровня состояния его организма. Рассчитывался ИФС (индекс физического состояния) по предложенной формуле: СД-ДД 700 - ЗЧП - 2,5(ДД+ ------------) - 2,7 + 0,28 МТ 3 ИФС (индекс) = ------------------------------------------;
Страницы: 1, 2, 3
|