p align="left">Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают её активность, становятся принципами её поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам необыкновенную значимость и направленность. Потребности в физической культуре - основная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий диапазон: потребность в движениях и физических отягощениях; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоут-верждении, укреплении позиций собственного Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении свойства физкультурно-спортивных заня-тий, в комфорте и др. Потребности тесновато соединены с эмоциями -- переживаниями, ощущениями приятного и противного, наслаждения либо неудовольствия. Ублажение потребностей сопровождается положительными эмоциями (удовлетворенность, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек традиционно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени дозволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на базе потребностей система мотивов описывает направленность личности, провоцирует и мобилизует её на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы: ¦ физического совершенствования, связанный со рвением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в собственном окружении, добиться признания, уважения; ¦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними; ¦ долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, делать требования учебной программы; ¦ соперничества, характеризующий рвение выделиться, самоутвердиться в собственной среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего; ¦ подражания, связанный со рвением быть похожим на тех, кто достиг определенных фуроров в физкультурно-спортивной деятельности либо владеет особыми свойствами и достоинствами, обретенными в итоге занятий; ¦ спортивный, определяющий рвение добиться каких-или значимых результатов; ¦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий; ¦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха; ¦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др. В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания энтузиазма невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем огромную роль играется объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их ублажения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то энтузиазм -- познакомиться с ним. В структуре энтузиазма различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий составляющие. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту либо деятельности постоянно испытывает какие-или чувства. Его показателями могут быть: наслаждение, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием параметров объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для ублажения появившейся потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; рвение к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также оптимальные методы ублажения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного энтузиазма. Интересы традиционно появляются на базе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые соединены: ¦ с ублажение действием занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, обилие, общение и др.); ¦ с плодами занятий (приобретение новейших знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными деяниями, испытание себя, улучшение результата и др.); ¦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармонич-ное развитие, воспитание личных свойств, укрепление здоро-вья, повышение спортивной квалификации и др.). Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет энтузиазма к ней. дела задают предметную ориентацию, определяют социаль-ную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выде-ляют активно-положительное, пассивно-положительное, индиффе-рентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отноше-ния. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубочайшая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регуляр-ность занятий, роль в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий. Пассивно-положительное отношение различается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и не-устойчивостью интересов, эпизодическим ролью в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение -- это без-различие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутству-ют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негати-визмом части людей к физической культуре и спорту, они для таковых лиц не имеют никакого значения. Активно отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении за-нятиям физическими упражнениями, которые для таковых лиц не имеют никакой ценности. Ценностные ориентации выражают совокупность отношений лич-ности к физической культуре в жизни и профессиональной деятель-ности. Эмоции -- важнейший компонент ценностных ориентации, наибо-лее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: наслаждение, ублажение, величина потреб-ности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность предпосылки их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоци-ональные состояния); страсть (скоро возникающее, стойкое и силь-1 roe чувство, к примеру к спорту); аффект (скоро возникающее крат-ковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и постоянно бурно проявляемое, к примеру при победе) эмоции владеют свойством заразительности, что совсем принципиально при за-нятиях физкультурно-спортивной деятельностью. Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в согласовании с поставленными целями, принятыми решениями. Воле-вая активность определяется силой мотива: если я совсем хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более долгое во-левое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чув-ством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная дея-тельность развивает волевые свойства: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.Е. Стрем-ление достичь отдаленную во времени мишень, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым соображают сме-лость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, ужаса; сдержанность (выдержка) как способность по-давлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; со-бранность (сосредоточенность) как способность концентрировать вни-мание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая мини-мальным временем принятия решения в важной для человека ситуа-ции, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответ-ственности за принимаемое решение. таковым образом, в процессе физического воспитания осуществляет-ся действие не лишь на биологическую базу личности, но и на её биосоциальную целостность. Поэтому нереально судить о физи-ческой культуре личности, делая упор только на развитие её физических возможностей, без учета её мыслей, чувств, ценностных ориентации, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеж-дений. Физическая культура и спорт как средства сохранения и укрепления здоровья студентов, их физического и спортивного совершенствования Владея и активно используя разнообразные физические упражнения, человек улучшает свое физическое состояние и подготовленность, физически совершенствуется. Физическое совершенство отражает такую степень физических вероятное гей личности, её пластической свободы, которые разрешают ей более полно воплотить свои сущностные силы, удачно воспринимать роль в нужных обществу и желательных для нее видах социально-трудовой деятель-ности, усиливают её адаптивные способности и рост на данной базе социальной отдачи. Степень физического совершенства определяется тем, как прочную базу оно представляет для дальнейшего развития, в какой мере оно "открыто" новым качественным изменениям и создает условия для перевода личности в другое, более совершенное качество. Физическое улучшение правомерно разглядывать как динамическое состояние, характеризующее рвение личности к целостному развитию посредством избранного вида спорта либо физкультурно-спортивной деятельности. Тем самым обеспечивается выбор средств, более полно соответствующий её многофункциональным и социально-психологическим особенностям, раскрытию и развитию её особенности. Вот почему физическое совершенство является не просто хотимым качеством грядущего специалиста, а необходимым элементом его личной структуры. Физкультурно-спортивная деятельность, в которую включаются студенты -- один их эффективных устройств слияния общественного и личного интересов, формирования общественно нужных индивидуальных потребностей. Её специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие её нормами, идеалами, ценностными ориентациями. При этом происходит перевоплощение общественного опыта в характеристики личности и перевоплощение её сущностных сил во внешний итог. Целостный характер таковой деятельности делает её массивным средством повышения социальной активности личности. Физическая культура личности проявляет себя в трех главных направлениях. Во-первых, описывает способность к саморазвитию, отражает направленность личности "на себя", что обусловлено её социальным и духовным опытом, обеспечивает её рвение к творческому "самостроительству", самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура -- база самодеятельного, инициативного самовыражения грядущего специалиста, проявление творчества в использовании средств физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на дела, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, публичной и профессиональной деятельности, т.Е. На других". Чем богаче и шире круг связей личности в данной деятельности, тем богаче становится пространство её субъективных проявлений. 8. Гипокинезия и гиподинамия Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма человека необходима достаточная активность скелетных мышц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная деятельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улучшает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем и вызывает появление особых состояний - гипокинезии и гиподинамии. Гипокинезия - это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гипсовая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее. Существует и близкое понятие -- гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случаях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возникает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма. Некоторые животные очень тяжело переносят отсутствие движений. Например, при содержании крыс в течение 1 месяца в условиях акинезии выживает 60% животных, а в условиях гипокинезии - 80%. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей пробежке по двору. Тяжело переносится снижение двигательной активности человеком. Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребывания в море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4 месяцев плавания - на 40-50%. Наблюдались и другие нарушения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|