на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Основы физической подготовки
p align="left">Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты разного профиля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности 6 различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Примерами подобной адаптации является высокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения спортсменов в различных видах спорта, часто превышают сложившиеся представления о возможности организма человека. Поэтому при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности. "В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производства" (Н. И. Пономарев).

Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли Простого физического труда вовсе не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса ставил сам муж через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно изменяет его место и роль в производственном процессе - человек как бы становится над производственным процессом, однако его значение в производстве еще более возрастает. Это связано с тем, что объектом непосредственных трудовых усилий становится разумное использование большого объема овеществленного труда - все усложняются машин, автоматических систем, их постоянное совершенствование. Значительно повышается ответственность человека за результаты труда.

Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, скорости и точности его реакции. Кроме того, современный специалист высшей квалификации управляет не только техникой, но и высококвалифицированными людьми. Социологические исследования свидетельствуют, что именно работа с людьми, руководство людьми утомляет больше всего.

20. Общая и моторная плотность занятия

Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Опре-делять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено, не-одинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовитель-ной, основной и заключительной частях занятия. Общее время, затраченное на занятие (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитыва-ются процентные величины.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия.

Общая плотность занятия -- это отношение педагогически оправданных (ра-циональных) затрат времени к общей продолжительности занятия.

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесооб-разные мероприятия:

1. организацию обучаемых, проверку домашнего задания, постановку учебных задач, инструктаж по мерам безопасности;

2. сообщение и закрепление теоретических сведений;

3. проведение общеразвивающих упражнений;

4. инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5. подготовку и уборку технических средств обучения, необходимые перемеще-ния учащихся на уроке и т.д.;

6. изучение техники действий, технических приёмов, воспитание физических ка-честв;

7. методическую подготовку обучаемых, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8. мотивацию обучаемых;

9. использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10. педагогический контроль;

11. подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку до-машних заданий;

12. воспитательную работу на занятии.

Для определения общей плотности занятия или его частей суммируются пока-затели времени активной деятельности на занятии. Сюда входит время, затрачен-ное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организа-цию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои Тад. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятии Тобщ. (формула 1):

Общая плотность полноценного по специальной физической подготовке должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

- неоправданные простои на занятие (опоздание с началом, несвоевре-менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

- неподготовленность преподавателя или инструктора; непродуманные организация и содержание занятия, приводящие к паузам;

- излишняя и малоэффективная словесная информация для обучаемых на занятии;

- неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к не-рациональному использованию времени из-за многократного повторе-ния команд и распоряжений, замечаний обучаемым, повторений объяс-нения и т.п.

Моторная плотность занятия -- это отношение времени, использованного не-посредственно на двигательную деятельность обучаемых, к общей продолжи-тельности занятия.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физиче-ских упражнений, действий, технических приёмов Тфу умножить на 100% и раз-делить на общее время занятия Тобщ (формула 2):

МПУ = Тфу: Т общ x 100 %

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания приме-няемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зави-симости от типа занятия. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70--80%, а на уроках разучи-вания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к сни-жению качества и эффективности учебной деятельности в целом.

21. Методы физического воспитания

В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности:

-- метод регламентированного упражнения;

-- игровой метод;

-- соревновательный метод;

-- словесные и сенсорные методы.

Метод регламентированного упражнения предусматривает:

-- твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений);

-- по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;

-- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздей­ствием нагрузки).

Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множеств вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить сальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических

Качеств, способностей.

Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми -- футбол, волейбол и т. д.

К особенностям игрового метода в частности относится "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач -- того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры).

Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств.

Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода -- сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение.

Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки.

Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации.

Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся.

В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме:

-- дидактического рассказа, беседы, обсуждения;

-- инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения);

-- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);

-- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);

-- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);

-- словесного отчета и взаиморазъяснения;

самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, "сильнее", "держать", "плавно").

Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме:

-- показа самих упражнений;

-- демонстрации наглядных пособий;

-- предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков);

-- кино -- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино-кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений);

-- избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электро­ламп).

В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены:

-- метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания;

-- метод ориентирования, т. е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала);

-- методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео -- и звуколидеры, указы­вающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения).

22. Ловкость и методы воспитания

Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями, тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер.

Ловкость - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту, трудовой и спортивной деятельности можно условно разделить на две группы:

· относительно стереотипные (бег, прыжки, метания и др.);

· нестереотипные (спортивные игры, единоборства и др.).

Ловкость в значительной мере зависит от объема двигательных навыков человека. Любое движение, каким бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей, которые, вместе с новыми движениями вступают в специфические соединения и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом навыков обладает человек, тем лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям, т.е. тем выше его ловкость.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.