p align="left">Профилактикой негативных воздействий на организм человека технизации труда и быта занимаются специалисты разного профиля, в том числе специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения его работоспособности 6 различных условиях, чтобы использовать адаптационные возможности организма в специализированной подготовке. Примерами подобной адаптации является высокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к работе в космосе и выдающиеся достижения спортсменов в различных видах спорта, часто превышают сложившиеся представления о возможности организма человека. Поэтому при подготовке молодежи к современным видам труда важно использовать уже проверенный опыт направленного применения средств физической культуры и спорта для повышения функциональных способностей, необходимых в профессиональной деятельности. "В обществе нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производства" (Н. И. Пономарев). Изменение места и функциональной роли человека в современном производственном процессе требует его направленной психофизической подготовки, так как уменьшение доли Простого физического труда вовсе не снимает требования к психофизической подготовленности работников, хотя изменяет ее структуру. Это связано с тем, что если раньше темп и ритм трудового процесса ставил сам муж через управляемую им технику, то теперь их определяет технология производства, к которой человек должен приспосабливать свой труд. Это существенно изменяет его место и роль в производственном процессе - человек как бы становится над производственным процессом, однако его значение в производстве еще более возрастает. Это связано с тем, что объектом непосредственных трудовых усилий становится разумное использование большого объема овеществленного труда - все усложняются машин, автоматических систем, их постоянное совершенствование. Значительно повышается ответственность человека за результаты труда. Изменение структуры трудовых усилий и функциональной роли человека повысило требования к чувствительно-двигательной деятельности работника современного производства, особенно в отношении устойчивости внимания, скорости и точности его реакции. Кроме того, современный специалист высшей квалификации управляет не только техникой, но и высококвалифицированными людьми. Социологические исследования свидетельствуют, что именно работа с людьми, руководство людьми утомляет больше всего. 20. Общая и моторная плотность занятия Одним из показателей эффективности занятия является его плотность. Опре-делять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено, не-одинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовитель-ной, основной и заключительной частях занятия. Общее время, затраченное на занятие (или его часть), принимается за 100%. Относительно него и рассчитыва-ются процентные величины. Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность занятия. Общая плотность занятия -- это отношение педагогически оправданных (ра-циональных) затрат времени к общей продолжительности занятия. Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесооб-разные мероприятия: 1. организацию обучаемых, проверку домашнего задания, постановку учебных задач, инструктаж по мерам безопасности; 2. сообщение и закрепление теоретических сведений; 3. проведение общеразвивающих упражнений; 4. инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку; 5. подготовку и уборку технических средств обучения, необходимые перемеще-ния учащихся на уроке и т.д.; 6. изучение техники действий, технических приёмов, воспитание физических ка-честв; 7. методическую подготовку обучаемых, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков; 8. мотивацию обучаемых; 9. использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений; 10. педагогический контроль; 11. подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку до-машних заданий; 12. воспитательную работу на занятии. Для определения общей плотности занятия или его частей суммируются пока-затели времени активной деятельности на занятии. Сюда входит время, затрачен-ное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организа-цию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои Тад. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятии Тобщ. (формула 1): Общая плотность полноценного по специальной физической подготовке должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины: - неоправданные простои на занятие (опоздание с началом, несвоевре-менная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений); - неподготовленность преподавателя или инструктора; непродуманные организация и содержание занятия, приводящие к паузам; - излишняя и малоэффективная словесная информация для обучаемых на занятии; - неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к не-рациональному использованию времени из-за многократного повторе-ния команд и распоряжений, замечаний обучаемым, повторений объяс-нения и т.п. Моторная плотность занятия -- это отношение времени, использованного не-посредственно на двигательную деятельность обучаемых, к общей продолжи-тельности занятия. Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физиче-ских упражнений, действий, технических приёмов Тфу умножить на 100% и раз-делить на общее время занятия Тобщ (формула 2): МПУ = Тфу: Т общ x 100 % Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить, прежде всего, различием содержания приме-няемых действий, технических приёмов, упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зави-симости от типа занятия. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70--80%, а на уроках разучи-вания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%. При всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления обучаемыми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к сни-жению качества и эффективности учебной деятельности в целом. 21. Методы физического воспитания В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: -- метод регламентированного упражнения; -- игровой метод; -- соревновательный метод; -- словесные и сенсорные методы. Метод регламентированного упражнения предусматривает: -- твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений); -- по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха; -- создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки). Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множеств вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить сальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических Качеств, способностей. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо играми -- футбол, волейбол и т. д. К особенностям игрового метода в частности относится "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий). Но игровой сюжет может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач -- того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры). Игровой метод используется, чтобы комплексно совершенствовать двигательную деятельность в усложненных или облегченных условиях, развивать такие качества и способности, как ловкость, быстрота ориентировки, находчивость, самостоятельность, инициативность. При умелом руководстве этот метод можно применять для воспитания коллективизма, сознательной дисциплины и других нравственных психических качеств. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Основная черта соревновательного метода -- сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Соревновательный метод применяется при решении разнообразных педагогических задач. Это прежде всего совершенствование умений, навыков в усложненных условиях для воспитания физических, морально-волевых качеств. Фактор соперничества в процессе состязаний создает особый эмоциональный и физиологический фон, который значительно усиливает воздействие физических упражнений и способствует максимальному проявлению функциональных возможностей организма. Применять этот метод необходимо после специальной предварительной подготовки. Словесные и сенсорные методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации. Благодаря слову можно сообщать необходимые знания, активизировать и углубить восприятие, поставить задание и сформулировать отношение к нему учащихся, можно руководить процессом выполнения задания, анализировать и оценивать результаты, корректировать поведение занимающихся. В учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях слово может быть использовано и выражено в форме: -- дидактического рассказа, беседы, обсуждения; -- инструктирования (объяснение задания, правил их выполнения); -- сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания); -- указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении); -- оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов); -- словесного отчета и взаиморазъяснения; самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи (например, "сильнее", "держать", "плавно"). Посредством сенсорных методов обеспечивается наглядность, которая в физическом воспитании понимается весьма широко. Это не только визуальное восприятие, но и слуховые, и мышечные (проприоцептивные) ощущения. Сенсорные методы могут реализоваться в форме: -- показа самих упражнений; -- демонстрации наглядных пособий; -- предметно-модельной и макетной демонстрации (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков); -- кино -- и видеомагнитофонных демонстраций (просмотр кино-кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений); -- избирательно-сенсорной демонстрации для воссоздания отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп). В общем перечне сенсорных методов могут быть представлены: -- метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания; -- метод ориентирования, т. е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала); -- методы лидирования и текущего сенсорного программирования, в которых часто используется специальная электронная аппаратура, нередко с обратной связью (видео -- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения). 22. Ловкость и методы воспитания Среди физических способностей ловкость занимает особое положение. Она имеет самые многообразные связи с остальными физическими способностями, тесно связана с двигательными навыками и потому носит наиболее комплексный характер. Ловкость - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту, трудовой и спортивной деятельности можно условно разделить на две группы: · относительно стереотипные (бег, прыжки, метания и др.); · нестереотипные (спортивные игры, единоборства и др.). Ловкость в значительной мере зависит от объема двигательных навыков человека. Любое движение, каким бы новым оно не казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей, которые, вместе с новыми движениями вступают в специфические соединения и образуют новый навык. Чем тоньше, точнее и разнообразнее была работа двигательного аппарата, чем больше благодаря этому запас условно-рефлекторных связей, тем большим числом навыков обладает человек, тем лучше приспосабливается к существующим и изменяющимся условиям, т.е. тем выше его ловкость.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|