Паломнический туризм
1 ОГЛАВЛЕНИЕ Ведение………………………………………………………………………2 1.Основные формы религиозного туризма………………………………..4 1.1. Паломнический туризм……………………………………………..4 1.2. Познавательные туры религиозной направленности …..………...9 2.Особености организации религиозных туров в России…………………12 3.Перспективы развития религиозного туризма в РФ…………………….23 3.1. Концепция развития религиозного туризма……………………….23 3.2. Сегментация туристского рынка……………………………………26 3.3.Примерная программа познавательных туров религиозной направленности на Валаам……..……………………………………….30 Выводы и рекомендации ……………………………………………………35 Библиографический список………...……………………………………….38 ВВЕДЕНИЕ. Посещение святых мест издавна представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма. В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности - это часть культурного наследия и объекты туризма. Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе междуна-родного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломни-ческие и экскурсионные поездки по святым местам и религиоз-ным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных цере-мониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влия-ет на формирование самосознания и стереотипов поведения лю-дей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях -- одним из важнейших. Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и познавательные туры религиозной направленности. В XX в. бурно развивалась индустрия туризма, совершенствова-лись средства транспорта и связи. У людей появилось больше воз-можностей посещать святые места своей религии. Одновременно возникло желание приобщиться к духовным достижениям наро-дов других стран, понять суть их религии. Можно предположить, что это отчасти вызвано определенным кризисом религий, насту-пившим в связи с бурными изменениями всех сторон жизни че-ловечества в последние несколько десятилетий. Паломников интересует непосредственное участие в религиоз-ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове-дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло-ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них -- вто-ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Религиозные туристы и в первую очередь паломники пускают-ся в путешествие, когда у них возникает потребность совершить нечто большее, чем обычные культовые действия в условиях обыч-ной среды их проживания. Люди отправляются в поездки по свя-тым местам с разными мотивами: помолиться, решить личные про-блемы, найти себе подходящую религию, духовную школу и сис-тему ценностей, познакомиться с культурным наследием страны. Объектами привлечения религиозных туристов являются свя-тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле-ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи-ми в определенное время года. При международных поездках ту-ристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформирова-лись фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма. Основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи: -проанализировать основные формы религиозного туризма; -выявить специфику организации паломнических туров; -рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России. 1. ОСНОВНЫЕ формы РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА. Религиозный туризм -- это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом-нический туризм, религиозный туризм экскурсионной направлен-ности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение). Религиозный туризм и его разновидности представлены раз-личными формами. 1.1. П а л о м н и ч е с к и й т у р и з м. В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристские агентства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. Паломничество pilgrimage -- хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями. Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен. Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству. Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с па-ломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей по-буждает много различных мотивов. Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам. Паломничество предполагает определенное отношение чело-века к действительности. Психологические особенности паломни-ков очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев -- глу-боко религиозный человек с уже сложившейся системой ценно-стей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей. Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России. Можно выделить различные виды паломничества. По числу уча-стников и признаку семейной принадлежности различают инди-видуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжи-тельности можно обозначить паломничества длительные и корот-кие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимо-сти от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые па-ломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные. Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они ос-танавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обыч-но невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии -- вегетарианская. Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, при-родные объекты - горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто па-ломничества бывают приуроченными к определенным праздни-кам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников по-слушать пасхальную проповедь Папы римского. Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия. В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком. Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных -- со сменной одеждой) и сосуд для воды. Сегодня возродилась традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням. Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины. Трудно найти статистические данные о численности православ-ных паломников в России. По имеющейся информации, в год внут-реннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Воз-можно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников -- 45 -- 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процент-ная доля невелика. Одним из возможных путей развития современ-ного паломничества являются молодежные мобиль-ные лагеря паломнической направленности. Эта фор-ма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедить-ся, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви. История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество - это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|