на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Паломнический туризм
p align="left">Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки, музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания ).

Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной.

В индуизме, право-славии и католицизме, других конфессиях получили развитие пе-шие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ри-туальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них

Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.

Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

     По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля).

Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные. "Ближние", например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.).

     Весьма популярны у паломников 2-3-дневные поездки в монастыри: в первую очередь в Оптину пустынь, к мощам Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь, в Нилову пустынь на озере Селигер, в Псково-Печорский монастырь.

Поездки в монастыри Болгарии (Рильский, Роженский монастыри, монастырь Аладжа и др.) носят по преимуществу индивидуальный характер. На болгарском направлении, это связано с тем, что группу на 9-дневную поездку по Болгарии (с посещением Стамбула и Трои) можно собрать лишь в канун пасхальных празднеств.

 Паломничества в Италию, в Бари (приуроченные обычно к "Николе Вешнему" и "Николе Зимнему" - 22 мая и 19 декабря) предлагаются в автобусном варианте.

При практической организации поездок паломников-мусульман для участия в хадже или умре следует учитывать следующее. Каждая страна мира, где существуют организованные общины му-сульман, имеет свою квоту на участие в хадже. Такую квоту имеют не только страны, в которых мусульмане составляют большинство, но и другие, например, Германия, Россия. Поэтому каждая страна сможет отправить лишь определенное количество паломников.

Причиной упорядочения (по сути -- ограничения) числа уча-стников хаджа является ограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравии также стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей.

В мечетях вывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджем проводятся занятия, на которых па-ломникам объясняют правила и особенности организации пред-стоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой, расска-зывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. Саудовская Аравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20 -- 30 % поездок на хадж -- бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, при этом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей, едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей или организаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом. Существуют благотворительные фонды, работаю-щие с мусульманскими общинами и распределяющие эти поезд-ки. Например, в мусульманском духовном учебном заведении мо-гут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошо учатся, в качестве поощрения.

Российские туристы отправляются в паломнические и экскур-сионные поездки в страны Востока. У них вызывает интерес ду-ховное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Не-пала, Шри-Ланки, Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями ду-ховных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитатив-ные практики и школы и т.д. Большинство туристов отправляется в поездки, организованные ими самими без посредничества тур-фирм. Такие туристы отправляются в самостоятельную поездку часто на несколько месяцев с довольно длительным пребыванием в одном или нескольких монастырях, ашрамах и т.д. Часто в их программе происходят спонтанные изменения, когда на месте ме-няются планы, и это влияет на маршрут поездки и длительность пребывания в тех или иных местах. Если такие туристы отправи-лись в поездку с помощью российской туристской фирмы, то она оказывает им поддерж-ку во время их пребывания в Индии и помогает преодолевать труд-ности и решать проблемы, если они возникают.

Туризм в Тибет в любом случае имеет сильную религиозную составляющую, даже если цели туристских прибытий не являют-ся религиозными. Дело в том, что в Тибете религиозность прони-зывает все стороны жизни людей. Сакральными являются все празд-ники, а также обычаи людей. Следует сразу отметить, что поездки в Тибет и Непал довольно дороги. Их делают таковыми переле-ты из Дели в Катманду и обратно, из Катманду в Лхасу и обрат-но, аренда джипов в Тибете.

Стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю - привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников - люди пожилого и среднего возраста. Реже - молодежь и дети

Нужно сказать, что паломни-чество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жиз-ни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с од-ной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику органи-зации туризма.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РФ.

3.1. К о н ц е п ц и я р а з в и т и я р е л и г и о з н о г о т у р и з м а.

В настоящее время в мире все большее развитие получают различные виды познавательного, в том числе и религиозного туризма. Маршруты поездок верующих различных конфессий легли в Израиль, Грецию, Египет, Иорданию, Турцию, Италию, Индию, Саудовскую Аравию, Китайский Тибет и другие места, имеющие религиозную значимость. Однако существующий на сегодня уровень подготовки подобных маршрутов российскими турфирмами, их сопровождение, соответствие организации приема положениям различных вероисповеданий еще не отвечают необходимым требованиям. Большинство отечественных фирм, проводящих эту работу, не имеют поддержки и благословения церкви. Стоимость предлагаемых поездок в зарубежные страны превышает финансовые возможности большинства граждан страны.

Помимо указанных нерешенных вопросов выездного религиозного туризма, практически совершенно неразработанной является задача привлечения зарубежных туристов к российским святыням, в том числе в Москву и Подмосковье, на территории которых находится более 300 объектов, представляющих значительный конфессиональный и культурный интерес.

Настоящая концепция предусматривает трехэтапную реализацию данного проекта.

На начальном (организационном) этапе предусматривается разработка ряда религиозных туристских продуктов, рассчитанных как на православное направление в Израиль, Иорданию, Египет, Грецию и Италию, так и на развитие въездного религиозного туризма. Предлагается провести конкурсный отбор отечественных и зарубежных туристских фирм, привлекаемых к реализации проекта и аккредитуемых в этой связи при ГАО"Москва", а также организацию специальной подготовки гидов. В качестве транспортных агентов предлагается на договорной основе привлечь авиакомпании, предлагающие максимальные скидки; аналогичный подход предусматривается в вопросах отбора гостиниц.

В рамках этого этапа на межправительственном и межконфессиональном уровнях планируется подписание соглашений, предусматривающих патронаж и поддержку религиозного туризма и протекционизм структурам, его реализующим. Данная позиция всецело разделяется Государственным комитетом по физической культуре и туризму РФ.

В целях привлечения к религиозному туризму максимального числа средне- и малообеспеченных граждан некоммерческим фондом "Русский путешественник" разработана финансовая модель оплаты поездки "в рассрочку" за 1-3 года. Для исключения возможности восприятия этой модели как очередной финансовой "пирамиды" все взносы граждан оформляются авторитетной аккредитованной страховой фирмой в порядке накопительного страхования, а размещение туристских путевок-полисов осуществляется через сеть почтовых отделений и отделений Сбербанка. Поддержка проекта Минсвязью РФ и Сбербанком РФ, а также Правительством Москвы, известным своей приверженностью к возрождению духовных ценностей, позволит придать этому проекту уровень государственной значимости.

Особое внимание на первом этапе предполагается уделить организации въездного религиозного туризма.

Важнейшим элементом первого этапа, безусловно, должно быть его рекламно-информационное сопровождение: пропаганда через прессу, радио и телевидение, выпуск путеводителей для туристов, книг о храмах Москвы, духовных памятниках России, видеофильмов, проведение ряда бесплатных рекламно-информационных поездок с участием в них деятелей различных конфессий, журналистов, представителей турагентств, ряда известных и авторитетных лиц.

На втором этапе проекта, длительность которого составляет 1-3 года, предусматривается непосредственная реализация массового религиозного туризма, включая аккумулирование средств населения с использованием модели накопительного страхования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.