на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Платежные средства в туризме
p align="left">2) средства обращения. В этой функции деньги в виде реальных денег служат посредником в процессе товарообмена. Как всеобщий товар реальные деньги могут быть замещены различными заменителями (бумажные деньги; монеты из недрагоценных металлов), но при условии, что они выступают в качестве официально признанной меры стоимости;

3) средства платежа. В этой функции деньги служат для оплаты финансовых обязательств, когда поставка товаров и их оплата осуществляются в разные сроки. При этом деньги функционируют и вне сферы товарного обращения, становясь всеобщим товаром (например, платежи по налогам, выплата пенсий). Средством платежа деньги выступают при безналичных расчетах и кредитовании;

4) средства накопления и образования сокровищ;

5) мировых денег. В этой функции деньги выступают в своей изначальной форме полноценного денежного товара -золота «сбрасывая свою национальную оболочку». »[2]

Но в любом случае деньги остаются главным средством платежа во всех сферах, в том числе и в туризме. Также, сравнительно недавно, появились такие средвства платежа, как чеки. Хотя они и «молоды», но неприменно играют важную роль в денежных операциях, поскольку замещают наличные деньги.

1.2.Чеки

Чек (англ. cheque) -денежный документ, содержащий письменный приказ банку о выплате указанной в нем суммы денег. Чековое обслуживание осуществляется банками в пределах депонированной на открытом клиентом чековом вкладе суммы денег. Источник покрытия чека - собственные средства клиента или кредит банка. 

Обычно денежный чек используют для получения наличных денег в банке, чек кредитный - для осуществления безналичных расчетов. Чек представляет собой документ краткосрочного действия и должен быть выставлен для оплаты в срок, установленный законом. Чек как один из высоколиквидных компонентов денежной массы относится к денежному агрегату Ml, поскольку принимается банком к оплате в обязат. порядке и при первом требовании, если соблюдены все необходимые условия. Чек выполняет функцию замещения наличных денег в обращении и способствует экономии денежных ресурсов.

Возникновение чеков как кредитных орудий обращения связано с развитием коммерческих банков и сосредоточением на их текущих счетах денежной наличности. Впервые чеки стали применяться на рубеже XVI-XVII вв. в Великобритании и Нидерландах и имели форму банковских квитанций на предъявителя, которые можно было использовать для расчетов. Первые чековые законы были приняты в некоторых европейских странах во 2-й половине XIX в. По мере развития торговли и банковского дела чеки стали применяться не только во внутреннем платежном обороте, но и в международных расчетах.[6]

Что касается туризма, то тут более распространены дорожные чеки.

Организованному туризму уже более полутора веков. Считается, что первое групповое путешествие (тур) в 1850 году осуществил американский финансист Томас Кук и таким образом положил начало современному рынку туристических услуг. Этот же предприниматель придумал для своих клиентов и новый способ хранения денег. Тогда на больших дорогах, особенно в районе Дикого Запада, пошаливали ковбои и индейцы, поэтому перевозить наличные было очень опасно. И в 1874 году Томас Кук ввел новый вид финансового документа - так называемую циркулярную ноту. По данной бумаге, заверенной банком и ее владельцем, можно было в определенных местах получать наличные деньги. А для грабителя она никакой ценности не представляла - нота была именной.

Компания Thomas Cook и сегодня является одним из основных операторов рынка дорожных чеков, но собственно бумагу с этим названием выпустила другая структура. В 1891 году American Express (в то время просто курьерская служба, занимавшаяся транспортировкой наличных средств между частными лицами, компаниями и банками) выпустила в обращение первый дорожный чек. Его подлинность определялась путем сравнения двух подписей: первая - сделанная владельцем на чеке в момент его покупки, вторая - в момент предъявления к оплате. Если подписи схожи, то чек принимался к оплате. И наоборот.

Данная схема с двумя подписями применяется и по сей день - все гениальное просто. Работает она достаточно тривиально: сначала клиент приходит в банк, который является агентом той или иной системы, покупает чек и расписывается на нем в специально отведенном для этого месте.

Кредитных организаций-агентов очень много в разных городах. При поездке в Европу, можно купить чек Thomas Cook, VISA, MasterCard или American Express, для США лучше использовать только AmEx или Bank America, а в Азию - CitiCorp. При покупке обычно берут от 0,5 до 1 процента с суммы, а обналичивание за границей будет примерно столько же. Хотя в офисах самих систем и в отдельных крупных банках обменять их на деньги смогут бесплатно. Но это заграницей, а если чеки не потрачены за границей и привезены, например, обратно в Россию или Украину, то потери окажутся более существенными - банки принимают их на инкассо с комиссией до четырех процентов. А собственно реализация чека проста - подпись последнего еще раз прямо в банке, и все - чеки обналичиваются и выдаются банкноты.

Дорожные чеки, как и купюры, бывают разных номиналов - 20, 50, 100, 500 американских долларов (то же самое по евро, фунтам стерлингов, канадским и австралийским долларам, швейцарским франкам и южноафриканским рэндам), тысячный номинал встречается по долларам США и саудовским риалам. Есть они и в японской валюте - на 10 000, 20 000 и 50 000 иен. Как и в случае с наличностью, разумнее набрать и крупных, и мелких чеков. Последними можно расплачиваться в торговых точках, ресторанах и отелях, где висит объявление о том, что данный вид платежных документов принимается. Правда, принимаются они не везде даже в развитых странах. А в государствах третьего мира могут возникнуть проблемы с их обналичкой. Так, в Заире, по отзывам российских туристов, служащие некоторых местных банков требуют, чтобы на дорожном чеке стоял штамп "Образец", как на плакатике с инструкцией по работе с этими ценными бумагами. [9]

1.3.Пластиковые карты

Идея кредитной карточки была выдвинута в книге Эдуарда Беллами "Глядя назад" в 1880 году. Однако, реально первая кредитная карта была выпущена лишь в 1914 году известной фирмой Mobil Oil (правда раньше эта фирма называлась General Petroleum Corporation of California). Выпущенные данной компанией карты использовались при оплате торговых операций по нефтепродуктам. Первые карточки были картонными, данные на них были либо написаны, либо выдавлены.


В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке.

Поиск подходящего материала затянулся на десятилетия, и лишь в 60-е годы было найдено приемлемое решение - пластиковая карточка с магнитной полосой. Десять лет спустя, в 1975 г. француз Ролан Морено изобрел и запатентовал электронную карту памяти. Прошло еще несколько лет, и компания Bull (Франция) разработала и запатентовала смарт-карту со встроенным микропроцессором.


Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Charge-it". Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно.


1 октября 1958 года была выпущена первая карта American Express. Уже через год эта компания насчитывала 32 тысячи предприятий и более 475 тысяч держателей карточек. Такой успех American Express объясняется, во-первых, тем, что компания приобрела Universal Travel Card, выпускавшуюся Ассоциацией американских отелей. Но главной причиной была уже существовавшая разветвленная международная сеть обслуживания дорожных чеков "American Express" и огромные финансовые средства, позволившие кредитовать клиентов.


В 50-е годы свыше 100 американских банков начали свои программы кредитных карточек. Но, пожалуй, принципиально новый период в развитии карточного, бизнеса начался, когда в него вступили первый и второй по величине американские банки: Bank of America и Chase Manhattan Bank. Это произошло также в 1958 году.


Chase Manhattan Bank к концу первого года карточной программы имел 350 тысяч держателей карточек и привлек 5300 предприятий розничной торговли. К 1960 году объем карточных операций вырос до 25 миллионов долларов. Но одновременно число держателей карточек уменьшилось до 160 тысяч, операционные расходы и невозврат кредитов увеличивались, и программа в целом стала убыточной. В январе 1962 года банк продал ее за 9 миллионов долларов компании Юни-Серв, которая начала выпускать на ее основе карточку "Юни-Кард". На некоторое время она стала частью American Express, затем в 1969 году ее вновь выкупил уже за 50 миллионов долларов ее инициатор - Chase Manhattan Bank. Но и вторая попытка этого банка оказалась неудачной: программа приносила ежегодный убыток в 1 миллион долларов и была продана ассоциации National BankAmericard.

С аналогичными трудностями сталкивались и другие банки, но, тем не менее, рос успех "BankAmericard", выпускаемой Bank of America. Главное преимущество этого банка заключалось в большой сети отделений в штате Калифорния с ее богатой клиентурой.

По мере роста карточных программ большинство банков столкнулось с главным препятствием - локальностью сети обслуживания своих карточек. И вот в 1966 году Bank of America начал выдавать лицензии на выпуск карточек BankAmericard другим банкам в ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of America создали свою Межбанковскую карточную ассоциацию - МКА (Interbank Card Association). В 1969 году эта ассоциация купила права на карты "Master Charge", выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов, большинство банков-членов МКА перешли на выпуск "Master Charge". В свою очередь банки, выпускавшие "BankAmericard", настояли, чтобы карточная программа была выведена из-под контроля Bank of America. Так в июле 1970 г. была создана National BankAmericard Incorporated - НБИ.


Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке уни-версальных банковских карточек: НБИ и МКА. Среди небанковских универсальных карточек выделялась "American Express".


Следует отметить, что изначально в зарубежной классификации универсальные карточки разделялись на карточки для "путешествий и развлечений" (Travel and Entertainment - Т&Е) и чисто банковские. Первые выпускались компаниями Diners Club, American Express, Carte Blanshe и предназначались главным образом для оплаты гостиниц, ресторанов, то есть преимущественно для путешествующих бизнесменов. Карточки же, выпускаемые банками, имели более "потребительский" характер и предназначались для "обычных клиентов". К настоящему времени эти различия в значительной степени исчезли, и такое разделение является весьма условным.


Первоначально банки, начинавшие выпуск карточек, присоединялись либо к НБИ, либо к МКА. Но в 1971 году Worthen Bank and Trust Company of Little Rock стал членом обеих систем. Со стороны НБИ последовали санкции в виде запрета на выпуск карточек "Master Charge" членами НБИ. Дело дошло до суда, и в 1972 году окружной суд, рассматривавший этот вопрос, вынес 26-страничное заключение, что запрет НБИ является нарушением антитрестовского законодательства, препятствует развитию свободной конкуренции и ограничивает права потребителей. НБИ пыталась апеллировать, но в течение 5 лет, пока тянулся этот процесс, многие банки начали выпускать обе карточки, и, в конце концов, в 1976 году НБИ сдалась. Вопрос окончательно был снят с повестки дня, когда несколько крупных банков-членов НБИ, включая Bank of America и Chase Manhattan, в октябре того же года подали заявку на членство в Межбанковской карточной ассоциации и, соответственно, на выпуск карточек "Master Charge".


Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций. Она началась еще в 1951 году, когда Diners Club выдала первую лицензию на использование своего имени и схемы в Великобритании. Примерно в это же время Британская ассоциация отелей и ресторанов начала выпускать кредитную карту BHR, которая, не являясь банковской, была все же универсальной карточкой. В 1965 году эта система, объединившись со своим шведским конкурентом Rikskort, владельцем которой являлась семья Валленбергов, учредила компанию Eurocard International со штаб-квартирой в Швеции.


Продолжалась конкуренция американских карточных ассоциаций и в Европе. В 1974 году МКА совершила значительный рывок в конкурентной гонке с BankAmericard, подписав соглашение с британской системой Access Card, которая входила в Ассоциацию Eurocard. Так началось сотрудничество Eurocard и американской Межбанковской карточной ассоциации, выпускающей "Master Charge". Это стало одной из причин, по которой в 1976 году НБИ переименовала свою карточку "BankAmericard" на известную теперь всем "VISA". Аналогичный шаг предприняла в 1980 году и МКА, дав своей карточке "более международное" название "MasterCard".

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.