на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у старших дошкольников

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у старших дошкольников

Тема: Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом

I.1 Анатомо-физиологические и психические особенности развития детей шести-семи лет

I.2 Характеристика действий с мячом и методика обучения им детей 6-7 лет

I.3 Методика развития ручной ловкости у детей 6-7 лет

I.4 Использование упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей влияния упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста

II.1 Определение уровня развития ручной ловкости у детей шести-семи лет

II.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений с мячом

II.3 Определение эффективности проведенной работы

Заключение

Библиография

Введение

В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.[11, стр. 12]

Потребность в движениях, двигательная активность, проявляемая ребенком, физиологически обусловлена, вызывает положительные изменения в его физическом и психологическом развитии, совершенствовании всех функциональных систем организма.

Психофизические качества имеют большое значение для укрепления здоровья, физического совершенствования детей, овладения широким кругом движений.[2, стр. 7]

Исследованием особенностей развития психофизических качеств у дошкольников занимались педагоги Е.Н. Вавилова, В.А. Муравьев, Н.Н. Назарова, М.Ю. Кистяковская и другие.

Как указывают специалисты в области физического воспитания детей дошкольного возраста, гармонично развитые психофизические качества играют решающую роль в играх и разнообразной деятельности детей при меняющихся условиях среды, способствуют появлению активности, самостоятельности, уверенности, самообладания.[13, стр. 102]

Ловкость, по определению Л.П. Матвеева, - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро перестраивать деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. [14, стр. 122]

Наиболее полное и глубокое изучение проблемы ловкости принадлежит выдающемуся физиологу Н.А. Бернштейну. Он дает глубокий анализ ловкости и называет ее не психофизическим качеством, а способностью, отмечая особое место ловкости среди других качеств индивида.

Н.А. Бернштейн дает следующее определение ловкости: ловкость есть способность двигателъно выйти из любого положения, то есть, способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально, находчиво.

В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» упражнения и действия с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий педагог Ф. Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в развитии координации движений, кисти руки.[15, стр. 147] Он считал, что все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему даст мяч.

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф. Лесгафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Особая роль отводится этим играм и в работах В.В. Гориневского, Е.А. Аркина, В.Н. Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами. Эти игры развивают ручную ловкость, глазомер, совершенствуют деятельность коры головного мозга.

Как указывает Э.Я. Адашкявичене, в упражнениях и играх с мячом совершенствуются навыки большинства основных движений.

А.В. Кенеман подчеркивала благоприятное влияние упражнений с мячом на физическое развитие и работоспособность дошкольников.

Упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста. Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы обеих рук, увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для детей 6-7 лет, готовящихся к обучению в школе.

Проанализировав состояние работы в дошкольных учреждениях, мы убедились, что развитию ручной ловкости детей дошкольного возраста в практике физкультурно-оздоровительной работы уделяется недостаточно внимания. Возможно, это связано с недостатком материально-технического обеспечения дошкольных учреждений, сложностями в организации.

Именно поэтому нам кажется необходимым изучение особенностей влияния разнообразных действий с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Тема нашей работы - подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста.

Проблема исследования - разрешить противоречия между задачей максимального развития двигательных качеств детей седьмого года жизни, в частности, ручной ловкости, и недостаточной разработанностью вопроса использования подвижных игр и игровых упражнений для развития этого качества.

Объект исследования - характеристика действий с мячом и особенности овладения ими детьми 6-7 лет.

Предмет - использование упражнений с мячом как средства развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы - определить эффективность специально подобранных упражнений с мячом для развития ловкости у детей 6-7 лет.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать анатомо-физиологические и психические особенности детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить особенности методики проведения упражнений с мячом с детьми 6-7 лет.

3. Выявить особенности методики развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

4. Разработать и апробировать серию секционных занятий с

мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет.

5. Исследовать влияние целенаправленного включения в физкультурно-оздоровительную работу упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза состоит в предположении, что систематическое включение упражнений с мячом в работу с детьми седьмого года жизни будет существенно влиять на развитие у них ручной ловкости.

Методы исследования: изучение и анализ методической и научно-практической литературы, обобщение данных наблюдения, эксперимент, метод тестирования.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что предложенный план работы секции по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам игры в баскетбол и разработанная к нему серия конспектов может непосредственно использоваться педагогами дошкольных учреждений, что, несомненно, улучшит воспитательно-образовательный процесс. Работа данной секции позволит существенно влиять не только на развитие у детей седьмого года жизни ловкости, но и других физических качеств.

База исследования: Муниципальное дошкольное учреждение центр развития ребенка детский сад № 125

Глава I. Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом

I.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей шести-семи лет

На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь в физического и психического развития.

На шестом году жизни у детей наступает период интенсивного формирования двигательных навыков. Для этого имеются известные предпосылки: заметно изменяются пропорции тела, что создает устойчивость позы, совершенствуется чувство равновесия, улучшается координация движений на основе совершенствования функций нервной системы и приобретенного опыта; увеличивается сила мышц.

В ходьбе наблюдается координация движений рук и ног, ритмичный отрыв ног от почвы. Прыжки совершаются с большей уверенностью, легкостью и мягкостью приземления. Однако ввиду еще значительной подвижности позвоночника и возможного уплощения несформировавшегося свода стопы прыжки должны проводиться под строгим контролем педагога.

В беге, лазании и метании дети достигают заметного совершенствования: большая уверенность и точность движений, достаточно развитый глазомер, ловкость, целенаправленность и координация движений.

В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого. В связи с этим отмечается значительный сдвиг в качестве движений. Ребенок понимает, например, что от лучшего замаха и устойчивости тела зависит сила и дальность броска при метании, от сильного, упругого отталкивания - легкий и быстрый бег.

У ребенка семи лет продолжающийся процесс окостенения делает позвоночник более прочным. Близко к завершению окостенение мелких костей кисти и пальцев рук. Эти изменения придают телу ребенка большую устойчивость и облегчают ему выполнение таких движений, как повороты туловища, стойка на одной ноге и тому подобные.

Существенные отличия в двигательной деятельности ребенка 7 лет заключаются в следующем: в этом возрасте отмечается более совершенная координация движений, большая их экономия, устранение лишних движений. Благодаря развитию высших нервных центров ребенок проявляет произвольное внимание, сознательные волевые усилия, умение составлять предварительный план действий.

В движениях ребенка 7 лет видна осмысленность, способность к самоконтролю, достаточно правильной оценке процесса и результатов движений, как своих, так и товарищей.

В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

В старшем дошкольном возрасте физическое развитие у девочек протекает более интенсивно, чем у мальчиков. Скачок физического развития в шести-семи летнем возрасте обусловлен нейроэндокринными перестройками в детском организме. Медики считают этот период критическим, отмечают снижение физической и психической выносливости и повышение риска возникновения заболевания.[1, стр. 14]

Отличительной особенностью детей дошкольного возраста является преобладание поверхностного дыхания. Развитие легких в этом возрасте еще полностью не закончено: носовых ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что затрудняет поступление воздуха в легкие, грудная клетка ребенка как бы приподнята, и ребра не могут опускаться на выдохе так низко, как у взрослого. Поэтому дети часто не в состоянии делать глубокие вдохи и выдохи.

В шесть-семь лет отмечается существенное развитие дыхательной системы: у ребенка нарастают глубина дыхания и легочная вентиляция. Это свидетельствует о расширении двигательных возможностей детей.

Мышечная система производит движения, сохраняя равновесие, а также выполняет защитную функцию - защищает от ударов, повреждений костной системы и внутренних органов.

К шести годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц.

К семи годам значительно увеличивается становая сила - сила мышц туловища. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие разнообразные сложные движения: бег, прыжки, лазанье и так далее.

Костная система, связки, суставы обеспечивают как положение тела, так и возможность движения его частей в разных направлениях, выполняя, кроме того, защитную функцию.

Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулирую рос костей, способствуют их укреплению.

К семи годам происходит развитие опорно-двигательной системы: кости скелета слегка изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается.

В старшем дошкольном возрасте устанавливается постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника. В шесть-семь лет отмечается интенсивный рост черепных костей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.