на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости у старших дошкольников
p align="left">Ловкость, проявляемая в упражнениях с мячом и другими предметами, называется ручной ловкостью.

Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом и лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она формирует умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность.

Развитие ручной ловкости у детей 6-7 лет происходит при использовании в упражнениях разнообразных предметов, изменении скорости, способов и амплитуды выполнения упражнений, усложнении и варьировании упражнении, включении в физкультурно-оздоровительную работу подвижных игр и упражнений с мячами разного диаметра.

Осуществляя развитие ручной ловкости детей в процессе действий с мячом необходимо давать возможность им упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей влияния упражнений с мячом на развитие ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста

II.1 Определение уровня развития ручной ловкости у детей шести-семи лет

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ № 125 города Владимира с детьми двух подготовительных групп: группы № 7 - контрольной и группы № 5 - экспериментальной. Работа по физическому воспитанию ведется по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Цель констатирующего эксперимента - определить уровень развития ручной ловкости у детей контрольной и экспериментальной групп.

При проведении констатирующего этапа эксперимента мы поставили перед собой цель - дать оценку физического развития и определить уровень развития ловкости в сентябре 2008 года у детей подготовительных к школе групп.

В диагностическом исследовании выносливости приняло участие 32 ребенка: 18 мальчиков и 14 девочек 6-7 летнего возраста.

Исходя из анализа теоретических источников по данной теме, нами были сделаны выводы о том, что развитие любого психофизиологического качества, в том числе ловкости, обусловлено особенностями физического развития ребенка. Поэтому нами были составлена дана оценка физического развития каждого ребенка на данном возрастном этапе.

Для оценки физического развития дошкольников были взяты нормативы Г.А. Шорина. [17, стр. 152]

При определении физического развития детей нами были получены следующие результаты:

В контрольной группе

Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (13 %)

Уровень выше среднего имеют 8 человек (50 %)

Средний уровень физического развития отмечается у 6 человек (37 %)

В экспериментальной группе

Высокий уровень физического развития имеют 2 человека (12 %)

Уровень выше среднего - 7 человек (44 %)

Средний уровень отмечает у 7 человек (44 %)

Таким образом, из данных обследования видно, что обе группы имеют примерно одинаковый уровень физического развития.

Исследование ручной ловкости проводилось по методике М.А. Руновой и включало тесты на определение уровня развития ловкости и координации движений:

1) Челночный бег 3*10 метров

2) Отбивание мяча от пола.

3) Подбрасывание и ловля мяча.

Тест «Челночный бег 3*10 метров».

Цель: определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге на 10 метров.

Ребенок встает у контрольной линии, по сигналу «Марш!» (в этот момент педагог включает секундомер) трехкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 штук). Ребенок должен обежать каждый кубик, не задев его.

Фиксируется общее время бега.

Тест «Определение ручной ловкости при подбрасывании мяча».

Цель: оценить ловкость при подбрасывании и ловле мяча.

Ребенок принимает исходное положение: ноги на ширине плеч и двумя руками подбрасывает вверх мяч диаметром 15-20 см как можно выше большее количество раз. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Тест «Отбивание мяча от пола»

Цель: оценить ловкость, скорость реакции, устойчивость позы при отбивании мяча от пола.

Ребенок стоит в исходном положении ноги на ширине плеч и одной рукой отбивает мяч от пола максимальное количество раз. При выполнении задания не разрешается сходить с места. Из двух попыток засчитывается лучший результат.

По итогам проведения тестирования мы получили следующие результаты:

Экспериментальная группа

Челночный бег 3*10 метров

Высокий уровень - 0 %

Средний уровень - 63 %

Низкий уровень - 37 %

Подбрасывание мяча

Высокий уровень - 12 %

Средний уровень - 44 %

Низкий уровень - 44 %

Отбивание мяча

Высокий уровень - 0 %

Средний уровень - 63 %

Низкий уровень - 37 %

В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:

Высокий уровень - 0 %

Средний уровень - 56 %

Низкий уровень - 44 %

Контрольная группа

Челночный бег 3*10 метров

Высокий уровень - 12 %

Средний уровень - 44 %

Низкий уровень - 44 %

Подбрасывание мяча

Высокий уровень - 0 %

Средний уровень - 56 %

Низкий уровень - 44 %

Отбивание мяча

Высокий уровень - 6 %

Средний уровень - 56 %

Низкий уровень - 38 %

В среднем по всем параметрам были получены следующие результаты:

Высокий уровень - 6 %

Средний уровень - 50 %

Низкий уровень - 44 %

В целом по группам необходимо отметить, что более 40 % детей, принимавших участие в диагностике, имеют средний и низкий уровни развития телесной и ручной ловкости.

Основной причиной низких показателей является, на наш взгляд, отсутствие планомерной, целенаправленной работы по развитию ловкости, индивидуальные особенности детей, отсутствие у некоторых детей интереса к физкультурным занятиям.

Таким образом, мы считаем, что существует необходимость создания определенной системы работы по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников, подбор наиболее эффективных средств и методов, методическое просвещение педагогов и родителей по данной проблеме.

Поэтому, мы считаем необходимым с детьми экспериментальной группы организовать кружок «Школа мяча» и основным направлением его работы выбрать развитие ручной и телесной ловкости.

II.2 Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию ручной ловкости посредством специально подобранных упражнений с мячом

Цель формирующего этапа эксперимента - повышение уровня развития ручной ловкости у детей экспериментальной группы посредством подвижных игр и игровых упражнений с мячом.

Для достижения цели данного этапа эксперимента мы поставили перед собой ряд задач:

1. С детьми экспериментальной группы организовать кружок по обучению детей умению действовать с мячом «Школа мяча».

2. Составить календарный план работы кружка, определив задачи работы, характер упражнений и содержание подвижных игр с мячом большой и малой подвижности на каждое занятие.

3. Составить перспективный план распределения подвижных игр с мячом в течение года во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.

4. Оформить всеобуч для педагогов и родителей на тему: «Особенности развития ловкости в старшем дошкольном возрасте».

5. Подобрать подвижные игры и игровые упражнения на развитие телесной и ручной ловкости.

После проведения исследования уровня развития ручной ловкости у старших дошкольников нами был создан кружок «Школа мяча».

План работы кружка был составлен на основе методических рекомендаций Э.Й. Адашкявичене. Она проводилась один раз в неделю в вечернее время.

Перспективный план включал определение основных задач на каждый месяц, а также распределение подвижных игр с мячом в течение всего года.

Календарный план включал определение задач на каждое занятие и в соответствии с задачами подбор подвижных игр и упражнений с мячом, их включение в структуру занятия в зависимости от содержания и степени подвижности.

Работа кружка была построена таким образом, что каждое занятие стоилось по традиционной структуре: вводная, основная и заключительная часть.

Во вводной части детям давались разнообразные упражнения для рук и ног с целью разогрева и подготовки для дальнейшей работы определенных групп мышц (в частности, мышц рук и плечевого пояса).

Основная часть включала общеразвивающие упражнения с мячом, а также упражнения, направленные на формирование умения действовать с мячом: отбивание, ведение мяча, передача друг другу мяча в парах разными способами, броски мяча в корзину и тому подобное.

В заключительной части занятия с детьми проводились игры с мячом разной подвижности: большой и малой. Каждая игра разучивалась с детьми, закреплялась и совершенствовалась. Подвижные игры включали такие упражнения с мячом, которые разучивались детьми на занятии.

Подвижные игры подбирались таким образом, чтобы сюжет и структура игр способствовали активной двигательной деятельности детей. Физическая нагрузка в игре регулировалась расстоянием для пробежек, числом повторений, продолжительностью остановок в игре. Нами была составлена картотека подвижных игр, основной целью которых является ручной ловкости старших дошкольников посредством игр с мячом.

По нашим рекомендациям подвижные игры с мячом включались в экспериментальной группе в разные формы работы с детьми: в перерывах между занятиями («Съедобное-несъедобное», «Кого назвали, тот ловит мяч»), на прогулке, в самостоятельной деятельности и так далее.

С педагогами нами велась индивидуальная работа, проводились консультации, на которых освещались следующие вопросы:

- методика развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте;

- особенности содержания и методики проведения подвижных игр в старшем дошкольном возрасте;

- подвижные игры и упражнения с мячом как средство развития ручной ловкости.

Также с педагогами был проведен семинар-практикум на тему: «Подвижные игры с мячом на развитие ручной ловкости для детей старшего дошкольного возраста». Педагоги были ознакомлены с картотекой подвижных игр, некоторые игры были проиграны совместно с воспитателями. Предложенные игры педагоги включали в самостоятельную двигательную деятельность детей на прогулке.

Нами был составлен и проведен семинар для родителей, в который были включены следующие вопросы:

1. Ловкость и ее значение для развития детей старшего дошкольного возраста.

2. Подвижные игры с мячом как средство развития ручной ловкости старших дошкольников.

Таким образом, в течение полугода нами велась работа по развитию ручной и телесной ловкости старших дошкольников.

С детьми проводились занятия в кружке, содержание которых строилось в соответствии с программными требованиями и перспективным планом, материал давался с постепенным усложнением. Работа в кружке позволила реализовать принцип индивидуального подхода к детям при формировании такого психофизического качества, как ловкость.

С педагогами и родителями велась методическая и просветительская работа в форме семинаров, консультаций, на которых освещались теоретические вопросы по данной проблеме, обсуждались возникающие на практике трудности.

II.3 Определение эффективности проведенной работы

После проведения систематических занятий кружка, направленных на развитие ручной ловкости детей экспериментальной группы, в мае 2009 года нами была проведена повторная диагностика.

Цель контрольного этапа эксперимента - определить, насколько организованная нами кружковая работа оказалась эффективной для развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Обследование детей мы проводили по плану первого этапа эксперимента.

Полученные результаты таковы:

В контрольной группе:

Высокий уровень физического развития показали 4 человека (25 %)

Уровень выше среднего - 7 человек (44 %)

Средний уровень выявлен у 5 человек (31 %)

В экспериментальной группе:

Высокий уровень физического развития выявлен у 6 человек (38 %)

Уровень выше среднего показали 8 человек (50 %)

Средний уровень у 2 человек (12 %)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.