p align="left">Рисунок 23 - Мнение респондентов о наличии специальной программы по организации оздоровительной работы среди молодежи Рисунок 24 - Мнение респондентов об эффективности специальной программы по организации оздоровительной работы среди молодежи Далее, наиболее острыми опрошенные считают следующие проблемы: высокая плата за занятия (62,93%), нехватка дворовых спортивных сооружений (30,73%), нехватка спортивных сооружений (28,78%), а также отсутствие пропаганды здорового образа жизни на местном уровне (19,51%), плохое оснащение спортивных сооружений (16,1%) и отсутствие профессиональных кадров (13,66%) 14,5% респондентов не сталкивались с проблемами в области физической культуры и спорта (рисунок 25). Рисунок 25 - Мнение респондентов о проблемах в сфере организации физкультурной работы среди молодежи В качестве мер по решению данных проблем жители города предлагают: строительство дворовых сооружений и площадок - 39,4%; строительство спортивных сооружений - 33,3%, создание системы льгот для малообеспеченных и многодетных семей, а также распространение ценностей здорового образа жизни по 33,1% (рисунок 26). Рисунок 26 - Мнение респондентов о мерах по решению проблем в области физической культуры и спорта Таким образом, проведенное исследование показало, что вопросы физического воспитания не получили верной оценки в управленческой сфере, в связи с чем отсутствует эффективная программа по организации оздоровительной работы среди молодежи. Это говорит о неблагополучной ситуации в сфере физической культуры и спорта. Преодолеть это возможно лишь последовательными совместными усилиями институтов власти и общественности на основе понимания роли физической культуры и спорта как условия упрочения национальной идентичности, долговременного развития человеческого фактора. Сильная спортивная политика, социально взвешенная и ресурсообеспеченная, должна стать фундаментом развития массовой физической культуры и спорта для всех как важного фактора оздоровления населения, гармоничного, полноценного формирования подрастающего поколения, утверждения здорового образа жизни. Для повышения вовлеченности горожан в занятия физической культурой и спортом, необходим комплекс мер: – провести системный анализ существующей ситуации в сфере физической культуры и спорта; – увеличить обеспеченность спортивными сооружениями в соответствии с социальными нормами Российской Федерации (плоскостными спортивными сооружениями, крытыми плавательными бассейнами и спортзалами); – укрепить и развивать материально-техническую базу объектов физической культуры и спорта; – улучшить кадровое обеспечение физической культуры и спорта; – увеличить количество спортивных сооружений и спортивных клубов по месту жительства, доступных для представителей всех социальных слоев города; – формировать у населения, особенно у детей и подростков, устойчивый интерес и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыки здорового образа жизни, повышение уровня образованности в области физической культуры и спорта и здорового образа жизни; – укреплять семейные традиции физической культуры и спорта; – обеспечить дифференцированный подход к организации мероприятий по развитию физической культуры и спорта с учетом специфики и целевой установки на развитие: – массовой физической культуры (спорт для всех); – спорта высших достижений (олимпийский спорт); – профессионального спорта (зрелищно-коммерческий спорт). 2.4 Разработка программы физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ на 2008-2010 годыФизическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Они все больше становятся решающими элементами общенациональной идеи. Одной из основополагающих задач государства является создание условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Стране необходимы здоровые граждане, которые считают спорт естественным дополнением к своей личной и профессиональной жизни. Состояние здоровья населения и привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой являются показателем жизнеспособности нации, важной составляющей ее экономической жизни, поскольку здоровая нация - основа процветания государства [36, с.24]. Последние тенденции политики Республики Татарстан в области физической культуры и спорта ярко свидетельствуют о ее нацеленности на достижение физического здоровья своих граждан.По данным специалистов в области здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от его образа жизни. Факторами риска нарушения здоровья являются недостаток движения, несбалансированное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков, инфекционные заболевания, недосыпание и отсутствие полноценного отдыха. Повышение двигательной активности, являясь основным компонентом регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияет на сохранение и укрепление здоровья. Для того, чтобы общество осознало важность профилактических мер, позволяющих укрепить и сохранить свое здоровье, необходимо повысить социальную значимость физической культуры и спорта, важность физической активности; сформировать взгляд на физическую культуру и спорт, как на факторы здорового образа жизни [37, с.18].Очевидно, что в последнее время интерес к здоровому образу жизни и спорту в нашей стране значительно возрос. Об этом свидетельствуют данные социологического исследования "Перспективы и эффективные пути развития физической культуры и спорта в Республике Татарстан", проведенного Министерством по делам молодежи, спорту и туризму в 2006 году. Анализ данных показал, что физическими упражнениями в свободное время не занимаются и не хотели бы заниматься только 7,6% молодых людей.18% опрошенных обращаются к физкультурным занятиям несколько раз в неделю; 52,9% занимаются спортом от случая к случаю и 22% респондентов хотели бы заниматься. Полученные в социологическом исследовании данные позволяют утверждать, что физкультурно-спортивная деятельность, наряду с другими видами деятельности, входит в образ жизни молодых людей. Не в последнюю очередь это связано с тем, что государством многое делается для привлечения внимания граждан к вопросам здорового образа жизни, для того, чтобы физическая культура и спорт заняли важное место в жизни каждого человека. Роль спорта становится все более заметным социальным фактором.Выводы в связи с выявленными проблемами и рекомендации по оздоровлению молодежи путем ее широкого вовлечения в массовый спорт, созданию "моды" на здоровый образ жизни, активизацию спортивно-массовой работы с широким вовлечением в организаторскую деятельность самой молодежи, обращены, в основном, к двум социальным институтам: к школе, к родителям, а также к администрации города, как государственному политическому институту, несущему ответственность за все области муниципальной деятельности.На сегодняшний день можно выделить пять основных блоков мер, влияющих на формирование здорового жизнеспособного молодого поколения: – развитие инфраструктуры спорта и обеспечение доступности массовых занятий спортом;– совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля по формированию здорового образа жизни и вопросам физической культуры; разработка научных основ здорового образа жизни и физкультурно-оздоровительных программ;– активизация воспитательной работы: продвижение ценностей физической культуры и здоровья, формирование потребностей молодежи в соблюдении принципов здорового образа жизни, стремления к позитивным изменениям и сознательном отказе от саморазрушающего поведения; приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом, в том числе по месту жительства;– популяризация здорового образа жизни и физической активности, включающая в себя пропаганду ценностей здоровья через СМИ;– использование массовых и крупных международных спортивных мероприятий для формирования убеждения в престижности спортивных занятий и здорового поведения [38, с.128]."Программа развития массовой физической культуры и спорта в Нижнекамском муниципальном районе РТ на период 2009-2010г.г." (именуемая в дальнейшем Программа) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Татарстан, таких как Закон Республики Татарстан от 01 декабря 1999 г. № 2476 "О физической культуре и спорте", Концепция "Развитие физической культуры и спорта в Республике Татарстан на 2006-2010 годы".Наиболее актуальными и приоритетными направлениями перестройки и оптимизации системы физической культуры и спорта на региональном уровне следует выделить следующее: обновление содержания учебных программ в дошкольных, школьных, профессиональных, высших учебных заведениях, направленного на формирование у молодежи здорового образа жизни, разностороннее развитие двигательных способностей, необходимый и возможный уровни физической дееспособности; совершенствование внешкольных форм организации физической культуры, дополняющих содержание обязательных уроков; снижение криминогенной напряженности в молодежной среде, сохранение и укрепление здоровья населения региона за счет вовлечения жителей области в активные занятия физической культурой и спортом; внедрение новых форм организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы со студенческой молодежью; разработка нормативно-правовых норм, обеспечивающих развитие физической культуры и спорта в регионе; поиск новых форм подготовки и переподготовки физкультурных кадров; внедрение физической культуры и спорта в систему научной организации труда и отдыха населения с учетом усиления оздоровительного содержания занятий; разработка и внедрение в организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий новых форм, связанных с национальными и народными традициями [39, с.236].Указанные направления физической культуры и спорта должны развиваться в различных ее подразделениях и в тесной взаимосвязи с государственными федеральными и муниципальными структурами, включая законодательные органы Республики Татарстан и руководство Нижнекамского муниципального района, и отраслевыми органами управления (финансовыми, здравоохранения, образования).Обоснование Программы "Развитие физической культуры и спорта в г. Нижнекамске на 2009-2010 годы".Физическая культура, являясь составной частью общей культуры человека, его здорового образа жизни, намного определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту и общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Программа "Развитие физической культуры и спорта в г. Нижнекамске на 2009-2010 годы" является документом, определяющим цель и задачи в области физической культуры и спорта, стратегию спорта и тактику достижения результата, а также необходимые для этого организационные условия, интеллектуальные, кадровые, информационные, материально-технические и финансовые ресурсы.Основными проблемами в процессе качественного улучшения состояния физической культуры и спорта в городе Нижнекамске являются следующие: 1. В системе управления физической культурой и спортом: – недостаточное финансирование государственной структуры управления развитием физической культурой и спортом;– недостаточное обеспечение координации деятельности государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом.2. В сфере развития физической культуры в дошкольных учреждениях: – низкая эффективность проводимых занятий по физической культуре в группах дошкольного учреждения;– время дневных прогулок (до 2,5 часов в день) во многих учреждениях используется для удовлетворения двигательной потребности детей крайне не эффективно;– дошкольные учреждения недостаточно укомплектованы специалистами по физической культуре;– большая часть дошкольных учреждений не имеет спортивных сооружений, отвечающих требованиям (спортивные залы, рекреативные помещения, плавательные бассейны, плоскостные спортивные площадки);– крайне низкая обеспеченность спортивным оборудованием и инвентарем;– не налажено изготовление и выпуск в городе соответствующего инвентаря и оборудования;– не организован родительский всеобуч по физическому воспитанию детей в семье;– недостаточное освещение проблем физической культуры детей дошкольного возраста средствами массовой информации.3. В сфере развития физической культуры в общеобразовательных учреждениях: – низкая оснащенность спортивным оборудованием и инвентарем во многих общеобразовательных учреждениях не позволяет обеспечивать эффективное выполнение государственной программы по предмету "Физическая культура";– требует совершенствования организация дополнительного образования школьников по физической культуре;– не эффективно используется каникулярное время для организации оздоровительной, физкультурно-спортивной работы;– требует своего решения проблема финансового и социального обеспечения учителя физической культуры;– организация внеурочной (внеклассной) физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности школьников в общеобразовательных учреждениях должна составлять клубный принцип;– недостаточно пропагандируется среди школьников здоровый образ жизни средствами физической культуры, вовлечение в систематические занятия физической культурой и спортом;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|