на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реакция центральной гемодинамики в ответ на стандартную функциональную пробу у девочек среднего школьного возраста

Реакция центральной гемодинамики в ответ на стандартную функциональную пробу у девочек среднего школьного возраста

Реакция центральной гемодинамики в ответ на стандартную функциональную пробу у девочек среднего школьного возраста

Содержание

Введение

1. Обзор литературы

1.1 Изменение частоты сердечных сокращений

под воздействием физической нагрузки

1.2 Изменение артериального давления

под воздействием физической нагрузки

1.3 Особенности изменения артериального давления и частоты сердечных сокращений в подростковом (пубертатном) периоде

2. Организация и методы исследования

2.1. Объект и условия проведения исследования

2.2 Методика проведения исследования

3. Результаты собственных исследований и их обсуждение

3.1 Изменение систолического артериального давления, диастолического артериального давления и частоты сердечных сокращений у девочек 11-14 лет на стандартную нагрузку

3.2 Определение типов реакций сердечнососудистой системы на стандартную нагрузку у девочек 11-14 лет

3.3 Оценка показателя качества реакции на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11-14 лет

Выводы

Заключение

Список литературы

Введение

Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы.

Изучение сердечнососудистой системы существенно расширяет представление об особенностях организма в подростковом периоде, т. к. в этом возрасте наиболее интенсивен процесс перестройки организма, связанный с половым созреванием (гормональными изменениями). Именно поэтому исследование состояния сердечнососудистой системы в подростковом возрасте отведено значительное место в науке.

На сегодняшний день малоизученным и актуальным остается вопрос об исследовании сердечнососудистой системы и ее проявлений на нагрузку у девочек в подростковом (пубертатном) периоде - в периоде полового созревания.

Для правильного подхода к воспитанию, оценке поведения, организации физиологически рационального режима обучения и построения нагрузок на уроке физической культуры, каждому учителю физической культуры необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма.

Для учителей физической культуры одним из рациональных методов, который можно применить для исследования сердечнососудистой системы, возможно, является проба С.П. Летунова. Для проведения этой пробы не требуется специализированного инвентаря, и обработка данных не занимает большого количества времени. Проба С.П. Летунова позволяет выявить реакцию сердечнососудистой системы к таким физическим качествам, как сила, быстрота и выносливость и на какой вид нагрузки сердечнососудистая система реагирует в большей степени.

Исходя из изложенной актуальности, мы поставили перед собой цель: изучить реакцию сердечнососудистой системы на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11-14 лет.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности динамики изменения сердечнососудистой системы на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11-14 лет.

2. Определить типы вегетативных реакции у девочек 11-14 лет на стандартную мышечную нагрузку.

3. Оценить качество реакции на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11-14 лет.

1. Обзор литературы

1.1 Изменение частоты сердечных сокращений при воздействии физической нагрузки

Как известно, в педагогической практике при регулировании нагрузок на уроках физической культуры широко используются данные регистрации и анализа ЧСС, которая напрямую зависит от интенсивности той или иной физической или эмоциональной нагрузки (Агаджанян М.Г, Бурякин Ф.Г., 2002).

Частота сердечных сокращений дает важную информацию о деятельности сердечнососудистой системы. Степень увеличения пульса зависит от многих факторов, основные из них объем и интенсивность физической нагрузки. Однако эти факторы будут различны на каждом занятии, и было бы ошибкой пытаться определить, пусть даже ориентировочно, нормы сдвигов пульса после занятия, по которым можно было бы судить о функциональном состоянии организма (Синяков А.Ф., 1987).

При каждом ударе пульса новая порция крови выталкивается в кровеносное русло. Сокращение желудочков сердца создает давление, которое волнообразно распространяется по крупным кровеносным сосудам, постепенно угасая на уровне артериол и капилляров, суммарный просвет которых во много раз больше. Эта разница давлений является той силой, которая заставляет кровь продвигаться от сердца и магистральных сосудов к капиллярам (Безруких М.М., 2003). Стенки кровеносных сосудов - это не пассивные оболочки, сквозь которые протекает жидкость, толкаемая насосом (Вахитов И.Х., 1999).

Следует подчеркнуть, что с возрастом снижается способность водителя сердечного ритма (синусового узла) генерировать высокую частоту импульсов возбуждения, поэтому после 25 лет обычно наблюдается снижение ЧСС при выполнении работы максимальной мощности (Синяков А.Ф., 1987).

ЧСС зависит от многих факторов, включая возраст, пол, условия окружающей среды, функциональное состояние. Физическая нагрузка приводит к увеличению ЧСС. Отмечается линейная зависимость между ЧСС и интенсивностью работы (Полтырев С.С., 1987).

При любой мышечной нагрузке происходит повышение ЧСС. Однако выраженность реакции ЧСС зависит от уровня физического развития (Абзалов Р.А., 1999). Даже при незначительной работе пульс повышается мгновенно и достигает в течение минуты определенного уровня, а затем держится практически постоянным, даже если эта работа продолжается несколько часов. При максимальном напряжении у 10-летних детей пульс достигает приблизительно 210 уд/мин. Этот потолок ЧСС с возрастом снижается (Хедман Р.Н., 1980).

При интенсивном выполнении физических упражнений, приводящим к наступлению сильной усталости, компенсаторные механизмы начинают отказывать. ЧСС достигает максимального уровня - 180 ударов в минуту. Когда упражнение прекращается, ЧСС резко падает (Камкина А.Г., Каменский А.А., 2004).

Даже при легкой работе пульс повышается мгновенно и достигает в течение минуты определенного уровня, а затем держится практически постоянным, даже если эта работа продолжается несколько часов. При максимальном напряжении у 10-летних детей пульс достигает приблизительно 210 уд/мин. Этот потолок ЧСС с возрастом снижается (Косицкий Г.И., 1977).

Следовательно, по изменениям ЧСС можно судить о функциональном состоянии сердца и механизмов его регуляции. (Вахитов И.Х., 1999) Изменения темпа и ритма работы сердца происходят от различного напряжения линий управления, регуляции всего организма, т.е. темп и ритм пульса отражает его настройку в целом (Баевский Р.М., Гуров С.Г., 1988).

ЧСС у взрослого человека колеблется в пределах 60 - 85 уд/мин. У детей до трехлетнего возраста она превышает 100 уд/мин, затем с возрастом уменьшается (Синяков А.Ф., 1987). У новорожденных детей ЧСС значительно выше, чем у взрослых. Даже в условиях спокойного сна она составляет в первые месяцы жизни 130-140 ударов в минуту, снижаясь к концу первого года жизни до 120 ударов в минуту. У детей дошкольного возраста нормальная величина ЧСС составляет 95 ударов в минуту, у младшего школьного возраста 85-90 ударов в минуту (Безруких М.М., Сонькин В.Д., 2003). К подростковому возрасту показатель ЧСС снижается до 70-80 ударов в минуту (Вахитов И.Х., 1999)

Кровь движется по артериям непрерывно, хотя сердце выбрасывает ее отдельными порциями, толчками. Следовательно, движение крови по сосудам дополняется эластическими силами сосудов, запасающих энергию во время сокращения сердца (Фомин Н.А. Дятлова Н.Н., 2002). Такой способностью обладают не только крупные сосуды, но и артериолы. Движение крови по венам происходит в результате присасывающего действия грудной клетки, сокращения скелетных мышц, а также наличия клапанов в крупных венах, препятствующих обратному течению крови.

Таким образом, питательные вещества, которые разносятся кровью по всему телу и окисляются, служат источником энергии для деятельности человека и работы его органов. При физической нагрузке потребность в притоке питательных веществ и кислорода к напряженно работающим органам нашего тела значительно увеличивается и объем работы сердца намного возрастает (Александров А.А., 1987). Усиленное кровоснабжение работающих органов в этих случаях достигается резким учащением сердечных сокращений. Это весьма невыгодно для работы сердца.

Важно знать, что в период расслабления сердца идут все восстановительные процессы, поступление питательных веществ и кислорода, подготовка и обеспечение нового сокращения. Частота сердечных сокращений зависит от многих причин, но какими бы они не были, сердце ежеминутно, ежечасно и ежедневно совершает огромную работу (Лещинский Л.А., Карбасникова Г.В., 1981).

Пульс измеряют всегда в одном и том же положении испытуемого (лежа, сидя или стоя). Например, сразу после сна пульс измеряют в положении лежа, перед тренировкой и после - сидя. Дело в том, что сердечно-сосудистая система очень чувствительна к различным влияниям (эмоциональным, физической нагрузке и др.).

Средние величины ЧСС (ударов в минуту), в зависимости от возраста (Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000), можно увидеть в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Средние величины ЧСС (ударов в минуту), в зависимости от возраста (по Обреимовой Н.И., Петрухину А.С., 2000)

частота сердечных

возраст

сокращений

11 лет

84,72

12 лет

84,48

13 лет

82,2

14 лет

80,3

Систематические мышечные нагрузки стимулируют в растущем организме процессы морфологического становления и функционального созревания. В результате мышечных тренировок происходит значительное урежение ЧСС, увеличивается сократительная мощность сердечной мышцы. Вышеуказанные функции сердца обеспечивают экономное функционирование (Заятдинова А.И., 1999).

Оптимизируют восстановление ССС после тренировочных нагрузок упражнения на растягивания (Спирин В.К., 2004).

1.2 Изменение артериального давления под воздействием физической нагрузки

При исследовании артериального давления представляет интерес измерение следующих показателей: минимального артериального давления, среднего динамического, максимального, бокового, ударного и пульсового (Виноградова Т.С., 1986). В научной литературе приводится много сведений о том, как артериальное давление весьма оперативно реагирует на напряжения организма при мышечной нагрузке (Заятдинова А.И., 1990).

Какие же факторы влияют на АД? В основном вес и рост. Кроме того, возраст, наличие менструации, частота сердечных сокращений, характер питания, занятия физкультурой и спортом и еще ряд факторов (Абзалов Р.А., Нигматуллина Р.Р., 1999).

Уровень артериального давления зависит от ряда факторов: количества и вязкости крови, поступающей в сосудистую систему в единицу времени; емкости сосудистой системы; интенсивности оттока через прекапиллярное русло; упругого напряжения стенок артериальных сосудов (Виноградова Т.С., 1986). Уровень АД может заметно колебаться в течение коротких интервалов времени. В течение суток АД изменяется в зависимости от: физической нагрузки, приема пищи, биологических ритмов и т.д. Особенно значительное увеличение АД наблюдается при физических нагрузках (Синяков А.Ф., 1987). АД начинает повышаться с началом выполнения физических упражнений, и его дальнейшее повышение приблизительно соответствует увеличению интенсивности физической нагрузки (Камкина А.Г., Каменский А.А., 2004). Уровень артериального давления колеблется также и в зависимости от сезона года: зимой несколько выше, чем летом - такие колебания являются нормальными (Александров А.А., 1987).

Величина АД зависит, в основном, от силы сердечных сокращений и сосудистого тонуса (Тарасов А.Н., Гордиенко Е.А., 1987).

Определяя артериальное давление, следует учитывать его суточные колебания, которые у больных гипертонической болезнью и у здоровых людей имеют одинаковую направленность: наиболее низкое артериальное давление обычно бывает во время сна, оно возрастает к утру, достигая максимума в часы дневной активности (Орлов В.Н., Ольхин В.А., 1981)

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.