на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реакция центральной гемодинамики в ответ на стандартную функциональную пробу у девочек среднего школьного возраста
p align="left">И.п. ДАД достоверно ниже у 11-тилетних девочек (64,5±1,45 мм рт. ст.) по сравнению с девочками других возрастных групп (12 лет - 69,86±1,46 мм рт. ст., 13 лет - 70,2±1,72 мм рт. ст., 14 лет - 69,6±1,52 мм рт. ст.) (рис. 3.3.б). После нагрузки ДАД достоверно повысилось у девочек 11-ти (на 10,5%) и 13-ти (на 12,2%) лет. На первой мин восстановления показатели ДАД у 11-ти и 13-тилетних достоверно не изменились, а у девочек 12-ти (на 15,9%) и 14-ти (на 15,4%) лет достоверно повысились от и.п. Достоверно повышенным ДАД оставалось у девочек 13-ти лет до конца пятой мин восстановления, у 11-тилетних до конца четвертой мин восстановления, у 12-ти и 14-тилетних к и.п. ДАД снизилось на третьей мин восстановления.

а

б

в

Рис. 3.3. Изменение показателей сердечнососудистой системы в зависимости от возраста на пробу III (3 мин бег на месте в темпе 180 шагов в минуту): а) изменение систолического артериального давления; б) изменение диастолического артериального давления; в) изменение частоты сердечных сокращений

И.п. ЧСС у девочек 11-ти лет (102,9±2,25 уд/мин) достоверно превышает и.п. ЧСС у девочек 13-ти (97,13±2,53 уд/мин) и 14-ти (95,8±2,28 уд/мин) лет (рис. 3.3.в). У девочек 12-ти лет и.п. ЧСС 98,33±2,6 уд/мин. После нагрузки достоверно повышается ЧСС у всех возрастных групп (11 лет - на 31%, 12 лет - на 53,5%, 13 лет - на 61,7%, 14 лет - на 41%), у 12-ти и 13-тилетних ЧСС достоверно выше. После второй мин восстановления ЧСС снизилась у 11-тилетних до исходного уровня и до конца пятой мин восстановления достоверно не отличалась от и.п., у девочек 12-ти и 14-ти лет - на третьей мин восстановления, у девочек 13-ти лет - на четвертой (изменения всех показателей на пробу С.П. Летунова в прилож.).

Нашими исследованиями показано, что наибольшие показатели артериального давления наблюдались у девочек 13 лет. У девочек разного возраста наиболее значительно высокие показатели артериального давления (САД и ДАД) наблюдались у 13-тилетних девочек (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т., 2000). В этом возрасте сердечно-сосудистая система наиболее чувствительно реагирует на физические упражнения. Устойчивая тенденция к повышению артериального давления в возрасте 13 лет - возможно, это период пика нейрогуморальных перестроек, который сопровождается дисбалансом в системе регуляции гемодинамики, которые могут быть осложнены факторами среды, социальными условиями жизни, нерациональными занятиями спортом.

По результатам многих исследователей (Обреимова Н.И., Петрухин А.С., 2000; Синяков А.Ф., 1987 и др.) сердечно-сосудистой системы у девочек в пубертатном периоде выявлено, что на пик пубертата приходится 12-тилетний возраст, где сердечнососудистая система в целом не созрела и на нагрузку реагирует более повышенными показателями сердца. А в 13, 14 лет процесс полового созревания угасает, структура и функции сердечной мышцы становятся более зрелыми, сердечнососудистая система работает более эффективно (Любомирский Л.Е. 2000). По данным нашего исследования вышеперечисленные проявления на физическую нагрузку оказались у девочек в возрасте 13-ти лет, т.е. на год позже. Возможно, это связано с тем, что испытуемые жители крайнего севера. По данным исследователей жителей Крайнего Севера (Шумахер Р.Э., 1974; Ягья Н.С., 1980 и др.) отмечается, что комплекс метеорологических факторов (перепады атмосферного давления, пониженная температура воздуха, повышенная влажность, сильные ветра, обильные атмосферные осадки) оказывают неблагоприятное влияние на системы организма, особенно в периоды роста и нейрогуморальных перестроек (Ягья Н.С., 1980).

Нами показано, что более высокие исходные показатели ЧСС у 11-тилетних. После нагрузки у исследуемых ЧСС достоверно повышалось, а восстановление наблюдалось быстрее, чем в других возрастных группах. Возможно, тенденция к учащению пульса в относительном покое связана с функциональной «гиперреактивностью» центрального кардиорегуляторного аппарата, которая сочетается с его пониженными функциональными возможностями (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т., 2000).

У девочек 12-ти и 14-ти лет показатели сердечнососудистой системы практически достоверно не отличались и колебались между 11-ти и 13-тилетними. Возможно, у 12-тилетних это связано с переходом от начала пубертатного периода к пику нейрогуморальных перестроек организма (Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., 2000). А к 14-ти годам строение сердечнососудистой системы приближается к состоянию взрослого и реакция сердца на нагрузку становится более «экономной» (Фомин Н.А., Дятлова Н.Н., 2002).

3.2 Определение типов реакций сердечнососудистой системы на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11 - 14 лет

Самый высокий процент (46%) нормотонического типа реакции на пробу I (20 приседаний за 30 сек) проявился у 13-тилетних девочек (рис. 3.4) У 12-тилетних девочек - на 10% ниже (36%). У 11-ти и 14-тилетних девочек проявился самый низкий процент (34%) на данную пробу. Наибольший процент гипертонического типа реакции на данную пробу проявился у 14-тилетних девочек (30%). Наименьший - у 13-тилетних (20%). 23% проявилось у 11-тилетних и 26% у 12-тилетних девочек. Гипотонический тип реакции в большей степени проявился у 11-тилетних (43%), в наименьшей - у девочек 13-ти лет. Равный процент проявился у девочек в возрасте 12-ти и 14-ти лет (36%).

Рис. 3.4. Проявление типов реакции сердечнососудистой системы на нагрузку 20 приседаний за 30 сек в зависимости от возраста (в %)

Наибольший процент нормотонического типа реакции на пробу II (15 сек бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе) проявился в возрасте 11-ти и 14-ти лет (48%) (рис. 3.5). Наименьший - у 12-тилетних девочек (21%). У девочек 13-ти лет - 38%.

Рис. 3.5. Проявление типов реакции сердечнососудистой системы в зависимости от возраста на нагрузку 15 сек бег на месте с высоким подниманием бедра в максимальном темпе (в %)

Гипертонический тип реакции в большей степени проявился у 11-тилетних девочек (36%). В наименьшей - у 14-тилетних (16%). У 13-тилетних - 33%, у девочек 12-ти лет - 26%. Проявление гипотонического типа реакции на данную пробу в возрасте 12-ти лет показало наивысший процент (53%). Наименьший - в возрасте 11-ти лет (16%). У 13-тилетних девочек - 30%, у 14-тилетних - 36%.

Рис. 3.6. Типы реакции сердечнососудистой системы в зависимости от возраста на нагрузку 3 мин бег на месте с интервалом 180 шагов в минуту (в %)

Высокий процент нормотонического типа реакции на пробу III (3 мин бег на месте с интервалом 180 шагов в минуту) у девочек 14-ти лет (40%) (рис. 3.6). Самый низкий - у девочек 13-ти лет (10%). У 11-тилетних - 17%, у 12-тилетних - 34%. Самый высокий процент гипертонического типа реакции проявился у девочек 11-ти лет (83%). У 13-тилетних девочек чуть ниже (80% 0. У девочек 12-ти лет - 50%, и самый низкий у девочек 14-ти лет (46%). У 11-тилетних девочек гипотонический тип реакции на данную пробу не проявился. У девочек в возрасте 12-ти лет проявление гипотонического типа реакции составило 16%, 13% у 14-тилетних и 10% у 13-тилетних. На такое физическое качество, как выносливость, в наиболее неблагоприятной степени реакция сердечно-сосудистой системы проявилась в возрасте 11-ти и 13-тилетних. В менее - у 14-тилетних. Возможно такое качество, как выносливость целесообразнее развивать в возрасте 14-ти лет. Данные типов сердечнососудистой системы в зависимости от нагрузки в процентном отношении можно увидеть в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Типы реакции сердечнососудистой системы в зависимости от нагрузки в процентном отношении (%)

проба

типы реакций

I

II

III

11 л

12 л

13 л

14 л

11 л

12 л

13 л

14 л

11 л

12 л

13 л

14 л

нормотонический

34

38

47

34

48

21

37

48

17

34

10

40

гипертонический

23

26

20

30

36

26

33

16

83

50

80

46

гипотонический

43

36

33

36

16

53

30

36

0

16

10

14

I - 20 приседаний за 30 сек

II - 15 сек бег с высоким подниманием бедра в максимальном темпе

III - 3 мин бег на месте в темпе 180 шагов в минуту

3.3 Оценка показателя качества реакции сердечнососудистой реакции на стандартную мышечную нагрузку у девочек 11 - 14 лет

Показатель качества реакции (ПКР) (рис. 3.7) у 11-тилетних достоверно выше показателя 12-тилетних девочек. У девочек 14-ти лет достоверно выше 12-ти и 13-тилетних. Наиболее низкий показатель качества реакции у девочек 12-ти лет, а высокий - у девочек 14-ти лет. У 12-ти и 13-тилетних практически на одном уровне. По нормативным данным Кушелевского и Зислина ПКР у испытуемых удовлетворителен (табл. 3.2).

Таблица 3.2. Показатели качества реакции на стандартную мышечную нагрузку

возраст

11 лет

12 лет

13 лет

14 лет

ПКР

0,254492

0,145218

0,170127

0,307859

m±?

0,043977

0,033959

0,050174

0,04556

Рис. 3.7. Показатели качества реакции на стандартную мышечную нагрузку в зависимости от возраста

На низкий ПКР у девочек 12-ти лет, возможно, сказывается начало активных гормональных перестроек пубертатного периода. В 11-тилетнем возрасте, возможно, еще нет таких активных гормональных перестроек, а к 14-ти годам - уже практически завершены. Незначительное повышение ПКР у 13-тилетних, возможно, связано с началом включения адаптационных возможностей функциональных систем организма.

Выводы

В ходе исследования динамики изменения артериального давления (АД) на стандартную мышечную нагрузку выявилось, что у девочек в возрасте 13-ти лет АД является параметром, наиболее чувствительным к выполнению физической работы. Это обстоятельство, скорее всего, связано с пиком пубертата (Вахитов И.Х., Абзалов Р.А., Сафин Р.С., 2003). Вероятно в этом возрасте у многих девочек происходит значительный скачок роста, в связи с этим возрастает протяженность кровеносного русла, а функции миокарда еще не сформированы. Показатели АД у девочек 14-ти лет относительно 13-тилетних в ходе исследования были ниже. Вероятно, это связано с угасанием процесса полового созревания, структура и функции сердечной мышцы становятся более зрелыми (Любомирский Л.Е., Букреева Д.П., Васильева Р.М., 2000). У 11-тилетних девочек в ходе исследования АД в большей мере достоверно было ниже относительно 13-тилетних, что нельзя сказать о ЧСС, которые отличались достоверно высокими показателями. Вероятно, это связано с возрастными морфофункциональными особенностями организма (Фомин Н.А., Дятлова Н.Н., 2002). У 12-тилетних девочек в ходе исследования показатели сердечно-сосудистой системы в целом колебались между 11-ти и 13-тилетними. Вероятно, это связано с началом пика пубертата, т.е. переходом от детского организма к пику гормональных перестроек.

В ходе выполнения физических нагрузок разной мощности исследование показывает, что в 11 и 13 лет наиболее благоприятное воздействие на функции сердечнососудистой системы оказывают физические упражнения, характеризующие силу. Возможно, функциональные возможности сердечнососудистой системы в возрасте 11-ти лет ограничены и реакция на нагрузку, характеризующую быстроту и выносливость, неположительная. Сердечнососудистая система у девочек в возрасте 13-ти лет отличается неустойчивостью, возможно поэтому реакция на эту нагрузку в большей мере гипертонического типа. Нагрузка, характеризующая выносливость, оказывает благоприятнее воздействие на сердечнососудистую систему 14-тилетних. Возможно, это объясняется тем, что в этом возрасте у девочек морфофункциональные изменения в организме в целом установились. В возрасте 12-ти лет у девочек в ходе исследования особых отличий не наблюдалось.

При исследовании показателя качества реакции выявилось, что наиболее низким оно становится в возрасте, когда начинается период гормональных перестроек в организме. Возможно, именно поэтому, в этом возрасте, функциональные системы сердца в большей степени отрицательно реагируют на физические нагрузки. На повышение ПКР, возможно, сказывается завершение гормональных перестроек.

Заключение

Проведенное исследование существенно расширяет представление об особенностях сердечнососудистой системы в пубертатном периоде. Для теории и практики учебного контроля и физического воспитания требуются более системные знания о функционировании организма при мышечной деятельности и о его функциональных возможностях на разных этапах индивидуального развития. Исследование способствовало выявлению возраста в пубертатном периоде, обладающее более высокими показателями сердечнососудистой системы, тем самым, давая естественнонаучное обоснование для поиска более эффективных педагогических путей повышения физиологической дееспособности растущего организма.

Список литературы

1. Абзалов Р.А. Нигматуллина Р.Р. Изменение показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при выполнении мышечных нагрузок повышающейся мощности // Теория и практика физической культуры. - 1999. №8. С. 24-26.

2. Агаджанян М.Г., Бурякин Ф.Г. Кардиологические показатели, отражающие долговременную и срочную адаптацию борцов к нагрузкам // Теория и практика физической культуры. - 2002. №2. С. 5.

3. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М.: ФиС, 1989. - 208 с.

4. Актуальные вопросы кардиологии: Сборник статей/ Под ред. Р.С. Карпова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. - 196 с. // И.Н. Конобеевская, Л.А. Тарумова. Использование велоэргометрии для оценки эффективности регулярных физических тренировок.

5. Александров А.А. Профилактика сердечнососудистых заболеваний в молодом возрасте. - М.: Медицина, 1987 - 80 с.

6. Аринчин Н.И. Помошники сердца. - М.: Знание, 1984. - 64 с.

7. Аринчин Н.И. Периферические «сердца» человека. - Мн.: Наука и техника, 1988. - 64 с.

8. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний: Здоровье, болезнь и образ жизни: Учеб. пособие для высшей школы. - 2-е изд., - М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.

9. Баевский Р.М., Гуров С.Г. Измерьте ваше здоровье. - М.: Сов. Россия, 1988. - 96 с.

10. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: «Академия», 2003. - 416 с.

11. Безруких М.М., Киселев М.Ф., Комаров Г.Д., Козлов А.П. Возрастные особенности организации двигательной активности у детей 6-16 лет // Физиология человека. - 2000. Т. 26. №3. С. 100-107.

12. Бочаров М.И. Спортивная метрология: Учеб. пособие. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2002. - 109 с.

13. В мире подростка / Под ред. А.А. Бедалева. Сост. Г.Б. Борисов. - М.: Медицина, 1980. - 95 с.

14. Ванюшин Ю.С., Ситдиков Ф.Г., Исхакова А.Т. Особенности сердечной деятельности детей 5-7 лет при нагрузках различной мощности // Физиология человека. - 2000. Т. 26. №3. С. 108-112.

15. Вахитов И.Х. Функциональные показатели сердца спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой // Теория и практика физической культуры. - 1999. №8. С. 44-45.

16. Вахитов И.Х., Абзалов Р.А., Сафин Р.С. и др. Динамика частоты сердечных сокращений и ударного объема крови детей младшего школьного возраста при смене режимов двигательной активности // Физиология человека. - 2003. Т. 29. №5. С. 148-150.

17. Воронцов П.В. Спортивная медицина: Учеб. пособие. - Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1994. - 99 с.

18. Глушкова Л.И., Маймулов В.Г., Корабельников И.В. Обеспечение эколого-гигиенического благополучия населения в условиях Крайнего Севера: проблемы и решения: СПб им И.И. Мечникова, 2002. - 300 с.

19. Граевская Н.Д., Гончарова Г.А., Калугина Г.Е. Еще раз к проблеме «Спортивного сердца» // Теория и практика физической культуры. - 1997. №4. С. 2-4.

20. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 512 с.

21. Завьялов А.И. Сердце - пятикамерная система // Теория и практика физической культуры. - 2005. №6. С. 23-26.

22. Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. - 1999. №8. С. 15-17.

23. Инструментальные методы исследования сердечнососудистой системы (справочник) / Под ред. Т.С. Виноградовой. - М.: Медицина, 1986. - 416 с.

24. Косицкий Г.И. Цивилизация и сердце: М.: «Наука», 1977 - 182 с.

25. Куликова Н.В., Куделина О.В. Влияние дозированной ходьбы на сердечно-сосудистые и вегетативные реакции студентов // Теория и практика физической культуры. - 2004. №5. С. 42-43.

26. Лещинский Л.А., Карбасникова Г.В. Берегите сердце. - М.: Медицина, 1981. - 96 с.

27. Лошилов В.Н. Способ оценки общей работоспособности человека // Теория и практика физической культуры. - 2005. №4. С. 17-19.

28. Любомирский Л.Е., Букреева Л.Е., Васильева Р.М. Исследование функций двигательной системы и центрального кровообращения у девочек 7 - 12 лет с разным уровнем физической тренированности // Физиология человека. - 2000. Т. 26. №3. С. 113-120.

29. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Физическое воспитание учащихся 5 - 7 кл. - М.: Просвещение, 1997. - 367 с.

30. Матюшонок М.Т. Анатомия, физиология и гигиена детей. - М.: Просвещение, 1970. - 396 с.

31. Налобина А.Н. Использование физических средств восстановления в реабилитации пациентов, перенесших инфаркт миокарда // теория и практика физической культуры. - 2005. №6. С. 39-41.

32. Нигматуллина Р.Р. Срочные реакции показателей насосной функции сердца у спортсменов и неспортсменов при смене положения тела // Теория и практика физической культуры. - 1999. №8. С. 41-43.

33. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: Учеб. Пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.:» Академия», 2000. - 376 с.

34. Орлов В.Н., Ольхин В.А. Артериальное давление. Норма и патология. М.: Знание, 1981 - 64 с.

35. Панков В.А. Использование монитора сердечного ритма для контроля за эффективностью подготовки борцов // Теория и практика физической культуры. - 2002. №2. С. 2-4.

36. Полтырев С.С., Русин В.Я. Внутренние органы при физических нагрузках. - М.: Медицина, 1987 - 112 с.

37. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.

38. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 520 с.

39. Спирин В.К. Оптимизация восстановления сердечнососудистой системы путем применения упражнений на растягивание скелетных мышц // Теория и практика физической культуры. - 2004. №5. С. 12-14.

40. Синяков А.Ф. Самоконтроль физкультурника. - М.: Знание, 1987. - 96 с.

41. Тарасов А.Н., Гордиенко Е.А. Неотложная доврачебная помощь при сердечнососудистых заболеваниях. - Л.: Медицина, 1987. - 240 с.

42. Тонкова-Ямпольская Р.В. Основы медицинских знаний: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Просвещение, 1981 - 319 с.

43. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков. Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 296 с.

44. Фарбер Д.А. Физиология подростка. - М.: Педагогика, 1988. - 297 с.

45. Фомин Н.А. Дятлова Н.Н. Морфофункциональные предпосылки возрастных изменений кардио- и гемодинамики при занятиях спортом // Теория и практика физической культуры. - 2002. №2. С. 21-25.

46. Фомин Н.А. Физиология человека. - 3-е изд. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 416 с.

47. Фундаментальная и клиническая физиология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.Г. Камкина и А.А. Каменского. - М.: «Академия», 2004. - 1072 с.

48. Хедман Р.Н. Спортивная физиология. - М.: ФиС, 1980. - 149 с.

49. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / Под. Общ. ред. Р.Ф. Морозовой. Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 416 с.

50. Шумахер Р.Э. Здоровье народов Коми: Коми книжное изд-во, 1974. - 56 с.

51. Ягья Н.С. Здоровье населения севера. - Л.: Медицина, 1980. - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.