на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Совершенствование теоретической подготовки студентов факультета физической культуры на основе компьютерных технологий

Совершенствование теоретической подготовки студентов факультета физической культуры на основе компьютерных технологий

47

Дипломная работа

“Совершенствование теоретической подготовки студентов факультета физической культуры на основе компьютерных технологий”

Содержание

ВЕДЕНИЕ

Глава I. Анализ специальной научно-методической литературы

по исследуемой проблеме

1.1. Программные средства учебного назначения их дидактические возможности и основные направления внедрения в обучение

1.2. Технология компьютерного обучения

1.3. Классификация компьютерных программ и их характеристика

1.4. Современные компьютерные технологии в развитии спортивной науки и их краткая характеристика

1.5. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в условиях использования современных информационных технологий

1.5.1.Информационная подготовленность профессорско-преподавательского состава учебных заведений физической культуры

1.5.2. Программно-методического обеспечения учебного процесса и самостоятельной работы студентов

1.5.3. Создание информационной среды физкультурного образования

1.6. Пути и формы повышения образования специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях

Глава II. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

2.2. Организация исследования

Глава III. Результаты исследования и их обсуждение

3.1. Разработка фрагментов педагогического сценария электронного учебника

3.2. Результаты использования электронного учебника занятиях по дисциплине специализации “ТМСП”

3.3. Эффективность применения ЭУ в учебном процессе со студентами ФФК

Выводы

Литература

Введение

Актуальность. Одна из тенденций развития современного общества - его информатизация. В настоящее время мы являемся свидетелями бурного вторжения информационных технологий во все сферы жизни и деятельности человека. По мнению авторитетных экспертов, в начале следующего тысячелетия данная тенденция станет еще более выраженной, а трудовая деятельность подавляющего большинства трудоспособного населения так или иначе будет связана с информационными технологиями (ИТ) и процессами по обработке информации. Несомненно, резко возрастет спрос на специалистов, владеющих методологией и инструментарием информатики.

Информатизация общества тесно связана с информатизацией образования; информатизация общего и профессионального образования является обязательным условием подготовки конкурентоспособных специалистов различного профиля. Только обладая достаточным уровнем технологической подготовленности и "информационной культуры", молодой специалист способен адекватно действовать в окружающем мире, ориентироваться в проблемных ситуациях, находить рациональные способы решения различных проблем. Установлено что использование информационных технологий в образовании способствует: 1) совершенствованию стратегии отбора содержания образовательных программ, методов и организационных форм обучения в соответствии с задачами развития личности в условиях информационного общества; 2) расширению видов учебной деятельности при условии реализации современных технологий (компьютеризированные курсы обучения, информационно-справочные и экспертные системы, мультимедиа-технологии, "виртуальная реальность"); 3) переходу от авторитарного, иллюстративно-объяснительного обучения к проблемному, творческому, что предусматривает овладение учащимися умениями самостоятельно приобретать новые знания, используя технологии информационного взаимодействия с имитационными моделями объектов, процессов и явлений [9].

Однако, несмотря на высокий потенциал современных информационных технологий, они не нашли еще широкого применения в системе высшего физкультурного образования. Таким образом, проблема исследования состоит в необходимости разрешения выраженного противоречия между степенью разработанности теоретических и методических основ профессионального образования и уровнем программно-методического обеспечения системы подготовки квалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта с использованием компьютерных технологий.

Объектом исследования является процесс использования в образовании информационно-компьютерных средств и технологий для повышения эффективности учебного процесса.

Предмет исследования -- разработка и конструирование информационно-компьютерных средств и эффективность использование их дидактических возможностей в образовательном процессе.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанный нами фрагмент электронного учебника и методика его применения в учебном процессе со студентами ФФК позволит более эффективно изучать предложенный материал по спортивно-педагогическим дисциплинам и тем самым повысить качество обучения в отличие от традиционно используемых методов обучения.

Цель исследования - обоснование эффективности применения компьютерных технологий учебного назначения в процессе изучения теоретико-методического раздела по спортивно-педагогическим дисциплинам кафедры гимнастики.

Для реализации намеченной цели, поставлены следующие задачи:

1. Провести анализ специальной научно-методической литературы по проблеме исследования.

2. Провести анализ дидактических возможностей программных средств для разработки информационно-обучающих систем.

3. Разработать электронный учебник “Основы спортивной тренировки юных гимнастов” по дисциплине специализации «ТМСП».

4. Экспериментально обосновать эффективность компьютерных технологий в процессе изучения теоретико-методического раздела по спортивно-педагогическим дисциплинам кафедры гимнастики.

Научная новизна и практическая значимость дипломной работы заключается в том, что на основе анализа дидактических возможностей современных информационно - компьютерных средств автором данного исследования разработан раздел электронного учебника на тему: «организация и содержание занятий по гимнастике в школе». Данный проект реализован на языке гипертекстовой разметки HTML и может быть использован в учебных целях. Открытость структуры HTML позволяет изменять и пополнять информацию, содержащуюся в учебнике, что делает его адаптивным дидактическим пособием.

Во введении обосновывается актуальность темы, определены объект, предмет, цель и задачи, раскрыты новизна теоретической и практической значимостей дипломной работы.

В первой главе рассматриваются дидактические возможности информационно - компьютерных технологий и компьютерных средств, используемых в образовании и в физической культуре.

Во второй главе "методы и организация исследования"представлены использованные в работе методы исследования и описаны вопросы организации исследования

Третья глава представляет собой описание технологии разработки фрагмента электронного учебника по гимнастике, его содержание и проверка эффективности его использования В заключении обобщаются результаты проделанной работы.

Глава I Анализ специальной научно-методической литературы

по исследуемой проблеме

1.1. Программные средства учебного назначения их дидактические возможности и основные направления внедрения в обучение

Внедрение современной компьютерной техники и средств передачи информации в различные сферы человеческой деятельности с целью повышения её эффективности привело к появлению принципиально новых способов осуществления этой деятельности. Эти способы, основанные на широком использовании уникальных возможностей компьютерной техники по обработке, хранению и представлению информации, объединены в понятие новые информационные технологии (НИТ). Широкие перспективы для НИТ открываются в педагогической области. Объективной предпосылкой для этого является информационная сущность процесса обучения, в которой особое место принадлежит информационному обмену различного вида между учителем и учащимися. Использование НИТ в учебно-педагогическом процессе представляет, по мнению специалистов, качественно новый этап в теории и практике педагогики. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности общества в образовании путем использования возможностей НИТ вызывает к жизни и новые формы обучения. Одной из таких форм является обучение с использованием программных средств (ПС) обучения.

Рассмотрим основные понятия, которые раскрывают суть и дидактические возможности ПС учебного назначения.

Программным средством учебного назначения будем называть ПС, в котором отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Программное средство учебного назначения обычно предназначается для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.

Использование программного средства учебного назначения ориентировано на:

решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и (или) разрешения, - проблемно-ориентированные ПС;

осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, информационно-поисковой системой, базой данных) - объектно-ориентированные ПС;

осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале - со встроенными элементами технологии обучения) - предметно-ориентированные ПС.

На основании проведенного анализа применения в обучении большого числа ПС учебного назначения И.В. Роберт (16) делает вывод о том, что ПС учебного назначения используются:

как отдельные программы, обеспечивающие часть урока или весь урок, несколько уроков;

как пакеты программ, обеспечивающие тему учебного предмета, раздел или курс компьютерной поддержкой,

как практикумы, обеспечивающие определенную программу практических занятий учебного курса;

как компонент «компьютерного курса».

Особого внимания заслуживают возможности ПС учебного назначения, реализация которых создает предпосылки для небывалой в истории педагогики интенсификации образовательного процесса, а также создания методик, ориентированных на развитие личности обучаемого. Перечислим эти возможности:

незамедлительная обратная связь между пользователем и ПС учебного назначения;

компьютерная визуализация учебной информации об объектах или закономерностях процессов, явлений, как реально протекающих, так и «виртуальных»;

архивное хранение достаточно больших объемов информации с возможностью ее передачи, а также легкого доступа и обращения пользователя к центральному банку данных;

автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента;

автоматизация процессов информационно-методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения.

Реализация вышеперечисленных возможностей ПС учебного назначения позволяет организовать такие виды деятельности как:

регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, в том числе реально протекающих, и передача достаточно больших объемов информации, представленной в различных формах;

интерактивный диалог - взаимодействие пользователя с программной (программно-аппаратной) системой, характеризующееся в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами и ответами, реализацией более развитых средств ведения диалога. Например, возможность задавать вопросы в произвольной форме, с использованием «ключевого» слова, в форме с ограниченным набором символов. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.