на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Совершенствование теоретической подготовки студентов факультета физической культуры на основе компьютерных технологий
p align="left">1.5.2. Программно-методического обеспечения учебного процесса и

самостоятельной работы студентов

Немаловажной задачей использования современных информационных технологий в системе повышения квалификации и непрерывного физкультурного образования является программно - методическое обеспечение. Здесь только начинается серьезная работа по созданию и внедрению в учебный процесс дидактических материалов, подготовленных на основе современных информационных технологий. Очень важно в системе подготовки и повышения квалификации создавать и использовать единую многомодульную систему электронных учебников и справочников, банков данных и баз знаний, развивать на унифицированной основе электронные библиотеки и обеспечить взаимодействие между ними средствами телекоммуникаций. Методически современные информационные технологии в системе повышения квалификации и непрерывном образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение в учебно-тренировочном процессе, проведение научных исследований, учитывать специфику отдельных видов спортивно-педагогических дисциплин. Так, например, часть технологий может поддерживать лекционные и практические занятия - это электронные учебники и энциклопедии, обучающие и контролирующие программы, подготовленные на основе технологий мультимедиа, другая - поиск, обработку и представление научно-методической информации на основе Интернет-технологий, третья может быть ориентирована на создание Web-страниц и презентаций и т.д. Особую значимость информационные технологии приобретают при выполнении самостоятельных заданий на домашнем компьютере, при организации дистанционного обучения, проведении научных исследований[8]

1.5.3. Создание информационной среды физкультурного

образования

Сегодня очень важно создание опережающей информационной среды физкультурного образования, которая могла бы позволить свободно пользоваться базами данных и знаний, подготовленных в институтах и на факультетах физической культуры, всем специалистам независимо от места их проживания. Сюда, прежде всего можно отнести базы данных по защищенным диссертациям, новым учебникам, статьям межвузовских научных сборников и тезисов докладов научно-практических конференций, перспективным программным оболочкам по разработке электронных учебников по различным спортивно-педагогическим дисциплинам и оздоровительной работе с населением, защищенным выпускным квалификационным работам студентов, подготовленным и используемым в учебно-тренировочном процессе мультимедийным изданиям и т.д. Однако, как нам представляется, решение данного вопроса задерживается из-за низкой технической оснащенности физкультурных вузов - базы современных информационных технологий. В этом плане лучше обстоят дела в университетах, в которых в свое время при поддержке фонда Сороса созданы уникальные Интернет-центры и уже накоплен определенный опыт.

Проблема создания материально-технической базы институтов и факультетов физической культуры является основополагающей и заключается в создании и использовании в институтах и на факультетах физической культуры современных компьютерных классов, соединенных внутренними сетями и возможностью выхода во Всемирную сеть Интернет. На сегодняшний день у большинства институтов нет такой базы, поэтому они не имеют не только своих сайтов в Интернете, но и электронной почты, что затрудняет обмен информацией между ними [8].

1.6. Пути и формы повышения образования специалистов по

физической культуре и спорту в современных условиях

В условиях построения информационного общества значительно усиливается роль системы повышения квалификации и непрерывного образования специалистов по физической культуре и спорту. К сожалению, на определенном этапе кризис образования в России в первую очередь затронул сферу повышения квалификации и переподготовки специалистов, или, пользуясь терминологией закона "Об образовании", сферу профессионального дополнительного образования. В этой сфере кризисные моменты проявились еще в конце 80-х годов, одновременно с процессом резкого уменьшения бюджетного финансирования. Образовательные учреждения оказались во многом предоставлены самим себе и начали самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания в условиях только формирующегося отечественного рынка образовательных услуг. Изменения в общественной жизни России вызвали не только количественные, но и структурные сдвиги в образовании, в спросе на образовательные услуги и продукты. Поэтому на современном этапе одной из основных становится задача переподготовки кадров, повышения их квалификации и непрерывного образования. Естественно, появление современных информационных технологий позволяет значительно изменить и варьировать формы и методы организации этой важнейшей работы. Так, например, активизировали работы по повышению квалификации специалистов по физической культуре и спорту Российская, Санкт-Петербургская и Московская академии физической культуры, в которых организованы ФПК в традиционных формах, то есть в форме краткосрочных курсов. Однако следует отметить, что сегодня появляется возможность значительно эффективнее работать самостоятельно. В этом большую помощь могут оказать Интернет-технологии. В учебном процессе и проведении научных исследований - это и самое современное мощное инструментальное средство, и всеобъемлющая информсреда, и, наконец, принципиально новая организационно-методическая инфраструктура информационного обмена. Поэтому эффективное использование средств и возможностей Интернет-технологий, равно как и их изучение, - важнейшая профессиональная необходимость для всех участников учебного процесса: руководителей образовательных учреждений, профессоров и преподавателей, лаборантов и методистов, обеспечивающих учебный процесс, а главное, студентов, аспирантов и всех желающих самостоятельно повышать свою квалификацию. Основным путеводителем по ресурсам Интернета, связанным с высшим образованием, является сервер центра информатизации Министерства образования РФ "Информика" [8].

Здесь можно найти много полезной информации: адреса всех вузов России с указанием специальностей, советов по защите диссертаций, законодательные документы, учебные пособия и учебники, представленные к изданию с грифами Министерства образования РФ, Государственные стандарты, примерные учебные планы по специальностям, перечень научных мероприятий и т.д.

Вторым наиболее важным для получения научно-методической информации является сервер Российской государственной библиотеки.

Наибольший интерес для специалистов по физической культуре и спорту представляет сервер Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму "Спортивная Россия".

На этом сайте много полезного, в том числе статьи из журналов "Теория и практика физической культуры" и "Физическая культура: воспитание, образование, тренировка", здесь же вы можете попасть в научную библиотеку Российской государственной академии физической культуры, узнать о новостях спорта и т.д.

Значительный интерес в процессе обмена информацией представляют электронная почта (e-mail); системы телеконференций, в перспективе и системы видеоконференций. Для специалистов по физической культуре и спорту в Интернете есть возможность поиска, накопления и последующего использования музыкальных и видео файлов.

По мере накопления опыта появится желание попробовать свои силы в создании презентаций. В этом поможет программа Microsoft Power Point. Подготовить Web-страницу можно также, используя Word 97, где есть Мастер Web-страниц. Создание аудио и видео на компьютере требует определенных знаний и умений, но вполне доступно [8].

Глава II. Методы и организация исследования

2.1. Методы исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы.

Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.

2. Хронометрирование проводилось с целью определения количества времени, необходимого для опроса всех студентов в группе с использованием традиционной методики контроля знаний и в экспериментальной группе с использованием электронного учебника.

3. Педагогический эксперимент проводился с целью оценки эффективности применяемых на практике компьютерных технологий в процессе изучения теоретико-методического раздела по дисциплине специализации «Теория и методика спортивной подготовки».

2.2. Организация исследования

Исследование проводилось на базе Ставропольского государственного университета на факультете физической культуры на 5 курсе очного отделения. Учебная дисциплина - дисциплина специализации «ТМСП».

На первом этапе были проанализированы литературные источники по теме исследования, проведен анализ дидактических материалов.

На втором этапе проводился предварительный педагогический эксперимент, в котором участвовало 24 человека, а также велась разработка электронного учебника “Основы спортивной тренировки юных гимнастов”.

Лекционные занятии проводились для всех студентов по традиционной методике. Группа студентов была разделена на подгруппы по 12 человек методом разделения равных пар: экспериментальная и контрольная.

Студентам обеих групп на подготовку было отведено одинаковое количество времени. Студенты контрольной группы готовились к семинарскому занятию с использованием традиционных «бумажных» учебников. Студенты экспериментальной группы готовились к семинарскому занятию с использованием материала электронного учебника. Студенты посещали компьютерный класс в свободное от занятий время без ограничений.

Третий этап посвящен основному педагогическому эксперименту.

В контрольной группе семинарское занятие проводилось в традиционной форме: устный опрос.

В экспериментальной группе семинарское занятие проводилось с использованием электронного учебника.

В дальнейшем выявлена эффективность применения электронных учебников в процессе изучения теоретико-методического раздела по спортивно-педагогическим дисциплинам кафедры гимнастики.

Глава I I I. Результаты исследования и их обсуждение

3.1 Разработка фрагментов педагогического сценария

электронного учебника

В качестве предметной области поставленного в рамках дипломной работы задания была взята тема “Основы спортивной тренировки юных гимнастов”, по которой был разработан ЭУ.

Данное учебное пособие электронного издания является электронным носителем учебно-методических материалов. По особенностям применения оно относится к специализированным учебным пособиям, по количеству пользователей - к групповым. Справочным материалом по данной теме послужили учебники для институтов физической культуры.

При разработке электронного учебника основными средствами являлись: HTML редактор Microsoft Front Page, язык программирования HTML и ряд других вспомогательных программ. При выполнении задания, с одной стороны, учитывались общие дидактические возможности информационно-компьютерных технологий, с другой стороны, соблюдался порядок построения гипертекстового документа.

ЭУ может служить справочным пособием при изучении указанной темы самостоятельно или под руководством преподавателя.

Учебник состоит из следующих блоков:

1. Введение.

2. Теоретический материал.

3. Тест.

4. Словарь терминов.

5. “Об учебнике”.

Введение - в данном разделе представлена общая информация о назначении, содержании и технических требованиях предъявляемых к учебнику.

Рисунок 6. Фрагмент электронного учебника “Основы спортивной тренировки юных гимнастов ”: Введение.

Теоретический материал - это основной раздел данного учебника, который включает справочную информацию, представленную в текстовой форме. Он состоит из восьми разделов: раздел 1: “Спортивная тренировка»; раздел 2: «Этапы спортивной тренировки»; раздел 3: «Начальная спортивная тренировка»; раздел 4: «Начальная специализированная тренировка»; раздел

Рисунок 7. Фрагмент электронного учебника “Основы спортивной тренировки юных гимнастов ”: раздел 7.

5: «Углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет»; раздел 6: «Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов»; раздел 7: «Принципы спортивной тренировки гимнастов»; раздел 8: «Путь к высокому спортивному мастерству».

Тест - контролирующая программа, состоящая из 30-и вопросов по всему материалу электронного учебника “Основы спортивной тренировки юных гимнастов”, разработанный с помощью оболочки, созданный на кафедре ИТО и У СГУ.

Рисунок 8. Фрагмент электронного учебника “ Основы спортивной тренировки юных гимнастов”: Тест.

Словарь гимнастических терминов учебника.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.