на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей

Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей

Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых

ценностей

Туризм как специфический вид досуговой деятельности

Процесс развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой и в виде общественного производства. Одна из необходимостей этого взаимодействия - восстановление сил, здоровья, запаса энергии, расширения кругозора и познания мира. Этим процессам и целям отвечает туризм.

К исходу XX столетия туризм стал нормой жизни современного человека. В современном мире туризм является одним из эффективных средств удовлетворения досуговых потребностей населения, и в настоящее время приобретает массовый характер. Это произошло благодаря растущей взаимосвязи и взаимозависимости стран в результате открытости границ и увеличения масштабов международной торговли, охватывающей не только обмен товарами и капиталом, но и услугами.

Для рассмотрения туризма как вида досуговой деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг», «рекреация» и «отдых». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий.

Известно, что практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, измеряется временем. «Время выражает длительность и последовательность всего сущего, оно непрерывно, вечно, присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени». Культура досуга / Под. ред. В.М. Пича, И.В. Бестужева-Лада, В.М. Димова и др. - Киев, 1990. - С.8-9. Временем измеряются процессы деятельности отдельного человека и человеческого общества в целом. Время рассматривается, как природно-социальный ресурс деятельности людей, необходимый для удовлетворения их общественных и личных потребностей.

Согласно Р. Ланкуаре, время, которым располагает человек в течение своей жизни, можно классифицировать следующим образом.

1. Время социальное и время личное: социальное время - время, посвящаемое активной работе, общественной и семейной жизни; личное время - это время, посвящаемое заботе о физическом здоровье и культурном развитии.

2. Время активной деятельности и время отдыха: первое время - это время, посвящаемое трудовой, общественной и домашней деятельности, а второе - это время, посвящаемое восстановлению сил.

3. Время производственной деятельности и время, не связанное с получением прибыли.

4. Время структурированное и время неструктурированное: время первое - это время по календарю и четко организованному расписанию, второе - это время не спланированное. См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. - М, 2005. - С. 56.

Если из общей совокупности календарного времени личности и общества - суток, недели, месяца, года - вычесть рабочее время, т. е. время, затрачиваемое на общественно-организованный труд, то остающийся массив времени получает название внерабочего времени личности и общества. Это время тратится следующим образом. Во-первых, на деятельность, сопутствующую трудовой занятости личности: передвижение до работы и обратно, подготовка к работе и приведение себя в порядок после нее и т.д. Во-вторых, на деятельность по удовлетворению непроизводственных потребностей, которые играют огромную роль в жизни, как человека, так и общества в целом. Именно эти виды деятельности составляют сферы свободного времени и досуга. Они обладают строго атрибутивной природой своего существования: вне этих сфер жизнеде-ятельности общественная жизнь невозможна, ибо именно в них про-исходит удовлетворение многих необходимых для жизни человека матери-альных и духовных потребностей. См.: Батнасунов А.С. Досуг как сфера жизнедеятельности современной российской молодежи: Дисс... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2004. - С. 37.

Выражение «свободное время» впервые появилось лишь в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социолого-статистическое исследование бюджетов времени. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей.

В настоящее время еще не выработана единая концепция свободного времени. Обозначение содержательных и функциональных границ свободного времени в настоящее время вызывает трудность, в том числе из-за того, что исследованием данной проблемы занимаются специалисты разных отраслей знания. Экономисты рассматривают свободное время как часть внерабочего, связанного с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника. См.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. - М., 1978. - С.198-200; Чернов И.В. Бюджет времени и организация труда. - Ростов н/ Д, 1981. - С. 113-117. Философы и социологи также рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но полагают, что оно направлено на совершенствование человека как работника, на его всестороннее развитие. См.: Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987; Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983.

До сих пор в отечественной и зарубежной литературе вопрос о границах свободного времени и досуга является дискуссионным. Одни исследователи считают понятие «досуг» синонимом слова «свободное время». См.: Краткий словарь по социологии. / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.И. Лапина - М., 1998. - С. 60. Одной из причин такого совмещения понятий, является сужение сферы свободного времени, когда в рамки свободного времени не входит, время, связанное с работой (время на дорогу до работы и обратно) и для поддержания жизни человека (бытовое самообслуживание, питание, сон). Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат». Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - М., 1967. - С. 100. Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направленную на всестороннее и гармоничное развитие личности. См.: Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 1991. - С. 44-56.

Другие выделяют досуг как часть свободного времени. Г.И. Минц утверждает, что к «досугу относятся только те часы, которые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям не относятся к досугу, но являются частью свободного времени». Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. - М., 1978. - С. 4.

Мы разделяем точку зрения А.И. Кравченко, автора социологиче-ского словаря, который разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим со-держательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля-ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению». Кравченко А.И. Социология: словарь. - М., 1997. - С. 37-38 Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое помимо досуга включает в себя время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, время, затрачиваемое на самообразование, воспитание, общественную деятельность. Этой же точки зрения придерживается и директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье. По его мнению, досуг можно рассмотреть как «совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образование, …будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей». Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982. - P. 29.

Для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необходимо определить не только содержательное наполнение, но и функциональную нагрузку человеческой деятельности. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень самосознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения индивида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую насыщенность деятельности.

Важно отметить следующее, несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семейные и другие обязанности», Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? - P., 1962. - P.347. среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».

М. Каплан, определяя сущность досуга, говорит и о его «приобщении к ценностям культуры». Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. - N.Y., 1960. - P. 24 Эта точка зрения подтверждается и позицией А. Шопенгауэра, который называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я». См.: Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990 - С.195.

Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному выбору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятельность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вместе с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение досуга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и морально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека направлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. - Свердловск, 1970. - С. 232.

Из сказанного выше следует, что свободное время и досуг играют очень значимую роль в жизнедеятельности, как отдельных людей, так и общества в целом.

Итак, существуют разнообразные представления о категориях «свободного времени» и «досуга». В нашей работе, разграничивая эти понятия, мы будем исходить из следующего понимания досуга и свободного времени. Под свободным временем следует понимать массив времени, который остается у человека за вычетом рабочего времени и расходуется как на осуществление непреложных затрат (обязательной работы, настоятельных семейных и общественных обязанностей, бытовых забот, а также от необходимой физиологической жизнедеятельности) так и на отдых, восстановление сил, физическое и духовное развитие личности. Досуг, по нашему мнению, часть свободного времени, содержание которого наполнено деятельностью ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования, развития или достижения иных целей по собственному выбору, отдых или восстановление сил. Это время свободное «для», а не свободное «от».

В настоящее время необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности, всестороннего развития духовного мира человека, а также условием продолжения самого производства, наряду с досугом, является такой избирательный вид деятельности как рекреация.

В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого подхода к определению понятия «рекреация», так как феномен рекреации не стал еще предметом систематического изучения и его границы весьма размыты. В связи с этим, возникает большая трудность в определении круга понятий, связанных с рекреационной деятельностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике. В разных странах преобладают различные официальные трактовки понятий и терминов, связанных с рекреацией. Во-вторых, в нашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был бы точно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией. В данных условиях наблюдается полный плюрализм мнений. В-третьих, в силу различных причин такие понятия как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие в реальных условиях зачастую не так-то просто различимы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.