на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Теоретические аспекты социологического анализа туризма как сферы реализации досуговых ценностей
p align="left">Чтобы реализовать идею привлечения туристских потоков нужно многоаспектно и тщательно изучить и оценить туристские ресурсы, особенности и потенциал туристской индустрии, демографические характеристики групп населения, потенциальные возможности востребованности этих ресурсов. На основании этого можно прогнозировать туристские потоки и обеспечить их эффективное регулирование. При изучении туристского потенциала ресурсов территорий используется оценка географических и иных попутных факторов. Природно-климатические, демографические сведения, экономическая ситуация региона, тенденции и прогнозы их изменения необходимы для научно-обоснованного планирования развития объектов и туристской индустрии, планирования туристских потоков, а также занятости населения и доходов от туризма.

Туризм, как и любая другая отрасль хозяйства, нуждается в информационной поддержке. Сегодня важную роль играют различные автоматизированные информационные системы бронирования туристских услуг, информационные банки данных туристских ресурсов, туристского продукта на самых различных носителях (в виде книг, справочников, каталогов, проспектов, путеводителей). Исторически так сложилось, что государство регулировало путешествия и туристические услуги. Интенсивное развитие международного туризма вызвало необходимость установления норм регулирования туристской деятельности. В результате во второй половине XX в. с развитием массового туризма сформировалась особая отрасль - туристское право.

Для рационализации туристской деятельности возникла необходимость в точном определении понятий и терминов, которые были бы приняты всеми членами туристского сообщества. С этой целью такие организации как Лига Наций, Организация Объединенных Наций, Всемирная туристская организация, Организация экономического сотрудничества и развития занимаются изучением проблем развития туризма. На конференциях, ассамблеях они стараются выработать наиболее адекватные подходы к пониманию современного туризма.

Как полагают отечественные исследователи, слово «туризм» происходит от латинского слова tornus (движение по кругу; вертеть, вращать). В широком смысле оно означает передвижение с одновременной сменой быта людей. См.: Петровский В.С. Туризм как общественное явление // Спутник туриста. - Киев, 1983. - С. 7-9. Наиболее выразительно понятие туризм было употреблено французом В. Жекмо в 1830 г. Слово tour в переводе означало путешествие с возращением обратно к месту выезда. Позже профессорами Бернского университета было дано наиболее точное определение туризма, которое включало ряд явлений и взаимоотношений, возникающих как результат путешествия людей до тех пор, пока это не приводит к постоянному пребыванию и не связано с получением какой-либо выгоды.

Во второй половине XIX в. это слово вошло в языки многих народов мира. Необходимо отметить, что в русском языке этот термин появился несколько позднее. Так, в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1902 г.) еще нет статьи «туризм», а термин употребляется лишь в статье об истории путешествий на велосипедах.

Первая половина XX в. характеризуется повсеместным увеличением туристских потоков, растущим экономическим значением туризма и, как следствие, попытками статистического учета путешествующих лиц. Возникла необходимость немного иного определения данного понятия. Под туризмом в статистике стали понимать одну из форм миграции населения, не связанную с переменой местожительства или работы.

В 1980 г. Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.

Слово «tour» в международном туризме стало подразумевать туристское путешествие с такими заранее спланированными параметрами, как маршрут, сроки, набор услуг. Туризм можно представить как массовый род путешествий с четко определенными целями, совершаемых собственно туристами. Он включает в себя как деятельность самого туриста, так и деятельность по организации и осуществлению (сопровождению) таких путешествий. Такая деятельность осуществляется различными предприятиями индустрии туризма и смежных отраслей.

По мнению Л.П. Воронковой «туризм представлял собой частный случай путешествия с четко определенными целями и сочетался с познавательной деятельностью по организации и осуществлению таких путешествий». Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства. - М., 2004. - С. 16.

В современном значении туризм - это деятельность, связанная с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природно-климатических и историко-культурных туристских ресурсов, материально-технической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания. По определению Всемирной туристской организации «туризм - это деятельность людей, путешествующих и останавливающихся в местах вне их обычного окружения на период не более последовательного года для досуга, бизнеса или с другими целями, не сопряженными с деятельностью, подлежащей вознаграждению в месте пребывания». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.

Некоторые исследователи при определении туризма исходят из его сопоставления с рекреацией. На основании того, что туризм сочетает различные виды рекреационной деятельности - оздоровление, отдых, восстановление производительных сил человека, Л.А. Акимовой было дано следующее определение туризма. «Туризм - это разновидность рекреации, один из видов активного отдыха, в процессе которого восстановление работоспособности сочетается с познавательной деятельностью». Акимова Л.А. Социология досуга. - М., 2003. - С. 58.

В. А. Квартальнов, говоря о туризме, подразумевает людей, которые посещают друзей, родственников, отдыхают на каникулах. Во время досуга они могут заниматься различными видами спорта, принимать солнечные ванны, кататься на лошадях, могут ходить в походы, читать, разговаривать и, наконец, просто наслаждаться окружающим миром. При этом определении к туристам можно отнести и людей, которые принимают участие в различных видах деловой и профессиональной деятельности, ездят в обучающие туры и занимаются исследованиями. См.: Квартальнов В.А. Туризм. - М., 2003. - С.20-21. Такой образ жизнедеятельности личности может характеризовать не только туризм, но и неразрывно связанное с ним понятие «путешествие». Большинство ученых полагают, что эти понятия неразрывно связаны межу собой, оба описывают определенный образ жизнедеятельности человека. При этом большинство современных ученых сходятся к тому, что туризм является частным случаем путешествий. Отличия в толковании понятий усматриваются в разных целях, признаках и различном материальном положении, описываемых этими понятиями видов деятельности. В классической теории туризма признается шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще: оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также и лечение); познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлениях, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов); спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей); профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное бучение); религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии); гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания). См.: Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.

Отечественный ученый М. В. Биржаков по этому вопросу пишет, что «значительная часть путешествий служит определенным, далеко не частным целям (торговля, наука, открывательство земель, реклама продукции и др.) и щедро финансируется третьими, так или иначе, заинтересованными лицами, организациями, государственными или частными фондами». Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб., 1999. - С. 20.

Согласно мнению Кускова А.С., Голубевой В.Л., Одинцовой Т.Н., туризм от путешествия отличается по следующим признакам: «временное перемещение и посещение дестинации (другая местность, страна, отличная от места постоянного проживания человека); и непременное возвращение обратно; цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью; совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время; запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника». Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Цит. соч. - М, 2005. - С. 282.

Следовательно, «путешествие» обладает большей общностью понятийного смысла, оно описывает разнообразные перемещения людей в пространстве и во времени и, следовательно, может рассматриваться как более широкое понятие, чем «туризм».

Таким образом, туризм является разновидностью путешествий. Он охватывает круг лиц, путешествующих и пребывающих в местах, находящихся за пределами их постоянного проживания, с оздоровительными, познавательными, деловыми или иными целями. Хотя в процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия, особую значимость при определении этого явления имеют следующие критерии, которые положены в основу определения туризма и являются базовыми. См.: Там. же. - С. 281.

Изменение места. В данном случае речь идет о поездке, которая осуществляется в место, находящееся за пределами обычной среды. Однако нельзя считать туристами лиц, ежедневно совершающих поездки между домом и местом работы или учебы, так как эти поездки не выходят за пределы их обычной среды. Суть этого критерия состоит в том, что место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания. Важным условием является и то, что путешественники не должны находиться в посещаемом ими месте 12 месяцев подряд и более. Лицо, которое находится или планирует находиться один год или более в определенном месте, с точки зрения туризма считается постоянным жителем и поэтому не может называться туристом.

Оплата труда из финансового источника в посещаемом месте. Это значит, что главной целью поездки не должно быть осуществление деятельности, финансируемое в посещаемом месте. Любое лицо, въезжающее в какую-нибудь страну для работы, считается мигрантом, а не туристом этой страны. Это относится не только к международному туризму, но и к туризму в пределах одной страны. Кроме того, каждый человек, путешествующий в другое место в пределах одной страны (или в другую страну) для осуществления оплачиваемой деятельности, не считается туристом.

Таким образом, проанализировав понятия «свободное время», «досуг», «рекреация», «отдых» и рассмотрев различные подходы к понятию «туризм», можно вывести его следующее определение. Туризм - это специфический вид досуговой деятельности, который представляет собой временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны с целью получения удовольствия, познания, отдыха, оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. По нашему мнению туризм, в некоторой степени взаимодействует с рекреацией, так как для него также характерно восстановление работоспособности в сочетании с познавательной деятельностью.

1.2. Досуговые ценности в сфере туризма: операционализация понятия

Туризм представляет собой один из видов досуговой жизнедеятельности, в процессе которой восстановление работоспособности сочетается с культурно-познавательной, духовно-нравственной, развлекательной деятельностью. По мнению С. Е. Щеглова, туризм по своей природе социален, так как это деятельность людей в рамках развитого цивилизационного человеческого общества. См.: Щеглов С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. - 2004. - №2. - С.175-176. Туризм в современных условиях является неотъемлемой частью жизни человека и одним из эффективных средств реализации социокультурных ценностей в сфере досуга. Аксиологический анализ туризма может дать многое для изучения его современного состояния, поскольку ценности входят в число основных компонентов мотивации человеческой деятельности, во многом детерминируют специфику восприятия индивидом окружающей действительности и особенности его поведения.

Основы аксиологического подхода в социологии заложены в трудах М. Вебера и Т. Парсонса. Труды этих классиков социологии дают возможность четко выделить два уровня анализа функционирования ценности в обществе: микроуровень (уровень личности и межличностного взаимодействия) и макроуровень (уровень общества). Т. Парсонс в масштабах общества в целом рассматривает ценности как высшие принципы организации социальных систем, выполняющие функции интеграции и поддержания социального порядка. Ценности так направляют активность индивидов, чтобы она не угрожала стабильности социальной системы. Они являются своего рода средством контроля над индивидами. М. Вебер, изучая феномен ценности в рамках концепции социального действия, применяет микроуровень анализа функционирования ценности в социуме. Ценности, наряду с целями, аффектами и традициями, выделяются им как основные мотивы человеческой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.