на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Тренировки силовой направленности
p align="left">В многочисленной литературе, связанной с изучением физических качеств в школьном возрасте, рекомендуется развивать силу различными упражнениями или вовсе без отягощений, или с отягощениями весьма малого веса (Л.В, Волков, 1981; В.Г. Мелоян, 1974, В. П. Филин, НА Фомин. 1980).

B.K. Петров( 1984} утверждает, что применение упражнений с отягощениями вместе с другими средствами способствуют устранению даже врожденных дефектов телосложения.

Научные исследования и практика спорта подтвердили, что правильно организованные занятия, использующие в качестве одного из средств тренировки, упражнения с отягощениями, позволяют повысить функциональные возможности сердечно сосудистой и дыхательной систем занимающихся, способствует совершенствованию силы, выносливости, быстроты - качеств, определяющих успех в любом виде спорта (В.К. Петров, 1991).

В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств юношей. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, их сократительная способность и способность к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря всему этому на занятиях с ними доступны в значительном объеме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнера, с преодолением собственного веса (Г.П. Вотанов, 1987).

Занятия с отягощениями характеризуют определенные морфофункциональные состояния мышечной системы, обеспечивающей, кроме двигательной функции организма, еще три жизненно необходимые функции - корсетную, обменную и насосную.

Корсетная функция состоит в том, что только при определенном достаточном мышечном тонусе поддерживается нормальная осанка и тем самым функции позвоночника и спинного мозга. При недостаточной корсетной функции (преимущественно мышц спины) развивается ряд заболеваний, включая такую распространенную болезнь, как остеохондроз. Ю.А. Пеганов, Д.В. Шибанов (1996) рекомендуют юношам, имеющим сколиоз II и III степени, выполнять упражнения с отягощениями.

Корсетная функция мышц живота играет важную роль в поддерживании нормального положения и функции внутренних органов - почек, печени, желудка, кишечника. При недостаточной корсетной функции мышц живота чаще наблюдаются такие заболевания, как опущение внутренних органов. Нарушается моторная функция желудочно-кишечного тракта, и развиваются все связанные с этим болезни - гастрит, колит, холецистит и другие.

Недостаточный тонус мышц ног ведет к развитию плоскостопия, расширению вен, осложненному тромбофлебитом.

Недостаточная активность обменных процессов в мышцах ведет к ожирению, атеросклерозу и диабету.

Насосная функция мышц («мышечный насос») состоит в том, что сокращение мышц способствует передвижению венозной крови по направлению к сердцу. Эта функция имеет важное значение, учитывая, что венозный кровоток (от капилляров к сердцу) должен быть равен артериальному (от сердца к капиллярам). Однако присасывающее действие правого желудочка слабее выталкивающего действия левого желудочка и компенсация возлагается не «мышечный насос». Кроме того, он играет важную роль в передвижении лимфы и тканевой жидкости, влияя тем самым на удаление продуктов тканевого обмена. Недостаточность работы «мышечного насоса» способствует расширению вен, вследствие застоя венозной крови, которая осложняется воспалительным процессом и образованием тромбов и ведет к различным нарушениям обмена.

Таким образом, определенное морфофункциональное состояние мышечной системы - важнейшее жизненно необходимое условие, а уровень его информативно отражается показателем мышечной сипы.

Из этого следует, что для здоровья необходим определенный морфофункциональный уровень мышечной системы как в целом (обменная функция), так и каждой из основных мышечных групп - плечевого пояса, спины, брюшного пресса и ног (Я.С. Вайнбаум, 1991).

Давно подмечено, что именно силовые упражнения, как никакие другие, приводят к: значительным изменениям в белковом обмене мышц. В период отдыха «проработанная» такими упражнениями мускулатура характеризуется усилением синтеза структурных белков и, следовательно, увеличением мышечной массы, более значительным, чем после занятий другими видами физической деятельности.

Как писал заслуженный деятель науки профессор И.М. Саркизов-Серазини; «Атлетическая гимнастика - это одно из более эффективных средств, всесторонне воздействующих на человеческий организм. Обилие упражнений и возможность тонко дозировать нагрузки - это важное средство оздоровления, доступное для людей всех возрастов». А эстетическая сторона атлетической гимнастики приближает ее к подлинному искусству (А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин, 1987).

Ранее указывалось, что юноши, окончив школу, выходят из поля зрения учителя физической культуры и перестают заниматься физическими упражнениями. Вот здесь и помогут, по нашему мнению, занятия атлетической гимнастикой. Юноши будут заинтересованы в занятиях, если учитель даст им знания о самостоятельных тренировках атлетической гимнастики. Такие «посвященные» ученики, окончив школу, не перестанут упражняться и будут заниматься на протяжении длительного времени. А в этом заинтересовано общество.

1.3. Спортивный отбор для занятий силовыми видами спорта.

1.3.1. Роль способностей в достижении успехов в деятельности человека.

Возрастающая конкуренция в борьбе за завоевание медалей мировых первенств и Олимпийских игр постоянно требует более эффективных средств и методов подготовки спортсменов. Успешность подготовки спортсменов высокого класса зависит от ряда факторов. Одним из них является первоначальный отбор детей в ДЮСШ, цель которого - правильная диагностика потенциальных возможностей будущих спортсменов, что требует углубленного, всестороннего изучения физического развития, физических качеств, специально-двигательной подготовленности, состояния здоровья, а также личностных свойств спортсменов, имеющих ведущее значение для конкретного вида двигательной деятельности.

Практика подготовки спортсменов свидетельствует том, что вершин мирового спорта могут достичь только те спортсмены, которые обладают комплексном врожденных и приобретенных способностей. Поэтому выявление способностей к той или иной конкретной двигательной деятельности является одним из актуальных и жизненно важных вопросов, интересующих и привлекающих к себе внимание представителей различных областей науки: философии, педагогики, психологии, физиологии и др.

Под способностями понимаются такие индивидуальные свойства человека, которые не являются умениями и навыками, содействуют успешному выполнению той или иной деятельности. Большое значение для правильного понимания способностей имеет учение И.П. Павлова о типах высшей нервной деятельности человека. Им определены типы нервной системы: «мыслительный», «художественный», и «средний». И.П. Павлов соотносил свойства подвижности нервных процессов со способностями человека, указывал на пластичность нервной системы как на ее способность видоизменяться в течение жизни человека и считал, что способности обусловлены процессами высшей нервной деятельности, они развиваются, совершенствуются, «тренируются» и имеют широкую возможность формирования у личности в процессе его жизни. Таким образом, на базе унаследованных особенностей образуются особенности приобретенные.

В трудах психологов способности рассматриваются как свойства, приобретенные в процессе труда человеком и обеспечивающие успешное выполнение определенных видов деятельности. Врожденными, по их мнению, являются лишь задатки или природные анатомо-физиологические особенности организма, главным образом мозга и органов чувств, при этом подчеркивается, что способности существуют только в развитии и создаются в процессе деятельности. Определяющим значением в развитии способностей человека являются социальные факторы, обуславливающие характер общественно-трудовой деятельности человека в условиях данной среды.

Проблема способностей и задатков тесно связана с проблемой отбора детей для успешных занятий тем или иным видом спорта. Применительно к спортивной деятельности способности трактуются как уровень показателей, характеризующих двигательную функцию, включающих в себя развитие физических качеств и двигательных координационных способностей.

Под задатками в спорте чаще всего понимают свойства личности, на основе которых быстро развиваются определенные физические качества: быстрота, сила, выносливость. К задаткам относят и антропометрические признаки, состояние анализаторов, ориентировочные реакции. В словаре по физической культуре и спорту задатки определяются как особенности нервной системы или строения организма, которые обеспечивают развитие специфических способностей.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что роль способностей в достижении высоких, даже рекордных результатов в любом виде спорта очень важна.

1.3.2. Прогностическая значимость специфических показателей, влияющих на спортивную деятельность.

Специалисты в области физического воспитания придают большое значение научно обоснованной системе отбора юных, спортсменов, считая, что разработка научных рекомендаций по отбору облегчит правильный выбор спортивной специализации, уменьшит текучесть контингента спортивных школ и будет способствовать быстрейшей подготовке спортсменов международного класса. ( Кроме того, система спортивного отбора, нужна не только для спортивных команд, но и для массового спорта, так как успех «большого» спорта основан на развитии и достижениях нашего общего физкультурного движения.)

Многие специалисты как у нас в стране, так и за рубежом выдвигают систему отбора талантливых детей (спортсменов) на одно из ведущих мест в подготовке резерва большого спорта. В ряде исследований установлено, что выявление способностей к успешной спортивной деятельности возможно уже в детском возрасте.

Значительное количество исследовательских работ направлено на выявление прогностической значимости отдельных показателей. Ряд авторов, исследуя высшую нервную деятельность, указывают, на взаимосвязь между типологическими особенностями спортсменов с характером их спортивной деятельности и предлагает при оценке перспективности спортсменов учитывать эти закономерности. Исследованиями ЗМ Бирюковой экспериментально установлено восемь типологических групп, которые позволяют классифицировать всех исследованных лиц. По ее мнению, достижение рекордных результатов возможно в более короткий срок для тех лиц, у которых достаточно высоки именно те природные свойства первичных процессов, которые в первую очередь обеспечивают выполнение определенного вида мышечной деятельности спортсменов.

А.Я. Яголинский заключает, что индивидуальные особенности человека представляют собой результат интеграции морфофункциональных признаков и свойств нервной и психологической деятельности.

Научными изысканиями некоторых исследователей показана достоверная связь между функциональным состоянием анализаторов и степенью усвоения сложных двигательных навыков.

О существенном влиянии на выбор спортивной специализации такого фактора, как интерес к спорту, указывает A. Grenier. Автором приводятся данные экспериментальных исследований, свидетельствующих о высокой степени корреляции между интересом новичка к тому или иному виду спорта и успешностью его совершенствования.

ЯМ. Пейсахов, A. Grenier показывают, что первоначальные мотивы оказывают большую побудительную силу на успешность процесса спортивной деятельности. Целеустремленность, упорство, смелость в раннем возрасте также достаточно надежные показатели при отборе в ДЮСШ.

Современный уровень спортивных достижений, насущные задачи спорта диктуют необходимость изучения и оценки потенции всех систем организма спортсменов в их взаимосвязи, а также индивидуальных особенностей, влияющих на спортивные достижения. Среди множества показателей индивидуальных особенностей организма спортсменов особый интерес представляют антропоморфологические признаки.

Многие ученые придают большое значение антропометрическим показателям и выделяют отдельные специфические признаки, необходимые для определенного вида упражнений. В этих работах указывается, что для успешной специализации в ряде видов спорта важное значение имеют такие показатели, как рост, вес, длина конечностей и их сегментов, ширина плеч и таза. Широкие исследования и обобщение теоретических данных позволили Г.С. Туманяну и Э.Г. Мартиросову охарактеризовать конституцию; пропорции тела и физическое развитие спортсменов различных видов спорта.

В «Антропологии» под редакцией В.В. Бунака подчеркивается такая важная особенность роста человеческого организма, как цикличность и различная скорость роста возрастных групп. Так, дети к четырем годам достигают лишь четверти окончательного веса, к 11-летнему возрасту, мальчики имеют половину окончательного веса, а к 15 годам - три четверти этого веса. Длина тела в двухлетнем возрасте равна половине роста взрослого мужчины, в четырехлетнем - 2/3, а в 11-летнем - составляет 3/4 окончательного роста. По данным В.S.Bloom, показатели веса и сипы к 10 годам достигают половины этих значений в зрелом возрасте.

Исследованиями Сальниковой установлена высокая корреляционная зависимость между одноименными признаками физического развития, полученных у одних и тех же детей с интервалом в два года. На основании этого автор утверждает, что предсказание конечных размеров тела человека вполне возможно, и этот факт может быть использован при выборе специализации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.