Туризм как вид деятельности человека
111 ТУРИЗМ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Раздел 1. Туризм как вид рекреационной деятельности 1.1 Свободное время, досуг, рекреация в структуре деятельности человека Рассматривая туризм как вид рекреационной деятельности необходимо провести уточнение таких понятий как «свободное время», «досуг» и «рекреация». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиницийий более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях. Важно уточнить содержательную сторону и те подходы, которые существуют к определению интересующих нас понятий. Выражение «свободное время» впервые появилось в начале XX века, когда начинает развиваться оригинальное научно-прикладное социо-лого-статистическое исследование бюджетов времени. В большинстве стран мира вместо термина «сво-бодное время» используется термин «досуг». Для выяснения соотношения понятий «свободное время», «досуг» и «рекреация» мы считаем необходимым рассмотреть понятия «время» и «социальное время». В.М. Пича отмечает: «Время - этим понятием измеряется практически любой процесс, происходящий в окружающем нас мире, выражая длитель-ность и последовательность всего сущего, время непрерывно, вечно присуще природе в целом, вместе с тем любая конкретная форма материи ограничена и преходяща во времени. Временем измеряется и жизнь отдельного человека и человеческого общества в целом». Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов и др. - Киев, 1990. - С.8-9. Следовательно «свободное время», «досуг», «рекреация» представляют собой совокупность видов деятельности, осуществляемых в определенный отрезок времени. Диалектико-материалистическая позиция по поводу выявления сущно-сти времени выражается Ф. Энгельсом следующим образом - «Основные формы всякого бытия, - есть суть пространства и время». Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.46. - Ч.II. - М., 1969. - С. 221. Время - это атри-бут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Определение времени как всеобщей формы существования дви-жущейся материи имплицирует вывод о существовании физического, биоло-гического и социального времени. Время как таковое описывается через чередование материальных объ-ектов и их состояний. Так, время суток, время года - это чередование поло-жений Земли по отношению к другим космическим объектам и, в первую очередь, по отношению к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что исполь-зуемая шкала - это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередование этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представление людей об их со-держании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, сол-нечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела различную длительность в разных странах и в разные эпохи (5-10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о струк-туре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Таким образом, очевидно, что летоисчисление - социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается в зависимости от культурного контекста. Отсюда на-личие разных летоисчислений в разных культурах. Таким образом, время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые ис-пользуются для его структурирования. Человеческое сознание может схва-тить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета. Время имеет много изме-рений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Социальное время структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Социальное время из-меряется с помощью шкалы общественной практики. Социальное простран-ство - это порядок расположения социальных позиций, а социальное время порядок их чередования. Социальное время, тем самым - это последо-вательность действий людей, их групп и институтов. Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени. См.: Durkheim E. The Elementary Forms of the Religius Life. - London,1915 Структура социального времени - это социальная конструкция, по-скольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений о важности событий. Конструирова-ние социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные ценностные системы приводят к формированию разных структур социаль-ного времени, ибо ритм социальной жизни - это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценно-стей. Для более подробного рассмотрения социального времени необходимо рассмотреть его характеристики. В.С. Поликарпов, на наш взгляд, представил наиболее полные характеристики социального времени. Поликарпов В.С. Время и культура. - Харьков, 1987. - С. 9-14. 1) Наличие гаммы ритмов социального времени в рамках фундаменталь-ного ритма общественно-экономической формации. 2) Многомерность. Практическая деятельность является специфиче-ским способом бытия чело-века. Благодаря ей человек выходит за рамки на-личного бытия и «погружа-ется» в сферу возможностей; 3) Качественная неоднородность. Это одна из специфических черт различных моментов социально-исторического про-цесса; 4) Относительность. В любом обществе, дифференцированном на классы и социальные слои, существует многообразие социальных ритмов, поскольку каждый ритм, собственное время и способ его исполь-зования, соответствующий потребностям класса. 5) Относительная обрати-мость. Социальное время необратимо, однако оно обладает относительной обратимостью в субъективном аспекте. 6) Детерминация будущим. Че-ловеческая деятельность в определен-ной мере детерминирована будущим, так как на нее оказывает влияние кон-тинуум возможностей, существующий в настоящем. 7) Детерминация социальной формой движение материи. Со-циаль-ное время детерминировано человеческой деятельностью, обществен-ным производством, системой функционирующих общественных отноше-ний. 8) Разновременность настоящего. С точки зрения традиционной хро-но-логии «настоящее» в динамически развивающейся общественной системы начинается разновременно, так как в разное время происходит трансформа-ция различных уровней подсистем системы - экономики, политического уст-ройства, культуры, религии и пр. 9) Знаковый характер существования со-циального времени. Предмет-ный мир культуры, который имеет знаково-сим-волические системы, является специфическим способом существования мо-дусов социального времени (прошлого и будущего), причем их интерпрета-ции изменяются в зависимости от потребностей и интересов общественной системы. 10) Вариативный ха-рактер информационной емкости. Отличие со-ци-ального времени от природ-ного состоит в его изменчивой информацион-ной емкости. 11) Субъективный аспект. Социальное время является формой целепо-лагающей предметно-пре-образующей деятельности человека. 12) Ценно-стный характер. Время как форма человеческого бытия является и бо-гатст-вом, и ценностью. Свободное время является одной из форм социального времени, или, иначе говоря, единицей социального времени. С ним связаны такие виды деятельности, как саморазвитие личности, овладение ею достижениями культуры и создание культурных ценностей. В настоящее время в науке среди исследователей нет единства взглядов по ключевым вопросам изучения свободного времени. Основная трудность, с которой приходится сталкиваться, - это обозначение содержательных и функциональных границ понятия в самой концепции социального времени общества. В современной литературе существуют разнообразные исследо-вательские подходы к этой проблеме, которые условно можно разделить на три группы. Представители первой (В.Д. Патрушев, И.В. Чернов) - глав-ным образом экономисты, которые, в соответствии с разработанной ими концепцией, рассматривают свободное время как часть внерабочего вре-мени, связанного преимущественно с воспроизводством рабочей силы, формированием нового типа работника.См.: Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. - М., 1978. - С.198-200; Чернов И.В. Бюджет времени и организация труда. - Ростов н/ Д, 1981. - С. - 113-117. Вторая группа исследователей В.А. Артемов, Г.П. Орлов, В.Н. Лаври-ненко Артемов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования. - Новосибирск, 1987 - С. 167-168; Орлов Г.П. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983 - С.123. в основном философы и социологи, так же рассматривают свободное время как часть внерабочего времени, но направленного не столько на со-вершенствование человека как работника, сколько на его всестороннее раз-витие. Сторонники третьего концептуального подхода Ю.Н. Лобанов, А.В. Мялкин рассматривают свободное время за пределами труда на производстве и практически сводят его к внерабочему времени, которое предназначено для отдыха и развития трудящихся. Уже на основании указанных трактовок можно говорить о значимости свободного времени в жизнедеятельности отдельных людей и общества в целом. В связи с этим свободное время, на наш взгляд, представляет собой самоценный ресурс для восста-новления сил и развития личности человека. Досуг, в свою очередь, выступает структурным элементом свободного времени. Но мы считаем необходимым разграничивать понятия «свободное время» и «досуг». Этимологически слово «досуг», на английском «liсеге», означает по-зволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода де-лать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, откры-вающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность рас-поряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып.1(2) - С.288. Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следова-тельно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7-8. Конкретные исторические условия придают особую специфику в понимание досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для древних гре-ков - другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынеш-них россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть вре-мени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые сво-бодно избирали изнурительный труд в качестве главной добродетели. Греки считали работу (скульптора или художника) функцией досуга, поскольку творчески работать мог только свободный гражданин, но не раб, а современная цивилизация понимает досуг как отсутствие работы. Это свиде-тельствует о диаметральности расстановки культурных акцентов двумя ци-вилизациями. В Афинах досуг был первичен, а труд - вторичен. Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел Аристотель «Вся че-ловеческая жизнь, - писал он, - распадается на занятие и досуг.., а вся дея-тельность человека направлена частью на необходимое и полезное, частью на прекрасное... Ведь нужно, чтобы граждане имели возможность заниматься делами и вести войну, но, еще предпочтительнее, наслаждаться миром и пользоваться досугом. Совершать все необходимое и полезное, а еще больше того прекрасное. Досуг неотъемлемая составная часть жизни человека в связи с потреблением благ, ощущением удовлетворенности, счастья, блажен-ства, и т.п. Досуг не просто свободное время, а время, заполненное разнооб-разными занятиями: философскими умосозерцаниями, играми, упражне-ниями, забавами, вызывающими ощущение приятности и удовлетворения, искусством, музыкой, беседами, общением и т.д. Досуг требует многих предметов широкого потребления, поэтому рабы не имеют досуга. Количе-ство и качество досуга зависит от форм государственного устройства. Сча-стье царей - в досуге, тираны же заинтересованы в его отсутствии». Аристотель. Никомахова этика. Политика / Аристотель. Соч. В 4тт. Т.4. - М., 1981. - С.163-164. Отсут-ствие досуга Аристотель связывал с свободой. Он рассматривал вопросы досуга, касаясь политиков, воинов и очень осторожно говорил о досуге низ-ших слоев общества - землевладельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|