на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Туризм как вид деятельности человека
p align="left">Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а биз-нес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Од-нако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. До-суг стал рассматриваться как время, свободное от работы.

Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение до-сугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, созда-вавшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень - грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегре-ческого понимания досуга. Кэндо Т. Цит. Соч. - С.289.

Интересным, на наш взгляд, кажется и отношение различных религи-озных течений к досугу. Начиная с XV века, Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социаль-ной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наи-лучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести куль-турную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протес-тантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избран-ного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальви-низм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая по-следние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и счи-талась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек по-лучает право на истинную жизнь.Там же. С. 293. Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на форми-рование досуга как сферы жизнедеятельности людей.

Досуг как современное понятие сформировался в периоды ин-дустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие.

Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллек-тивного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого инди-видуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминиро-ваться социальной необходимостью.

Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видовКиселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Основы социокультурной деятельности. - М., 1995. - С. 38.. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени.

Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для об-раза жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентирован-ными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увели-чение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокра-щение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска.

Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не опре-делены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время».Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М., 1988. - С.60 Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная - «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, ко-торые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1978. - С.4 Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «от-дыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некото-рые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.Владимирова А.П. Труд и рекреация / Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тез. докл. респ. межвуз. науч. конф. Ч. II. - Гродно, 1992. - С. 152

Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, на-правленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно).

Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - М., 1967. - С. 100. В кратком словаре по социологии находим, что су-щественным призна-ком, констатирующим наличие свободного времени, яв-ляется «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - С. 299 Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет сущест-венные недос-татки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реали-зует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассив-ный отдых).

Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определе-нии таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятель-ность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, свя-занная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например: время регламентируется следующим образом рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за преде-лами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем.

Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необхо-димо определить содержательную и функциональную характеристики чело-веческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологиче-ского словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим со-держательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля-ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, сво-бодное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятель-ность». Кравченко А.И. Социология: словарь. - М., 1997. - С. 37-38 В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее оп-ределение свободного времени - это «такое время, которое не поглоща-ется непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития». Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев - Лада, В.М. Димов и др. - К., 1990. - С.3

Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие спо-собности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрас-ным, занимается физической культурой и спортом. Мискевич А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. - Мн., 1989. - С. 9-13.

Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в каче-стве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной дея-тельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс про-изводства».Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.-46, Ч.II. - М., 1969. - С.221.

К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента: 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение); 2) более возвышен-ную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его спо-собностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). В «Капитале» К. Маркс высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство; отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление ко-торой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, как угодно». Маркс К., Энгельс Ф. Цит. соч. - М., 1969. - С. 265-266.

Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отлича-ются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень само-сознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения инди-вида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую на-сыщенность деятельности.

Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в совре-менном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного вре-мени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий которым лич-ность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, раз-вивать свою информированность или образование,... будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P.29.

Несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семей-ные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? - P., 1962 - P.347. Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобож-денное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценно-стей».Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P. 344.

Эта точка зрения подтверждается и М. Капланом, который, оп-ределяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям куль-туры». Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. - N.Y., 1960. - P. - 24 Солидарен с этой позицией и А. Шопенгауэр, который называл досуг венцом человеческого существования, так как, только он делает чело-века полным обладателем своего «я». Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990 - С.195.

Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному вы-бору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятель-ность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вме-сте с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение до-суга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и мо-рально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека на-правлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Цит. по Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. - Свердловск, 1970 - С. 232. Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направ-ленную на всестороннее и гармоничное развитие личности. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 1991. - С. 44-56.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.