p align="left">Римляне отошли от идеальных представлений о досуге, свойственных грекам. В латинском языке досуг описывается через понятие «otium», а биз-нес - через понятие «negotium». Римляне еще больше закрепили свойственное грекам негативное представление за трудом, а позитивное - за досугом. Од-нако на первое место у римлян, отличавшихся экономичностью, чистотой быта, усердием в работе, прилежанием, был поставлен труд, а не досуг. До-суг стал рассматриваться как время, свободное от работы. Средневековые христиане, продолжая римскую традицию, еще более сузили понятие досуга. С одной стороны, они подчеркивали божественный характер созерцания, с другой стороны - придавали вторичное значение до-сугу, а первичное труду. Св. Бенедикт провозгласил, что праздность - враг духа. Монахи и миссионеры, в поте лица осваивавшие новые земли, созда-вавшие монастырское хозяйство, пахавшие землю наравне с крестьянами, считали труд добродетелью, а лень - грехом. Таким образом, средневековые христиане, вслед за римлянами сделали второй шаг в сторону от древнегре-ческого понимания досуга. Кэндо Т. Цит. Соч. - С.289. Интересным, на наш взгляд, кажется и отношение различных религи-озных течений к досугу. Начиная с XV века, Европа переживает революцию в социальной сфере, выразившуюся в том, что коммерция и занятие трудом стали тем каналом, через который большие массы населения, прежде всего, мелкая буржуазия и интеллигенция, продвинувшись в верхние слои социаль-ной структуры, приобщались к массовому досугу. Прежде, чем буржуазии удалось сломать старую сословную структуру и построить классовую, наи-лучшим образом приспособленную для нее, ей пришлось произвести куль-турную революцию в сознании. Результатом явилась новая религия - протес-тантизм, возвеличившая физический труд до уровня религиозной ценности. Та самая коммерческая деятельность, которая послужила мощным каналом вертикальной мобильности для буржуазии, теперь получила освящение в созданной ею религии. Католицизм, стоявший на защите старой сословной системы, оправдывавший возможность заниматься творчеством для избран-ного меньшинства (духовенство, дворянство, развивавших сакральную и светскую культуру), оказался тормозом для культурного прогресса. Кальви-низм стимулировал людей заниматься упорным трудом, отвлекая их от праздного досуга. На его фундаменте сформировалась господствовавшая по-следние столетия система ценностей трудового общества. Если католицизм ориентировал людей преимущественно на загробную жизнь, которая и счи-талась истиной, то протестантизм XVII века вернул людей к земле, станку, магазину, утверждая, что только через усердный труд при жизни человек по-лучает право на истинную жизнь.Там же. С. 293. Таким образом, мы видим, что различные религиозные течения оказали определенное воздействие на форми-рование досуга как сферы жизнедеятельности людей. Досуг как современное понятие сформировался в периоды ин-дустриального и постиндустриального развития общества. Дело в том, что для обеспечения досуга большинства занятого населения в самом обществе необходим ряд социально-экономических и культурных условий. В качестве наиболее существенных из них Т.Т. Киселева и Ю.Д. Красильников отмечают следующие. Во-первых, общество перестает управлять организацией досуга посредством общих ритуальных обязанностей. По крайней мере, некоторые из видов досуговой деятельности должны не попадать под категорию коллек-тивного обязательного ритуала, а стать неотъемлемой заботой каждого инди-видуума даже тогда, когда выбор его в этом вопросе может детерминиро-ваться социальной необходимостью. Во-вторых, деятельность, которой человек зарабатывает на жизнь, стоит в стороне от других ее видовКиселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Основы социокультурной деятельности. - М., 1995. - С. 38.. Она организуется таким образом, что ее легко можно отделить как теоретически, так и практически от свободного времени. Эти два необходимых условия обеспечения досуга характерны для об-раза жизни людей только в индустриальном и постиндустриальном обществе. В рамках этого периода оказались четко разделенными, регламентирован-ными досуг и труд, досуг и учеба. Именно общества такого типа через увели-чение производительности и интенсивности труда смогли обеспечить сокра-щение продолжительности рабочего и увеличение свободного времени, его концентрацию в конце дня, недели, в виде отпуска. Долгое время как отечественные, так и зарубежные специалисты тесно связывали и чуть ли не отождествляли свободное время с досугом. До сих пор среди исследователей не выработана единая концепция досуга и не опре-делены содержательные границы свободного времени общества и личности. Так, например, в кратком словаре по социологии под общей редакцией Д.М. Гвишиани и Н.И. Лапина отмечается, что «досуг - синоним слова «свободное время».Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М., 1988. - С.60 Позиция, которой придерживается Г.И. Минц, принципиально иная - «Досуг - часть свободного времени. К досугу относятся только те часы, ко-торые используются для отдыха и развлечений. Время, отдаваемое учебе, общественной работе, детям и разным творческим занятиям, является частью свободного времени, но к досугу не относится».Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. М., 1978. - С.4 Согласна с этим мнением и А.П. Владимирова, которая отмечает, что «досуг» несомненно, шире «от-дыха», хотя зачастую оба термина сводятся друг к другу, в зависимости от того, какой вид времяпрепровождения конкретно рассматривается. Некото-рые понимают досуг как отдых, и в этом случае первое понятие несет в себе два оттенка: оно может обозначать отрезок свободного от работы времени и период отдыха человека.Владимирова А.П. Труд и рекреация / Духовно-ценностные ориентиры массовых действий людей: Тез. докл. респ. межвуз. науч. конф. Ч. II. - Гродно, 1992. - С. 152 Причиной совмещения понятий досуг и свободное время заключается в том, что некоторые исследователи чрезмерно сужают понятие свободного времени, так как не включают в фонд свободного времени деятельность, на-правленную на поддержание жизни человека (время для личной гигиены, время для работы по дому и т.д.) и необходимые затраты времени, связанные с работой (время на дорогу до работы и обратно). Например, Б.А. Грушин полагает, что свободное время является только «частью внерабочего, которое остается у человека за вычетом разного рода непреложных затрат».Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - М., 1967. - С. 100. В кратком словаре по социологии находим, что су-щественным призна-ком, констатирующим наличие свободного времени, яв-ляется «очищение» его от разного рода непреложных, необходимых затрат. Краткий словарь по социологии. - М., 1989. - С. 299 Они сводят деятельность в свободное время к определенному набору занятий, направленных на всестороннее развитие личности. На наш взгляд, данная исследовательская концепция имеет сущест-венные недос-татки. Свободное время не может быть использовано только для развития личности, потому что в данный период жизнедеятельности человек реали-зует свои естественно-физиологические потребности (питание, сон, пассив-ный отдых). Правда, здесь может возникнуть вполне закономерная трудность в определе-нии таких понятий как «необходимая деятельность», «непреложная деятель-ность». Данное затруднение вполне преодолимо. Соглашаясь с Б.А. Трегубовым, отметим, что необходимая деятельность, свя-занная с рабочим временем имеет такие признаки как ее технологическая и юридическая регламентация. Например: время регламентируется следующим образом рабочее время с 08.00 часов до 17.00 часов, перерыв 12.00 часов до 13.00 часов, подобные промежутки времени традиционно называют рабочим временем, за преде-лами которых человек волен самостоятельно распоряжаться своим временем. Поэтому для разведения понятий «досуг» и «свободное время» необхо-димо определить содержательную и функциональную характеристики чело-веческой деятельности в эти периоды. А.И. Кравченко, автор социологиче-ского словаря, разводит эти сферы времяпрепровождения по следующим со-держательным параметрам: «Досуг - та часть свободного времени (оно явля-ется частью внерабочего времени), которым человек располагает по своему усмотрению. Досуг входит как составная часть в категорию «свободное время», которое, в свою очередь, выступает частью внепроизводственного времени. Последнее включает: время на домашний труд и самообслуживание, время на сон и еду, время на передвижение к месту работы и обратно, сво-бодное время, затрачиваемое на учебу, воспитание, общественную деятель-ность». Кравченко А.И. Социология: словарь. - М., 1997. - С. 37-38 В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада, В.М. Димов дают следующее оп-ределение свободного времени - это «такое время, которое не поглоща-ется непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга... для свободной деятельности и развития». Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев - Лада, В.М. Димов и др. - К., 1990. - С.3 Некоторые исследователи, например А.Б. Мискевич, отмечают, что свободное время - это часть внерабочего времени, которая остается после выполнения обязанностей по дому и представляет собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности. Именно в свободное время, при правильной его организации, человек восстанавливает свои физические силы, готовясь к производительному труду, реализует свои творческие спо-собности, удовлетворяет эстетические потребности, соприкасаясь с прекрас-ным, занимается физической культурой и спортом. Мискевич А. Б. Человек в свободное время: Мнение социолога. - Мн., 1989. - С. 9-13. Определяя ведущие ценности идеального общества, К. Маркс в каче-стве основной его ценности называл свободное время: «Свободное время представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной дея-тельности, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого, иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс про-изводства».Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.-46, Ч.II. - М., 1969. - С.221. К. Маркс выделяет в свободном времени два важнейших структурных элемента: 1) досуг, выполняющий восстановительные функции (отдых, развлечения, семейное и товарищеское общение); 2) более возвышен-ную деятельность, связанную с развитием человека, с раскрытием его спо-собностей (учеба, участие в потреблении и создании духовных ценностей). В «Капитале» К. Маркс высказывает положение, раскрывающее сущность свободного времени: «свободное время, время, которым можно располагать, есть само богатство; отчасти для потребления продуктов, отчасти для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, под давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление ко-торой является естественной необходимостью или социальной обязанностью, как угодно». Маркс К., Энгельс Ф. Цит. соч. - М., 1969. - С. 265-266. Сферы досуга и свободного времени в научном исследовании отлича-ются не только по содержательному наполнению, но и по функциональной нагрузке. Функциональная значимость досуговой деятельности выражается, прежде всего, в ее эффекте, который может предстать как в материально-предметной, так в ориентационной и коммуникативной формах. Главным качеством, характеризующим эффективность досуга, является уровень само-сознания и степень самореализации индивида. Эффект представляет собой не только качественную, но и количественную характеристику поведения инди-вида. Он обозначает эмоциональную, познавательную и теоретическую на-сыщенность деятельности. Автор ряда работ, посвященных изменениям, происходящим в совре-менном обществе, раскрывающих, в том числе, проблемы свободного вре-мени и досуга, директор социологического центра по изучению досуга Ж. Дюмазедье рассматривает досуг как «совокупность занятий которым лич-ность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, раз-вивать свою информированность или образование,... будучи свободным, от выполнения профессиональных, семейных и гражданских обязанностей».Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P.29. Несмотря на то, что у Ж. Дюмазедье «досуг четко разграничивается с такими видами деятельности, как религиозные, общественные, семей-ные и другие обязанности», среди функций, выполняемых досугом, он наряду с отдыхом и развлечением выделяет функцию развития личности. Этот момент является важным, поскольку свидетельствует о том, что досуг не ассоциируется с бесполезным проведением времени, исключительно с «ничегонеделанием».Dumazedier J. Ver une civilization du loisir? - P., 1962 - P.347. Кроме того, Ж. Дюмазедье отмечает, что «высвобож-денное» от профессионального труда время, ранее воспринимавшееся лишь как дополнительное к нему и необходимое для воспроизводства рабочей силы, «постепенно стало приобретать все более самостоятельное значение, становясь решающим фактором для создания новых коллективных ценно-стей».Dumazedier J. Tempssociaux. Temps libre. - Montreal, 1982 - P. 344. Эта точка зрения подтверждается и М. Капланом, который, оп-ределяя сущность досуга, говорит и о «приобщении к ценностям куль-туры». Kaplan M. Leisure in Amerika: A social Inquiry. - N.Y., 1960. - P. - 24 Солидарен с этой позицией и А. Шопенгауэр, который называл досуг венцом человеческого существования, так как, только он делает чело-века полным обладателем своего «я». Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - М., 1990 - С.195. Досуг - это деятельность ради собственного удовольствия, развлечения, самосовершенствования или достижения иных целей по собственному вы-бору, а не по причине материальной необходимости. Досуг - это деятель-ность, которой люди занимаются просто потому, что она им нравится. Вме-сте с тем учеными не отрицается, что все же основное предназначение до-суга - рекреация. Именно необходимость в восстановлении физических и мо-рально-психологических сил определяет потребность в досуге. Немецкий ученый Г. Клут считает: «Свободное время начинается там, где открывается возможность создать противоположный работе мир, с его собственными ценностями и притязаниями, такой мир, в котором активность человека на-правлена на отдых, на смягчение напряжения, на самого себя». Цит. по Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. - Свердловск, 1970 - С. 232. Б.А. Трегубов, определяет свободное время как часть внерабочего времени, направ-ленную на всестороннее и гармоничное развитие личности. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. - СПб., 1991. - С. 44-56.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|