p align="left">Понятие туристского бивака. Требования к месту организации бивака туристской группы. Виды бивака. Долговременный бивак (базовый лагерь), кратковременный бивак для туристской группы, аварийный и индивидуальный бивак. Понятие техники бивачных работ. Техника организации ночлега в полевых условиях (в палатках, во временных сооружениях, в снежных пещерах, в снежных хижинах и др.) и техника приготовления горячего питания для туристской группы. Ночлег в палатках, как универсальный тип туристского бивака. Требования, предъявляемые к палаткам для активного туризма и личному бивачному снаряжению. Классификация туристских палаток по назначению, конструкции, форме и материалы, применяемые для изготовления туристских палаток. Водостойкость палаточных тканей и ее измерение. Классификация спальных мешков по виду кроя и виду утепляющих материалов. Конструктивные особенности спальных мешков. Особенности техники организации ночлега туристской группы и выбора бивачного снаряжения в лесной и безлесной зоне, зимой и в межсезонье, в горах и на равнинной местности. Техника приготовления горячего питания в походных условиях. Туристский костер и техника приготовления пищи на костре. Туристские нагревательные приборы и соответствующая техника приготовления пищи. Классификация нагревательных приборов на основании видов топлива. Понятие туристской кухни. Особенности техники приготовления горячего питания и выбора соответствующего бивачного снаряжения для туристской группы в лесной и безлесной зоне, зимой и в межсезонье, в горах и на равнинной местности. Правильная организация походного питания, как важный фактор жизнеобеспечения группы. Суточные энергетические потери туристов в походах разной сложности (затраты энергии на основной обмен организма и на работу туриста на маршруте). Особенности рациона питания и выбора продуктов в зависимости от технической и физической сложности похода, характера района похода (равнина, среднегорье, высокогорье), сезона похода и вида туризма. Оптимальное весовое соотношение основных питательных компонентов (белков, жиров и углеводов) в рационе питания туристов, в пеших и лыжных походах по равнине, в низкогорье и в высокогорье. Выбор продуктов питания в зависимости от относительного содержания в них воды и питательных компонентов; относительной массы съедобной и не съедобной части. Характерные походные продукты - основные источники белков, жиров и углеводов. Организация питания и режим питания в походных условиях. Вода и водно-солевой режим в походных условиях. Особенности организации питания в некатегорийных (учебных, оздоровительных) походах, осуществляемых по населенной местности и в многодневных походах в режиме полной автономии. Организация питания в походах 1-й-2-й категории сложности по Беларуси. Определение туристской подготовки и ее основные задачи в приложении к рекреационному и спортивному туризму. Туристская подготовка как процесс формирования системы знаний, умений и навыков, необходимых для занятий спортивным и рекреационным туризмом и совершенствования в этих видах деятельности. Всесторонняя и обязательная подготовка участников туристских мероприятий, инструкторского, руководящего состава в рекреационно-спортивной туристской деятельности, как непременный компонент ее безопасности и эффективности. Структура и содержание туристской подготовки в рекреационном (активные формы) и спортивном туризме. Общетуристская подготовка с преобладанием теоретической подготовки по основным разделам туризма. Содержание теоретической подготовки в туризме (охрана окружающей среды, организация туристских походов и соревнований, краеведение, система подготовки туристских кадров и пр.). Специальная туристская подготовка с акцентом на вид туризма, в том числе: организационная подготовка, топографическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка туристов, психологическая подготовка и подготовка по обеспечению безопасности туристских мероприятий. Физическая подготовка и формирование необходимых личностных качеств у людей, занимающихся туризмом. Общефизическая и специальная физическая подготовка туристов в рекреационном и спортивном туризме. Требования к общей и специальной физической подготовленности участников турпоходов и к их двигательным навыкам. Принципы организации, методы и средства спортивной тренировки в туризме. Упражнение как основное средство общей и специальной физической, технической и психологической подготовки участников туристских походов. Методы педагогического контроля и самоконтроля функционального состояния (работоспособности) туристов. Применение стандартных тестов для определения уровня функциональной подготовки (теста Руфье, степ теста и пр.). Интегральная туристская подготовка. Походы и соревнования туристов как сущность (форма осуществления) интегральной подготовки туристов. Реализация полученных туристами на теоретических, методических и практических занятиях знаний, умений и навыков в походных и соревновательных условиях. Походы и соревнования, как важнейший вид туристской подготовки, главный источник туристского опыта (суммы знаний, умений и навыков). Характеристика этапов подготовки туристских кадров. Этап начальной и базовой туристской подготовки. Этапы туристского совершенствования и мастерства. Задачи, решаемые на каждом из этапов подготовки. Периоды сезонной туристской подготовки и тренировки: подготовительный, основной и переходный. Задачи туристской подготовки, решаемые в каждом из периодов. Тренировочный цикл в спортивном туризме и его содержание. Понятие упражнения, тренировочного занятия, микроцикла, мезоцикла и макроцикла в рамках тренировочного цикла. Необходимые практические умения и навыки. Иметь навыки организации туристского бивака. Уметь собирать и устанавливать туристские палатки разных конструкций. Уметь разжигать костер в различных условиях, в летнее и зимнее время года. Уметь работать с разнообразным костровым и кухонным туристским снаряжением и готовить горячее питание на костре. Иметь навыки выбора и применения личной походной одежды, обуви, личного бивачного снаряжения в зависимости от климатических, погодных условий, сезона похода и его технической сложности. Уметь осуществлять контроль и самоконтроль функционального состояния (работоспособности) туристов в подготовительный и походный периоды стандартными тестами (тест Руфье, степ-тест). Раздел 6. Учебно-контрольные соревнования по туристской технике. Классификация туристских соревнований на основании их цели (спортивные, рекреационно-спортивные) и социально-демографического состава участников (детско-юношеские, молодежные, студенческие, школьные и прочие соревнования.). Классификация туристских соревнований на основании их масштаба (школьные, городские, областные, республиканские и пр.) и формы их проведения (чемпионаты, кубковые встречи, слеты и др.). Примеры спортивных туристских соревнований: соревнования в видах спорта «спортивный туризм» и «спортивно-прикладное многоборье». Цели, задачи и содержание данных соревнований; формы их проведения. Учебно-спортивные (контрольные) соревнования по технике туризма. Основные цели учебно-контрольных соревнований: контроль над усвоением школьниками и студентами, умений и навыков владения туристской техникой в рамках обучения предмету «Туризм»; совершенствование данных умений у учащихся в процессе соревнований. Содержание учебно-контрольных соревнований по компонентам туристской техники. Понятие дистанции, этапа (упражнения) учебно-контрольных соревнований. Комплексная дистанция, включающая упражнения во всех компонентах туристской техники - как оптимальный метод проведения учебно-контрольных соревнований. Упражнения (технические этапы) по индивидуальной технике передвижения по естественным препятствиям и технике страховки (самостраховки): преодоление склона (подъем-траверс-спуск); преодоление водного препятствия (виды переправ); вязка специальных узлов. Упражнения по индивидуальной технике ориентирования (в варианте азимутального ориентирования, ориентирования в заданном направлении, ориентирования по выбору). Упражнения в командной технике транспортировки «пострадавшего» (на носилках из подручных средств). Упражнения в командной технике туристского бивака (установка палатки; разведение костра). Соответствие содержания соревнований (технической сложности упражнений, параметров естественных препятствий) возрасту и уровню туристской подготовки учащихся. Методика планирования и оборудования на местности дистанций учебно-контрольных соревнований. Требования к дистанции по обеспечению безопасности участников учебных соревнований (на этапах техники передвижения по естественным препятствиям, транспортировки пострадавшего, и ориентирования). Методика организации и проведения учебно-контрольных соревнований. Определение принципа комплектования команд, подготовка протоколов соревнований (по каждому виду упражнений). Организация учебного судейства по круговой системе. Работа судей на технических этапах и в секретариате. Методика определения результатов учебно-контрольных соревнований. Балльная система оценки результатов, включающая оценку техники выполнения упражнений и оценку скорости выполнения упражнений. Штрафные баллы за технические ошибки при выполнении упражнений и порядок их начисления. Бальная оценка скорости выполнения упражнения с учетом коэффициента времени (порядок расчета). Необходимые практические умения и навыки. Уметь анализировать любое туристское соревнование и классифицировать его по различным классификационным основаниям (цели, масштабу, форме проведения, составу участников). Уметь планировать комплексную дистанцию учебно-контрольных соревнований по туристской технике для различных возрастных групп школьников и устанавливать ее на местности. Иметь навыки определения результатов учебно-контрольных соревнований по туристской технике. Раздел 7. Туристско-прикладные многоборья. Предпосылки для создания вида спорта «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ) (краткая история возникновения ТПМ, как самостоятельного вида спорта в Республике Беларусь). «Предшественники» соревнований по ТПМ: туристские слеты и соревнования по технике видов туризма. Туристские слеты: их цели и содержание. Конкурсная программа туристских слетов. Соревновательная программа туристских слетов: полоса препятствий в технике пешеходного туризма; соревнования в технике водного и велосипедного туризма; спортивное ориентирование, спортивные игры и пр. Соревнования по технике видов туризма. Выделение соревнований по технике видов туризма в самостоятельный вид туристских соревнований. Соревнования по технике пешеходного и лыжного туризма, как пример соревнований по технике видов туризма. Содержание данных соревнований (дистанции и их характерные технические этапы); методика определения результатов. Соревнования по ТПМ. Нормативные документы вида спорта ТПМ: «Правила соревнований по ТПМ» и «Разрядные требования». Группы соревнований и ранг соревнований по ТПМ. Требования к выполнению массовых разрядов (III, II). Содержание соревнований (виды дистанций): дистанции короткие, длинные и техники поисково-спасательных работ. Технические этапы, характерные для дистанций ТПМ различных видов (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Классы сложности дистанций ТПМ. Единая лично-командная дистанция пятого класса сложности: характерные личные и командные технические этапы (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Методика классифицирования дистанций ТПМ (на примере соревнований в технике горно-пешеходного туризма). Понятие суммарного показателя сложности дистанций и этапов ТПМ и его составляющие: показатели естественной сложности, технико-тактической сложности, трудности (скорости). Шкала чисел Фибоначчи - как осевая шкала эталонных значений для определения суммарного показателя сложности дистанций и этапов ТПМ разных классов. Экспертное определение показателей сложности дистанции (технических этапов). Организация и проведение соревнований по ТПМ. Планирование и подготовка дистанций ТПМ (на примере дистанции V класса соревнований по технике горно-пешеходного туризма). Состав судейской коллегии и судейство соревнований. Принципы балльной оценки техники и скорости преодоления дистанций (этапов) участниками и командами. Определение результатов соревнований. Документация соревнований: «Положение о соревнованиях», «Условия проведения соревнований», судейские протоколы. Содержание данных документов. Необходимые практические умения и навыки. Уметь планировать лично-командную дистанцию соревнований по ТПМ V класса в технике горно-пешеходного туризма. Иметь необходимые умения и навыки в технике преодоления характерных этапов ТПМ пятого класса сложности. Уметь судить соревнования по ТПМ (судить на технических этапах преодоления склонов, переправ, ориентирования на местности). Иметь навыки определения результатов соревнований по ТПМ в личном и командном зачете. Раздел 8. Учебные туристские походы. Туристское районирование территории республики Беларусь. Принципы определения районов для проведения учебно-туристских походов с учащимися. Маркированные учебно-туристские маршруты пеших и лыжных походов и их обустройство. Учебно-туристские полигоны - выбор района, проектирование и создание полигона. Картографическое обеспечение. Особенности организации и проведения учебно-туристских походов с учащимися (школьниками, студентами). Особенности разработки маршрутов учебно-туристских походов: определение характерных классифицированных участков, мест проведения учебных занятий, рекреационных и познавательных объектов, мест ночлега. План учебной работы: планирование упражнений, выполняемых участниками похода в движении и на коротких привалах. Планирование учебной работы на биваке. Особенности материально-технического обеспечения учебно-туристского похода. Режим движения, учебных занятий и отдыха в учебно-туристском походе. Необходимые практические умения и навыки. Уметь выбирать район для проведения учебного пешего похода с учащимися (территория Республики Беларусь). Уметь составлять нитку маршрута спортивных и рекреационных учебных походов с использованием топографической карты. Уметь определять в районе учебного похода характерные классифицированные участки; рекреационные и познавательные объекты, места организации ночлега и отдыха. Уметь проводить учебные занятия на биваке: по технике ориентирования, преодоления локальных препятствий местности. Литература основная. 1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе, изд. восьмое доп., М.: 2003. - 64с. 2. Алешин В.М., Серебенников А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985 - 160с. 3. Ганопольский В.И. Уроки туризма: Пособие для учителей. Мн., 1998 -216с- (туризм в школе). 4. Дроздов А.В. Основы экологического туризма. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. - 271с. 5. Константинов Ю.С. Туристские слеты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК, 2003. -228с. 6. Лукоянов П.И. Зимние спортивные походы. - М: Профиздат, 1988. - 190с. 7. Питание в туристском путешествии. - М: Профиздат, 1986. - 175с. Авторы: В.Ф. Шимановский, В.И. Ганопольский, П.И. Лукоянов. 8. Туризм и спортивное ориентирование / Учебник для институтов и техникумов физической культуры.- Авт.-сост. В.И. Ганопольский. М.: ФиС, 1987.- 240с. 9. Туристско-прикладные многоборья /Правила соревнований. - Мн., 1988. - 96с. 10. Туризм спортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с. 11. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2003.- 357с. 12. Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: ФиС, 1987.- 144с. Литература дополнительная. 1. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. М., 1983. 2. Аркин Я., Вариксоо А., Захаров, П., Тятте Я. Горный туризм. Снаряжение. Техника. Тактика. - Таллин: Изд-во Ээсти раамат. - 1980. - 328с. 3. Бардин К.В. Азбука туризма. Пособие для руководителей туристских походов в школе. М., Просвещение,1973.- 174с. 4. Булгаков А.А. Велосипедный туризм для всех. М., 1984. 5. Водный туризм. М.: Профиздат,1990 . - 303с. Авт.-сост. В.Н. Григорьев. 6. Данилова Н.А. Климат и отдых в нашей стране. М., 1980. 7. Данилова Н.А. Природа и наше здоровье. М., 1977. 8. Карманный справочник туриста / Авт.-сост. Ю.А. Штюрмер. - М.: Профиздат, 1985.-261с. 9. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТиК, 2002. 10. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. Пешеходный туризм. М.: Физкультура и спорт, 1990. - 175с. 11. Маслов А.Г. Константинов Ю.С. «Полевые туристские лагеря». - М.: Владос, 2000. -160с. 12. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 1987.- 223с. 13. Тарасенок А.И. Экологический туризм и рекреационное природопользование в Беларуси: Учебно-методическое пособие. Мн.: ЕГУ, 2003. - 120с. 14. Хаттинг Г Альпинизм: Техника восхождений, ледолазания, скалолазания: Базовое руководство/ Гарт Хаттинг. - Пер. с англ. К. Ткаченко. - М.: «Изд-во ФАИР», 2006. -160с. 15. Хилл П., Джонстон С. Навыки альпинизма: Курс тренировок. - М.: ФАИР-ПРЕСС. - 2005. - 192с. 16. Школа альпинизма (Начальная подготовка). - М.: ФиС, 1989. - 463с. Составители: П.П. Захаров, Т.В. Степенко. 17. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные, М., 1983. - 143с.
Страницы: 1, 2, 3
|