p align="left">При анализе фактического питания, выявляются и приобретенные факторы риска питания у юных спортсменов. Прежде всего, это признаки железодефицитных состояний у девочек, когда наступает период половой зрелости. Поэтому потребность в железе в пубертатном периоде у девочек гораздо выше, чем у мальчиков и чем в период препубертата. Более того, занятия спортом, особенно такими «молодыми» видами, как гимнастика, фигурное катание, плавание, может приводить к нарушению менструального цикла и даже аменорее. Дефицит железа может наблюдаться и у подростков-мальчиков при интенсивных занятиях спортом. При этом, как правило, для юных спортсменов или не характерно состояние анемии, или развивается легкая анемия, но происходит снижение спортивной работоспособности [4, с. 58]. К типичным ошибкам питания, которые можно трактовать уже как факторы риска, относятся дефициты в рационах питания кальция и магния наряду с дисбалансом поступления фосфора. В данных работах показана и значительная вариация показателей белкового обмена. В эксперименте принимали участие учащиеся УОР (20 спортсменов - баскетболистов). Спортсмены систематически на протяжении 3 недель в вечернее время, после тренировки, принимали спортивную пищу белковой направленности в виде коктейля, содержащего 20 г. полноценного белка, для развития силы и мышечной массы. Все обследуемые спортсмены были здоровы и тренировались в соответствии с планом. Распространение и применение специальных продуктов питания, биологически активных добавок - БАД (ранее ППБЦ) обусловлено не только физиологическими или биохимическими аспектами питания, но и социальными, экономическими и информационными изменениями условий обитания и рынка продовольственных продуктов. Например, значительное влияние на формирование стереотипов питания в современном обществе оказывает реклама. Именно на детей и подростков нацелена в последние годы стратегия как иностранных, так и отечественных производителей пищевых продуктов и «общественного питания», прежде всего на различные формы быстрого питания. Дети, которые употребляют, например, хлопья на завтрак, батончики или конфеты на переменке в школе, фруктовый неживой йогурт на десерт, газированные напитки, картофель фри в течение дня, получают достоверно больше простых углеводов с высоким гликемическим индексом, чем это рекомендовано [5, с. 87]. Шоколадно-ореховые кремы, макаронные изделия с соусами, супы, пицца, требующие только разогрева перед употреблением, как правило, богаты животными жирами [6, с. 43]. Распространенные нарушения в питании связаны с низкой культурой питания. Поэтому, наверное, из 6 способов улучшения питания на 1-е место ставится образование в области питания, в которой анкетно-опросным методом изучали источники информации детей и подростков, воспитанников УОР и ДЮСШ, о специальных продуктах питания - БАД и БАВ [8, с. 87]. Анкетному опросу подверглись 345 спортсменов 12-18 лет. Исследованием были охвачены такие виды спорта, как велоспорт и триатлон, л/атлетика, плавание и водное поло, кикбоксинг и дзюдо, греко-римская и вольная борьба, всевозможные виды гребли, лыжные гонки, настольный и большой теннис, фехтование и современное пятиборье, игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, футбол, гандбол). В результате анкетного опроса выявлено, что использовали спортивное питание 132 спортсмена, а не использовали - 213. Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, использующей их в своей практике послужило (в%): 1) тренер - 32,1 2) родители - 22,8 3) сверстники -13,5 4) спортивный врач -6,6 5) спортивная специальная литература -10,4 6) другие источники (телевидение, реклама) - 4,6. Источником информации о специальных продуктах спортивного питания для группы спортсменов, не использующей их в своей практике, послужило (в%): 1) тренер -20,5 2) родители -19,0 3) сверстники - 21,0 4) спортивный врач -11,2 5) спортивная специальная литература -18,5 6) другие источники (телевидение, реклама) -9,8. Видно, что значительный процент респондентов (родители и сверстники) имеют информацию не из профессиональных источников, что подчеркивает актуальность образовательной составляющей в общей культуре питания. 2.1 Методические отслеживания влияния спортивного питания в физическом развитии юного спортсменаПервый вопрос, который возникает по поводу питания у спортсмена, - это вопрос о количественной стороне питания. Количественная сторона тесно связана с энергетическими тратами организма. Энергия расходуется человеком постоянно, и столь же постоянно происходят потери энергетических веществ: белков, жиров и углеводов. Расходуя энергию, человек теряет в весе. Питание восполняет расход веществ и тем самым компенсирует расход энергии. Количество питательных веществ должно точно соответствовать величинам расхода веществ и энергии. При мышечной работе расход энергии увеличивается в соответствии с количеством выполненной работы. Для определения количества энергии, расходуемой при спортивных различных упражнениях, исходят из измерений энергетических затрат. Их исчисляют путём определения количества потребляемого кислорода. Чем больше работающая мышечная масса, чем с большей силой, амплитудой и частотой сокращаются мышцы, тем больше расход энергии. Для того чтобы рассчитать энергетическое значение принимаемой пищи, нужно знать, сколько, калорий содержат основные энергетические вещества. Значение каждого вещества многообразно, и при нормальном питании в рационе спортсмена должны быть все вещества. Если рассчитывать пищевой рацион не по содержанию в пище белков, жиров и углеводов, а просто по калорийности этой пищи, то надо учитывать, что энергетические вещества не составляют всей массы пищи. Значительная часть весового количества пищи приходится на воду, соли и не усваиваемые соединения. [16, с. 63] Значение белков определяется тем, что они являются строительным материалом клеток тела. Они имеют энергетическое значение; при окислении в организме 1 г. белка даёт около 4 больших калорий. Белки играют роль в качестве регуляторов нормального обмена веществ в организме. Минимальный расход белка составляет 40-50 г. в сутки. Нормальная суточная потребность белка 100-110 г. Характерно, что спортсмены, специализирующиеся в скоростно-силовых действиях, например, боксёры, предпочитают мясную диету. При усилении белковой части питания нет необходимости увеличивать её больше, чем в 1.5 - 2 раза против нормы. [19, с. 64] Жир имеет для организма энергетическое значение; 1 г жира даёт при окислении 9.3 калорий. Жировая ткань обеспечивает защиту покрываемых ею органов то механических повреждений. Жир является плохим проводником тепла, благодаря чему его отложения в подкожных тканях защищают тело от больших теплопотерь. Расход жира во время интенсивных спортивных напряжениях в мышцах сравнительно невелик. Если мышцы совершают очень интенсивную работу, сокращаются с большой силой и частотой, то основным энергетическим веществом является углеводы. Жир расходуется при умеренной по интенсивности работах, совершаемых много часов подряд. Обычная суточная потребность в жирах составляет 70-100 г., которая обеспечивает введение в организм 600 - 900 калорий. При больших энергетических затратах приём жиров может быть увеличен. Ценность жира заключается в том, что он содержит витамины. А, Д, Е. Хорошо усваивается организмом растительный жир, являющийся источником липоидов. [15, с. 39] Понятие углеводы охватывает соединения различной степени сложности. Простой углевод-виноградный сахар (глюкоза), сложный углевод - дисахарид (свекловичный сахар), а также различные полисахариды (растительный крахмал, клетчатка, гликоген, животный крахмал). Сложные углеводы перевариваются в пищеварительном аппарате до моносахаридов, главным образом до глюкозы. При мышечной работе расходуются углеводы, находящиеся в мышцах. Их убыль покрывается за счёт углеводов, приносимых кровью из печени. Перенос углеводов происходит в форме моносахарида. Для этого гликоген из печени вновь расщепляется до глюкозы и поступает в таком виде в кровь. Глюкоза, доставленная кровью к мышцам, опять синтезируется там в гликоген. Таким образом, мышцы являются основным потребителем сахара в организме, а печень его поставщиком при посредстве крови. Чем интенсивнее мышечная работа, чем больше расход углеводов мышцами, тем больше потребление углеводов из крови и тем больше поступление сахара в кровь из печени. 1 г. углевода даёт 4 калории, это значит, энергетическая ценность углеводных ресурсов составляет 1200-1600 калорий. [15, с. 14] От питьевого режима спортсмена неотделим его солевой режим. Правильнее говорить о вводно-солевом режиме. Происходит это по той причине, что в крови и в тканевых жидкостях организма поддерживается всегда строго определённое соотношение солей и воды. В крови, концентрация солей составляет в среднем 0.95%. Эта величина постоянна. Если это постоянство нарушается, то происходит изменение осмотического давления крови, нормальная, отчего деятельность клеток, омываемых кровью, нарушается. Если в организм вводится много солей, то при этом, увеличивается и потребление воды. Вода удерживается в организме, ткани набухают. При обеднении организма солью, вода плохо удерживается. Это обстоятельство важно учесть спортсменам для сохранения правильного веса тела. [18, с. 56] Высокие спортивные результаты могут быть достигнуты только в условиях отличного здоровья, при превосходной слаженности всех процессов, совершающихся в организме. Поэтому для спортсменов особенно важно поддержание витаминного состава пищи. Даже слабые формы гиповитаминоза, вызывающие субъективно неощущаемое падение работоспособности, могут привести к потере долей секунд на дистанции, сантиметров в метаниях и прыжках, килограммов в поднятии тяжестей, к снижению балла в гимнастике, к проигрышу в единоборстве и спортивных играх. Спортсмен особенно внимательно должен относиться к тому, чтобы важнейшие витамины входили в нужном количестве в его нормальный рацион питания. Это важно ещё и потому, что при напряжённой мышечной деятельности расход витаминов в организме усилен, и потребность в них увеличена. Вопрос о питании спортсмена включает не только сведения о количестве принимаемой пищи и об её составе. Должен соблюдаться определённый режим питания для того, чтобы обеспечить хорошее переваривание и усвоение пищи. Необходимо соблюдать определённый ритм питания и принимать пищу всегда в определённое время. Важно знать, когда принимать пищу и в каких соотношениях должны находиться сроки приёма пищи со сроками тренировочных соревнований. [13, с. 32] 2.2 Результаты экспериментально-практической работы1. Подготовка - Программа тренинга - Составление режима питания спортсменов (время потребления пищи, меню, количество приемов пищи) - Составление расписания тренировок. 2. Определение объектов базы экспериментального исследования. - Подбор людей для участия в эксперименте. - Разделение участников на 2 экспериментальные группы. |
Экспериментальная группа №1 | Экспериментальная группа №2 | | - Ознакомление с режимом питания на период тренировок. - Назначение тренировок | - Назначение тренировок | | |
- Установка сроков эксперимента 3. Замер первоначальных параметров. - Рост. - Вес. - Объем груди. - Объем бицепса. - Пульс в состоянии покоя - Выявление максимального веса в упражнениях - Выявление максимального количества повторов при номинальном весе. - Пульс после нагрузки. 4. Экспериментальная работа - Работа с участниками эксперимента на тренировочной базе по расписанию тренировок. - Контроль режима тренировок. - Контроль режима питания участников экспериментальной группы №1 - Замер промежуточных параметров участников эксперимента. 5. Замер итоговых параметров. - Рост. - Вес. - Объем груди. - Объем бицепса. - Выявление максимального веса в упражнениях - Выявление максимального количества повторов при номинальном весе. - Пульс после нагрузки. Составление режима питания. Питание - это обновление и восстановление тканей ассимиляция питательности вещества, с целью сохранения и развития организма. По объему калорийности пища должна распределяться: · первый завтрак 25% (углеводы - рисовая и пшенная каша); · второй завтрак 15% (легкий - яйцо, бутерброды);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|