на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Власть и коммуникации

всегда была наука как коммуникация. Сами же формы этой коммуникации

трактовались по-разному – то как диалог, то как "невидимая коллегия", то как

неформальное, межличностное обще­ние, осуществляющееся в различного рода

салонах, в малых груп­пах, "коммунах" и т.п. Вместе с ростом форм

институциа­лизации науки, ростом инстанций власти внутри и вне науки

развиваются и формы коммуника­ционного взаимо­действия ученых. Наслаиваясь

друг на друга, оттесняясь на периферию и выдвигаясь на первый план, формы

коммуникации ученых оказываются тем оселком, на котором зиждется все движение

альтернативной науки, вся ее иде­ология, выступающая как контридеология

относительно науки как системы власти, как контрдвижение относительно науки

как си­стемы власти, как контрдвижеиие относительно институциально

организо­ванной Большой науки. Само собой разумеется, в этой иде­ологии много

утопического, а в самом факте ее альтернативности заключен исток ее

неэффективности. Однако, из этого нельзя де­лать вывод о ее беспочвенности.

Движение "альтернативной науки" сосредоточивается на том пласте отношений

между учеными, кото­рый играл, играет и будет играть громадную эвристическую

роль в научных исследованиях и развитии науки, а именно на научных

коммуникациях, на межличностных отношениях между учеными.

Возникновение новоевропейской науки непосредственно связано с обращением к

научной коммуникации как фундамен­тальному пласту науки. Как известно, в

средние века были созданы специфи­ческие формы институтов передачи знаний –

университеты со своей структурой власти, с властными отношениями внутри

сообщества преподавателей, с институциально признанной и регламенти­рованной

формой общения учителей и учеников – диспутами. Ученый эпохи Возрождения

стремится порвать с той формой институциали­зации науки и преподавания,

которая осуществлена в средневеко­вых университетах. Он не занимает никакого

официального поло­жения в расписанной иерархии должностей ни внутри

факультетов, ни внутри университетской корпорации. Все мыслители Возрожде­ния

выступают с критикой университета как формы организации общения ученых, с

яркой критикой схоластических диспутов и стремятся возродить диалог, т.е. ту

форму философствования и жанра научной литературы, которая была развита в

античности. Вместо ритуализиро­ванного, тяжеловесного средневекового диспута

они выдвигают идеал дружеского общения между единомышленни­ками, посланий

друзьям, где нет места церемониаль­ности, этикету, собеседованию между

учеными под патронажем короля, князей, вы­сших сословий знати. Эта форма

коммуникации между учеными и была названа "Академией", что должно было

свидетельствовать о возрождении "Академии" Платона в условиях Италии XV в.

Назва­ние "Академия" для носивших совершенно домашний, непринуж­денный,

дружеский характер собеседований ученых, энтузиастов, эстетов и государей

являлось исключительно гуманистической реминис­ценцией и было введено

флорентийскими платониками около середины XV в. "Академия Марсилио Фичино во

Флоренции, неаполитан­ская академия Джовиано Понтано, римская – Помпонио

Лето, венецианская – Альда Мануцио в эпоху кватроченто, осно­ванная

Бернардино Телезио в Козенце академия, академии "della Crusca" и "del

Cimento" в эпоху чинквиченто, являвшиеся по ха­рактеру и результатам своей

деятельности значительнейшими из академий, сохраняли всегда со всеми прочими

академиями демокра­тический и непринужденный характер частной и общественной

жизни того времени; они все создавались свободным образом и не имели даже для

торжественных случаев ни каких-либо уставов, ни какого-нибудь неизменного

церемониала. Образцом при создании таких обществ служила древнейшая академия,

т.е. Academia Platonica во Флоренции". В то время как средневековые

университеты благодаря единым институциональным нормам приоб­рели

авторитарный характер, академии стали той новой формой ор­ганизации научного

общения, которая не только поставила в центр демократи­ческие формы

коммуникации, но и предоставила возмож­ность для взаимного соревнования и

объединения усилий ученых, образованных практиков, гуманитариев, художников.

Все это со­здало не просто новую атмосферу дружеской состязатель­ности, но и

реальную почву для совместной работы, для развития теорети­ческих

исследований и прикладных разработок в механике, архитек­туре, военном деле.

Мы уже отмечали, что научные общества принимали различ­ные организаци­онные

формы. Академии в Италии были преимуще­ственно группой единомыш­ленников,

находившейся под патронажем двора или какого-то знатного лица. Королевская

Академия Франции была департаментом (Коллегией) в государственном аппарате.

Королев­ское Лондонское общество было гораздо более открытым уч­реждением,

которое руководилось собственным Президентом, однако его патроном на первых

порах был все же король. Создание таких институциональных форм организации

науки со своим Уста­вом, дисциплинирующими нормами вхождения и исключения

чле­нов общества, со своей структурой власти делало весьма устойчивой жизнь

ученого, обеспечивало продвижение его по всей лестнице на­учной карьеры.

Правда, и здесь нельзя не видеть различий между разными формами организации

науки. В эпоху Возрождения все общество, в том числе и научное сообщество,

делилось на нобилей и изгнанников. Первые пользовались доверием государя и

поддержи­вали порядок, сложившуюся систему власти и существовавшие тра­диции.

Изгнанники требовали изменений, изгонялись из общества. Надо отметить, что

нобили и изгнанники не были разъединены про­пастью. Многие нобили

превращались в изгнанников. Такова судьба Макиавелли, Ф.Гвиччардини, впавших

в немилость государя. Еще более трагична судьба Т.Мора, М.Сервета, Д.Бруно.

Во всяком слу­чае неформальное, дружеское общение единомышленников,

выдви­гавшееся в качестве регулятивного правила внутри академий, не

со­здавало прочных, устойчивых отношений между учеными, не пред­полагало

никаких гарантий для карьеры ученого, ни для его жиз­ненной судьбы.

Формирование классической науки XVII в. связано с созданием научных обществ.

Лондонское Королевское общество возникло из совместных усилий трех групп

ученых – кружка ученых вокруг С.Гартлиба, включавшего в себя Д.Дыорт,

Я.А.Коменского, Р.Бойля, У.Петти, Б.Уорсли, членов Лондонской Коллегии

врачей, прежде всего У.Гильберта и У.Гарвея, проводивших эксперимен­тальные

исследования и создавших в 1645 году в Грешэм-колледже дискуссионный клуб, в

котором реализовывалась программа Бэкона и, наконец, группа профессоров

Оксфордского университета, объединившихся в клуб экспериментальной науки. Все

это были кружки единомышленников, проводивших исследования, встречав­шихся

для обсуждения опытов и их результатов на общих собра­ниях-сходках

джентльменов с философским складом ума. Отноше­ния между этими тремя группами

были разными в различные годы. Все они боролись за верховенство, критиковали

друг друга, хотя многие из членов этих групп входили не в одну, а в целый ряд

та­кого рода объединений, например, Р.Бойль участвовал в деятельно­сти всех

трех ассоциаций, а У.Петти даже в шести из девяти суще­ствовавших в то время

ассоциаций – коллегий. Их отношения друг с другом и властью принимали нередко

драматический характер, в частности, в 1650 году сложилась открытая

конфронтация этих групп, которая в конечном итого завершилась созданием

Королев­ского общества. Так из деятельности неформальных групп-коллегий

возникло первое научное общество, где коммуникация между уче­ными

регламенти­руется определен­ными правилами Устава, где создается правящий

Совет со своим президентом и управляющей властыо. Научные общества становятся

одной из государственных Кол­легий, превращаясь из сообщества философов и

медиков в Колле­гию, имеющую государственный статус, привилегии, права и

обя­занности.

Итак, "незримая коллегия – это определенный тип коммуни­кации между учеными,

коммуникации неформальной, осуществля­ющейся в переписке и ставящей целью

обсудить свои работы, обес­печить приоритет, получать сведения об

исследо­ваниях других уче­ных. Казалось бы, в науке XX века, обладающей

специализирован­ными службами информации и развернутой системой коммуника­ции

– от журналов до конференций и симпозиумов, от информаци­онных компьютерных

сетей до принтеров – эта форма коммуника­ции должна отмереть. Оказывается,

она не только не отмерла, но, наоборот, развилась и занимает свое, причем

важное место в си­стеме коммуникации между учеными. Этот тип коммуникации

су­ществует в исследовательских объединениях и называется у разных историков

науки по-разному – "невидимый колледж", "научная школа", "сплоченная группа",

"социальный круг" и т.п. Нефор­мальный характер общения между учеными –

главная черта такого рода объединений. "В основе представлений о "невидимом

кол­ледже" лежит, видимо, то обстоятельство, что в каждом из наибо­лее

активных и соревнующихся друг с другом научных направлений обнаруживается

существо­вание особой "внутренней группы". Вхо­дящие в такую группу ученые

оказываются обычно в прямом кон­такте с каждым исследова­телем, который

вносит весомый вклад в данное направление, не только на националь­ном, но и

на междуна­родном уровне, включая все страны, где данное направление

полу­чило достаточное развитие. Основной состав группы собирается обычно где-

нибудь в приятных местах на узких конференциях. Члены этой группы

информационно связывают отдельные исследо­вательские центры. Они пересылают

друг другу препринты и от­тиски статей, сотрудничают в исследованиях. Эти

лица составляют как бы ядро, объединяя всех более или менее известных ученых

ис­следователей данного направления, они оказываются в состоянии

контролировать финансирование и лабораторное обеспечение иссле­дований как на

местах, так и в национальном масштабе". В этих словах известного

американского науковеда Д.Прайса обращается внимание не только на то, что в

науке существуют не­формальные коммуникации между учеными, но и на то, что в

этой сети неформальных коммуникаций можно выделить ведущую группу ученых,

объединенных не столько природой исследуемого объекта, сколько общностью

методов исследования. Это – ядро, в которое входят наиболее продуктивные

ученые, оказывающие на­ибольшее влияние на исследования в данной области и

выбранными методами. "Ядерная группа" внутри "невидимого колледжа"

вы­членяется и с помощью социометрических методов науковед­ческого

исследования, и с помощью библиометри­ческих методов – взаимного цитирования

и соавторства в публикациях. Наряду с "ядерной группой" существует и второй

слой участников коммуникации – слой "посторонних", участие которых в

коммуникации минимально. Ведущая исследовательница такого рода коммуникаций в

науке – Д.Крейн выделила в научном сообществе "невидимые колледжи" по целому

ряду параметров, в том числе по социометрическим пара метрам, переписке,

обмену препринтами и оттисками, соавторству отношению "учитель-ученик",

влиянию на выбор проблем и др.. Исследования сети неформальных коммуникаций в

науке показали их различия в разных научных дисциплинах и вместе с тем

выявили их громадную значимость в современной науке.

Феномен "незримой коллегии", отмеченный Р.Бойлем, превратился в феномен

"незримого колледжа" – сеть неформальной коммуникации между исследователями,

которая включает в себя межличностное общение, текущее сотрудничество,

соавторство, руководство аспирантами и стажерами, воздействие на выбор

проблем и методик, обмен письмами и препринтами, оттисками статей. Иными

словами, сеть неформальных коммуникаций в настоящее время гораздо шире, чем

общение членов "незримой коллегии", ограничи­вающееся преимущест­венно

перепиской между учеными. Характер и уровень неформальных коммуникаций,

конечно, различен в странах с разными системами государственной власти. Он

максимален в демократических странах, хотя и здесь существуют ограничения

связанные с секретностью и запретами, действующими в военно-промышленном

комплексе. Совершенно деформированный характер приобретают неформальные

коммуникации в странах, где господ­ствовала тоталитарная система власти. Хотя

и здесь можно выделить группу ученых, бывших лидерами в своей области, однако

уровень неформальной коммуникации в силу ксенофобии, постоянно нагнетаемого

страха вредительства, шпиономании был минимален, ограничивался

преимущественно научными сотрудниками и аспирантами, работавшими в одном

исследовательском учреждении, международные же контакты советских ученых были

разрушены длительное время.

"Незримая коллегия" и "невидимый колледж" – это один из примеров

неформальной, межличностной коммуникации межд] учеными, которая выдвигалась

ими в качестве альтернативы фор­мальной, институциональной организации науки.

В XVIII веке было выдвинуто немало проектов создания ассоциаций ученых –

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.