всегда была наука как коммуникация. Сами же формы этой коммуникации
трактовались по-разному – то как диалог, то как "невидимая коллегия", то как
неформальное, межличностное общение, осуществляющееся в различного рода
салонах, в малых группах, "коммунах" и т.п. Вместе с ростом форм
институциализации науки, ростом инстанций власти внутри и вне науки
развиваются и формы коммуникационного взаимодействия ученых. Наслаиваясь
друг на друга, оттесняясь на периферию и выдвигаясь на первый план, формы
коммуникации ученых оказываются тем оселком, на котором зиждется все движение
альтернативной науки, вся ее идеология, выступающая как контридеология
относительно науки как системы власти, как контрдвижение относительно науки
как системы власти, как контрдвижеиие относительно институциально
организованной Большой науки. Само собой разумеется, в этой идеологии много
утопического, а в самом факте ее альтернативности заключен исток ее
неэффективности. Однако, из этого нельзя делать вывод о ее беспочвенности.
Движение "альтернативной науки" сосредоточивается на том пласте отношений
между учеными, который играл, играет и будет играть громадную эвристическую
роль в научных исследованиях и развитии науки, а именно на научных
коммуникациях, на межличностных отношениях между учеными.
Возникновение новоевропейской науки непосредственно связано с обращением к
научной коммуникации как фундаментальному пласту науки. Как известно, в
средние века были созданы специфические формы институтов передачи знаний –
университеты со своей структурой власти, с властными отношениями внутри
сообщества преподавателей, с институциально признанной и регламентированной
формой общения учителей и учеников – диспутами. Ученый эпохи Возрождения
стремится порвать с той формой институциализации науки и преподавания,
которая осуществлена в средневековых университетах. Он не занимает никакого
официального положения в расписанной иерархии должностей ни внутри
факультетов, ни внутри университетской корпорации. Все мыслители Возрождения
выступают с критикой университета как формы организации общения ученых, с
яркой критикой схоластических диспутов и стремятся возродить диалог, т.е. ту
форму философствования и жанра научной литературы, которая была развита в
античности. Вместо ритуализированного, тяжеловесного средневекового диспута
они выдвигают идеал дружеского общения между единомышленниками, посланий
друзьям, где нет места церемониальности, этикету, собеседованию между
учеными под патронажем короля, князей, высших сословий знати. Эта форма
коммуникации между учеными и была названа "Академией", что должно было
свидетельствовать о возрождении "Академии" Платона в условиях Италии XV в.
Название "Академия" для носивших совершенно домашний, непринужденный,
дружеский характер собеседований ученых, энтузиастов, эстетов и государей
являлось исключительно гуманистической реминисценцией и было введено
флорентийскими платониками около середины XV в. "Академия Марсилио Фичино во
Флоренции, неаполитанская академия Джовиано Понтано, римская – Помпонио
Лето, венецианская – Альда Мануцио в эпоху кватроченто, основанная
Бернардино Телезио в Козенце академия, академии "della Crusca" и "del
Cimento" в эпоху чинквиченто, являвшиеся по характеру и результатам своей
деятельности значительнейшими из академий, сохраняли всегда со всеми прочими
академиями демократический и непринужденный характер частной и общественной
жизни того времени; они все создавались свободным образом и не имели даже для
торжественных случаев ни каких-либо уставов, ни какого-нибудь неизменного
церемониала. Образцом при создании таких обществ служила древнейшая академия,
т.е. Academia Platonica во Флоренции". В то время как средневековые
университеты благодаря единым институциональным нормам приобрели
авторитарный характер, академии стали той новой формой организации научного
общения, которая не только поставила в центр демократические формы
коммуникации, но и предоставила возможность для взаимного соревнования и
объединения усилий ученых, образованных практиков, гуманитариев, художников.
Все это создало не просто новую атмосферу дружеской состязательности, но и
реальную почву для совместной работы, для развития теоретических
исследований и прикладных разработок в механике, архитектуре, военном деле.
Мы уже отмечали, что научные общества принимали различные организационные
формы. Академии в Италии были преимущественно группой единомышленников,
находившейся под патронажем двора или какого-то знатного лица. Королевская
Академия Франции была департаментом (Коллегией) в государственном аппарате.
Королевское Лондонское общество было гораздо более открытым учреждением,
которое руководилось собственным Президентом, однако его патроном на первых
порах был все же король. Создание таких институциональных форм организации
науки со своим Уставом, дисциплинирующими нормами вхождения и исключения
членов общества, со своей структурой власти делало весьма устойчивой жизнь
ученого, обеспечивало продвижение его по всей лестнице научной карьеры.
Правда, и здесь нельзя не видеть различий между разными формами организации
науки. В эпоху Возрождения все общество, в том числе и научное сообщество,
делилось на нобилей и изгнанников. Первые пользовались доверием государя и
поддерживали порядок, сложившуюся систему власти и существовавшие традиции.
Изгнанники требовали изменений, изгонялись из общества. Надо отметить, что
нобили и изгнанники не были разъединены пропастью. Многие нобили
превращались в изгнанников. Такова судьба Макиавелли, Ф.Гвиччардини, впавших
в немилость государя. Еще более трагична судьба Т.Мора, М.Сервета, Д.Бруно.
Во всяком случае неформальное, дружеское общение единомышленников,
выдвигавшееся в качестве регулятивного правила внутри академий, не
создавало прочных, устойчивых отношений между учеными, не предполагало
никаких гарантий для карьеры ученого, ни для его жизненной судьбы.
Формирование классической науки XVII в. связано с созданием научных обществ.
Лондонское Королевское общество возникло из совместных усилий трех групп
ученых – кружка ученых вокруг С.Гартлиба, включавшего в себя Д.Дыорт,
Я.А.Коменского, Р.Бойля, У.Петти, Б.Уорсли, членов Лондонской Коллегии
врачей, прежде всего У.Гильберта и У.Гарвея, проводивших экспериментальные
исследования и создавших в 1645 году в Грешэм-колледже дискуссионный клуб, в
котором реализовывалась программа Бэкона и, наконец, группа профессоров
Оксфордского университета, объединившихся в клуб экспериментальной науки. Все
это были кружки единомышленников, проводивших исследования, встречавшихся
для обсуждения опытов и их результатов на общих собраниях-сходках
джентльменов с философским складом ума. Отношения между этими тремя группами
были разными в различные годы. Все они боролись за верховенство, критиковали
друг друга, хотя многие из членов этих групп входили не в одну, а в целый ряд
такого рода объединений, например, Р.Бойль участвовал в деятельности всех
трех ассоциаций, а У.Петти даже в шести из девяти существовавших в то время
ассоциаций – коллегий. Их отношения друг с другом и властью принимали нередко
драматический характер, в частности, в 1650 году сложилась открытая
конфронтация этих групп, которая в конечном итого завершилась созданием
Королевского общества. Так из деятельности неформальных групп-коллегий
возникло первое научное общество, где коммуникация между учеными
регламентируется определенными правилами Устава, где создается правящий
Совет со своим президентом и управляющей властыо. Научные общества становятся
одной из государственных Коллегий, превращаясь из сообщества философов и
медиков в Коллегию, имеющую государственный статус, привилегии, права и
обязанности.
Итак, "незримая коллегия – это определенный тип коммуникации между учеными,
коммуникации неформальной, осуществляющейся в переписке и ставящей целью
обсудить свои работы, обеспечить приоритет, получать сведения об
исследованиях других ученых. Казалось бы, в науке XX века, обладающей
специализированными службами информации и развернутой системой коммуникации
– от журналов до конференций и симпозиумов, от информационных компьютерных
сетей до принтеров – эта форма коммуникации должна отмереть. Оказывается,
она не только не отмерла, но, наоборот, развилась и занимает свое, причем
важное место в системе коммуникации между учеными. Этот тип коммуникации
существует в исследовательских объединениях и называется у разных историков
науки по-разному – "невидимый колледж", "научная школа", "сплоченная группа",
"социальный круг" и т.п. Неформальный характер общения между учеными –
главная черта такого рода объединений. "В основе представлений о "невидимом
колледже" лежит, видимо, то обстоятельство, что в каждом из наиболее
активных и соревнующихся друг с другом научных направлений обнаруживается
существование особой "внутренней группы". Входящие в такую группу ученые
оказываются обычно в прямом контакте с каждым исследователем, который
вносит весомый вклад в данное направление, не только на национальном, но и
на международном уровне, включая все страны, где данное направление
получило достаточное развитие. Основной состав группы собирается обычно где-
нибудь в приятных местах на узких конференциях. Члены этой группы
информационно связывают отдельные исследовательские центры. Они пересылают
друг другу препринты и оттиски статей, сотрудничают в исследованиях. Эти
лица составляют как бы ядро, объединяя всех более или менее известных ученых
исследователей данного направления, они оказываются в состоянии
контролировать финансирование и лабораторное обеспечение исследований как на
местах, так и в национальном масштабе". В этих словах известного
американского науковеда Д.Прайса обращается внимание не только на то, что в
науке существуют неформальные коммуникации между учеными, но и на то, что в
этой сети неформальных коммуникаций можно выделить ведущую группу ученых,
объединенных не столько природой исследуемого объекта, сколько общностью
методов исследования. Это – ядро, в которое входят наиболее продуктивные
ученые, оказывающие наибольшее влияние на исследования в данной области и
выбранными методами. "Ядерная группа" внутри "невидимого колледжа"
вычленяется и с помощью социометрических методов науковедческого
исследования, и с помощью библиометрических методов – взаимного цитирования
и соавторства в публикациях. Наряду с "ядерной группой" существует и второй
слой участников коммуникации – слой "посторонних", участие которых в
коммуникации минимально. Ведущая исследовательница такого рода коммуникаций в
науке – Д.Крейн выделила в научном сообществе "невидимые колледжи" по целому
ряду параметров, в том числе по социометрическим пара метрам, переписке,
обмену препринтами и оттисками, соавторству отношению "учитель-ученик",
влиянию на выбор проблем и др.. Исследования сети неформальных коммуникаций в
науке показали их различия в разных научных дисциплинах и вместе с тем
выявили их громадную значимость в современной науке.
Феномен "незримой коллегии", отмеченный Р.Бойлем, превратился в феномен
"незримого колледжа" – сеть неформальной коммуникации между исследователями,
которая включает в себя межличностное общение, текущее сотрудничество,
соавторство, руководство аспирантами и стажерами, воздействие на выбор
проблем и методик, обмен письмами и препринтами, оттисками статей. Иными
словами, сеть неформальных коммуникаций в настоящее время гораздо шире, чем
общение членов "незримой коллегии", ограничивающееся преимущественно
перепиской между учеными. Характер и уровень неформальных коммуникаций,
конечно, различен в странах с разными системами государственной власти. Он
максимален в демократических странах, хотя и здесь существуют ограничения
связанные с секретностью и запретами, действующими в военно-промышленном
комплексе. Совершенно деформированный характер приобретают неформальные
коммуникации в странах, где господствовала тоталитарная система власти. Хотя
и здесь можно выделить группу ученых, бывших лидерами в своей области, однако
уровень неформальной коммуникации в силу ксенофобии, постоянно нагнетаемого
страха вредительства, шпиономании был минимален, ограничивался
преимущественно научными сотрудниками и аспирантами, работавшими в одном
исследовательском учреждении, международные же контакты советских ученых были
разрушены длительное время.
"Незримая коллегия" и "невидимый колледж" – это один из примеров
неформальной, межличностной коммуникации межд] учеными, которая выдвигалась
ими в качестве альтернативы формальной, институциональной организации науки.
В XVIII веке было выдвинуто немало проектов создания ассоциаций ученых –
Страницы: 1, 2, 3
|