философского, сократического, добровольного содружества "Пантеистикон"
Д.Толандом, негосударственных форм организации культуры. В.Гумбольдтом,
перестройки академических организаций Ф.Шеллингом. В эпоху Просвещения в
культурной и научной жизни большую роль играли салоны, особенно в пропаганде
достижений наук, в просвещении умов, а также многочисленные ассоциации
литераторов, юристов, ученых, которые О.Кошэн удачно назвал обществами
свободы мысли. Все эти формы "республики ученых" и "республики литераторов"
действовали в рамках абсолютной монархии, воплощая в себе поиск новых форм
общения между людьми. В.С.Библер, характеризуя эту форму общения в салонах,
отметил, что в них нашла свое выражение новая форма общения – "общения с
самим собой. Общительности как таковой, легкой, непринужденной, свободной по
духу и почти свободной от всякого содержания... я беседую "по поводу",
спорю, не соглашаюсь, обмениваюсь фантазиями, новеллами, – только что
сочиненными и тут же позабытыми, – я сталкиваю в своем сознании
неопределенные мысли, различные нравственные оценки; я гармонизирую эти
произвольные продукты моей фантазии, я удерживаю их – свои мгновенные
создания – от столкновения, от непримиримости, от угрюмости и фанатизма... Я
человек хорошего вкуса, я – просвещенный человек". Действительно, такого
рода общение существовало прежде всего в художественных салонах, салонах
"просвещенного вкуса". Но было бы неверным все салоны сводить к такого рода
салонам. Они сыграли большую роль в пропаганде идеологии Просвещения, в
подготовке Французской революции. Да, действительно, во многих салонах
господствовал дух гедонистического легкомыслия, скептицизма,
вседозволенности, придворно-светского пустословия. В противовес
картезианскому аскетизму здесь царствовал дух развлечения, где не было нужды
ни в Боге, ни в короле, ни в заботе о своих делах. Салоны, среди которых
наиболее известны были салоны мадам Жоффрен, мадам дю Деффон, мадам Тансен,
мадемуазель Леспинас, Гольбаха и мадам Неккер, культивировали дух свободы,
которая, по словам О.Кошэна, носила сугубо негативный характер, превратилась
в свободу отрицания всех моральных устоев – веры, авторитета, традиций,
опыта, уважения к власти, объявленных предрассудками. "Республика
литераторов, философов, юристов", царствовавшая в салонах, масонских ложах,
столичных и провинциальных обществах, третировала веру как абсурд, традицию
как принуждение, опыт как помеху. Она осуществила, по мнению О.Кошэна,
разрушение разума, подчиняясь масонским ложам, законодателям моды –
энциклопедистам и объединяя скорее индивидуалистов, готовых выступить против
кого угодно – против духовенства, двора, своих идейных противников, чем
подлинно свободных ученых. В этой характеристике много верного. Однако, не
следует забывать то, что салоны и ложи, число которых в дореволюционной
Франции достигало более 700 и в которые входили Мирабо, аббаты Грегуар и
Сийес, Бриссо, Кондорсэ, Дантон, Дюмулен, Марат, Шометт, Робеспьер
подготовили идейно французскую революцию, выдвинув и поддержав идею
бессословного общества. Не следует забывать и то, что многие салоны были
центрами общения образованных людей своего времени. Некоторые из них
сохранились и после революции. Так, наиболее интересными во всем Париже были
салоны Кювье – вечерние собрания выдающихся ученых Европы, художников,
писателей, с которыми запросто мог побеседовать любой приглашенный. По
описанию К.Пфаффа, "ничто не изгонялось из этого круга, кроме зависти и
злословия. Вся Европа была здесь представлена. Быть допущенным сюда значило
видеть человеческий разум во всем великолепии, и иностранец поражался
присутствию здесь самых знаменитых людей Европы и возможности беседовать
запросто с принцами, пэрами, дипломатами, учеными и самым великим человеком,
который принимал их с той же приветливостью, как и молодого студента с пятого
этажа соседнего дома. Его мало заботило, в каком направлении развивается их
талант, мало занимало их богатство и семья. Будучи выше всякой национальной
ревности, он уважал одинаково все то, что было достойно восхищения. Он
спрашивал, чтобы научиться, как будто он простой студент".
В неформальном общении в салонах и обществах не только сообщали последние
литературные и научные новости, но и формировался дух заинтересованного
научного искания, новые научные ориентации, воспитанные на культе знания,
разума, опыта, эксперимента. Конечно, научная работа предполагала уединение,
напряженный труд, сосредоточение усилий воли, мысли, воображения. Она
проходила, естественно, за пределами салонов и свободного мнения в обществах.
Но и без этого наука не может существовать; также, как без целенаправленного
исследования.
Критика науки и ее включенности в систему власти в XIX веке осуществлялась с
двух сторон – со стороны романтиков и со стороны ученых, принимавших
деятельное участие в социальном институте науки, но недовольных формами
общения, существовавшими в нем. Романтики, обратившие внимание на
аналитичность, инструментальность, эмпиричность научного знания, на
господство в науке духа пошлости и ростовщичества, подчеркнули
коммуникативную природу творчества и познания. Так, согласно Ф.Шлегелю,
всякое творчество есть "сотворчество", мир предстает как множество "я",
высказывающихся, общающихся друг с другом, любовь, понимаемая как
взаимообщение "я" и "ты", оказывается основой духовного существования и
центральной темой философствования, поскольку даже в одиночестве мы
размышляем как бы вдвоем, в любом высказывании скрыт диалог, разговор,
собеседование. Ф.Шлегель, Новалис, Ф.Шлейермахер в соответствии с идеалам
"сотворчества" выдвинули проект энциклопедии, объединяющей все науки и
искусства. Таким изданием должен быть, по замыслу Ф.Шлегеля, его журнал
"Европа", обнимающий все науки и искусства в "прогрессивно текучей форме",
называемый им, также, как и Новалисом, современной Библией. Общение было
понято как подлинный фундамент науки и оно обнаруживается как в спорах, так
и в согласии, и даже в замкнутом одиночестве царит, по словам Гете, "чувство
величайшей всеобщности". Однако, неприятие романтиками, да и Гете, ведущих
концепций научного знания XVIII-XIX веков, их стремление возродить или
магию, или символическую интерпретацию шифров природы, построить
натурфилософию и новую религию привели к тому, что их идеи об универсальности
общения прошли мимо ученых и стали импульсом в развитии и поиске новых форм
общения в религиозных общинах, а не в научном сообществе.
Гораздо более плодотворными были импульсы, шедшие от самих ученых. В 1830 г.
известный английский ученый Ч.Бэббидж выпустил книгу с примечательным
названием "Размышление о закате науки в Англии", где обратил внимание на то,
что утрачивается былая широта и универсальность ученых, возникает узкая
специализация, затрудняющая взаимопонимание и достижение согласия, растет
разобщенность и отчуждение между представителями различных научных
дисциплин. Былое коммуникативное единство науки оказалось под угрозой,
разрыв между наукой и образованием увеличивается.
Для преодоления всех этих противоречий и была создана в 1831 г. Британская
ассоциация развития науки. Годичные собрания этой ассоциации, собиравшие
большое число слушателей и проводившиеся каждый год в разных городах, были
лучшей формой пропаганды науки, проверки ценности открытий, их
оригинальности, ознакомления с особенностями научных методов, пробуждения
любознательности у молодых людей, их личного приобщения к научным
открытиям. Вместе с тем эти собрания сформировали идеал ценностно
нейтральной науки, выработали новые критерии научности – единого
индуктивного метода, медленной кумуляции индуктивных наблюдений, образ
науки, редуцированной к физико-математическим наукам, отказ от соображений
утилитарных ради науки как средства социально признанного самоутверждения и
самосознания, достигаемых в процессе объективного исследования и общения в
целях постижения Истины. Неформальное, межличностное общение между учеными
различных специальностей, с одной стороны, и между учеными и широкой
общественностью, с другой, восполняло те формальные, институциональные
способы и каналы коммуникации, которые существовали в Лондонском Королевском
обществе. Оно дало мощный импульс развитию натуралистического образования,
перестройке преподавания естественных наук и математики в английских
колледжах и университетах. Ведущие ученые Англии подготовили сборник статей
в защиту научного воспитания "Новейшее образование. Его истинные цели
требования". Его авторами были М.Фарадей, В.Уэвелл, Д.Тиндаль и др. Исходные
установки новой программы преобразования всей системы образования
естественных наук в колледжах и университетах Англии, пропаганды
естествознания были изложены Д.Гершелем в его "Философии естествознания" и
В.Уэвеллом в "Философии индуктивных наук". Гершель подчеркивал, что "знания
не могут правильно развиваться деятельностью небольшого числа лиц... Оно
может быть не приобретает высшей степени достоверности от всеобщего
содействия, но приобретает по крайней мере большое доверие и становится
прочнее... По мере того, как число занимающихся отдельными отраслями
физического исследования увеличивается и все более и более распространяется в
различные страны земного шара, необходимо соответственное увеличение легкости
в сообщении и взаимном обмене знаний". Он предлагает создать целый ряд
учреждений, способствующих развитию науки, издавать месячные и квартальные
журналы, своды, рефераты и учебники по определенным отраслям науки.
Однако, развитие науки пошло по другому пути – личное, живое общение между
учеными было сдвинуто на периферию, принимало форму "невидимого колледжа" и
возрастал удельный вес опосредованной коммуникации внутри научного
сообщества. Эту тенденцию отметил Ф.Клейн, который, характеризуя науку XIX
века, писал: "вместо прежнего живого личного общения между учеными возникает
огромная литература, особенно периодическая, устраиваются большие
интернациональные конгрессы и другие организации, стремящиеся поддерживать
хотя бы внешнюю связь". XX век лишь усугубил эту ситуацию – опосредованность
научных коммуникаций резко возросла, массив периодических изданий резко
возрастает небывалыми темпами, сеть коммуникационных связей все более
усложняется и запутывается, а включенность науки в систему власти
приобретает невиданный размах, связь научного сообщества с технократией и
политической бюрократией приобрели невиданный масштаб.
Однако, было бы неверным видеть в контрнаучном движении одни лишь негативные
моменты. При всей своей экстравагантности, оно способствовало обсуждению
социально значимых проблем, таких, как наука и власть, место науки в системе
власти, властные функции науки. Из него выросли не только новые социальные
движения, например, экологическое движение "зеленых", но и ряд научных и
методологических течений. С контрнаучным движением тесно связано
возникновение биоэтики в США и странах Европы, экологической этики, новое
методологическое направление, которое обычно называют "анархизмом в
методологии", а точнее было бы назвать антинормативистской концепции
методологии. Движение "альтернативной науки" поставило во главу угла знание,
понятое как коммуникация, как личное общение в противовес науке как власти.
Если подвести итог, то следует подчеркнуть, что наука представляет собой
сложную систему, которая, будучи рассмотрена с коммуникативной стороны,
включает в себя как формы самоорганизации и межличностного общения, так и
формы институциональной организации и опосредованного общения. Односторонне
делать акцент на науке как системе властных отношений, на включенность науки
в систему власти, на властный характер идеологии овладения природой, ее
эксплуатации. Но столь же односторонним оказывается и акцент на
межличностных контактах ученых, межличностном общении внутри научного
сообщества, на идеологии гармонии, союза с природой. Если технократизм делает
акцент на сопряженность науки с системой власти, подчеркивает властные
функции научного знания и науки как социального института, то романтическое,
контрнаучное движение выпячивает другую сторону науки, а именно существование
в ней малых групп, пронизанных отношениями солидарности и живого контакта
между учеными. Заостряя одну из сторон жизни науки и научного сообщества,
каждая из этих позиций выдвигает свой утопический вариант переустройства
науки, строит специфический "образ науки". Этот "образ науки" весьма далек
от реальной жизни науки, в которой воедино переплавлены различные уровни
коммуникации – от межличностного контакта до властных отношений внутри
научного сообщества. Эти уровни коммуникации, интерферирующиеся друг с
другом, восполняют друг друга, образуют некоторую целостность, в которой
каждый из них занимает свое, специфическое место и выполняет вполне
определенные, но весьма значимые функции: одни – функции управления и
инстанций власти, другие – функции самоорганизации и самоуправления научного
сообщества. Лишь тоталитарная система власти стремится подавить и уничтожить
существующие в науке механизмы самоорганизации и самоуправления, подменяя
их бюрократически-командными методами организации.
Список литературы
1. Огурцов А.П.. Научный дискурс: власть и коммуникация
(дополнительность двух традиций) // Философские исследования, 1993, № 3,
с.12-59.
2. Огурцов А.П. От социологии знания к социологии науки (20-30 годы XX
века). – Современная западная социология науки. Критический анализ. М., 1988.
3. Новые тенденции в западной социальной философии. М., 1988.
4. Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989.
5. 10. Базилевский М. Влияние монотеизма на развитие знания. Киев. 1883.
Страницы: 1, 2, 3
|