ционные отверстия аккумуляторных батарей. В условиях жаркого климата
через 2-3 дня в аккумуляторных батареях проверяется уровень электро-
лита и при необходимости доводить его до нормы доливом дистиллиро-
ванной водой.
Высокая температура и большая запыленность воздуха, плохие до-
рожные условия значительно снижают работоспособность водителей и эф-
фективеность использования машин.
Температура воздуха в кабине на уровне головы водителя может
достигать 60 С. Сочетание высокой температуры, запыленности и низкой
влажности воздуха в кабине, а также большая солнечная радиация и
разнообразие местности вызывают быстрое утомление водителя и появле-
ние головной боли. Работоспособность водителя снижается, кроме то-
го,. из-за плохих дорожных условий и плохой видимости, особенно, при
движении в колонне, вследствие большой запыленности воздуха. При со-
держании пыли в воздухе 0,8...1г/м предел видимости перед автомоби-
лем составляет 5...8м. Водители имеют мало времени для отдыха на
привалах, вследствии увеличенного объема работ по осмотру машин и
устранению дорожных неисправностей и отказов.
В целях повышения надежности работы и повышения эффективности
использования машин при эксплуатации в пустынно-песчаной местности
они оборудуются средствами защиты агрегатов и механизмов от пыли и
средствами повышения проходимости.
Для предупреждения попадания пыли рекомендуется закрывать спе-
циально изготовленными чехлами из плотной ткани распределитель зажи-
гания, шарниры карданных валов, сочленения рулевых тяг, шаровые опо-
ры передних мостов, сетчатым фильтром - тормозной кран пневматичес-
кого привода тормозов, корпус бензонасоса, аккумуляторную батарею,
салоны агрегатов и др.
Машины укомплектовываются укрывочными брезентами для защиты
груза от пыли, подкладками под домкрат, емкостями под умягченную во-
ду для системы охлаждения автомобилей и питьевую воду. Системы ох-
лаждения автомобилей могут оборудоваться конденсационными бочками.
Для повышения проходимости в песках автомобили оснащаются колейными
дорожками из металлической сетки, противобуксаторами, самовытаскива-
телями, а гусеничные машины - бревнами с комплектом цепей для креп-
ления бревен к гусеницам.
Для предотвращения перегрева двигателя следует:
. поддерживать требуемый уровень охлаждающей жидкости;
. увеличивать давление открытия парового клапана на
0,2-0,3 кгс/см;
. перед каждым выходом контролировать натяжение ремней вентиля-
торов или момент пробуксовки фрикциона вентилятора на танках.
В качестве подтверждения вышесказанного можно привести, как
пример, операцию «Буря в пустыне».
Пустынная местность Аравийского полуострова с районами зыбучих
песков и обширных солончаков, пересеченная сухими руслами и оврага-
ми, явилась серьезным препятствием для действий сухопутных группи-
ровок многонациональных сил (МНС).
Так, в результате высоких температур и сильной запыленности
воздуха, в 1,5-2 раза увеличился расход ГСМ, а также запасных комп-
лектов расходных средств и воды. Участились случаи преждевременного
выхода из строя двигателей, навигационного и другого электронного
оборудования техники.
Из-за интенсивного воздействия песка, пыли и высоких температур
отмечались частые отказы и выход из строя различных приборов и уз-
лов. Это вызвало значительное сокращение интервалов между регламент-
ными работами на всех видах техники. Выявились также и конструктив-
ные недостатки образцов вооружения.
При ведении наступления и движений колонн учитывались такие
факторы, как песчаная мгла, миражи, ослепляющий эффект,пылевые заве-
сы. Например, при движении даже одиночной гусеничной машины создает-
ся непроницаемая пылевая завеса, которая в безветренную погоду дос-
тигает высоты 300-500м и держится 20-30 минут. Для снижения ее отри-
цательного влияния на маневры войск, командование МНС практиковало
передвижение механизированных подразделений не колоннами, а в линию
или уступом вправо (влево).
_Вождение в пустынно-песчаной местности
Пустыни по своим природным условиям неодинаковы. В зависимости-
от грунтов различают песчаные, солончаковые и глинистые пустыни.
Песчаные пустыни наиболее распространенные. Большую часть их
занимают подвижные незакрепленные барханы и дюны, слабо закрепленные
(бугристые) и закрепленные (грунтовые) пески. В сухое время года
барханы и бугристые пески труднопроходимы. Зимой, весной и после
дождей пески уплотняются и проходимость по ним увеличивается.
В низинах пустынно-песчаной местности встречаются солончаки и
такыры, которые проходимы для всех видов техники только в сухое вре-
мя года, в другое время они непроходимы, особенно в период дождей.
Пустынно-песчаная местность характеризуется ограниченным коли-
чеством водных источников и плохим качеством воды, которая не может
быть использована без предварительной очистки. Каналы, системы ис-
кусственного орошения имеют крутые берега и труднопреодолимы без
предварительной подготовки.
Климат пустынно-песчаной местности резко континентальный. Летом
температура воздуха достигает 50 , а грунта - 70 С. Сильные ветры
(до 15-20м/с и более), достигающие силы урагана, и малое количество
осадков обуславливают большую запыленность воздуха. Встречаются и
явления миража.
Движение машин по пустынно-песчаной местности характеризуется
недостаточным сцеплением гусениц (колес) с грунтом, вследствие чего
показания спидометров на 10-15% превышают действительно пройденное
растояние. Высокая температура воздуха и сильный нагрев металличес-
ких поверхностей машин затрудняют работу водителей.
При вождении машин в пустынно-песчаной местности кроме соблюде-
ния общих правил, изложенных в инструкциях по эксплуатации, водитель
должен выполнять следующие правила:
. проверить устойчивость работы двигателя на всех режимах и
герметичность системы питания;
. убедиться в исмправной централизованной системы регулирования
давления воздуха в шинах;
. проверить наличие и исправность средств повышения проходимос-
ти машин по песку, а также колейных мостиков для преодоления арыков,
окопов и траншей;
. проверить исправность запасного колеса, домкрата и наличие
подкладки под него;
. проверить состояние сапунов картера, агрегатов, трансмиссии и
пылезащитных чехлов;
. пополнить запас питьевой кипяченой воды;
. получить брезент для укрытия машин (при наличии);
. перед длительным рейсом получить запас дистиллированной воды
для доливки в аккумуляторы и медицинскую аптечку (при наличии).
Для предупреждения перегрева двигателя необходимо чаще очищать
водяной и масляный радиаторы от пыли и масла. Пыль удалается после
каждого выхода независимо от пройденных километров.
В системе охлаждения необходимо систематически проверять регу-
лировку паровоздушного клапана, а на некоторых гусеничных машинах и
момент пробуксовки фрикциона вентилятора.
Особое внимание при подготовке машин к вождению обращять на
обслуживание радиаторов. Систему охлаждения нужно заправляить очи-
щенной (желательно кипяченой) водой с добавлением в нее противокор-
розийной присадки.
В условиях сильной запыленности воздухоочистители следует про-
мывать по потребености, как правило, чаще, чем обычно.
При движении колесных машин по песчаной местности для улучшения
проходимости давление в шинах понижается до 1,5-0,75 кгс/см в зави-
симости от плотности песка и условий движения.
При вождении машин в пустынно-песчаной местности необходимо
учитывать следующие особенности:
. возможность буксирования машин при значительном погружении
гусениц (колес) в грунт вследствие пониженноно (в 2-2,5 раза) сцеп-
ления на песках и солончаках;
. увеличения сопротивления движению в 1,5-2 раза по зыбучим
пескам особенно при трогании с места;
. высокая температура окружающей среды летом обуславливает по-
вышенный тепловой режим работы двигателя и других агрегатов машин;
. трудность ориентирования ввиду однообразия местности, большой
запыленности воздуха, отсутствие ориентиров;
. снижение запаса хода машин по гусеницам с механическим шарни-
ром в 1,5-2 раза при движении по барханам и зыбучим пескам.
Трогание машины с места на песчаном грунте нужно начинать на
низших передачах, плавно, при необходимости используя рычаги управ-
ления; первое положение ПМП замедленной передачи на гусеничных маши-
нах и раздаточной коробки на колесных машинах.
На песчаном грунте быстро теряется инерция, поэтому для перек-
лючения передач выбирать ровные участки с твердым грунтом, использо-
вать уклоны и спуски с барханов.
При вождении по такой местности выбирать для движения по возмо-
жености ровные участки с растительным покровом. В песках двигаться
по межгрядовым понижениям, перемычки пересекать в более низких мес-
та. Солончаки, мокрые такыры и глинистые участки по возможности об-
ходить или преодолевать их после разведки, используя средства повы-
шения проходимости.
Подсохшие солончаки и такыры с крепкой верхней коркой преодале-
вать по краю на максимальной скорости без поворотов, остановок и
резкого изменения скорости движения.
По незакрепленным пескам, мокрому такыру и солончакам двигаться
прямолинейно, избегая резкого изменения скорости движения и торможе-
ния. Если двигатель не развивает необходимой мощности, перейти на
низшую передачу или перевести рычаги управления в промежуточное по-
ложение, а на машинах с ПМП - в первое положение, включить замедлен-
ную передачу (на гусеничной машине) и продолжить движение до набора
двигателем эксплуатационных оборотов, после чего вернуть их в исход-
ное положение.
При буксовании колес (гусениц) остановить машину, расчистить
песок и подложить под колеса (гусеницы) доски, маты или другие под-
ручные материалы.
При зарывании тягача с артиллерийским орудием или прицепом в
песок орудие (прицеп) отцепить, тягач вывести на более плотный грунт
и с помощью лебедки перетащить орудие (прицеп) через труднопроходи-
мое место.
При длительной работе гусеничных машин на песчаной местности
использовать шпоры (грунтозацепы) и уширители гусениц. Разъезд со
встречными машинами выполнять на малой скорости.
В дождливую погоду или после дождя перед преодолением солонча-
ковых участков надеть цепи противоскольжения и двигаться с повышен-
ной скоростью, не сворачивая с колеи. При полной потере видимости
остановить машину и продолжать движение после достаточной видимости.
Для поворотов на песчаном грунте рекомендуется использовать вы-
пуклости, неровности, когда с грунтом соприкосается не вся опорная
поверхность гусеницы, а только ее середина. Повороты производить в
несколько приемов (ступенчато), многократным торможением гусеницы.
После каждого притормаживания продвигать машину вперед не менее чем
на половину длины корпуса.
Высокие барханы преодалевать по выпуклой стороне на низких пе-
редачах без остановки, направляя машину под прямым углом к вершине
бархана и избегая разбитой калеи. Перед спуском с бархана, имеющего
крутизну ската более 30 , на машинах с башней необходимо развернуть
ее пушкой назад.
Маневрировать необходимо таким образом, чтобы не допускать
застревания при крутом повороте на сыпучем песке, при движении с
креном по бархану, в узкой выемке при крутом повороте на солончаке
или мокром такыре.
Резкий поворот машины на песчаном грунте вызывает перегрузку
двигателя и силовой передачи. Это создает опасность повреждения бор-
товой передачи, опорных катков и траков гусеничных машин или ведущих
мостов у колесных машин. Дальнейшее движение возможно только после
очистки гусениц (колес) от песка.
Движение по косогору бархана даже с малым углом наклона вызыва-
ет сползание машины и зарывание гусениц (колес), вследствии чего
возможен разрыв гусениц, разрушение бортовых передач (ведущих мос-
тов). В этом случае следует очистить гусеницы (колеса) и в случае
буксования прибегнуть к помощи тягача.
Узкие выемки преодалеваются с использованием инерции машины.
Колесные машины должны их обходить по возможности или пропустить
между колес.
Крутой и резкий поворот на солончаке (мокром такыре) приводит к
разрушению верхней корки, и машина может сесть на днище (мосты). При
таком застревании необходимо попытаться выйти задним ходом. Если гу-
сеницы (колеса) пробуксовывают, то машина эвакуируется с помощью
средств самовытаскивания, тягача или лебедки.
При движении колонны в условиях сильной запыленности дистанция
между машинами увеличивается, включаются габаритные фонари, при этом
водитель сзади идущей машины должен держаться края пылевого облака и
двигаться уступом.
В частично закрепленных или неглубоких сыпучих песках двигаться
по одной калее. По глубине погружения гусениц (колес) впереди идущей
машины нужно оценивать твердость грунта и выбрать место для переклю-
чения передач и поворотов.
При преодолении барханов в составе подразделений необходимо
следить за состоянием колеи. После прохода нескольких машин она раз-
бивается, и поэтому следующая машина должна двигаться правее или ле-
вее прошедших на 1-3 метра.
Движение по солончаку или мокрому такыру по одной колее не до-
пускается.
На привалах и остановках выполнить следующее:
. продуть сжатым воздухом радиатор и двигатель;
. проверить исправность пылезащитных чехлов;
. протереть стекла и внутренние поверхности кабины от пыли;
. проверить уровень и при необходимости долить дистиллированную
воду в аккумуляторы;
. при длительной остановке по указанию командира укрыть машину
брезентом.
После завершения марша (рейса) выполнить ежедневное техническое
обслуживание или по указанию командира очередное техническое обслу-
живание N 1 или N 2 и подготовить машину к выполнению последующей
задачи.
_Заключение
Таким образом правильная и технически грамотная организация
эксплуатации автомобильной техники является составной частью авто-
технического обеспечения войск, имеет целью обеспечить успешное вы-
полнение поставленных задач по охране Государственной границы и сох-
ранить при этом машины в постоянной исправности и готовности к даль-
нейшим действиям. В процессе эксплуатации необходимо строго поддер-
живать установленный уровень готовности и надежности автомобильной
техники.
Особое значение это требование приобретает в условиях боевой
деятельности войск, когда напряжение в работе машин резко возраста-
ет, а условия для обслуживания и ухода за машинами осложняются. Ор-
ганизация эксплуатации автомобильной техники предполагает разработку
и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению надежной работы
и сохранению машин с момента поступления в подразделение до выхода в
плановый ремонт или списание по амортизационному износу.
Эксплуатация автомобильной техники включает в себя вопросы эф-
фективного использования машин по прямому назначанию в различных до-
рожных и климатических условиях и в условиях боевой деятельности
войск, технического обслуживания, хранения и транспортировки.
Знание основ организации правильной эксплуатации автомобильной
техники является необходимым условием успешного выполнения задач по
охране Государственной границы решаемых автомобильной службой погра-
ничных войск.
Из этого вытекает, что офицеры пограничной заставы должны знать
и уметь правильно организовать эксплуатацию автомобильной техники.
.
. 18 -
_Приложение
Схема N 1: Содержание пыли в воздухе (g) в зависимости от места
автомобиля в колонне (а) и дистанции (N) между авто-
мобилями (б) при = 13-16км/ч
1 - дистанция 20-25м; 2 - дистанция 40-45м;
3 - третий автомобиль; 4 - пятый автомобиль
.
. 19 -
Схема N 2: Значение коэффициента избытка воздуха в процентах
для различных температур воздуха и топлива.
Температура топлива: 1 - 20 С; 2 - 40 С;
3 - 60 С; 4 - 80 С
Схема N 3: Изменение толщины слоя накипи / h/ и теплопередачи
/Qр/ радиатора автомобиля ЗИЛ-130 при эксплуатации
в зоне Каракумского канала
.
. 20 -
_Используемая литература:
1. Федеральный закон «О Государственной границе РФ»
(с изменениями и дополнениями на 10.08.94г.)
2. «Эксплуатация автомобильной и бронетанковой техники на пог-
раничной заставе (в пограничной комендатуре),М.,1987г.
3. «Эксплуатация автомобильной техники в сложных условиях»,
М.,1984г.,Воениздат
4. «Эксплуатация армейских машин»,М.,19789г.,Воениздат
5. «Бронетанковая техники,эксплуатация»,учебник,М.,1974г.,
Воениздат
6. «Зарубежное военное обозрение»,N 10,1994г.
7. «Руководство по правилам вождения боевых машин»,
М.,1984г.,Воениздат
Страницы: 1, 2
|