на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Система охлаждения

правой стороны и соединен с верхним бачком 8 радиатора,

водораспределительной коробкой, компрессором 23 и водяной рубашкой блока

цилиндров. Расширительный бачок 18 компенсирует изменение объема жидкости

при ее нагревании, позволяет контролировать ее уровень в системе

охлаждения. В бачок 18 отводится и в нем конденсируется пар из верхних

участков радиатора и системы. Собирающийся в бачке воздух улучшает работу

системы охлаждения. ТОСОЛ-А-40 или ТОСОЛ-А-65 в систему охлаждения наливают

через горловину 9, имеющую герметизированную пробку на резьбе. Паровой и

воздушный клапаны установлены в пробке 20.

В системе охлаждения дизеля применена гидромуфта (рис. 4) привода

вентилятора, которая передает крутящий момент от коленчатого вала двигателя

к вентилятору. Используя гидромуфту, поддерживают наивыгоднейший

температурный режим в системе охлаждения и гасят возникающие колебания при

резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Гидромуфта привода

вентилятора имеет автоматическое управление.

[pic]

Рис. 4. Гидромуфта привода вентилятора:

1 — передняя крышка; 2 – корпус; 3 – кожух; 4, 7, 13 и 20 —

шарикоподшипники; 5 – трубка подвода масла; 6 — ведущий вал; 8 —

уплотнительные кольца; 9 – ведомое колесо; 10 – ведущее колесо; 11 –шкив;

12 — вал шкива; 14 – упорная втулка; 15 – ступица вентилятора; 16 – ведомый

вал; 17 и 21 — самоподжимные сальники: 18 – прокладка; 19 и 22 — болты

В движение гидромуфта приводится от коленчатого вала двигателя через

шлицевой ведущий вал 6. Вентилятор, расположенный соосно с коленчатым

валом, укреплен на ступице 15, установленной на ведомом валу 16. Ведущую

часть гидромуфты составляют: ведущий вал 6 в сборе с кожухом 3; ведущее

колесо 10, соединенное болтами с кожухом и валом 12 шкива; шкив 1 привода

насоса и генератора, привернутый к валу 12 болтами 19. Ведущая часть

гидромуфты вращается на шарикоподшипниках 7 и 20. Ведомую .часть гидромуфты

составляют: ведомое колесо 9 в сборе, соединенное болтами 22 с ведомым

валом 16. Ведомая часть гидромуфты привода вентилятора вращается на

шарикоподшипниках 4 и 13. Уплотнение гидромуфты осуществлено двумя

уплотнительными кольцами 8 и самоподжимными сальниками 17 и 21.

Для управления гидромуфтой привода вентилятора имеется выключатель

золотникового типа, установленный на нагнетательном патрубке 7 (см. рис. 3)

в передней части двигателя. В зависимости от температуры жидкости в системе

охлаждения выключатель гидромуфты соединяет или разъединяет ведущий вал с

ведомым 16 (см. рис. 4), изменяя количество масла, поступающего в

гидромуфту из системы смазки. Масло для работы гидромуфты подается насосом

в ее полость, затем по трубке 5 подводится в каналы ведущего вала и через

отверстия в ведомом колесе — в межлопастное пространство. При вращении

ведущего колеса 10 масло с его лопаток переходит на лопатки ведомого

колеса 9, и оно начинает вращаться, передавая крутящий момент на вал 16 и

вентилятор. Гидромуфта при помощи крана включается в работу или

отключается, а в связи с этим включается или отключается вентилятор. Кран

находится в корпусе выключателя гидромуфты.

Вентилятор может работать в трех режимах:

автоматический — температура охлаждающей жидкости в двигателе

поддерживается равной 80 — 95 °С; кран выключателя гидромуфты установлен в

положение В (метка на корпусе); при снижении температуры охлаждающей

жидкости ниже 80 0С вентилятор автоматически отключается;

вентилятор отключен — кран выключателя гидромуфты установлен в

положение 0; вентилятор может вращаться с небольшой частотой;

вентилятор включен постоянно — в таком режиме допускается

кратковременная работа в случае возможных неисправностей гидромуфты или ее

выключателя.

Температуру жидкости в системе охлаждения контролируют дистанционным

термометром, приемник которого расположен в кабинете водителя на щитке

приборов, в датчик в водораспределительной коробке (дизель автомобиля КамАЗ-

5320), в водяном канале впускного трубопровода (двигатели автомобилей ГАЗ-

53А и ЗИЛ-130), в головке блока (двигатель автомобиля ГАЗ-24 «Волга»). Если

температура воды в системе охлаждения превышает определенную величину, то

на щитке приборов загорается сигнальная лампа, например красная (автомобиль

ГАЗ-53А) при температуре воды 105—108 °С.

ПРИБОРЫ ЖИДКОСТНОЙ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Радиатор. Теплообменником, в котором тепло от жидкости передается через

трубки воздуху, является радиатор, имеющий верхний 7 (рис. 5) и нижний 14

бачки, соединенные сердцевиной 11 радиатора. В верхний бачок впаяны

наливная горловина 6, закрываемая пробкой 5, и патрубок для подсоединения

гибкого шланга, подводящего охлаждающую жидкость к радиатору. Сбоку

наливная горловина имеет отверстие для пароотводной трубки. В нижний бачок

впаян патрубок отводящего гибкого шланга 12. К верхнему и нижнему бачкам

припаяны боковые стойки 1, соединенные пластиной, припаянной к нижнему

бачку. Стойки и пластина образуют каркас радиатора. Сердцевины радиаторов

отечественных автомобилей могут быть трубчато-пластинчатыми и трубчато-

ленточными.

[pic]

Рис. 5. Элементы системы охлаждения:

а — общий вид радиатора; б — открыт паровой (выпускной) клапан; в — открыт

воздушный (впускной) клапан; 1— стойка; 2 — тяга; 3 — каркас; 4 — жалюзи; 5

— пробка радиатора; б и 22 — горловина радиатора; 7 — верхний бачок; 8 и 12

— гибкие шланги; 9 — направляющий кожух; 10 — отводящий патрубок; 11 —

сердцевина радиатора; 13 — сливной краник радиатора; 14 — нижний бачок; 15

— рукоятка привода жалюзи; 16 — фиксатор; 17 — пароотводная трубка; 18 —

пружина парового клапана; 19 — корпус пробки; 20 — стойка; 21 — запорная

пружина; 23 — паровой (выпускной) клапан; 24 — прокладка выпускного

клапана; 25 — прокладка воздушного клапана; 26 — воздушный клапан; 27 —

пружина воздушного клапана; 28 — седло воздушного клапана; 29 — отверстие

для поступления воздуха

Сердцевина трубчато-пластинчатого радиатора состоит из нескольких рядов

трубок, впаянных в верхний и нижний бачки. На трубки надеты гонкие

охлаждающие пластины, изготовленные из латуни, алюминия или красной меди.

Иногда охлаждающие пластины делают гофрированными, что значительно

увеличивает поверхность охлаждения радиатора. Широкую гофрированную ленту

помещают между трубками и припаивают к ним. Такую конструкцию трубчато-

ленточных радиаторов имеют двигатели автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ЗИЛ-130,

ГАЗ-53А, КамАЗ-5320 и др.

Радиатор соединен с рубашкой охлаждения двигателя патрубками и гибкими

шлангами, которые прикреплены к патрубкам стяжными хомутиками. Такое

соединение допускает относительное смещение двигателя и радиатора. Перед

радиатором установлены жалюзи 4 для регулирования количества воздуха,

проходящего между трубкой радиатора. При перемещении рукоятки 15,

укрепленной в кронштейне, вперед до отказа створки полностью открываются и

воздух свободно проходит между трубками радиатора. В случае перемещения

этой рукоятки назад до отказа створки закрываются и обдув радиатора

воздухом прекращается. Для поддержания определенного температурного режима

двигателя рукоятку можно установить на фиксаторе 16 в любом промежуточном

положении.

Горловину 22 герметически закрывает пробка, изолирующая систему

охлаждения двигателя от окружающей среды. Пробка радиатора состоит из

корпуса 19, парового 23 и воздушного 26 клапанов и запорной пружины 21. На

стойке 20, при помощи которой к корпусу крепится запорная пружина,

установлен паровой клапан, прижатый пружиной 18. Воздушный клапан 26

прижимается пружиной 27 к седлу 28, запрессованному в паровом клапане.

Плотное соединение клапанов с седлами достигается установкой резиновых

прокладок 24 и 25. При повреждении или разрушении резиновых прокладок

система охлаждения становится открытой, и вода закипает при 100 °С.

В случае закипания жидкости в системе охлаждения давление пара в

радиаторе возрастает. При увеличении давления до 145—155 кН/м2 (1,45—1,55

кгс/см2) открывается паровой клапан 23, преодолевая сопротивление пружины

18. Система охлаждения двигателя сообщается с окружающей средой, и пар

выходит из радиатора через пароотводную трубку. После остановки двигателя

жидкость охлаждается, пар конденсируется и в системе охлаждения создается

разрежение. При снижении давления на 1 — 13 кН/м2 (0,01—0,13 кгс/см2)

открывается воздушный клапан 26 и в радиатор через отверстия 29 и клапан

начинает поступать воздух, проходящий по пароотводной трубке. Работа

парового и воздушного клапанов предотвращает возможное повреждение

радиатора под действием как внешнего, так и внутреннего давления.

Водяной насос. Для создания в системе охлаждения принудительной

циркуляции жидкости служит центробежный насос. На автомобилях ГАЗ-53А, ГАЗ-

24 «Волга», ЗИЛ-130 и других водяные насосы конструктивно объединены с

вентиляторами и имеют общий привод. Водяной насос (рис. 6), укрепленный на

переднем торце блока цилиндров, состоит из чугунного корпуса 9 и корпуса 12

крыльчатки 13. Вал 5 и вентилятор 4 вращаются на шарикоподшипниках 19 и 21,

запрессованных в корпус 9. От смещения шарикоподшипники удерживаются

втулкой 20 и cтопорными кольцами. Для удержания в них смазки и для защиты

от загрязнения шарикоподшипники имеют уплотнения. На одном конце вала 5

болтом укреплена пластмассовая крыльчатка 13. На другом конце вала 15

установлены разрезная конусная втулка 22 и на шпонке 2 ступица 3 шкива 5 и

вентилятора 4.

[pic]

Рис. 6. Водяной насос и вентилятор двигателя автомобиля ЗИЛ-130:

1 — корончатая гайка; 2 — шпонка; 3 — ступица шкива вентилятора;

4 — вентилятор; 5 — шкив; 6 — ремень привода генератора; 7 — ремень

привода насоса гидроусилителя; 8 — ремень привода компрессора; 9 — чугунный

корпус; 10 — пробка; 11 — масленка; 12 — корпус крыльчатки; 13 — крыльчатка

насоса; 14 — самоподжймной сальник; 15 — вал; 16 — графитизированная

текстолитовая уплотнительная шайба; 17 — обойма крыльчатки; 18 —

отражатель; 19 и 21 — подшипники; 20 — распорная втулка; 22 — разрезная

конусная втулка

Уплотнение вала 5 в корпусе осуществлено самоподжимным сальником 14,

состоящим из графитизированной текстолитовой шайбы 16, резиновой манжеты,

пружины и двух обойм. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, так как

выступы текстолитовой шайбы входят в прорези хвостовика крыльчатки. Пружина

через резиновую манжету прижимает шайбу 16 к шлифованной, плоскости

корпуса, что предотвращает вытекание жидкости из насоса. Шарикоподшипники

насоса смазывают консистентной смазкой, которая не вымывается водой. Перед

заправкой полости подшипников смазкой отвертывают пробку 10, закрывающую

контрольное отверстие. Через масленку 11 смазка подается шприцем в корпус

насоса до тех пор, пока она не начнет выходить из контрольного отверстия.

После этого пробку W ввертывают в контрольное отверстие.

Привод водяного насоса и вентилятора осуществлен от шкива коленчатого

вала при помощи клиноременной передачи, состоящей из двух ремней. Передний

ремень 6 охватывает также и шкив генератора, а второй ремень 7 — шкив

насоса гидроусилителя рулевого управления. Третий ремень 8 шкива 5 приводит

в действие компрессор. Для нормальной работы ременных передач натяжение

ремней должно быть не очень слабым и не очень тугим. Первые два ремня (6 и

7) натягивают перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого

управления, а третий — перемещением компрессора. При правильном натяжении

прогиб первого и второго ремней между шкивом 5 водяного насоса и

соответствующими шкивами генератора и гидроусилителя рулевого управления

под действием силы 40 Н (4 кгс) должен составлять 8—14 мм, а ремня между

шкивом 5 водяного насоса и шкивом компрессора 5 — 8 мм.

Перед работой необходимо периодически проверять затяжку гайки 1

крепления ступицы шкива, так как ослабление крепления шкива 5 водяного

насоса может привести к повреждению вентилятора, радиатора и насоса. При

ослаблении этого соединения следует немедленно подтянуть гайку

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.