предварительно вынув шплинт. Усилие затяжки гайки должно быть равным 8,5—10
кгс-м. После подтягивания гайку тщательно шплинтуют.
Водяные насосы дизелей ЯМЗ-236 и автомобиля КамАЗ-5320 работают так же,
как и насосы двигателей автомобилей ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и др., но имеют
некоторые особенности. Насос дизеля ЯМЗ-236 укреплен с правой стороны
крышки распределительных шестерен, приводится в действие клиноременной
передачей и не связан с приводом вентилятора.
Водяной насос дизеля автомобиля КамАЗ-5320 установлен на передней части
блока цилиндров с левой стороны и приводится в действие клиноременной
передачей от шкива коленчатого вала. Вентилятор установлен отдельно на
гидромуфте.
Термостат. Необходимую температуру жидкости в системе охлаждения
автоматически поддерживает термостат. Он позволяет быстро погреть холодный
двигатель при пуске. На автомобильных двигателях применены термостаты с
жидкостным и твердым наполнителями. В жидкостные термостаты наливают легко
испаряющуюся жидкость (смесь 70% этилового спирта и 30% воды). В качестве
твердого наполнителя используют церезин с медной стружкой, обладающий
большим коэффициентом объемного расширения.
Жидкостный термостат (рис. 7, а) состоит из корпуса 7 с окнами
гофрированного баллона 2 и клапана 5. Нижняя часть гофрированного баллона
жестко соединена с кронштейном 8 и корпусом. К верхней части баллона
припаян шток 3 с клапаном. Шток может перемещаться в направляющей корпуса.
Иногда на клапане термостата делают небольшое отверстие или выдавку на
кромке для выхода воздуха при заливке жидкости в систему охлаждения. В
запаянном гофрированном баллоне находится жидкость, занимающая примерно
половину внутреннего объема баллона. Из баллона откачан воздух, и при
нормальных условиях он сжат, а клапан закрыт.
[pic]
Рис. 7. Схемы термостатов:
а — жидкость (двигатель автомобиля ГАЗ-24); б — с твердым наполнителем
(двигатель автомобиля ЗИЛ-130); I и IV — термостаты открыты; II и
III—термостаты закрыты; 1 — корпус водяного насоса; 2 — гофрированный
баллон; 3 и 13 — штоки; 4 — прокладка; 5 и 15 — клапаны термостатов; 6 и 16
– патрубки; отводящие горячую жидкость; 7 и 18 — корпусы термостатов; 8 —
кронштейн; 9 — баллон термостата; 10 — твердый наполнитель; 11— резиновая
мембрана; 12 — направляющая втулка; 14 — возвратная пружина; 17 — коромысло
клапана; 19 — буфер; 20 — впускной трубопровод
Жидкостный термостат работает следующим образом. Если температура
жидкости в системе охлаждения не превышает 73 °С, то баллон сжат и клапан
закрыт. Жидкость по перепускному каналу поступает к насосу, минуя радиатор.
По мере прогрева двигателя жидкость в системе охлаждения нагревается. При
повышении ее температуры свыше 73 — 83 °С жидкость, находящаяся в баллоне,
начинает испаряться, давление в баллоне повышается и клапан открывается.
Охлаждающая жидкость поступает в радиатор. При температуре 88 —94 0С клапан
термостата открыт полностью.
Термостат с твердым наполнителем (рис. 7) расположен между впускным
трубопроводом 20 и отводящим патрубком 16. К корпусу 18 постоянно
прижимается пружиной 14 клапан 15, шарнирно соединенный со штоком 13.
Последний опирается на резиновую мембрану 11, которая зажата между баллоном
9 и направляющей втулкой. Внутреннее пространство баллона заполнено твердым
наполнителем 10. Пока двигатель не прогрет, наполнитель в баллоне находится
в твердом состоянии и клапан термостата закрыт. При повышении температуры
воды в системе охлаждения до 70 °С и более объем наполнителя увеличивается,
так как церезин плавится и нажимает на мембрану. Она выгибается вверх,
давит через буфер 19 на шток, который поворачивает клапан 15, вследствие
чего охлаждающая жидкость поступает в радиатор. При снижении температуры
охлаждающей жидкости объем твердого наполнителя уменьшается и клапан
термостата под действием возвратной пружины закрывается.
Вентилятор. Для создания воздушного потока, охлаждающего жидкость,
протекающую по трубкам радиатора, служит вентилятор, состоящий из
крыльчатки и ступицы со шкивом. Иногда к каркасу радиатора для более
интенсивного охлаждения в нем жидкости присоединяют направляющий кожух
(диффузор), внутри которого вращаются лопасти вентилятора (двигатели
автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, КамАЗ-5320 и др.). Лопасти вентиляторов
штампуют из листовой стали или изготовляют из пластмассы (двигатель
автомобиля ГАЗ-24 «Волга»).
Вентиляторы двигателей автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130 и др. имеют лопасти
с отогнутыми вперед концами. При вращении такого вентилятора увеличивается
подача воздуха и лучше охлаждается радиатор.
На дизеле ЯМЗ-236 вентилятор приводится в действие через систему
шестерен
и получает вращение непосредственно от шестерни 1 (рис. 8)
распределительного вала. Детали привода вентилятора смонтированы в
отдельном корпусе 14, который болтами прикреплен к крышке распределительных
шестерен. Шестерня 2 приводит во вращение вал 5, установленный в корпусе
вентилятора на шарикоподшипниках 3. Самоподжимный сальник 4, запрессованный
в корпус, препятствует выходу смазки из подшипников. На переднем конце вала
5 установлены шкив 13 привода генератора и компрессора, ступица 9
крыльчатки 12 вентилятора и резиновая упругая муфта 11. От муфты вращение
передается вентилятору. Упругая муфта поглощает силы инерции, возникающие
при значительном изменении частоты вращения коленчатого вала, и разгружает
вал вентилятора от дополнительных скручивающих сил.
[pic]
Рис. 8. Привод вентилятора дизеля ЯМЗ-236:
1 — шестерня распределительного вала; 2 — шестерня вентилятора; 3 —
шарикоподшипники ; 4 — самоподжимной сальник; 5 — вал вентилятора; 6 —
болт; 7 — распорная втулка; 8 — ступица муфты; 9 — ступица крыльчатки
вентилятора; 10 — гайка; 11 — резиновая упругая муфта; 12 — крыльчатка
вентилятора; 13 — шкив привода генератора и компрессора; 14 — корпус
вентилятора; 15 — шестерня привода топливного насоса высокого давления
Для поддержания оптимального температурного режима двигателя в системе
охлаждения применены жалюзи, вентилятор и термостаты. В холодную погоду ни
в коем случае нельзя снимать термостат, так как это приведет к интенсивному
износу двигателя, увеличенному расходу топлива, старению масла, снижению
мощности и к другим нежелательным явлениям. Таким образом, постоянство
теплового режима является важнейшим фактором экономичной и надежной работы
двигателя.
ПОДОГРЕВ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕД ПУСКОМ
Пусковые подогреватели служат для предварительного прогрева двигателя
перед пуском в холодную погоду. На автомобиле ЗИЛ-130 по особому заказу
можно устанавливать подогреватель, работающий на том же топливе, что и
двигатель. Пусковой подогреватель состоит из котла 17 (рис. 9), постоянно
соединенного трубками 14 и 38 с системой охлаждения двигателя, топливного
бачка 1, электродвигателя 5 с вентилятором, регулятора подачи топлива с
электромагнитным клапаном 8 и пульта управления 21, расположенного на щитке
двигателя.
[pic]
Рис. 9. Пусковой подогреватель двигателя автомобиля ЗИЛ-130:
1 – топливный бачок; 2 — пробка бачка; 3 – воронка; 4 — кран; 5 —
электродвигатель с вентилятором; 6 — сливной кран трубопровода
подогревателя; 7 — ручка управления краном; 8 — электромагнитный клапан; 9
— регулировочная игла; 10 — спираль подогрева электромагнитного клапана; 11
— трубка от электромагнитного клапана к камере сгорания котла; 12 — шланг
подвода воздуха; 13 — свеча накаливания; 14 — отводящая трубка от двигателя
к котлу; 15—лоток; 16 — сливной кран котла; 17 — котел подогревателя; 18 —
подводящая трубка от котла к двигателю; 19 — штуцер; 20 — топливопровод; 21
— пульс управления; 22 — контрольная спираль; 23 — ручка переключателя ; 24
— выключатель свечи накаливания; 25 — провод
Ручка 23 переключателя пульта управления может занимать три положения:
О — все выключено (ручка нажата до отказа); I — включен электродвигатель
вентилятора (ручка вытянута наполовину); II — включены электродвигатель
вентилятора и электромагнитный клапан (ручка вытянут до отказа).
Для подогрева электромагнитного клапана 8 во время пуска подогревателя
в корпусе клапана установлена спираль 10, соединенная последовательно со
свечой 13 накаливания и спиралью 22 (сопротивление). Включается спираль 10
одновременно со свечой одним и тем же выключателем 24.
Порядок пуска двигателя при помощи пускового подогревателя следующий.
Подготовляют 32—35 л воды для заполнения системы охлаждения. Закрывают
жалюзи и открывают капот двигателя. В котел подогревателя через воронку 3
наливают 1,5 л воды и открывают кран 4. Затем перемещают ручку
переключателя в положение II на 45 с; включается электродвигатель 5,
открывается электромагнитный клапан, и топливо поступает в камеру сгорания
котла. Далее ручку переводят в положение 0 и включают выключатель 24 свечи
накаливания. При нагреве контрольной спирали до светло-красного цвета
загорается смесь, т. е. происходит вспышка, и раздается хлопок.
Первоначально воспламенение топливовоздушной смеси происходит от свечи
накаливания 13. После начала горения смеси включают подогреватель,
перемещая ручку переключателя в положение II. Как только в камере сгорания
горение смеси станет устойчивым, свечу выключают, и дальнейшее
воспламенение топлива происходит от горящей смеси.
В результате сгорания смеси образуются горячие газы, которые проходят
по жаровой трубе и отдают тепло жидкости, залитой в котел. Выходящие из
котла горячие газы по лотку 15 направляются под картер двигателя и
нагревают масло; поднимаясь выше, они обогревают двигатель снаружи. В связи
с этим необходимо помнить, что подогреватель и двигатель следует содержать
в чистоте, так как замасленный двигатель и подтеки топлива могут быть
причиной возникновения пожара.
Через 1—2 мин после начала работы подогревателя в котел дополнительно
наливают 6 — 8 л воды. Закрывают пробку воронки, прикрывают капот и
продолжают прогрев двигателя. Вода в котле закипает, и образующийся пар
проходит в полости блока цилиндров и головок блока и в виде конденсата
стекает в котел. Когда двигатель прогреется, из открытой наливной горловины
радиатора пойдет пар. После этого пусковой рукояткой проворачивают
коленчатый вал несколько раз для распределения смазки по подшипникам.
Свободное вращение коленчатого вала будет свидетельствовать о готовности
двигателя к пуску.
Выключают подогреватель, переводя ручку 23 переключателя в положение I
(продувка котла), и закрывают кран 4. После прекращения горения в котле
ручку переключателя переводят в положение 0. (При несоблюдении
последовательности выключения подогревателя может возникнуть пожар).
Выключив подогреватель, пускают двигатель, закрывают сливной кран патрубка
радиатора, а систему охлаждения заполняют водой через наливную воронку
подогревателя и горловину радиатора.
Если в систему охлаждения залита жидкость, замерзающая при низкой
температуре (антифриз), то прежде чем пользоваться пусковым подогревателем,
необходимо убедиться, что антифриз не застыл, и строго соблюдать заводскую
инструкцию по подготовке пуска двигателя с антифризом.
ВОЗДУШНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Жидкостная система охлаждения автомобильных двигателей получила широкое
распространение, несмотря на следующие недостатки: замерзание воды при
низкой температуре, что может вывести двигатель из строя; образование на
внутренних стенках системы накипи, уменьшающей теплообмен и вызывающей
перегрев двигателя; увеличение массы и размеров двигателя из-за наличия
двойных стенок.
В настоящее время получает распространение воздушная система
охлаждения, при которой необходимый температурный режим двигателя создается
воздушным потоком. Цилиндры и головки блока двигателей с воздушным
охлаждением делают серебренными, что значительно увеличивает поверхность их
охлаждения. Если двигатель с воздушным охлаждением много цилиндровый, то
цилиндры, как правило, выполняют отдельно и по одному присоединяют к общему
блоку.
Для поддержания нормального температурного режима мотоциклетного
двигателя вполне достаточно иметь серебренные поверхности, охлаждаемые
встречным потоком воздуха. На автомобиле двигатель закрыт капотом, и для
его охлаждения необходим принудительный обдув поверхностей мощным
вентилятором. Установка вентилятора и направляющих кожухов вызвана еще и
тем, что ребра, увеличивая поверхность охлаждения двигателя, несколько
затрудняют доступ холодного воздуха к наиболее нагретым местам цилиндра и
головки.
На автомобиле ЗАЗ-968А «Запорожец» установлен V-образный двигатель с
принудительной воздушной системой охлаждения.
При сравнении жидкостной системы охлаждения с воздушной выявляются
следующие преимущества последней: простота и удобство в эксплуатации из-за
отсутствия жидкости; меньшая масса двигателя с воздушным охлаждением по
сравнению с массой аналогичного двигателя с жидкостным охлаждением;
пониженная чувствительность к колебаниям температуры, особенно ценная при
эксплуатации автомобиля в районах с жарким или холодным климатом.
К недостаткам двигателей с воздушным охлаждением относятся следующие:
значительный расход мощности на привод вентилятора; некоторое ухудшение
наполнения цилиндра, приводящее к тому, что при одинаковых частотах
вращения коленчатого вала и других параметрах двигатель с воздушным
охлаждением развивает несколько меньшую мощность, чем двигатель с
жидкостным охлаждением; повышенный шум при работе; большая тепловая
напряженность отдельных деталей.
Страницы: 1, 2, 3
|