на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
История создания и развития подводного флота России

сержанта Эзру Ли управлению своей маленькой лодкой. После нескольких

тренировочных выходов, в спокойную ночь лодку подвели на буксире к одному

из блокирующих кораблей — стоящему на якоре 64-пушечному фрегату “Игл”.

Затем лодка погрузилась и приблизилась своим ходом к атакуемому фрегату. Но

сержант Ли не смог прикрепить свою мину, так как днище корабля было обшито

медью, а на лодке не было инструментов, пригодных для сверления отверстий в

медных листах. Течением лодку отнесло в сторону от английского корабля и

сержант вскоре потерял его из виду. Тем временем мина всплыла на

поверхность с пущенным в ход часовым механизмом. Ровно через час эта мина

взорвалась с оглушительным грохотом к великому ужасу англичан, для которых

этот новый способ нападения оказался полной неожиданностью: “Сила взрыва

была столь велика, что многие высокомерные офицеры английских кораблей...

растеряли свои парики”.

Это была первая попытка боевого применения подводной лодки. Бюшнель был

разочарован, но не терял надежды на успех при следующих атаках. Вместо

мины, привинчивающейся к борту, он предложил мину другой конструкции — в

виде ящика, всплывающего под днище неприятельского корабля; при отдаче мины

из лодки часовой механизм запала включался автоматически.

При новой попытке атаковать английские корабли на реке Гудзон “Черепаха”,

которую на буксире подводили к месту атаки, была обнаружена. Англичане

вовремя заметили противника и, открыв огонь из орудий, потопили и

буксирующее судно и лодку.

Почти одновременно с Бюшнелем, в 1774 г. в Англии построил подводную лодку

Симоне (из Тотнеса в Девоншире). Это была деревянная лодка с кожаными

мешками для приема в них водяного балласта при погружении. Для всплытия

лодки вода из мешков выдавливалась при помощи специальных рычагов.

Устройство весел на лодке Симонса было такое же, как и на челнах

запорожских казаков.

Спустя 20 с лишним лет появилась подводная лодка “Наутилус” американца

Фультона. Эта лодка была построена во Франции в 1798—1801 гг. и

предназначалась для использования против английского флота, но французское

морское министерство отказалось от нового оружия, мотивируя это тем, что

подводная атака считается “нечестным” приемом. В действительности,

французское правительство, очевидно, просто не было уверено, что с помощью

этого изобретения можно достичь большого успеха.

С точки зрения развития техники подводного кораблестроения лодка Фультона

представляет значительный интерес:

Корпус лодки, склепанный из медных листов, имел эллипсовидное сечение.

Длина корпуса составляла 6,5 м, а наибольшая ширина — около 2 м. Сверху, в

носовой части лодки имелась небольшая рубка. В нижней части была размещена

цистерна для приема водяного балласта при погружении. Лодка была вооружена

двумя минами (медные бочонки с порохом) с электрическими взрывателями. При

необходимости такую мину можно было прикрепить к борту неприятельского

корабля, а затем отойти на безопасное расстояние, разматывая провод, и

взорвать гальваническим током.

Подводная лодка Фультона имела для надводного хода паруса, а для подводного

— гребной винт, вращаемый изнутри лодки вручную при помощи вала и рукояток.

Управление лодкой в горизонтальной плоскости осуществлялось посредством

вертикального руля, а для удержания лодки на заданной глубине Фультон

впервые предложил и применил горизонтальные рули. Однако эти рули не давали

желаемого эффекта, так как скорость лодки под водой была слишком мала

(эффект действия рулей, как известно, пропорционален квадрату скорости

лодки), поэтому для той же цели был применен и вертикальный гребной винт,

установленный в верхней части корпуса лодки рядом с комингсом входного

люка. Вращением этого винта можно было изменять глубину погружения лодки на

подводном ходу.

После отказа французского правительства использовать эту лодку Фультон

предложил свое изобретение английскому правительству. Англичане охотно

приобрели у Фультона его патент с целью воспрепятствовать другим

государствам строить подводные лодки: Фультон получил единовременное

вознаграждение в размере 15000 фунтов стерлингов и уехал на родину, в

Америку.

По поводу предложения Фультона английскому правительству адмирал Сен-

Винцент высказал в 1804 г. следующее мнение: “Не обращайте на это

предложение внимания и не трогайте его. Если мы используем его, другие

государства сделают то же; тогда нашему превосходству на море будет нанесен

величайший удар, какой только можно себе представить”.

После постройки подводной лодки “Наутилус” (1801 г.) в течение нескольких

десятилетий в странах Европы и в США не было достигнуто сколько-нибудь

значительных успехов в области подводного плавания.

После смерти Петра I многие годы русский флот находился в относительном

упадке. Одной из главных причин этого упадка было засилье иноземцев в

правительстве, особенно в царствование Анны Иоанновны. С воцарением на

престоле дочери Петра I — Елизаветы иностранцы были смещены с важнейших

государственных и военных постов. В этот период русские государственные,

политические и военные деятели сделали многое для возрождения и развития

отечественных вооруженных сил, в том числе и флота.

В Семилетнюю войну флот блокировал все побережье Пруссии и Померании,

обеспечивал продвижение русских войск в Пруссию, доставлял боеприпасы,

продовольствие и пополнения. Русский флот полностью господствовал на

Балтийском море. За короткий период (до 1760 г.) состав флота пополнился

значительным количеством боевых кораблей. Было построено: 36 линейных

кораблей, 8 фрегатов и значительное количество более мелких судов.

Больших успехов русский флот достиг во второй половине XVIII столетия в

войне с Турцией. В Средиземное море были посланы корабли Балтийского флота,

которые в марте 1770 г. начали боевые действия. Захватив Наварин, наши

корабли стали преследовать более многочисленный турецкий флот. В двух

морских сражениях — Хиосском (24 июня) ' и Чесменском (26 июня)—турецкий

флот был полностью истреблен. В результате победоносной войны с Турцией

Россия прочно укрепилась на всем побережье Черного моря. Были основаны

города Одесса, Севастополь, Херсон и Николаев. Началось строительство

Черноморского флота.

В 1788 г. Турция начала новую войну против России. В годы этой войны

(1788—1791 гг.) Черноморский флот под командованием адмирала Ушакова в

четырех морских сражениях разгромил турецкий флот.

Для комплектования флота офицерами еще в 1725 г. был основан Морской

кадетский корпус, в состав которого влилась и Морская Академия.

Позднее, в 1798 г., в Петербурге и Николаеве были открыты училища

корабельной архитектуры (вскоре слитые в одно училище). Этот год считается

началом организации Морского Инженерного училища для подготовки

отечественных кораблестроителей с высшим образованием.

К XVIII веку относится деятельность плеяды талантливых самородков—ученых,

инженеров и механиков-самоучек, вышедших из народных низов. Из низов народа

вышел и гений русской науки — М. В. Ломоносов, который “навсегда устранил

предрассудок о том, что, если и нужно искать науку и искусство на Руси, то

лишь в “высших” классах общества”.

В 1763 г., за 20 лет до Уатта, И. И. Ползунов (1728—1766 гг.) подал записку

об изобретении двухцилиндровой поршневой машины. Эта пароатмосферная машина

была построена и опробована в 1766 г. Лишь пренебрежение Екатерины II к

русским изобретениям и преклонение перед иностранной наукой и техникой были

причиной того, что эта машина не получила должного распространения и не

оказала влияния на кораблестроение.

И. П. Кулибин (1735—1818 гг.) представил оригинальный проект “водохода”,

способного двигаться против течения рек, но и это изобретение, так же как и

десятки других предложений русских механиков-самоучек, не нашло применения.

В конце XVIII века в России появилось несколько проектов подводных лодок.

Среди них достойны упоминания проекты Раво-дановского и Торгованова.

Раводановский, житель Кременчуга, в 1794 г. сконструировал подводное судно

и сумел привлечь к своему проекту внимание правительства. В Кременчуг была

командирована комиссия Академии Наук для ознакомления с изобретением. Отзыв

комиссии послужил основанием адмиралу Кушелеву для доклада царю Павлу I о

том, что изобретение Раводановского, “будучи выдумано без всяких правил и

опытности, не может быть употреблено ни на какое дело или когда-либо

доведено в совершенство и пользу”.

Другой русский изобретатель — Торгованов — в эти же годы разработал свой

проект подводной лодки, в которой “можно удобно плавать под водой в море и

реке”. Автор изобретения писал, что “токмо не имеет способу доставить оному

судну для дыхания путешественников свободного воздуха, почему просит по-

корнейше знающих способ дать судну тому таковой воздух, и вместе с ним

произвести оное судно в действие”.

Нам не известно, откликнулся ли кто-нибудь на этот призыв изобретателя-

самоучки, готового разделить честь изобретения с любым, кто помог бы

осуществить проект подводной лодки.

Первые изобретатели подводных лодок в большинстве случаев были самоучками и

зачастую совершенно не были связаны с флотом; каждый из них создавал свой

проект самостоятельно, без учета опыта предшественников. По этой причине

проекты подводных лодок того времени отличались большим разнообразием.

Общим для всех этих проектов являлось применение мускульной силы людей для

движения лодки под водой.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++

РАЗВИТИЕ ПАРОВОГО ФЛОТА

Cконца XVIII века в наиболее развитых передовых странах начался период

победы и утверждения капитализма, сопровождавшийся буржуазными революциями

и национально-освободительными войнами.

Новые открытия в науке и технике, развитие металлургической и

машиностроительной промышленности, замена древесного угля каменным,

появление паровых машин, механизация транспорта и усовершенствование оружия

— создали предпосылки для дальнейшего развития кораблестроения. Начало XIX

столетия было ознаменовано появлением в главнейших государствах парового

флота.

В России первой половины XIX столетия также имелись все условия для

широкого развития промышленности и в том числе — для строительства парового

флота, однако этому препятствовал крепостнический строй. Но и в тяжелых

условиях крепостничества русские техники работали над созданием паровых

судов.

Пароход “Елизавета” был построен в Петербурге в 1815 г. и с 15 ноября того

же года совершал рейсы между Петербургом и Кронштадтом. Это был первый

морской пароход в России.

Первый русский военный пароход “Скорый” с машиной в 30 л. с. был построен в

1817 г. на Ижорском заводе. Там же в 1823 г. спустили на воду второй

пароход — “Проворный”.

На Черном море построили первый пароход “Везувий” а. 1820 г. На Севере, в

Архангельске, первый пароход “Легкий” с машиной в 60 л. с. был построен в

1825 г.

Первые пароходы с артиллерийским вооружением были построены в 1825 г. на

Балтийском море и в 1826 г. — на Черном море (“Метеор”). В 1827 г. в

Астрахани построили первые пароходы для Каспия (“Предприятие” и “Кама” с

машинами по 40 л. с.).

В 1831 г. в России создали первую пароходную машину без балансира (машина

для 22-пушечного парохода “Геркулес”).

Все эти пароходы были колесными. Первое в России винтовое судно — фрегат

“Архимед” — было построено в Петербурге в 1848 г.

В 1855 г. Россия имела: на Балтийском море—30, на Черном море — 12 и на

Белом море — 2 парохода. В основном это были небольшие плохо вооруженные

суда, не способные к самостоятельным боевым действиям. Отставание России в

деле создания парового военного флота наглядно выявилось в годы Крымской

войны.

Одновременно с развитием парового судоходства и перевооружением военного

флота многие изобретатели продолжали работать над проектами подводных

лодок.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++

ПРОЕКТ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К. ЧЕРНОВСКОГО

Одним из оригинальных русских проектов подводных лодок начала XIX столетия

был проект Черновского — узника Шлиссельбурга.

Мелкопоместный дворянин минской губернии Казимир Чернов-ский 6 мая 1829 г.

был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Через пять месяцев его

перевели в Шлиссельбургскую крепость, которой ведало Третье отделение

собственной Его Величества канцелярии. Обстоятельства заключения

Черновского до сих пор остались невыясненными. Однако не подлежит сомнению,

что он был “политическим преступником”, которых Николай I карал со всей

присущей ему жестокостью.

Находясь в заключении, Казимир Черновский составил чертежи и описание

изобретенной им подводной лодки. 19 июня 1829 г. его проект был представлен

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.