на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Линейные корабли

линейного флота до 15 единиц к 1 января 1948 г.: шесть линкоров

предназначалось для Тихоокеанского, четыре - Балтийского, три -

Черноморского и два - для Северного флотов. Такой объём строительства яв-но

не соответствовал возможностям промышленности. Только в июле 1940 г. нарком

ВМФ Н.Г. Кузнецов представил ЦК ВКП(б) программу на третью пятилетку,

откорректированную совмест-но с наркоматом судостроительной промышленности

по решению Комитета Обороны от 9 ян-варя 1940 г. предполагалось в 1938-1942

гг. построить шесть линкоров проекта 23, причем ни один из них даже не

планировалось сдать флоту ранее 1 января 1942 г.

В годы третьей пятилетки кораблестроение фактически направлялось

отдельными пос-тановлениями Комитета Обороны, в том числе «ежегодными

программами военного судострое-ния». Не дожидаясь утверждения

окончательного технического проекта, на Балтийском заводе 15 июля 1938 г.

заложили головной линейный корабль проекта 23 - «Советский Союз» (заводс-

кой №299, главный строитель Н.Ф. Мучкин), 31 октября в Николаеве состоялась

закладка одно-типной «Советской Украины» (№352); «Советскую Белоруссию»

(№101) и «Советскую Россию» (№102) заложили в Молотовске (ныне

Северодвинск) соответственно 21 декабря 1939 г. и в 1940 г. на двух заводах

строительство возглавляли П.С. Ермолаев и А.П. Кириллов [3].

[pic]

Любопытно, что за девять дней до закладки первого линкора 6 июля 1938

г. в Лондоне состоялось подписание Дополнительного протокола к советско-

английскому Морскому соглаше-нию 1937 г., согласно которому максимальное

стандартное водоизмещение для этого класса ко-раблей повышалось с 35 000 до

45 000 т [4]. Составители технического проекта 23, проходивше-го очередное

рассмотрение осенью 1938 г., немалую часть объяснительной записки посвятили

рассуждениям о линкоре, стандартное водоизмещение которого достигло 58 500

в метрических тоннах, а в английских 57 600. Пришлось пойти на

дипломатическую хитрость; из наркомата ВМФ через наркомат иностранных дел

(под контролем КНВД) в Англию сообщили о начале по-стройки в 1938 г. двух

линкоров стандартным водоизмещением по 45 000 т; эти данные и появи-лись в

иностранных справочниках 1939-1940 гг. [1].

Окончательный технический проект линкора типа «А» Комитет Обороны

утвердил своим специальным постановлением только 13 мая 1939 г., участие в

его создании принимали главный инженер КБ Балтийского завода Б.Г. Чиликин,

инженеры В.В. Ашик, Б.Я. Гнесин, В.И. Неганов, Л.В. Тагеев и другие,

отвечали за согласование и проведение опытных работ руководи-тели ВМФ и

промышленности - флагман флота 2 ранга И.С. Исаков, И.Ф. Тевосян и Л.М.

Кога-нович. Проектом определялись следующие основные элементы и

характеристики [1]: стандарт-ное водоизмещение 59 150, полное 65 150 т,

наибольшая длина 269,4, по КВЛ -260, наибольшая ширина 38,9, осадка при

полном водоизмещении 10,4, начальная метацентрическая высота 3,4 м. Главная

энергетическая установка включала шесть котлов треугольного типа, три

четырёхко-рпусные активно-реактивные турбины (по числу валов и винтов)

суммарной мощностью 201000, допускавших двухчасовое форсирование до 231 000

л.с., скорость предусматривалась 28 и 29 уз соответственно. Полный запас

мазута (5530 т) должен был обеспечить расчетную дальность пла-вания 14-14,5-

узловым экономическим ходом до 5580 миль; предусматривалось два бортовых

руля, столько же становых и запасной якря массой по 13 т и стоп-анкер 4,5

т.

Вооружение линкора «А» предполагалось следующим: девять 406-мм орудий

главного калибра в трех башнях (масса снаряда 1105 кг), двенадцать 152-мм

противоминной артиллерии в шести двухорудийных башнях, восемь 100-мм

зенитных дальнего боя в четырех спаренных ба-шнях и тридцать два 37-мм

зенитных автомата ближнего боя в счетверенных башенноподобных установках-

гнездах. Расчетная дальность стрельбы 406-мм орудий составляла 248

кабельтовых, а 152-мм - 170 при максимальных углах возвышения. Для

управления артогнем предполагалось использовать командно-дальномерные

посты, стабилизированные посты наводки зенитных пу-шек дальнего боя и

приборы управления автоматическим зенитным огнем с соответствующими

центральными артиллерийскими постами; в башнях главного калибра

предусматривались 12-м дальномеры и автоматы стрельбы.

В кормовой части планировалось установить катапульту для четырех

самолетов «КОР-2», для двух из которых предусматривался ангар. В состав

вооружения входили также по две па-ры основных и запасных параванов, три

комплекта радиоаппаратуры, по четыре боевых 90- и 45-см сигнальных

прожектора. К средствам связи относились радиостанции типов «Ураган»,

«Шторм», «Бриз», «Скат», «Рейд», внутрикорабельная звонковая сигнализация,

радиотрансля-ция, телефон и пневмопочта.

Бронирование и противоминная защита (ПМЗ) рассчитывались на

сопротивление 406-мм снарядам, 500-кг авиабомбам и торпедам с зарядом

тротила 750 кг. Плиты главного броне-вого пояса толщиной 375-420 мм

планировалось расположить вертикально вплоть до верхней палубы, которой

отводилась и роль главной броневой (155 мм); горизонтальную защиту плани-

ровалось дополнить средней (противоосколочной) палубой толщиной 50 мм, а

впереди первой башни главного калибра бронировать верхнюю палубу 100-мм

плитами, палубу полубака - 25 мм листами. В носовой части толщина броневого

пояса по ватерлинии уменьшалась до 220, в корме - до 130 мм. Вертикальная

защита корпуса включала также траверзы толщиной от 50 до 365 мм. Защита

командования обеспечивалась носовой (425 мм), кормовой (220) и флагманской

(75) боевыми рубками. ПМЗ средней части корпуса на протяжении 64-153 шп.

решили выпол-нить по итальянской системе (Пульезе), чтобы ее общая ширина у

миделя превысила 8 м; для

[pic]

кормовой части (153-170 шп.) выбрали так называемую американскую систему

защиты, основа-нную на сочетании заполненных и пустых отсеков, разделенных

плоскими переборками.

В соответствии с первым штатом, утвержденным осенью 1937 г. по

результатам рабо-ты комиссии капитана I ранга К.И. Самойлова, экипаж

предполагался в 1664 чел. [1]. В 1939-1940 гг. временно (до вступления

корабля в строй) действовали сокращенные штаты - так назы-ваемые кадры.

Экипаж подразделялся на командование, партийно-политический аппарат,

6 боевых частей (включаю авиационную), 3 службы - химическую, санитарную и

снабжения, боцманскую и музыкальную команды. Самая многочисленная -

артиллерийская боевая часть - одну только 406-мм башню полагалось

обслуживать 108 чел. Для командного и начальствующего составов

предназначались каюты, рядового - кубрики, оборудованные постоянными

койками.

По основным наступательным и оборонительным элементам «Советский

Союз» долж-ен был превосходить английские, немецкие, итальянские и

французские линкоры постройки 1932-1941 гг. Американские линкоры типа

«Айова» (1941-1945 гг.) полным водоизмещением 58 000 т по вооружению и

бронированию примерно соответствовали заложенным советским, пре-восходили

их в скорости (33 уз), зато уступали в мощности противоминной защиты. Более

круп-ные японские корабли типа «Ямато» (1937-1942 гг., 72 809 т) и

американские «Монтана» (1944-1945 гг., не достроены, 70 500 т) имели и

более сильное вооружение - по девять 457- и двенад-цать 406-мм орудий

соответственно; тоже недостроенные немецкие линкоры типа «Н» (1939 г., 68

000 т) предполагалось вооружить восемью 406-мм орудиями.

К наиболее сильным сторонам проекта «Советский Союз» следует отнести

продуман-ные и достаточно полные броневую и противоминную защиту, а также

высокие ТТД артиллерии главного калибра, которая превосходила все

корабельные системы 1941-1945 гг. по дальности стрельбы и эффективности

воздействия (за исключением 1460-кг снарядов «Ямато»). Общий вес

бронирования без брони вращающихся частей должен был достичь 24 тыс. т

(«Ямато» - 21 266, «Бисмарк» - 17 540). Постройка линкоров шла все

нарастающими темпами, которые, однака, от-ставали от запланированных,

особенно в 1939 г.; к осени по разным причинам не удалось задей-ствовать

все контрагентные организации, количество которых для головного достигало

122; так, не был заключён договор на поставку главных турбин, остававшихся

самым уязвимым местом всего процесса постройки. Наиболее продвигались

работы по корпусу, бронированию и главной артиллерии - первое 406-мм орудие

успешно прошло испытания на полигоне в 1940 г.

К осени того же года в наркомате ВМФ убедились, что плановые сроки

готовности практически не достижимы, а сама программа нуждается в

сокращении (стоимость одного кора-бля по оценкам 1939 г. 1100 млн. руб.). В

соответствии с постановлением от 19 октября 1940 г. отменили закладку

очередных крупных кораблей, постройку «Советской Белоруссии» прекрати-ли, а

работы на «Советской России», наоборот, ускорили. Для трех оставшихся

линкоров устано-вили новые сроки спуска на воду, однако их достройке

помешала война.

«Советская Украина» осталась на стапеле в захваченном Николаеве, а

средства, пред-назначавшиеся для других линкоров пришлось перевести на

постройку эсминцев, подводных ло-док и катеров, на производства вооружения,

техники для сухопутных войск и авиации. Постано-влением Государственного

Комитета Обороны от 10 июля 1941 г. строительство линкоров про-екта 23

приостановили, работы законсервировали. По приказу наркома ВМФ от 10

сентября «Советский Союз», «Советскую Украину» и «Советскую Россию»

исключили из состава флота. Во время битвы за Ленинград броня головного

корабля использовалась для оборонительных со-оружений. В середине 1949 г.

недостроенный корпус линкора удалось спустить на воду и вскоре разобрать,

частично использовав для различных опытов. Элементы корпусов других

линкоров разобрали прямо на стапелях.

Развитие типа первого советского линейного корабля не ограничилось

проектом 23. Создание перспективных вариантов началось сразу после закладки

«Советского Союза». 5 фев-раля 1939 г. наркомат ВМФ доложил о готовности

ТТЗ для заказа линкора в США, однако он не состоялся по политическим

мотивам. В марте 1940 г. начальник ГМШ Л.М. Галлер утвердил ТТЗ на

корректирование проекта 23, в развитие которого специалисты флота и

промышленнос-ти прорабатывали проекты 23-биси 23-НУ, а также 24, работа над

которым продолжалась и а го-ды Великой Отечественной войны. Основные

направления совершенствования проекта 23 - уси-ление донной защиты и

зенитного вооружения.

В начале 1945 г. нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов создал специальную

подкомиссию для составления оперативно-тактических заданий на новые линкоры

и тяжёлые крейсеры, председа-телем подкомиссии он назначил вице-адмирала

С.П. Ставицкого. Обсуждались несколько вариа-нтов заданий, которые, однако,

не дошли до реализации из-за целого ряда причин политическо-го,

экономического и военного характера. Среди важнейших - появление атомного

оружия, зас-тавившего пересмотреть взгляды на роль крупных бронированных

кораблей. Несмотря на то, что постройка линейных кораблей типа «Советский

Союз» не была завершена, она сыграла за-метную роль в развитии

отечественного кораблестроения.

Литература.

1. ЦГАВМФ, ф. Р-1483, оп. 1, д. 206, лл. 4-19, оп. 3, д. 213, лл. 35-

42, д. 45-об, д. 255, лл. 1-15; ф. Р-1428, оп. 1, д. 128, лл. 34

-40; ф. Р-441, оп. 5, д. 153, лл. 4, 5, 245-259, оп. 4, д. 214, лл.

5-83, оп. 14, д. 435, лл. 25-33, 158-159, оп. 3, д. 255, лл. 1-15.

2. Судостроение, 1989. №11. С.57.

3. Стволинский Ю.М. Конструкторы надводных кораблей. Лениздат, 1987.

С. 254.

4. Дипломатический словарь. В 3 т. Т. III, М.: Наука. 1986. С. 95-96.

5. Отделение ЦВМА, ф. 2, д. 39514, лл. 1, 50.

Таблица 1.

Предварительные ТТЗ на линкоры

|Элементы |Варианты |

| |ТОФ |ТОФ |БФ и ЧФ |

|Стандартное водоизмещение, т |80 000 |55 000 |35 000 |

|Скорость, уз |24-28 |30 |30 |

|Дальность плавания, мили |10 000 |7 000-10 |6 000-8 |

| | |000 |000 |

|Число орудий - калибр, мм |9-500 |9-406 |9-400 |

| |16-152 |12-152 |16-130 |

| |24-100 |16(24)-100| |

| |16-37 | |16-37 |

| | |16-37 |16-12,5 |

| | |16-12,5 | |

|Бронирование борта и палубы, мм |500 |420 |380 |

| |250 |200-250 |200 |

Таблица 2.

ТТЗ на линкоры типов «А» и «Б»

|Элементы |Проект 23 |Проект 25 |

| |(«А») |(«Б») |

|Стандартное водоизмещение, т |41 500 |26 400 |

|Скорость, уз |30 |50 |

|Число орудий - калибр, мм |9-406 |9-305 |

| |12-152 |12-130 |

| |12-100 |8-100 |

| |40-37 |24-37 |

| |Две |То же самое |

| |катапульты, | |

| |четыре | |

| |самолета | |

|Бронирование борта и палубы, мм |380 |200 |

| |185 |150 |

Таблица 3.

Штаты линкоров типа «Советский Союз»

|Категория |Штат |Кадры 1939 г. |Кадры 1940 г. |

|личного | | | |

|состава |1937 г. |«А» |«Б» |«В» |«А» |«Б» |

|Командный |41 |12 |19 |42 |2 |12 |

|Начальствующий |71 |20 |24 |57 |5 |33 |

|и технический | | | | | | |

|Младший |266 |33 |95 |299 |37 |187 |

|начальст-вующий| | | | | | |

|Рядовой |1281 |1 |37 |653 |178 |1068 |

|Итого |1664 |66 |175 |1051 |212 |1300 |

Таблица 4.

Строительство линкоров типа «Советский Союз»

|Название |Вступление в |Спуск на воду |Готовность в % |

| |строй по плану |по ре-шению от |на 22 июня 1941|

| |1939 г. |10 октября 1940|г. |

| | |г. | |

|«Советский Союз» |1943 |Июнь 1943 |20 |

|«Советская |1943 |Июнь 1943 |18 |

|Украина» | | | |

|«Советская |1944 |- |- |

|Белоруссия» | | | |

|«Советская |- |Третий квартал |5 |

|Россия» | |1943 | |

Таблица 5.

ТТЗ на линкоры 1939-1945 гг.

|Элементы и |Для заказа в |Проект 23-НУ |Проект |Вариант|

|характеристики |США 5 февраля|30 сентября |24 |1945 г.|

| |1939 г. |1940 г. | | |

|Стандартное |45 000 |не |не |75 000 |

|водоизмеще-ние, т | |установлено |устано-в| |

| | | |лено | |

|Скорость, уз |30 |28-29 |30 |32 |

|Дальность плавания|6000 |7950 (14,5) |6000 |6000 |

|(скорость, уз) | | |(24) |(21) |

|Артиллерийское |12-406-мм |9-406-мм |9-406-мм|9-406-м|

|вооружение, мм |24-127-мм |12-152-мм | |м |

| |32-40-мм |16-100-мм |24-130-м|12-152-|

| | |44-37-мм |м |мм |

| | |20-12,5-мм |48-45-мм|28-85-м|

| | | | |м |

| | | | |48-45-м|

| | | | |м |

| | | | |40-20-м|

| | | | |м |

[pic]

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.