многотопливный ди-зель водяного охлаждения МВ-873 (мощность 1500 л.с.),
американский 12-цилиндро-вый двигатель воздушного охлаждения с переменной
степенью сжатия AVCR-1360 (1500 л.с.) и английский CV-12 (1200 л.с.).
Иностранные специалисты - сторонники дизеля считают, что он еще имеет
доста-точные резервы для совершенствования. Так, в настоящее время
американская фирма «Камминс» ведет работы с «адиабатическим» двигателем,
камеры сгорания которого покрыты изоляционной керамикой. Наряду с масляным
охлаждением поршней, приме-неным на дизелях французской фирмы «Ситроен»,
это, по мнению западных экспертов, позволило бы значительно упростить
систему охлаждения и обеспечить выигрыш в ве-се, объеме и мощности при
снижении удельного расхода топлива до уровня 135 г/л.с.ч. Во Франции
разрабатывается дизельный двигатель, в котором используется дополни-тельная
камера сгорания, предназначенная для повышения производительности турбо-
нагнетателя. Это может обеспечить увеличение выходной мощности и улучшение
прие-мистости двигателя. Однако французские специалисты отмечают, что он
пока является очень сложным и неэкономичным.
Трансмиссии, применяемые на зарубежных танках, являются механическими
или гидромеханическими. Первый тип считается менее современным. На новых
танках М1 «Абрамс» и «Леопард-2» установлены гидромеханические трансмиссии
«Аллисон» Х-1100 и HSWL-354 соответственно. Каждая из них включает
комплексную гидродина-мическую передачу с блокировочным фрикционом,
четырехступенчатую автоматичес-кую коробку передач и дополнительный привод
механизма поворота с гидрообъемной передачей, а также гидравлический
замедлитель. Трансмиссии второго типа разработа-ны также в
Великобритании для танков «Челленджер» (TN37) и во Франции для
АМХ-30В2 и АМХ-32 (ENC200).
В качестве перспективного направления совершенствования
гидромеханических трансмиссий рассматривается установка гидрообъемной
передачи (ГОП) не только в дополнительной, но и в основной силовой поток
параллельно с механической ветвью таким образом, чтобы с увеличением
скорости движения через ГОП передавалась все меньшая часть мощности
двигателя.
В иностранной печати подчеркивается, что важнейшим условием повышения
подвижности танков является совершенствование их подвески. Большинство
основных танков имеет индивидуальную торсионную подвеску. За счет
использования в послед-ние годы высоколегированных сталей и специальных
методов механической обработки работоспособность торсионных валов резко
возросла, что позволило увеличить динами-ческий ход катков. Кроме того,
были разработаны более совершенные конструкции двухвальных торсионов (вал в
трубе). Наряду с повышением характеристик амортиза-торов это привело к
увеличению средней скорости танков.
Однако зарубежные специалисты считают, что значительно лучших
результатов можно добиться за счет использования гидропневматической
подвески. В настоящее время ею оснащены два серийных танка - шведский Strv-
103В и японский «74».Такие подвески обладают нелинейной характеристикой и
имеют ряд других преимуществ: возможность совместить в одном узле рессору и
демпфер, удобство компоновки и т.д.
Компоновка. Для современных танков наиболее характерна ставшая
классичес-кой компоновка, при которой основное оружие размещается во
вращающейся башне, силовая установка и агрегаты трансмиссии - в кормовой
части корпуса, а члены эки-пажа располагаются раздельно: водитель - в
носовой части корпуса, остальные - в башне. Она обладает рядом преимуществ
по сравнению с другими схемами, имеющими по этой причине ограниченное
распространение.
В то же время отмечается, что классической компоновке присущи и
определен-ные недостатки (высокий силуэт машины, большие размеры башни,
трудности созда-ния надежной защиты от современных противотанковых средств
и оружия массового поражения), которые заставляют западных конструкторов
вести постоянный поиск но-вых решений. Так, в ФРГ по программе создания
танка «Леопард-3» было разработано несколько проектов танков, имеющих
различную компоновку: размещение двух танко-вых пушек калибра 105-120-мм в
корпусе (казематная установка), одной 105-мм пушки в башне с ограниченным
углом поворота (+90, -90 град) и с наружной установкой ору-дия на
поворотной платформе.
Первая схема обеспечивает снижение общей массы танка, повышает его
защище-нность и огневую мощь (при стрельбе по неподвижным целям). Поскольку
наведение оружия в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом всей
машины, стрельба с ходу по движущейся цели затруднена.
Использование башни с ограниченным вращением позволяет уменьшить общую
высоту машины и улучшить ее защиту за счет компоновки моторно-
трансмиссионного отделения «по вертикали», однако при этом приходится
сдвигать башню вперед, что усложняет применение длинноствольных пушек.
Иностранные специалисты считают, что возможность создания компактного,
хорошо защищенного корпуса и обеспечение малой проекции башни танка дает
схема с наружной установкой пушки. Такой способ исследуется в нескольких
странах Напри-мер, в Швеции проводятся испытания легкого танка (на базе БМП
«Мардер») с наруж-ной установкой 105-мм пушки. Примерно также выполнена
компоновка американской опытной машины HSTV-L. Как отмечается в зарубежной
прессе, со временем машины с наружной установкой вооружения могут стать
реальными конкурентами обычных ба-шенных танков, но для этого нужно решить
две проблемы: автоматизировать заряжа-ние и обеспечить дистанционное
управление орудием.
В настоящее время в некоторых западных странах созданы или
разрабатываются танки, компоновка которых является компромиссом между
классической схемой и но-выми решениями. Так, в израильском танке «Меркава»
моторно-трансмиссионное отде-ление расположено в носовой части корпуса,
обеспечивая дополнительную защиту эки-пажа. Однако при этом ухудшается
доступ к двигателю и агрегатам трансмиссии для их обслуживания и ремонта,
увеличивается их уязвимость.
Дальнейшее развитие подобной компоновки предлагается швейцарской фирмой
«Контравес» для танка NKPz. Отличительные его особенности: уменьшение
численнос-ти экипажа до трех человек, использование автомата заряжания,
переднее расположе-ние моторно-трансмиссионного отделения, а также
размещение боеукладки, топливных баков, аккумуляторных батарей в
изолированных отсеках в корме корпуса.
Таким образом за рубежом, и прежде всего в странах НАТО, проводятся
интенси-вные работы, направленные на дальнейшее развитие отдельных боевых
свойств и по-вышение эффективности танков, которые, по мнению иностранных
военных специали-стов, продолжают оставаться важнейшим элементом в системе
вооружений сухопутных войск.
Танки армий капиталистических стран
Зарубежные военные специалисты считают, что танки и сегодня, несмотря
на появление эффективных противотанковых средств, остаются главной ударной
силой сухопутных войск при ведении боевых действий в условиях применения
как обычного, так и ядерного оружия.
Основу танковых парков армий развитых капиталистических стран
составляют танки так называемого второго послевоенного поколения,
поступившие на вооружение в первой половине 60-х годов. В иностранных
публикациях их часто называют основ-ными боевыми танками. Они имеют
традиционную (классическую) компоновку с раз-мещением пушки во вращающейся
башне, силовой установки и трансмиссии в кормо-вой части машины, а экипажа
раздельно (командир, наводчик и заряжающий - в баш-не, а механик-водитель -
в носовой части корпуса). Исключение составляет шведский безбашенный танк
STRV-103В.
В 70-х годах в ряде капиталистических стран была проведена модернизация
этих танков, направленная главным образом на увеличение их огневой мощи за
счет стаби-лизации пушечного вооружения, совершенствования боеприпасов и
внедрения совреме-нных систем управления огнем. Одновременно в США и ФРГ
велась разработка танков нового поколения. Как отмечалось в зарубежной
прессе, принятые на вооружение аме-риканский танк М1 «Абрамс» и
западногерманский «Леопард-2» по своим боевым свойствам в 1,5-2 раза
превосходили существующие образцы. С 1983 года в сухопут-ные войска
Великобритании поступает танк «Челленджер». Опытные образцы новых танков
созданы во Франции, Италии, Японии и Бразилии. Все они имеют многослой-ное
бронирование корпуса и башни, оснащены мощными двигателями, вооружены 120
мм пушками, оборудованы новейшими системами управления огнем.
В последние годы получила распространение так называемая динамическая
за-щита, или «активная броня», представляющая собой набор накладок с ВВ,
устанаыли-ваемых поверх основной брони корпуса и башни. Впервые она была
применена в 1982 году на танках «Центурион», М48 и М60, использовавшихся
Израилем против Ливии. Новые зарубежные танки оснащаются эффективными
автоматическими быстродейству-ющими системами противопожарного
оборудования. Внедряются более совершенные системы управления огнем. В
настоящее время созданы качественно новые боеприпасы для танковых пушек, в
первую очередь бронебойные подкалиберные оперенные снаря-ды с отделяющимися
поддоном.
Основные усилия при разработке перспективных танков направлены, как и
преж-де, на увеличение их огневой мощи, повышение подвижности, улучшение
защиты. При этом западные специалисты подчеркивают важность внедрения в
танкостроение после-дних научно-технических достижений, что позволит танкам
сохранить роль одного из основных боевых средств в системе вооружений
сухопутных войск. Так, например, сей-час в США прорабатывается вопрос об
использовании на будущих танках электромаг-нитных пушек.
США занимают ведущее место в капиталистическом мире по уровню развития
бронетанковой техники. Значительное количество американских танков было
поставле-но странам блока НАТО и другим государствам.
Основу танкового парка армии США (включая национальную гвардию и
резерв) составляют танки М60А3 (более 7000 единиц) и М1 «Абрамс» (около
5000). Кроме это-го, имеются более 600 танков М60, а в подразделениях
национальной гвардии насчи-тывается до 1500 танков М48А5 (в дальнейшем их
планируют заменить на М60А3). Та-нки М60А2 с ракетно-пушечным вооружением
из сухопутных войск изъяты и засклади-рованы с целью переоборудования в
танковые мостоукладчики, саперные танки и ин-женерные машины разграждения.
Танк М60А3 является модернизированным вариантом танка М60А1. В сухопут-
ные войска поставлялся с 1979 года его корпус и башня литые. В качестве
основного вооружения используется 105-мм нарезная пушка М68,
стабилизированная в двух пло-скостях наведения. С ней спарен 7,62-мм
пулемет. Механизмы наведения пушки и по-ворота башни электрогидравлические.
В систему управления огнем входят лазерный дальномер и электронный
баллистический вычислитель, а также необходимые датчики. У наводчика
установлен тепловизионный прицел AN/VGS-2, а другие члены экипажа
используют бесподсветочные приборы ночного видения.
Во вращающейся башенке смонтирован 12,7-мм пулемет для стрельбы по
назем-ным целям. Наблюдение осуществляется через восемь стеклоблоков по
периметру ба-шенки и перископический прицел в передней ее части.
Боекомплект танка составляют 63 выстрела, 5950 патронов (калибра 7,62-мм) и
900 патронов (12,7-мм).
На М60А3 установлены 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель AVDS-
1790-2А воздушного охлаждения и гидромеханическая трансмиссия «Кросс-
Драйв». Подвеска индивидуальная торсионная, с гидравлическими
амортизаторами на первом, втором и шестом катках.
Танк оснащен фильтровентиляционной установкой, обогревателем,
автоматичес-кой системой противопожарного оборудования (ППО), радиостанцией
и танковым пе-реговорным устройством. Водные преграды глубиной 2,4 м
преодолеваются после пре-дварительной подготовки, а до 4 м - при
использовании оборудования для подводного вождения. Дымовые завесы могут
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|