на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Билеты: Аналитическая журналистика

Аналитический текст может стать средством ориентации массовой аудитории

только в том случае, если будет принят ей. Принятие – это внутреннее согласие

реципиента с предлагаемой ему информацией. Существует несколько факторов

принятия текста:

- наличие у аудитории практической необходимости в данной информации.

Создать текст, способный удовлетворить все мотивы аудитории, вряд ли

возможно, поэтому необходима «ориентация» текста на конкретные мотивы той или

иной аудитории. При этом возможно составление прогноза оценки аудиторией

адресуемых ей публикаций с точки зрения «нужности» их для нее.

- соответствие текста объективной реальности.

Одной из причин обращения аудитории к СМИ является потребность в

достоверности информации. Отсюда – соответствующие требования к журналисту:

усиление поисковой деятельности по выявлению истины.

- определенная организация текста.

С одной стороны, текст должен отображать познание автором какого-то явления

действительности, с другой – как средство общения – отображать

коммуникативный акт, речевую деятельность, адресованную автором аудитории.

- ориентация на доминантные проблемы аудитории

Текст имеет стопроцентную вероятность принятия, если он ориентирован на те

потребности, которые хорошо осознаны аудиторией, но длительное время не

удовлетворялись.

- соотнесенность с «прошлым опытом» аудитории.

Понятие «прошлого опыта» включает в себя запас знаний, систему фиксированных

установок, стереотипов, норм, ценностных ориентаций; способности, умения,

навыки осуществления различных мыслительных операций; стиль мышления.

Журналистский текст должен учитывать «прошлый опыт» аудитории, и строиться,

основываясь на нем.

Основные приемы истолкования объекта отображения (описание, объяснение,

прогноз, оценка, доказательство)

- Описание

Некая фиксация знания, цель которой – познакомить читателя с предметом,

ввести его в курс настоящего разговора, создать наглядный образ. Описание –

база для дальнейших теоретических операций. От описания зависит интерес

аудитории к предмету. Два метода построения описания:

1) Группировка данных. Систематизация знаний о предмете по их

подобию/различию. Позволяет связать разрозненные факты в единую систему,

соответствующую концепции текста.

2) Типологизация. Выявление устойчивых общих свойств предметов.

- Объяснение

Установление причинно-следственных связей внутри события или между разными

событиями. Для этого нужно: 1) выделить некую совокупность фактов и найти то

общее, что их связывает; 2) найти исходную точку; 3) восстановить всю

цепочку; 4) исходя из логики развития цепочки, предположить ее дальнейшее

развитие.

- Прогноз

Важнейший элемент. Используется в любых аналитических материалах. Несколько

методов прогнозирования:

- метод экспертных оценок (желательно мнение нескольких независимых экспертов);

- сценарный метод (сценарии – публикации, отражающие жизнь какого-то объекта,

позволяющие выдвинуть гипотезы прогностического характера);

- метод экстраполяции (перенос выводов о какой-то части явления на другую

часть, проекция тенденций, присутствующих в прошлом и настоящем, на будущее);

- метод аналогии.

Из текста должно быть хорошо видно, что прогноз носит вероятностный характер.

- Оценка

Сопоставление чего-либо с идеалом. Сильно влияет на систему взаимоотношений

«автор-аудитория» (один из факторов принятия-непринятия текста). Методы

выражения оценки:

1) Избирательная. Акцент делается на одной грани анализируемого явления.

Используется в пропагандистских целях, рекламных

материалах.

2) Объективно-комплексная. Оцениваются все грани, в конце – вывод автора

о преимуществе какой-либо из них.

По способу выражения оценка бывает прямой авторской (оценочные слова) и

опосредованной (через описание своего действия или действий тех или иных

людей). К неприемлемым методам оценки явлений относятся:

- Домысел и «передержки» (сознательное искажение оцениваемого явления,

приписывание ему несвойственных качеств, следствий; эти методы опираются не

невозможность проверки достоверности, на неосведомленность аудитории);

- Апелляция к «личности» (оценивается не событие, а человек, имеющий к нему

отношение);

- Апелляция к «публике» (автор уклоняется от обоснования утверждений путем

«заигрывания» с читателем, лести в его адрес);

- Навешивание ярлыков (предмету оценки приписываются те качества, которых у

него нет);

- Сплетня (использование непроверенных источников информации).

- Доказательство

Задача доказательства – подтверждение авторских суждений. Состоит из трех

элементов:

1) Тезис. Основная идея, которую нужно доказать. Должен быть четким и

определенным, не меняться по ходу доказательства, полностью подтверждаться

аргументом.

2) Аргумент. То, что подтверждает истинность тезиса. Должен быть

наглядным, соответствовать реальности, проверяться практикой, быть

самостоятельным независимо от тезиса. Он не должен противоречить другим

аргументам в рамках данного доказательства.

3) Демонстрация. Предъявление аргументов, установление их связи с тезисом.

Существует две ошибки при работе с доказательством: 1) мнимое следование

(отсутствие логической связи между тезисом и аргументом); 2) прыжок

доказательства (вывод делается из тех аргументов, из которых он не следует).

Для усиления доказательства используются:

- привязка доказательства к опыту аудитории;

- привязка доказательства к возможности проверки аудиторией;

- привязка доказательства к авторитетному мнению или источнику;

- прием «перевеса мнений».

Основные принципы построения аналитического текста.

Восприятие текста во многом зависит от его структуры. Хоть к стандартным схемам

построение аналитического текста свести нельзя, есть некоторые принципы. Любой

текст подразумевает наличие факта (предмет отражения) и комментария

(авторская оценка, прогноз и т.д.).

Выделяют следующие типы построения:

- Познавательно-ориентированные тексты. В основе восприятия лежит

человеческое любопытство. Используется в случае, если аудитория предельно

заинтересована в предмете. В обобщенном виде выглядит как: описание фактов

– объяснение – оценка – предписание. Существует несколько методов

построения познавательно-ориентированных текстов.

- как описание отдельного элемента процесса познания (плюсы: четко

фиксируются познавательные действия журналиста; минусы: может входить в

аналитический текст как фрагмент);

- как изложение нескольких взаимосвязанных элементов процесса познания

(важно, чтобы все они отражали суть проблемы, каждый из них раскрывал ее, между

элементами присутствовала логическая связь);

- как изложение завершенного, целостного акта познания (акцент на

завершенность, используется, когда интерес представляет не сам процесс

познания, а результат; пример – журналистское расследование);

- как описание схемы познавательного рассуждения (использование

формально-логических методов познания, важно не сводить до уровня научных

доказательств.).

- Коммуникативно-ориентированные тексты. Для аудитории журналистский

текст зачастую служит средством коммуникации. Существует несколько групп

коммуникативных потребностей. По направленности выделяют:

- Собственно социальные (социальным группам для осуществления

социальной деятельности);

- Социально-психологические (информационные потребности

отдельных людей для выработки адекватной социальной ориентации,

профессиональной деятельности).

По цели коммуникации выделяют:

- осведомительные (ознакомление аудитории с предметом отображения);

- регуляторные (передача информации, побуждающей к какому-либо действию);

- эмотивные (информационное воздействие на чувственно-эмоциональную систему

человека или на отдельные эмоции).

В соответствии и с учетом этих групп строятся коммуникативно-ориентированные

тексты.

- ориентация на содержательный момент.

- метод оптимального соотношения функционально ценных элементов текста

(наиболее значимые для данной аудитории социальные и социально-психологические

потребности + учет специфики предпочитаемых ей форм коммуникации);

- метод оптимального соотношения функциональной и дополнительной информации

(человек лучше усваивает информацию, если она приложена к уже имеющейся базе;

дополнительная информация должна вызывать эмоции, помогающие принять

функциональную информацию).

- ориентация на эмотивную составляющую.

- метод оптимального сочетания чувственных и рациональных элементов в тексте

(эмоциональные элементы служат для усиления логического воздействия);

- метод оптимального сочетания образного и понятийного в тексте

(использование приемов художественной публицистики);

- метод оптимального соотношения монологической и диалогической форм изложения;

- метод смыслового акцентирования внимания (привлечения читателя к

какому-либо фрагменту текста при помощи композиционных и языковых средств);

- метод драматизации изложения (придание тексту интриги, парадоксальности);

- метод квантификации (деление текста на отрезки, чередующиеся

информационной насыщенностью).

В чистом виде познавательно – ориентированные и коммуникативно-

ориентированные тексты встречаются редко, чаще синтезируясь друг с другом.

Письмо как жанр публицистики. Эпистолярное и дидактическое начала,

особенности композиции.

Письмо – особый жанр публицистики, имеющий форму личной переписки, но

адресованный широкой аудитории. Он содержит в себе непосредственное обращение

в личностной, эмоциональной форме, ставит проблему, обращает внимание на

проблему, предлагает пути решения проблемы.

Возникновение жанра:

1) из определенной трансформации деловой переписки, в которую были включены

несвойственные элементы, отступления (дал жанру дидактику, рассуждения,

аргументацию на основе собственного опыта, субъективизм);

2) связан с особенностями развития личной переписки в определенных социальных

условиях, когда автор письма прекрасно знает, что оно станет достоянием

широкой аудитории (дал жанру обращение к социально значимым проблемам,

элемент парадоксальности).

В зависимости от темы, проблематики, цели письмо может принимать различные

формы, тяготеть к различным жанрам (корреспонденции, статье).

Специфика:

1) Иной принцип отбора фактов. Автор опирается только на те факты,

которые затронули его лично; факты даются в субъективном восприятии.

2) Логический анализ, близкий к научному подменяется воспроизведением

собственного эмпирического опыта, который доминирует над логическими

аргументами;

3) Личность автора – на переднем плане.

Письма делятся на три группы:

- имеющие конкретного адресата;

- обращенные к конкретной части населения;

- обращенные к неопределенной аудитории.

Письмо обращается к конкретному человеку, чтобы указать на его роль в

обозначенной проблеме. Стремление оказать давление на адресата подчеркивается

публичной оглаской содержания письма. Автор не ставит целью проанализировать

всю деятельность адресата, его интересует только деятельность, связанная с

обозначенной проблемой. Обращаясь к адресату, автор выступает либо как его

противник, либо как единомышленник, раскрывая свою позицию. Еще бывает

«взгляд со стороны», когда позиция автора не обозначена, что позволяет

усилить критическую составляющую и показать абсурдность позиции адресата.

Основные компоненты письма:

- некая самохарактеристика;

- предельно субъективизированное отношение автора к проблеме;

- оценка позиции адресата;

- схема действий, прагматический элемент.

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.