партии и освобождение от занимаемой должности. И только через 20 лет
Епанешникову стало известно, что в том злополучном письме не было ни слова
правды. Так недобросовестность журналиста поломала жизнь ни в чём не
повинному человеку. Этот факт лёг тёмным пятном на репутацию всех журналистов
Ставропольского края, ведь Епанешников представлял краевую газету. Искажения
фактов быть не могло, и тем не менее, оно было.
Выбрав тему, автору фельетона нужно подумать, насколько она актуальна, какую
цель он будет преследовать, насколько используемые художественные средства
помогают в решении целевой установки. Важным и непременным достоинством
фельетона является его правдивость. Под правдивостью следует
понимать, во-первых, правильное определение характера обличаемого зла, о чём
уже говорилось выше, и во-вторых, правильное отражение в фельетона фактов
жизни. Но точность и правдивость не исключают творческого домысла
. Более того, фельетон не мыслим без художественной обработки фактов. Долг
фельетониста – верно передать содержание и характер фактов, поступков, и
фельетонист вправе использовать различные художественные, стилистические приёмы
обработки материала, раскрытия замысла, если только они не ведут к искажению
факта, его сущности. Это позволяет заострить сатирический образ, показать его
крупным планом, вскрыть его несоответствие или противоположность нашему идеалу,
нормам нашей жизни, нашим убеждениям. В ряде случаев фельетонист создаёт
условные диалоги, рисует сценки, которых на самом деле не было. Всё это ему
необходимо для того, чтобы раскрыть смысл развенчиваемого явления. Но в этих
случаях автор непременно указывает, что данная ситуация, данный диалог
придуманы, что какое-то сатирическое описание – лишь воображаемое, хотя и
отражает то, что могло бы логически быть при данных качествах героев, при
данном содержании фактов. Однако излишнее сгущение красок, не вполне реальный
домысел, явно надуманные ситуации, в которые попадают герои, забавные, но
«шитые белыми нитками» коллизии делают фельетон мало правдивым, а значит, и не
совсем убедительным. Д. Заславский отмечал, что в умении сочетать правдивость с
вымыслом, в умении рисовать картину, оставаясь в пределах фактической точности,
и заключается искусство фельетона.
Отобрав факты, уточнив тему, идею фельетона, необходимо определить его
тон. Прежде всего, в фельетоне недопустима брань, грубость. Бранные
слова не прибавляют фельетону выразительности: в этом случае сатира просто
подменяется окриком. Тон фельетона определяется в зависимости от того, о ком он
пишется. Оружие фельетониста – смех, но у смеха немало градаций, качественных
оттенков – это необходимо иметь в виду при работе над фельетоном. Осмеять – не
значит непременно вызвать смех. В одних случаях сатирик стремится вызвать
презрение к людям определённой нравственной категории, в других – возбудить
гнев, ненависть, в третьих – показать ничтожность носителей зла, обречённость и
никчёмность их методов действий.
2.5. Композиция фельетона.
Весьма сложен процесс превращения всех «заготовок» и замыслов в законченное
произведение. Как построить фельетон? Как связать все факты и обобщения,
образы и рассуждения в единое целое? К какому приёму обратиться? В каждом
случае задача решается в зависимости от материала, темы. Немаловажное
значение имеет и творческая индивидуальность автора. По композиции фельетон
значительно отличается от статьи. Здесь читатель находит не ясное и
последовательное развитие строго определённой мысли, а разработку темы путём
ситуационной деформации, инверсионного эффекта, смещения оценочных акцентов
из реальной плоскости в комическую. Всё это достигается преимущественно
средствами выразительной публицистики в ходе последовательного анализа
проблемы. Фельетон может быть написан в форме дневника, диалогической сценки,
письма, может быть в пародийном плане использована форма классического
произведения. События в фельетоне могут развиваться на основе развёрнутой
аналогии – формы, к которой часто прибегал, например, М. Кольцов. Фельетонист
может оттолкнуться от классического образа, ставшего нарицательным, начать с
отдельного случая или с рассуждения – в его распоряжении множество
возможностей. Хороший фельетон развивается по законам «цепной реакции»:
каждая мысль, характеристика сообщают энергию дальнейшему повествованию – так
получается органическое целое.
Итак, глубокая идея, яркий материал, хорошо продуманная композиция, живой,
образный язык – от всего этого и зависит общий уровень фельетона, сила его
воздействия.
2.6. Действенность фельетона.
Обеспечивая общество значительным объёмом социальной информации, активно
воздействуя на формирование общественного мнения и социальной позиции
читателя, фельетон является одним из эффективнейших жанров периодической
печати. Высокая эффективность фельетонных публикаций обусловлена, в первую
очередь, тем, что в них создаётся зримый образ негативного явления, которое
той или иной стороной затрагивает интересы целых социальных групп, а часто –
и всего общества. Это очень важная особенность фельетонного жанра: даже в тех
случаях, когда на первый план выносятся индивидуальные образы конкретных
носителей зла, сквозь них обязательно должен вырисовываться портрет явления,
слитый воедино из предметно-художественных и логико-публицистических образов.
Имеет свои особенности управленческое, мобилизирующее воздействие фельетона на
читательскую аудиторию. Дифференцируя понятия «эффективность» и «действенность»
в публицистике, исследователи пришли к выводу, что под действенностью
следует понимать достижение конкретного результата в определённой сфере
народного хозяйства, науки и культуры, принятие решений, мер госорганами и
должностными лицами. Так вот, конкретный результат в том случае, если проблема
или явление разработаны в фельетонной публикации, бывает, как правило,
высокоинтенсивным. Можно вспомнить одного из лучших советских фельетонистов
Михаила Кольцова, 90% фельетонов которого заканчивались, как минимум,
освобождением «героя» от занимаемой должности, наложением взыскания на него. В
чём же секрет Кольцова? Дело в том, что порок, негативная ситуация или явление
в фельетоне не только раскрывается, но и высмеивается, подаётся в своеобразном,
деформированном виде. Комический эффект вызывает острую реакцию у лиц, прямо
или косвенно затронутых в фельетоне. Отсюда – его высокая действенность.
Но всё вышесказанное справедливо только по отношению к высококачественному
фельетону, а такие далеко не всегда получаются даже у признанных мастеров
жанра. Можно вспомнить слова С. Нариньяни: «Количество “крепких” фельетонов
зависит не только от желания и умения автора, но и от многих других
сопутствующих обстоятельств. От материала, который редакция предоставляет в
руки фельетониста, от темы, которую сможет разглядеть автор в этом материале,
хорошо, если эта тема будет острой, общественно-значимой, и автор найдёт для
этой значимой темы удачную сатирическую форму. Я не привёл и половины тех
обстоятельств, счастливое сочетание которых рождает хорошие фельетоны.. Как
свидетельствует опыт автора, такое сочетание благоприятных условий встречается
весьма редко. Одно попадание в центр мишени примерно на 10 фельетонных
выстрелов»1
Здесь нам хотелось бы привести пример одного такого «попадания в яболоко».
Фельетон А. Аграновского «Труба»5, написанный в 1967 году и
опубликованный в «известиях» отвечает всем требованиям фельетонного жанра.
Источником фельетона послужило письмо рабочих – строителей Братского
алюминиевого завода. Бригада рабочих, 20 дней укладывавшая трубы, добровольно
отказавшись от выходных, едва окончив работу, получила приказ трубы «разрезать
на куски и выбросить». «Пропал труд 10 человек в течение 20 дней, пропало 340
погонных метров стальных труб. А кто допустил? Ответ был, как всегда,
невразумительный: "По вине проэктной организации”». Казалось бы, частный
случай. Но Аграновский, побывав в Братске и Иркутске, где проектировался завод,
«проверяя факты,. узнал, что пока строились великолепные корпуса, проект
менялся по меньшей мере трижды». Появились «бросовые конструкции, бросовые
плиты, колонны, панели: пока их сделали по чертежам, пока смонтировали, чертежи
изменились. Этих неликвидов скопилось по всему Братскгэсстрою – на миллион
рублей». Так «проблемка» развернулась в огромную «проблему». И фельетон
получился, что называется, «крепким», автор суме найти наилучшее сочетание
художественно-публицистических средств. Здесь мы видим и доминанту, в качестве
которой выступает сама труба, и сатирическую метафору, которая оказывается
вынесенной в заглавие, как «труба», в которую должны «вылететь» виноватые.
Использует Аграновский и «короткую строку», и метод параллелей, сравнивая труд
строителей и Сизифа и начиная с этого своё повествование:
· «Человек не способен уничтожить то, что создано его руками.
Сегодня сделать, завтра сломать и снова сделать и опять сломать. Люди не
пригодны к сизифову труду.. Однако на современном уровне развития техники
удалось решить и эту задачу. С помощью специализации и разделения труда. Один
Сизиф в первую смену вкатывает камень в гору. Потом во вторую смену приходит
другой Сизиф и скатывает камень с горы.
И все довольны.5
· .Вначале мне показалось, что обнаружить виноватых
будет легко. Но, посмотрев один такой чертёж, другой, третий, я понял,
что у проектировщиков одни катили камень в гору, другие – с горы.5
И здесь же – ярчайший пример действенности фельетона. После того, как на
страницах «Известий» появился фельетон «Труба», редакция получила ответы из
Госстроя СССР, где проведён был анализ причин увеличения сметной стоимости
данного объекта и от иркутского филиала Всесоюзного алюминиево-магниевого
института, который сообщал, что статья обсуждалась на производственном
совещании и что «конкретные виновники получили взыскания». Но главное событие,
которое действительно решало сложную проблему, и которое мы рассматриваем как
пример эффективности фельетона, произошло позже, когда Совет
Министров СССР принял постановление «О материальной ответственности предприятий
и организаций за невыполнение заданий и обязательств». Вот насколько
действенным и эффективным может оказаться фельетон.
Разговор об эффективности фельетона можно завершить словами известного
советского фельетониста М. Виленского: «Хороший фельетон не только сиюминутно
карает осмеянием конкретных виновников, но и оказывает долгосрочное
профилактическо-воспитательное воздействие на массового читателя. Автор обязан
стремиться к тому, чтобы его фельетон принёс двойную пользу: карающую и
воспитательную. Более того, массовый воспитательно-профилактический эффект
фельетона, бесспорно, важнее индивидуально-карательного. И чем ярче и
остроумнее написан фельетон, тем глубже он войдёт в сознание широкого читателя,
тем дольше будет помниться тысячами людей, выполняя тем самым роль благотворной
моральной прививки»6.
4. Заключение.
Итак, фельетон по-прежнему – самое мощное оружие прессы. Ни один другой
публицистический жанр не может сравниться с ним в эффективности. И тем
непонятнее то, что в наше время журналисты почти не используют его. В самом
деле, если сравнить периодическую печать времён Михаила Кольцова с
сегодняшней, данный факт сразу бросится в глаза. Если раньше в «Комсомольской
правде» в каждом номере обязательно был фельетон, то сейчас в лучшем случае
одна публикация этого жанра на 15-20 номеров. Чем это объяснить?
Предположение о том, что в стране стало меньше фельетонных тем, отметаем
сразу, как несостоятельное. В наше сложное время, при таком обилии
заслуживающих внимания фельетониста проблем вокруг, этот жанр должен
переживать подъём. Но этого не происходит? В чём же дело?
Возьмём на себя смелость предположить, что журналисты не обращаются к жанру
фельетона не потому, что не в состоянии овладеть им, а потому, что чего-то
боятся. В таком случае можно предложить молодым журналистам следующие пути
преодоления кризиса жанра:
· основательно изучить сущность и природу этого, бесспорно, сложного
жанра,
· выработать свою собственную методику работы над созданием фельетона,
опираясь на опыт признанных мастеров жанра,
· и, конечно же, смелее поднимать проблемы времени.
Мы надеемся, что по первым двум пунктам настоящая работа будет полезной
молодым журналистам, желающим попробовать свои силы в жанре фельетона. А вот
третий пункт зависит только от них.
Библиография
1 – С. Нариньяни «Со спичкой вокруг солнца» («Советский писатель», М. – 1975 г.)
2 – М. Кольцов «Советский фельетон» (М. – 1959 г. )
3 – М. Кольцов «Избранные произведения» («Художественная литература»,
М. – 1957 г.)
4 – Н.В. Гоголь «Собрание сочинений» (т.4) (М. -1953 г.)
5 – А. Аграновский «Избранное» («Художественная литература», М. –
1980 г.)
6 - М. Виленский «Как писать фельетон» (М. – 1982 г.)
7) С.В. Цукасов «Эффективность прессы. Журналист, редакция, читатель»
(«Высшая школа», М. – 1957 г.)
8) Е.П. Прохоров, С.М. Гуревич, А.Х.-Т. Ибрагимов «Введение в теорию
журналистики. Учебное пособие» («Высшая школа», М.-1980 г.)
9) ред. К.А. Захарова «Русская журналистика 18 – 19 вв. (из истории жанров)»
(издательство Ленинградского университета – 1969 г.)
10) ред. Ю.Н. Смирнов «Средства массовой информации и пропаганды»
(Политиздат., М. – 1984 г.)
11) Б.В. Стрельцов «Основы публицистики. Жанры. Учебное пособие»
(«Университетское», Мн. – 1990 г.)
12) Е.И. Журбина «Теория и практика художественно-публицистических жанров
(«Мысль», М. – 1990 г.)
13) М.С. Черепахов «Жанры советской газеты» («Высшая школа», М. – 1972 г.)
14) Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский «Справочник журналиста» (Лениздат. – 1971г.)
Страницы: 1, 2, 3
|