на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Психологическая культура журналиста

которой будет базироваться рассмотрение особенностей психологической культуры

журналиста.

Анализ психологических качеств журналиста невозможен без предварительного

рассмотрения особенностей его деятельности. Основной постулат новой

журналистики - в утверждении, что исходный путь бытия - реальный человек.

Процесс формирования профессионализма сочетает два процесса - журналист

полнее включается в систему отношений профессионального сообщества, его связи

с ним усиливаются. Профессия меняет внутренний мир журналиста, чтобы он мог

эффективно осуществить эту деятельность.

Профессиональная деятельность заключается в единстве различных компонентов, в

дальнейшем эти компоненты развиваются неравномерно. Система индивидуальных

свойств личности включает по В.С. Мерник

1. Систему индивидуальных свойств организма (биологические, общесоматические, )

2. Систему индивидуальных психологических свойств с подсистемами

а) психодинамической - свойства темперамента

б) психологическими свойствами личности

3. Система социально-психологических индивидуальных свойств.

а) подсистема социальных ролей в социальной группе и коллективе

б) социальных ролей в социально-исторических общностях.

Становление “Я” происходит не сразу, а на протяжении всей жизни в

самосознании входят 3 компонента:

1. Познавательный - знания о себе

2. Эмоциональный - оценка себя

3. Поведенческий - отношение к себе.

Индивид усваивает опыт и начинает воспроизводить систему социальных связей

в процессе социализации, при этом происходит три важных процесса:

1. личностный выбор деятельности.

2. центрированный вокруг главного с подчинением ему остальных деятельностей.

3. освоение новых ролей и осмысление их значимости.

Социализация личности состоит из 3 стадий:

Адаптации, Индивидуализации и Интеграции.

Адаптация (приходится на детство) - овладение знаковыми системами,

социальными ролями. Начав изучать журналистику, индивид постигает ее теорию,

этику, и т.д.

Индивидуализация - обособление индивида, вызванное потребностью в

персонификации. Но возникает проблема - как найти собственную

индивидуальность? Она решается на 3 стадии- стадии интеграции - достижением

баланса между личностью и обществом.

Пассивная позиция - человек становится объектом социальных отношений.

Активная - воспроизведение социальных опыта человека становится субъектом

социальных отношений.

Лидер - тот, кто способен быть и субъектом, и объектом социальных отношений.,

способен выполнять и подчинять. Черты лидера не помешают журналисту, но это

не главное составляющее его психологической культуры. Процесс социализации

проходит посредством подражания, имитации и идентификации.

Институтами социализации выступают семья, школа, отчасти - армия. надо

отметить, семья в настоящее время утрачивает свои позиции под ударами новых

представлений. В школе происходит социальная дифференциация детей в свете их

достижений, распознавание индивидов.

На каждом этапе социализации личность получает информацию об обществе, о

действительности. Основным источником этой информации является общение.

Особенностью общения в современном мире является то, что оно связано с

ценностями, которые вносят в жизнь каждого социальный контроль, состоящий из

:

1. требований окружающих

2. Социальных норм - образцов, что люди должны делать, и.т.д.

3. Этикета - установленного порядка поведения.

В случае отклонения личности от норм, общество может применить санкции по

отношению к ней.

В наши дни широкое распространение получило массовое и общение. Люди

осознают, что многие их проблемы связаны с неумением общаться. Общение

посредством технических средств (телефона, пейджера, Интернета) не может

стать заменителем непосредственного общения.

Многие СМИ создают иллюзию общения. По данным И.Дзялошинского, средний

городской житель затрачивает до 5 (!) часов в день на просмотр телепрограмм.

Увеличение доли квазиобщения - особенность современного общения. Уровень

общения подразделяется на:

1. Фатический - общение по этикету, просто так.

2. Информационный уровень

3. Личностный уровень - раскрытие сущности другого человека, самого себя и

окружающего мира.

По данным социологических исследований мобильные сотовые телефоны

используются большинством людей для распространения сплетен!? тематика

разговоров в Интернет-чатах соответствует фатическому уровню общения.

Интервьюирование человека через Интернет не получило распространение. На

Западе особо ценят журналистов-интервьюэров. Виды общения - межличностное,

межгрупповое и массовая коммуникация.

Рассмотрим третий вид подробнее. Массовая коммуникация - общение больших

социальных групп в обществе. Коммуникатор распространяет информацию 2 типов:

побудительную (приказ, совет, просьба)

активизация - побуждение к действию в заданном направлении.

Интеракция - побуждение, не допускающее определенных действий.

Дистрибуция - распространение некоторых автономных форм поведения.

Психологическое развитие общения - происходит в несколько этапов: 1.

первоначальная неразрывность трудовой деятельности и общения

2. отделение общения от продуктивной деятельности

3. речь приобретает возможность отделиться от общения , направляется на

творческие цели.

Общение в массовой коммуникации специфично:

Леонтьев выделил следующие его особенности:

1. Социально-ориентированная организация общения - изменение совместной

деятельности за счет согласования или рассогласования индивидуальных

деятельностей. Если общение направлено на изменение отдельной личности - это

личностно-ориентированное общение.

2. Психологическая динамика общения - психологическое содержание общения.

Общаясь с аудиторией, журналист стремится изменить ее. Психологическое

воздействие на аудиторию может остаться в сфере знаний, в сфере навыков и

умений той или иной деятельности, сфере собственно деятельности в ее

реальном существовании. Возникающая обратная связь - двоякая 1. Спецканалы -

письма, звонки на телестудию. 2. Представление коммуникаторы о возможной и

ожидаемой реакции слушателя или зрителя.

Но автор считает все вышеизложенное достаточным.

Общение - важный процесс, который формирует личность журналиста, его

психологическую культуру.

Важным явлением является по Л.Леонтьеву самоподача - selfpresentation. Можно

связать ее с проблемой персонификации:

1.ориентировки в пространственных условиях общения.

2. ориентировки во внешних условиях общения.

3. ориентировки в узкой социальной ситуации.

При этом важно понятие личной дистанции: расстояние между собеседниками 55 -

70 см. Социальная дистанция - 120 - 840 см. Потребности индивида реализуются

посредством общения: Маслоу выделил 5-уровневую концепцию потребностей,

высшей названа потребность в самовыражении, творчестве. Для журналиста

значимо понятие самоактуализации. Это центральное понятие гуманитарной

психологии, рамках которой она принимает вид стремления к реализации всех

возможностей и способностей, заложенных в человеке.

По В.Франклу фундаментальным для человека является самотрансцендентация, т.е.

ориентированность бытия на нечто, что не является им самим, на что-то или

кого-то. Эрих Фромм утверждал, что потребности в связи с окружающим миром -

важнейшее, так как препятствует одиночеству. В своей книге “Иметь или быть?”

он обсуждает 2 ориентации - ориентацию на обладание и ориентацию на бытие.

Первая - подчинение мира себе. Вторая - вписание себя в мир, приближение

мира к идеалам индивида, осуществляемое им на протяжении всей сознательной

жизни. Если смотреть на жизнь журналиста, как на пространственно-временную

область, в пределах которой он может реализовать заложенные в нем потенции,

то жизнь представляет собой непрерывный процесс осознанного осуществления

разнообразных решений ситуаций, обеспечивающих медленную направленность

жизни.

В одном случае журналист стремится реализовать жизненные цели, в другом - он

полностью зависит от внешних обстоятельств. Между этими 2 типами журналистов

есть множество промежуточных типов.

В состав жизненной программы входят: жизненные идеалы, моделирующие основные

направления самопознания, жизненные сценарии. На самом верху - осознание

жизненных целей. Жизненные цели сплачивают все уровни и сферы личности.

Жизненные программы влияют на действия журналиста посредством долга -

осмысленного требования, предъявленного социально ответственным человеком

самому себе.

Долговые мотивы сопровождаются специфической энергией долженствования (Я

должен). Для решения внутренних и внешних противоречий каждый стремится найти

такие способы, которые позволяют минимизировать возникающие потери.

Для журналистов ценно обретение социального статуса. Статус заключается в

хороших постах, большой зарплате - все это отличает большую часть жизни. И.

Веронин и Т.Альтруллер упоминают следующие критерии жизненных целей:

1. Достойная цель опережает свое время и воспринимается окружающими как

еретичная.

2. Она лежит в области отсутствия конкуренции.

3. Достигнутую цель раскрывает лишь одна сторона личностной направленности.

Жизненная программа может быть

а) выстроена самим журналистом

б) продиктована извне

в) может быть продуктом взаимодействия индивида и внешнего мира.

И.Дзялошинский как образ, выдвигает образ мастера - человека, сумевшего

проявить себя, создающего качественно новые творения, открывающие

человечеству новые неизвестные пути.

Общественно полезная направленность творческой деятельности всегда считалась

важной характеристикой людей, которых человечество относит к гениям.

Доминирование ориентации на красоту приводит к формированию эстетически

ориентированного журналиста, который при определенных условиях может потерять

способность видеть связь эстетических и этических сторон жизни. Жизненная

программа, ориентированная на добро, ставит во главу угла преемственное

содержимое. Особенностью любой индивидуальной картины мира является ощущение

ее естественности и единственности.

Система мира - высшая степень имеющихся у журналиста знаний о

действительности во всех ее проявлениях. Картина мира строится из понятий и

образов. В зависимости от преобладающих элементов говорят о понятийном или

образном мышлении.

Существует несколько источников, из которых журналист черпает свои

представления: обыденное сознание, основная частью которого является

социальная мифология, элементарная наука . Говоря об источниках знаний

журналиста, выделяют 3 их типа: знание здравого смысла, знания элементарной

науки, знания развитой науки. Всякое явление действительности, освоенное в

человеческой деятельности, становится элементом определенной культуры,

приобретает значение и смысл для социальной общности и отдельной личности -

т.е. становится ценностью.

Выделяют три группы ценностей:

1. Явления, имеющие социокультурное содержание.

2. Эталоны, в качестве которых выступают определенные социокультурные

образования.

3. Идеалы, выражающие сущность человека.

Ценностями считаются свобода, образование, отдых, культура, и.т. Тот уровень

достижений, которые воспринимаются на ранней стадии как успех, через

некоторое время становятся обычными, не вызывают волнения и радости. После

того, как индивид освоил профессию и почувствовал себя ее хозяином, он может

стать на путь преднамеренного усложнения деятельности, чтобы сделать ее

эмоционально более привлекательной, особое значение имеет профессиональная

Среда.

Деятельность и общение - те “ворота”, через которые внутрь личности проникают

общественные отношения. Именно в процессе общения согласовываются те или иные

взаимоотношения журналиста с другими людьми. Дзялошинский предложил следующие

принципы формирования внутреннего мира журналиста:

1. Принцип единства и противоречивости различных компонентов внутреннего мира.

2. Принцип единства и противоречивости объективных сторон деятельности

журналиста.

3. Принцип единства и противоречивости объективных и существенных факторов

формирования внутреннего мира журналиста. По мнению А.Г. Здравомыслова, в

качестве важнейшей источников человеческой деятельности выступают

потребности, интересы и ценности. Система установок, потребностей и жизненных

целей, а также отрицающих их рефлексов, интересов и обстоятельств может быть

обозначена понятием “направленность личности”. Одним из самых значимых

элементов психологической культуры журналиста являются установки.

Под “установкой” понимаются привычки, устойчивый стиль волевой жизни с

заданностью стремлений (интересов, конечных целей и усилий творчества). Эта

устойчивая готовность действовать в определенных ситуациях обозначается

различными понятиями: аттитюды, намерения, преддиспозиция, диспозиция,

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.