информационная модель, схема, валентность, и т.д. (около 30 предложений).
По Д.И. Узнадзе установки возникают на почве потребности, объективных
обстоятельств, не только являются энергетическим источником, но и содержат
необходимую для организации поведения информацию.
Р.Г. Катадзе указывает, что установка есть условное состояние мобильности
индивида на определенном действии, обусловленное потребностью субъекта и
соответствующей объективной ситуации. Установка - возникающая на основе
прошлого опыта человека готовность субъекта к определенной деятельности в
соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией. На процесс
становления установок сильное влияние оказывает коммуникация. Установки
подразделяются на:
1. фиксированные (привычка действовать определенным способом )
2. социальные - определяют какие действия в различных ситуациях.
3. ценностная организация личности - “Надо”,”Важно”, и т.д.
4. общая направленность человека на ту или иную сферу жизнедеятельности
журналиста, называются профессиональными. Они представляют собой
сформировавшиеся в процессе профессионального становления журналиста на
основе овладения способом журналистской деятельности, совокупность
предисловий, определяющих направленность его действий. Основной формой
выражения установки является рефлексия, т.е. неосознанное побуждение к
действию.
нужно понимать рефлекс в широком смысле - в виде непознанных,
сформировавшихся из-за десятилетий профтренинга, импульсов, которые мгновенно
возникают при соответствующих условиях и организуют поведение по какой-то
неосознанной схеме. Особое значение в системе проф.установок имеют
нравственные императивы. Профессиональное поведение стало предметом внимания
журналистского сообщества.
В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с
высшим миром:
1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают
ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность.
2)Внешне трудный и внутренне простой миры - только с помощью фанатичного
мировоззрения можно достичь предмета потребностей.
3) Внутренне сложный и внешне легкий мир - трагическое мировоззрение.
внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора.
4) Максимально сложный внешний и внутренний миры - творческое мировоззрение,
ориентация на выполнение конкретных замыслов. Мировоззрение зиждется на
фундаментальных представлениях - о мире, о мечте человека в нем, о
взаимоотношении человека с миром, мировоззрению журналиста по И.Дзялошинскому
должны быть не чужды проблемы гуманитарного общества. В этой связи нельзя не
рассмотреть такое понятие, как менталитет. Это фундаментальный слой
коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на
различные ситуации, присущие данному этносу или установленной группе. В его
составе 3 программы, переданные индивиду от общества:
1. Программа сохранения и развития вида (человека)
2.Программа сохранения рода
3. Программа самосохранения.
Регулятивно-смысловую сферу журналиста можно представить как многослойную
систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого
“вращаются” отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых
образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый
индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи
понятия “идеология”. Идеология как понятие сформировалось на грани
политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической
культуры журналиста.
Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают
в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе
этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы
профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание,
самосознание.
Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения,
но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и
индивидуальная практика журналисткой деятельности.
Рефлексия - осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает,
что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо
от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом
является самооценка. Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в
референтной группе - профтворческой среде и особенностям самого журналиста.
Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии “профессиональная честь”.
Осмысление профессиональных действий возможно, если существует понятийно-
оценочный комплекс, на котором может быть основная рефлексия.
Профессиональная идеология входит в систему, обозначаемую как
“профессиональная культура”. Психологическая культура журналиста формирует
духовную сторону профессиональной культуры. Чем богаче человек духовно, тем
больше он знает о своих внутренних возможностях, тем больше у него шансов
развить свой интеллект. различают 7 видов интеллекта:
1.вербальный - способный решать проблемы языковыми средствами - свойственен
поэтам, писателям, журналистам.
2. Внутриличностный интеллект - способность понимать свои переживания.
Свойственен психиатрам, писателям и журналистам.
3. Моторный интеллект - владение телом - присущ спортсменам.
4. Межличностный - способность понимать людей ( политики, учителя, журналисты)
5. Логико-математический.
6. Музыкальный
7. Пространственный
Интеллект - не только продукт общественного развития, он преломляет
совокупность общественных отношений и индивида. Свойства интеллекта -
(основа интеллектуальной базы личности) и воображение - способность создавать
нечто, ранее не наблюдавшееся. Интеллект - ядро личности журналиста. И.
Дзялошинский утверждает, что, если перестроить общество, чтоб оно было
заинтересовано в подъеме общей нормы одаренности, стали бы появляться гении в
огромных количествах. Эрих Фромм даже предлагает концепцию такого общества -
ориентированного на бытие.
Нормы и ценности, которым следует журналист, влияют на его профессиональную
деятельность. Так об этом сказал Дональд Макдональд: “ та оценка ценностей,
которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации
фактов, должна отражать те ценности, в которые верит он сам. Эти ценности
приобретались им в ходе всей его жизни, он приобрел их во время учебы, на
него повлияло его исповедание, детство, семейная жизнь, происхождение, друзья
и круг общения, национальность и связанная с ней культура, изученный опыт и
здравый смысл.»
(Э. Джонс, Д. Мэрилл «Беседы о Масс-медиа»- М. 1997. стр.183 )
В психологической культуре журналиста важное место отводится воле. Воля
формируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению
препятствий, ограничивающих свободу человека в каком-либо отношении.
Выделяют 3 группы черт волевых людей:
1. Ограничивающие активность, определяющие организованность - привычки к
самоконтролю, дисциплине.
2. определяющие стойкость (терпеливость, выносливость)
3. определяющие жизнедеятельность - самостоятельность, готовность к работе.
По данным социалистических исследований, высоко развита воля у 22 %
журналистов, Средне – у 28 %, низко развита - у 50 %.
И.Дзялошинский по характеру эмоциональной сферы делит журналистов на
несколько типов: Уравновешенный, радостный, гневный, радостно-гневный,
радостно-тревожный, разрушительно-тревожный, раздражительный. Больше всего
журналистов входит в уравновешенный и раздражительно-тревожный типы. ( 22 и
20 процентов общего числа респондентов).
Подводя итог теоретической части, нельзя не отметить, что творческое начало
формируется законами личности, окружающей сферой и видам выбранной
деятельности.
Журналистика - очень интересная профессия. Тот, кто выбрал ее, должен быть
готов к психологическим изучениям своей личности.
Многое было изложено, но еще больше можно было написать. Психологическая
культура журналиста не есть комплекс понятий, каждое понятие входит в
сознание и подсознание, заставляет мыслить и действовать по-журналистски.
В следующей части будут проанализированы материалы известного дагестанского
журналиста Б.Узунаева и предпринята попытка дать оценку его психологической
культуры как журналиста-профессионала.
Анализ объектов исследования.
В качестве объектов исследования взяты статьи популярного журналиста
Багаутдина Узунаева ( 1957г.р.)
Коротко о нем: окончил литературный институт им. Горького в г. Москва, 15 лет
проработал в СМИ Прибалтики. В конце 1990х годов вернулся на историческую
родину. В 1998-2000 гг. работал ответственным секретарем газеты “ МК -Кавказ-
Дагестан”.
С ноября 2000 г. по сей день работает в популярнейшем дагестанском
еженедельнике “Новое дело”, где руководит отделом журналистских расследований
(недавно переименованного в отдел морали и права). Цель автора - выявить
особенности психологической культуры журналиста Б.Узунаева.
1Клептократия ( игра слов или продолжение политических игр)” (“МК - Кавказ -
Дагестан”, 16.09-23.09.1999г. ) В свое время было немного пересудов по поводу
этой статьи. Журналист попытался обозначить свое отношение к политическому
режиму. Как дагестанскому , так и российскому ( в то время у всех на слуху
было дело “Мобитекса” и БОНИ ( Банк оф Нью-Йорк). По классификации
И.Дзялошинского у Б.Узунаева превалирует четвертый аспект взаимоотношений с
внешним миром - внутренние, а также волевой характер, прямолинейность.
Эмоциональную сферу журналиста можно отнести к радостно-тревожному типу.
Излагая уже известные общественности факты, журналист делает глубокомысленные
выводы о всеобщей коррумпированности властей. При этом этично обыгрываются
имена и названия, что говорит о наличии высокоразвитого интеллекта,
профессиональной чести.
2. Другая статья -”Живущие в больших домах” (“Литературная Россия” № 38
(1910) , 1999г.) Узунаев Б. обвинял власти в некомпетентности, повлекшей за
собой события августа-сентября 1999 г., когда Дагестан стоял на пороге
гражданской (вернее-религиозной) войны.
“Им, имеющим прекрасные дома и огромные состояния, безразличен свой народ.”
Одновременно дается отповедь журналистке из “МК” Юлии Калининой,
которая в статье “Кровь за кровь”, написанная после серии терактов в Москве,
предложила “выкинуть из Москвы всех черных”. Б.Узунаев выступил как
заступник общественных интересов, как борец против разжигателей национальной
розни. В статье ярко проявились ценностные установки - журналист решил не
молчать, не смог молчать.
В статье ощущается боль автора за судьбу родного края. В данном анализе
поставлена цель показать изменения психологической культуры журналиста под
влиянием различных факторов. Хочется отметить, что направление статей
Б.Узунаева в настоящее время изменилось в худшую сторону. Он приобрел
репутацию скандального журналиста. Но лучше соблюдать хроническую
последовательность.
3. “Газ- кормилец России” (“МК-Кавказ-Дагестан” 1999г. 5-12 августа.)
Эта статья - ответ на статью Б.Шейхова “Между нами, монополистами, говоря”.
(“Новое дело” № 26, 1999г.) , где тот критиковал естественную монополию за
увеличение цен на газ.
Дав опровержение Б.Шейхову, Б.Узунаев представил все дело иначе - якобы люди
не платят за газ, поэтому-то и повышают цены.
Непонятна явная симпатия Б.Узунаева к “Межрегионгазу”. Журналист объясняет
политику расчленить “Газпром “ по своему. Это-де способ вытянуть побольше
денег в казну из прибыльной компании.
В современной России никто не удивляется, что какое-то физическое или
юридическое лицо поручает видному журналисту писать статью против своих
оппонентов. Но мне думается, что для журналиста выполнение такого заказа -
перешагивание через понятия объективности и независимости. Вообще-то статья
не стоит глубокого анализа...
4. “Дедовщина” “МК-Кавказ-Дагестан” (28.10-4.11.99)- Это яркая и
запоминающаяся статься. Б.Узунаев отвечает своим оппонентам. Дело в том, что
журналист был обвинен в “неверном анализе политической обстановки в
Дагестане”. В ответ журналист назвал главу Дагестана “дедом”, а политический
режим республики -”дедовщиной”!
Б.Узунаев призвал к диалогу власти и СМИ, давления на журналистов.
Б.Узунаев показал себя, как волевой человек, бесстрашно и прямолинейно назвал
вещи своими именами! Честь ему и хвала за эту статью!
5. “Вот - всенародный свод” (“МК-Кавказ-Дагестан) (16.09 - 29.09.99г.)
журналист обрушился с критикой на все главные политические силы России,
обвиняя их в непочтительности. Он утверждает, что только одна партия в силах
решить проблемы страны - блок Генерала Николаева. Журналист пропагандирует
Страницы: 1, 2, 3, 4
|