на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая: Психологическая культура журналиста

информационная модель, схема, валентность, и т.д. (около 30 предложений).

По Д.И. Узнадзе установки возникают на почве потребности, объективных

обстоятельств, не только являются энергетическим источником, но и содержат

необходимую для организации поведения информацию.

Р.Г. Катадзе указывает, что установка есть условное состояние мобильности

индивида на определенном действии, обусловленное потребностью субъекта и

соответствующей объективной ситуации. Установка - возникающая на основе

прошлого опыта человека готовность субъекта к определенной деятельности в

соответствии с конкретными условиями, потребностью и ситуацией. На процесс

становления установок сильное влияние оказывает коммуникация. Установки

подразделяются на:

1. фиксированные (привычка действовать определенным способом )

2. социальные - определяют какие действия в различных ситуациях.

3. ценностная организация личности - “Надо”,”Важно”, и т.д.

4. общая направленность человека на ту или иную сферу жизнедеятельности

журналиста, называются профессиональными. Они представляют собой

сформировавшиеся в процессе профессионального становления журналиста на

основе овладения способом журналистской деятельности, совокупность

предисловий, определяющих направленность его действий. Основной формой

выражения установки является рефлексия, т.е. неосознанное побуждение к

действию.

нужно понимать рефлекс в широком смысле - в виде непознанных,

сформировавшихся из-за десятилетий профтренинга, импульсов, которые мгновенно

возникают при соответствующих условиях и организуют поведение по какой-то

неосознанной схеме. Особое значение в системе проф.установок имеют

нравственные императивы. Профессиональное поведение стало предметом внимания

журналистского сообщества.

В свете знаний об установках, выделяют 4 аспекта взаимоотношений журналиста с

высшим миром:

1) Минимально сложный внешний мир и такой же внутренний мир. Преобладают

ориентировки на удовольствия, пассивность, бездеятельность.

2)Внешне трудный и внутренне простой миры - только с помощью фанатичного

мировоззрения можно достичь предмета потребностей.

3) Внутренне сложный и внешне легкий мир - трагическое мировоззрение.

внутренний конфликт, неразрешимая задача выбора.

4) Максимально сложный внешний и внутренний миры - творческое мировоззрение,

ориентация на выполнение конкретных замыслов. Мировоззрение зиждется на

фундаментальных представлениях - о мире, о мечте человека в нем, о

взаимоотношении человека с миром, мировоззрению журналиста по И.Дзялошинскому

должны быть не чужды проблемы гуманитарного общества. В этой связи нельзя не

рассмотреть такое понятие, как менталитет. Это фундаментальный слой

коллективного поведения, деятельности, эмоционального реагирования на

различные ситуации, присущие данному этносу или установленной группе. В его

составе 3 программы, переданные индивиду от общества:

1. Программа сохранения и развития вида (человека)

2.Программа сохранения рода

3. Программа самосохранения.

Регулятивно-смысловую сферу журналиста можно представить как многослойную

систему, обладающую смысловым ядром, на разном расстоянии от которого

“вращаются” отдельные смысловые компоненты. Для обозначения смысловых

образований, входящих в ядро, используется понятие менталитета. Каждый

индивид объясняет себе и другим, как должно быть устроено общество при помощи

понятия “идеология”. Идеология как понятие сформировалось на грани

политологии и психологии, и особенно влияет на формирование психологической

культуры журналиста.

Профессиональные и социально-политические представления журналиста возникают

в результате рефлексии по поводу процесса своего творчества. Поскольку в ходе

этих рефлексий осмысливаются как внешние, так и внутренние личностные формы

профповедения, в структуре рефлексий принято различать сознание,

самосознание.

Профессиональное самосознание выступает не только средством самоопределения,

но и средством саморегуляции. Его движущей силой является профессиональная и

индивидуальная практика журналисткой деятельности.

Рефлексия - осознание журналистом законов своей деятельности. Предполагает,

что журналист серьезно относится к своей профессии. Самосознание неотделимо

от научно-эмоционального отношения к себе. Фундаментальным компонентом

является самооценка. Ее содержание обусловлено оценкой данного журналиста в

референтной группе - профтворческой среде и особенностям самого журналиста.

Эмоциональная сторона оценки реализуется в понятии “профессиональная честь”.

Осмысление профессиональных действий возможно, если существует понятийно-

оценочный комплекс, на котором может быть основная рефлексия.

Профессиональная идеология входит в систему, обозначаемую как

“профессиональная культура”. Психологическая культура журналиста формирует

духовную сторону профессиональной культуры. Чем богаче человек духовно, тем

больше он знает о своих внутренних возможностях, тем больше у него шансов

развить свой интеллект. различают 7 видов интеллекта:

1.вербальный - способный решать проблемы языковыми средствами - свойственен

поэтам, писателям, журналистам.

2. Внутриличностный интеллект - способность понимать свои переживания.

Свойственен психиатрам, писателям и журналистам.

3. Моторный интеллект - владение телом - присущ спортсменам.

4. Межличностный - способность понимать людей ( политики, учителя, журналисты)

5. Логико-математический.

6. Музыкальный

7. Пространственный

Интеллект - не только продукт общественного развития, он преломляет

совокупность общественных отношений и индивида. Свойства интеллекта -

(основа интеллектуальной базы личности) и воображение - способность создавать

нечто, ранее не наблюдавшееся. Интеллект - ядро личности журналиста. И.

Дзялошинский утверждает, что, если перестроить общество, чтоб оно было

заинтересовано в подъеме общей нормы одаренности, стали бы появляться гении в

огромных количествах. Эрих Фромм даже предлагает концепцию такого общества -

ориентированного на бытие.

Нормы и ценности, которым следует журналист, влияют на его профессиональную

деятельность. Так об этом сказал Дональд Макдональд: “ та оценка ценностей,

которая требуется от журналиста в ходе его расследования или интерпретации

фактов, должна отражать те ценности, в которые верит он сам. Эти ценности

приобретались им в ходе всей его жизни, он приобрел их во время учебы, на

него повлияло его исповедание, детство, семейная жизнь, происхождение, друзья

и круг общения, национальность и связанная с ней культура, изученный опыт и

здравый смысл.»

(Э. Джонс, Д. Мэрилл «Беседы о Масс-медиа»- М. 1997. стр.183 )

В психологической культуре журналиста важное место отводится воле. Воля

формируется в ходе осуществления целенаправленных действий по преодолению

препятствий, ограничивающих свободу человека в каком-либо отношении.

Выделяют 3 группы черт волевых людей:

1. Ограничивающие активность, определяющие организованность - привычки к

самоконтролю, дисциплине.

2. определяющие стойкость (терпеливость, выносливость)

3. определяющие жизнедеятельность - самостоятельность, готовность к работе.

По данным социалистических исследований, высоко развита воля у 22 %

журналистов, Средне – у 28 %, низко развита - у 50 %.

И.Дзялошинский по характеру эмоциональной сферы делит журналистов на

несколько типов: Уравновешенный, радостный, гневный, радостно-гневный,

радостно-тревожный, разрушительно-тревожный, раздражительный. Больше всего

журналистов входит в уравновешенный и раздражительно-тревожный типы. ( 22 и

20 процентов общего числа респондентов).

Подводя итог теоретической части, нельзя не отметить, что творческое начало

формируется законами личности, окружающей сферой и видам выбранной

деятельности.

Журналистика - очень интересная профессия. Тот, кто выбрал ее, должен быть

готов к психологическим изучениям своей личности.

Многое было изложено, но еще больше можно было написать. Психологическая

культура журналиста не есть комплекс понятий, каждое понятие входит в

сознание и подсознание, заставляет мыслить и действовать по-журналистски.

В следующей части будут проанализированы материалы известного дагестанского

журналиста Б.Узунаева и предпринята попытка дать оценку его психологической

культуры как журналиста-профессионала.

Анализ объектов исследования.

В качестве объектов исследования взяты статьи популярного журналиста

Багаутдина Узунаева ( 1957г.р.)

Коротко о нем: окончил литературный институт им. Горького в г. Москва, 15 лет

проработал в СМИ Прибалтики. В конце 1990х годов вернулся на историческую

родину. В 1998-2000 гг. работал ответственным секретарем газеты “ МК -Кавказ-

Дагестан”.

С ноября 2000 г. по сей день работает в популярнейшем дагестанском

еженедельнике “Новое дело”, где руководит отделом журналистских расследований

(недавно переименованного в отдел морали и права). Цель автора - выявить

особенности психологической культуры журналиста Б.Узунаева.

1Клептократия ( игра слов или продолжение политических игр)” (“МК - Кавказ -

Дагестан”, 16.09-23.09.1999г. ) В свое время было немного пересудов по поводу

этой статьи. Журналист попытался обозначить свое отношение к политическому

режиму. Как дагестанскому , так и российскому ( в то время у всех на слуху

было дело “Мобитекса” и БОНИ ( Банк оф Нью-Йорк). По классификации

И.Дзялошинского у Б.Узунаева превалирует четвертый аспект взаимоотношений с

внешним миром - внутренние, а также волевой характер, прямолинейность.

Эмоциональную сферу журналиста можно отнести к радостно-тревожному типу.

Излагая уже известные общественности факты, журналист делает глубокомысленные

выводы о всеобщей коррумпированности властей. При этом этично обыгрываются

имена и названия, что говорит о наличии высокоразвитого интеллекта,

профессиональной чести.

2. Другая статья -”Живущие в больших домах” (“Литературная Россия” № 38

(1910) , 1999г.) Узунаев Б. обвинял власти в некомпетентности, повлекшей за

собой события августа-сентября 1999 г., когда Дагестан стоял на пороге

гражданской (вернее-религиозной) войны.

“Им, имеющим прекрасные дома и огромные состояния, безразличен свой народ.”

Одновременно дается отповедь журналистке из “МК” Юлии Калининой,

которая в статье “Кровь за кровь”, написанная после серии терактов в Москве,

предложила “выкинуть из Москвы всех черных”. Б.Узунаев выступил как

заступник общественных интересов, как борец против разжигателей национальной

розни. В статье ярко проявились ценностные установки - журналист решил не

молчать, не смог молчать.

В статье ощущается боль автора за судьбу родного края. В данном анализе

поставлена цель показать изменения психологической культуры журналиста под

влиянием различных факторов. Хочется отметить, что направление статей

Б.Узунаева в настоящее время изменилось в худшую сторону. Он приобрел

репутацию скандального журналиста. Но лучше соблюдать хроническую

последовательность.

3. “Газ- кормилец России” (“МК-Кавказ-Дагестан” 1999г. 5-12 августа.)

Эта статья - ответ на статью Б.Шейхова “Между нами, монополистами, говоря”.

(“Новое дело” № 26, 1999г.) , где тот критиковал естественную монополию за

увеличение цен на газ.

Дав опровержение Б.Шейхову, Б.Узунаев представил все дело иначе - якобы люди

не платят за газ, поэтому-то и повышают цены.

Непонятна явная симпатия Б.Узунаева к “Межрегионгазу”. Журналист объясняет

политику расчленить “Газпром “ по своему. Это-де способ вытянуть побольше

денег в казну из прибыльной компании.

В современной России никто не удивляется, что какое-то физическое или

юридическое лицо поручает видному журналисту писать статью против своих

оппонентов. Но мне думается, что для журналиста выполнение такого заказа -

перешагивание через понятия объективности и независимости. Вообще-то статья

не стоит глубокого анализа...

4. “Дедовщина” “МК-Кавказ-Дагестан” (28.10-4.11.99)- Это яркая и

запоминающаяся статься. Б.Узунаев отвечает своим оппонентам. Дело в том, что

журналист был обвинен в “неверном анализе политической обстановки в

Дагестане”. В ответ журналист назвал главу Дагестана “дедом”, а политический

режим республики -”дедовщиной”!

Б.Узунаев призвал к диалогу власти и СМИ, давления на журналистов.

Б.Узунаев показал себя, как волевой человек, бесстрашно и прямолинейно назвал

вещи своими именами! Честь ему и хвала за эту статью!

5. “Вот - всенародный свод” (“МК-Кавказ-Дагестан) (16.09 - 29.09.99г.)

журналист обрушился с критикой на все главные политические силы России,

обвиняя их в непочтительности. Он утверждает, что только одна партия в силах

решить проблемы страны - блок Генерала Николаева. Журналист пропагандирует

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.