мнения для меня что-то значат, кто может оценить мою работу по достоинству.
ОТДЫХ. Два раза в год стараюсь куда-нибудь уезжать к морю. Для меня самый
лучший отдых, когда я ем, сплю и валяюсь на пляже. Еще прекрасно себя
чувствую на даче, которой мы недавно обзавелись. Там я писал последние
намеднивские серии.
ПАМЯТЬ. Ничего особенного в моей памяти нет. Я многие вещи забываю. По-моему,
люди вообще не очень внимательны и не дают себе труда вспомнить что-либо. Как
это у Жванецкого: "ничего не помню - забыть не могу". Это как жирафа увидеть
- один раз увидишь и никогда не забудешь... Когда готовили сюжет про 73-й, о
перевороте в Чили, и вдруг всплыло: "...Больно гитаре - песню убили..."
памяти Виктора Хары. Никогда не пел эту песню и не заучивал специально,
просто я забыть не могу. Потом я вынужден все говорить по памяти, потому что
не ношу очки, с полуметра ничего не вижу и не пользуюсь телесуфлером.
ПИДЖАК. У меня пиджаков штук двенадцать, но я к ним довольно равнодушен. В
некотором смысле я - лицо программы, а потому все, и одежда ведущего в том
числе, должно соответствовать ее стилю. Телевидение не только информирует, но
и развивает вкус. Вообще из одежды больше всего люблю джинсы и свитер. Но для
всяких званых приемов, торжеств, конечно же, смокинг. Мне нравится это
ощущение: чисто вымытые волосы, чисто выбритые щеки, любимый парфюм,
прохладная выглаженная рубашка, хорошо сшитый костюм и таким "после душа"
выйти на улицу.
ПОПУЛЯРНОСТЬ. 1991 год, талонная система ценностей. Я стою со своими талонами
на сахар в большущей очереди и читаю газету. Как всегда, нашлись добрые люди,
которые стали эту очередь регулировать. Вдруг слышу: "Нет, гражданка, вы тут
не стояли. Сначала вон тот мужчина, потом дама в шапке, потом "намедня", а
потом уж вы". Это было ужасно смешно, особенно при трудностях склонения этого
странного слова "намедни". А недавно выходим из Лужников, после какого-то
телевизионно-спортивного праздника. Холод просто страшный. Посмотрели в
витринах киосков, что поприличней, и купили водку "Абсолют". Сделали по
глотку, вдруг какая-то немолодая пара подходит и говорит: "Мы вас сразу
узнали, вы - автор передач про духовность". Хорошо, что водка под рукой была,
- убивая в себе духовность, демонстративно хлебнул из горла. Одно время я
огорчался, когда читал глупость о себе, а теперь мне все равно. Такая есть
шутка на Западе. "Слушай, меня обругали на первой странице "Нью-Йорк таймс"!"
- "А фамилию не переврали?" - "Нет". - "Поздравляю!" Меня уже ругали на
первой полосе "Нью-Йорк таймс". Статья называлась "Русские начинают позолоту
своего прошлого" - мне досталось за мои ретро-увлечения. Так что с признанием
все в порядке.
ПРОЗВИЩЕ. В школе меня дразнили Знайкой и Ботаником. Люди не прощают
непохожесть на себя. Дети не исключение.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ. Если не брать "джентльменский набор": ум, чувство юмора,
обаятельность, работоспособность, мне кажется, что человек должен обладать
чувством стиля - в широком смысле слова. В общем тем, что принято называть
"своеобразием". Я имею в виду, конечно, работу журналиста и ведущего. С
некоторой грустью замечаю, что это качество чаще встречается у тех, кто не
заканчивал журфак. Журналистика как ремесло - это сумма приемов, почти
штампов, и гораздо важнее, чем ты владеешь, кроме них. Сплошь да рядом
"лучшими по профессии" оказываются выучившиеся журналистике историки,
переводчики и даже кандидаты биологических наук...
СЕКС-СИМВОЛ. Помню, когда вышел на экраны фильм "Бриллиантовая рука", да еще
без приписки "дети до шестнадцати", это был какой-то пик разврата. Для меня
тогда Светличная была самой красивой и сексуальной женщиной. Моя кровь
бурлила, крик ее героини "Не виноватая я!" имел какое-то особое для всех
мальчишек значение. Гениальный Гайдай одел Светлану в купальник бикини. И это
пропустила цензура, ведь снять актрису в нижнем белье даже не приходило
никому в голову. А в зарубежном кино для меня таким символом была подруга
Пьера Ришара в "Высоком блондине в черном ботинке".
СЕМЬЯ. Я так часто бываю в телевизоре, что все необходимое обо мне зрители
знают. Но распространяться о личной жизни не люблю, потому что у каждого из
нас есть такие заповедные места, в которые все ходить не могут.
СТИЛЬ. В юности дружил я с Сашей Башлачевым. Мы оба пописывали. Моя мама
говорила, что Саша пишет хорошо - очень ясно, а я - то же самое, но как-то
сложно, во мне больше авторского тщеславия, хочется мне всяких красивостей,
объяснений, чтобы человек мозги напряг.
СТРАХ. Есть страхи профессиональные, всегда живет боязнь провала... А еще я
помню, как мне было дискомфортно в годы застоя. Времени было навалом. Я писал
не "в стол", а в воздух. Такая была безысходность вокруг...
СУЕВЕРИЯ. Когда дорогу перебегает черная кошка, я останавливаюсь и плюю через
левое плечо. А в остальном... У меня по 19 командировок в год. Почти всегда
на самолетах. При такой статистике происшествий и моей боязни высоты не до
суеверий.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Как зритель телевизор не смотрю, а когда работаю над передачей,
мне важно, чтобы самому было интересно. Телевидение в некотором смысле -
заложник своей аудитории. Сначала в обществе рождается нечто новое, часто не
принимаемое и не понимаемое, а потом, когда оно появляется на телевидении,
тотчас умирает. Хотя сам я стараюсь выйти за рамки этого правила. Телевидение
не рождает новых идей, оно тиражирует то, что уже есть в обществе. Это прежде
всего ремесло.
ФИЗКУЛЬТУРА. К сожалению, только для работы. Иногда сидишь в кабинете до
ломоты в костях. Как голову ни поверну - везде щелкает, хрустит. Значит, пора
прерваться и сделать пару-тройку упражнений. Это как работать истопником -
иногда надо сходить к поленнице за дровами. Никакими специальными тренажерами
не пользуюсь, и плавать не люблю - вода холодная, мне не комфортно в
бассейне, когда стоишь весь в мурашках. Позанимаюсь немного, растяну ноги,
руки, поясницу, подниму тонус - и все.
ЭРА. Моя эра началась для меня 38 лет назад в городе Череповце. Когда Гагарин
в космос полетел, мне стукнул год. С этим событием я отходил в детский сад, а
потом и в школу. (10)
Леонид Парфенов: "Не хочу, чтобы меня считали гадом" (интервью)
На экране он - эстет, щеголь, человек с голливудской улыбкой и ироничным
взглядом поверх изящных дорогих очков. В жизни он сутулится, щурится
(поскольку очки при зрении минус 3,5 не носит из принципа) и на людей
малознакомых нередко производит впечатление зануды и сноба. Он - находка для
телеобозревателей, поскольку причастен к множеству громких телепроектов. Он -
проклятие для светских хроникеров, потому что никогда не рассказывает о своей
частной жизни.
- Почему вы не любите рассказывать о себе как частном лице? Вы что-то скрываете?
- Я ничего не скрываю. Мне просто неловко об этом говорить. Да и что
говорить-то? Как западные звезды - рассказывать про размеры дома, про поездки
по миру и про то, что я больше люблю шампанское брют, чем шампанское
полусухое? Вот тут я точно прослыву снобом и гадом.
- Интересно, а в какой момент и как произошла трансформация советского
обывателя Парфенова в Парфенова, который полусухому шампанскому предпочитает
брют?
- Вы что, всерьез? Нет у меня никаких шампанских пристрастий! А вообще, меня
поселили в общежитие ЛГУ с болгарами, когда у меня собственных алкоголических
вкусов еще не было. Благодаря этому я разошелся с двумя традиционными
гастрономическими пороками русского человека. Во-первых, я не пью водку под
горячее, во-вторых, я никогда не пил никаких портвейнов.
- А что вас сподвигло в свое время оставить родной Череповец и поехать в
Ленинград поступать на журфак?
- В семье не без урода. У нас в семье два "урода": младший брат Владимир,
бизнесмен, в Питере и я в Москве. А вся моя родня - в Череповце. До нас с
братом никто не уезжал, родители мои и сейчас там живут. Что касается
профессии журналиста, то я просто ничто другое делать не умею. Я в детстве
был неумехой, спортом и техникой не интересовался. Дома ничего не делаю,
потому что только сломаю. Другое дело, что желание стать журналистом
считалось жутко нескромным в той среде, в которой я вырос. "А поступать куда
будешь?" - "На факультет журналистики!" Это выглядело жуткой претензией, это
было из другой жизни. Большая часть детства прошла при том, что телефон в
квартире - это роскошь. Когда я в первый раз увидел, что в "Комсомольской
правде", оказывается, сидит по два-три человека в комнате, для меня это было
жуткое потрясение. Мне казалось, что журналисты в Москве... они там творят! А
как можно творить в комнате, где все завалено? Меня очень поразила эта жуткая
неряшливость, когда кругом какие-то старые рукописи, старые газеты, грязные
кружки из-под чая, какие-то кипятильники...
- Но привыкли вы к этому?
- Нет, я это и сейчас терпеть не могу. Немытая кружка меня выводит из себя.
Всю эту так называемую советскую богему - "Старичок, давай, надо перекурить,
это дело обкашлять", - я всегда ненавидел. Этот треп, за которым никогда не
стояло никакого дела, эту нечистоплотность в большом и малом - в деле: в
жизни, в быту, в... как это сказать-то... в интиме. Грязноватенькие романы.
Неряшливость текстов, фронда в кулак, коридорный юмор - очень не люблю это
все. И в этом ведь прошли шестидесятые, семидесятые и большая часть
восьмидесятых годов отечественной журналистики! Неуважение к факту при
огромном желании долго-долго рассказывать бедной публике о своем отношении к
любому событию - это называлось публицистикой и считалось высшим классом.
- Давайте лучше поговорим о более приятных вещах.
У вас есть любимое место в доме, где вам всегда хорошо и уютно?
- Я очень люблю ужинать дома. Особенно после съемок, потому что тогда это мой
единственный человеческий поступок за день. Сначала душ, чтобы весь этот грим
смыть, потом халат, и до этого ничего не есть. А потом есть медленно, с
каким-то неторопливым разговором, обязательно с вином, и чувствовать, как, с
одной стороны, усталость спадает, а с другой стороны - она переходит в такое
приятное состояние начала дремы. Вот эти часа полтора-два - это единственное
время для спокойного разговора, когда дети уже спят, когда все кончилось и
уже нет никаких сил сейчас начать что-то делать, потому что все равно ничего
хорошего не получится.
- Вы как-то сказали, что не любите смотреть кино по телевизору или на видео.
А у вас получается ходить в кино в качестве обычного зрителя? Или вы все
больше по презентациям, фестивалям?
- На фестивали я не езжу никогда, в 99-м году был в Канне первый раз. И мне
еще раз стало ясно, что люди, которые ездят на фестивали, - это люди с
совершенно другой психологией. Я не понимаю, как можно приезжать в это место,
чтобы сидеть в кинозале. Я - не киноман, для меня это чушь собачья. Мне вот
говорят люди: "Ой, мы были на Каннском рынке". А я им: "Как же, каннский
рынок, знаю. Какой там рыбный ряд! Боже мой! А какие там сыры, какие копченые
рябчики, и все стоит копейки!". Я ходил туда, как француз, за жратвой и даже
экономил кучу денег, потому что там все дешевле, чем в Москве... А в кино я
хожу как любой нормальный человек - покупаю билет и иду.
- И попкорн, как любой нормальный человек, покупаете?
- Нет, я не люблю всю эту американскую дрянь подростковую. Я не могу
ни пить кока-колу, ни есть попкорн, ни гамбургеры. Запах "Макдоналдса"
напоминает мне беляши по семнадцать копеек, которыми на выходе из метро
торговали... (11)
Мнения о Л. Парфенове и его передаче «Намедни»
Катя, 15 лет:
- Дядя в очках нравится, Парфенов, кажется. И как дядя, и как ведущий.
Одевается стильно, ведет себя интересно. Если честно, я его не столько
слушала, сколько разглядывала. Про ту жизнь, про СССР, бабушку куда
интереснее слушать.
Марина, секретарь, 18 лет:
- Хорошая общеобразовательная передача. Похоже на программы типа "Физика для
8 класса", "История для 6-го". Чтобы из них что-то понять, нужно было
предварительно учебник почитать. Учителя так и советовали.
Алексей, студент, 20 лет:
- Прикольная передача, там такой гопник в очках, много треплется и не по
теме. Показывает сумочки, лампочки разные - неинтересно, за душу не хватает,
кошки не скребутся. Это не для нас, это прозападное влияние. Вот если бы он
показал комсомол, партячейку - это да.
Анатолий, охранник, 60 лет:
- Знаю Парфенова - деловой, интересный человек, слышал о его проекте, но ни
разу не смотрел: поздно показывают. Приходишь домой усталый, не до
исторических экскурсов. Сразу спать.
Марина Николаевна, пенсионерка, 68 лет:
- Каждую программу смотрела, жаль, что кончилась, наше время все-таки
показывали. Вопросы затрагивались очень существенные, а мелочи житейские, ну,
например то, что в магазинах тебя каждый день оскорбляли, опускалось. Так,
наверное, и надо - плохое с годами должно забываться. Только из этих
"магазинов" и состояла наша жизнь.
Пенсионерка без имени:
- Я много программ просмотрела, но не могу сказать, чтобы они были очень
правдивыми. Я же помню то время. У Парфенова оно очень причесанным показано.
Он же сам из тех лет, должен знать.
Екатерина, менеджер:
- Парфенов очень нравится как ведущий. Как мужчину я его, к сожалению или к
счастью, не знаю. Боюсь, что у себя на кухне о прошлом он говорит совсем не
так, как с экрана.
Владимир, певец, 30 лет:
- Мы близки с Парфеновым по возрасту, и наши ощущения времени очень близки.
Армен Борисович, актер, 62 года:
- Парфенова "Намедни"? Нет, не смотрел. Я плохой телезритель, я вообще ничего
не смотрю. Фильмы? Тем более не смотрю. Если только спорт...
Аркадий, писатель, 67 лет:
- Конечно, смотрел. В целом интересно, а вот его оценки иногда не совпадали с
моими.
Леонид, продюсер, 38 лет:
- Я не строю никаких иллюзий на свой счет и понимаю, что я интересен как
функция. (12)
Личное мнение
Почему мне интересен этот человек? Вопрос вроде бы не трудный, но вот так,
прямо с ходу, ответить не могу. Мало сказать, талантлив, хорошо себя держит,
красиво говорит. Это все как-то скупо.
У каждого человека в жизни есть свой идеал, к которому он хочет стремиться. И
я не исключение. Только не подумайте, что Парфенов для меня идеал. Немного не
так. Просто в нем, как в телеведущем, как в журналисте есть какая-то
изюминка, которая меня привлекает. Складывается впечатление, что он не
зависим, он бьет правдой в глаза и не боится этого. Он такой, какой он есть,
в нем нет, на мой взгляд, этой вычурности, которая так присуща многим
журналистам и телеведущим (не будем по именам). Он - ЛЕОНИД ПАРФЕНОВ с
большой буквы. И он сам достиг этого. Вот чему, наверное, хотелось бы
поучиться.
Список использованной литературы:
1. "Независимая газета", 11 июля 1992 года.
2. "Независимая газета", 6 ноября 1993 года.
3. ЛГ, 25-31 октября 2000. С.14.
4. КП, 3 ноября 2000, С.16.
5. Коммерсантъ Власть, 24 апреля 2001, С.16-17.
6. Труд, 26 апреля 2001. С.10.
7. Комсомольская правда, 28 апреля 2001, С.2.
8. Комсомольская правда, 14 июня 2001.
9. Коммерсант, 8 сентября 2001.
10. Составила Ирина Попович
11. Интервью Александра Бергера и Андрея Паламарчука. "Телесемь".
12. Опрос провел Аяз Халиков
Страницы: 1, 2
|