В 340-360 км к югу от Москвы находится город Орёл. Внешне город почти ничем не отличается от многих других российских городов. Разве что преобладанием послевоенной архитектуры, так как в годы войны и оккупации был практически полностью разрушен.
Но в сегодняшнем облике этого города можно отыскать свои «изюминки». О чём и будет наш сегодняшний фоторепортаж…
Дадим небольшую историческую справку.
Сам город практически ничем не знаменит. Разве что «первым салютом» (Орёл был освобождён в ходе Курской битвы, в честь которой в Москве был дан первый Салют Победы). Но «первым салютом» также гордятся белгородцы и жители других населённых пунктов. Попробуйте набрать в поисковике «город первого салюта», и всё станет ясно.
Имя городу сделали его знаменитые «дети» – великие сыны России, родившиеся в Орле и Орловской губернии.
Прежде всего, – это творцы слова: Тургенев, Лесков, Андреев, Фет, Бунин (первый российский лауреат Нобелевской премии по литературе). Список далеко не полный, но внушительный – классики, великие мастера, внёсшие огромный вклад в развитие отечественной литературы.
Есть и философ – Бахтин. Его относят к одному из самых сильных и цитируемых русских философов. Музей Бахтина недавно открылся в городе.
Не обошлось без композитора. Василий Сергеевич Калинников. Композитор-симфонист. Наверняка многие слышали его произведения (просто не знают, что именно Калинников является их автором). Известен за границей. Яркий, но, к сожалению, слишком рано ушедший из жизни.
Известнейшие политики: Столыпин, Зюганов. По поводу политиков можно долго спорить, но их известность, думаю, не вызывает ни у кого сомнений.
Можно назвать ещё ряд ярких личностей, но остановимся на этом. Хочется отметить одну интереснейшую особенность, объединившую всех этих известных людей. Все они только родились в Орле или близ Орла, а жили и творили за его пределами. Парадокс! Но малая родина не смогла стать той благодатной почвой, на которой смогли расти все эти таланты. Вот такая удивительная особенность города Орла…
Родив множество ярких талантов, город не смог их вскормить и удержать, стать им настоящей родиной. Зато в наши дни в Орле, видимо, растёт целая плеяда ландшафтных дизайнеров!!!
Ландшафтный дизайн в городе довольно причудлив. Это может показаться странным, но многие клумбы и газоны не обходятся без камней больших размеров…



Посмотрите на эту замечательную огромную клумбу! Что видим в её центре? Правильно! Белый мраморный камень:

Давайте подойдём ближе…

Видно, что на камне есть какая-то надпись, но шрифт крайне мелковат. Для того, чтобы прочесть надпись, нужно либо пройтись по клумбе, либо воспользоваться хорошей оптикой:

Этот камень напоминает нам ещё об одном известном орловчанине – генерале Ермолове. Кстати, генерала вспомнили в городе лишь после известных чеченских событий. Вспомнили, что он тоже земляк, и отметили камнем, который отобрали у … Есенина и Райх.
Да, да! Не удивляйтесь. Зинаида Райх – известнейшая секретарь-машинистка своего времени. Уроженка Орла. Есенин познакомился с ней в редакции одной из газет. Опустим часть жизнеописаний. Скажем только, что после того, как она родила Есенину двоих детей, он отправил её в Орёл. Ну не понимала она великого российского поэта!!! (Позже Райх стала женой Всеволода Мейерхольда. В тридцатилетнем возрасте вышла на сцену. Вернее, Мейерхольд её вывел. После чего она стала упоминаться как актриса.)
Есенин был в Орле в доме родителей Зинаиды. Дом этот долго стоял на Комсомольской улице с табличкой «охраняется государством». Но в какой-то момент государство посчитало, что лучше построить новый хороший дом, чем охранять какую-то старую развалюху. Дом снесли, и на его месте поставили камень (тот самый белый мрамор), на котором красовалась надпись: «На этом месте стоял дом, в котором бывал …»
Но время расставило свои приоритеты. Теперь, как видим, камень отдан Ермолову, а на месте «где бывал» Есенин теперь нет никакого знака.
Кстати, и ермоловский камень тоже немного попутешествовал. Даже исчезал на какое-то время, пока градостроители меняли облик города – переносили автобусные остановки и передвигали клумбы.
Но, боюсь, место, где стоит сейчас «Камень Ермолова», слишком бойкое. В центре города. Там обязательно что-нибудь построят… Поживём – увидим.
Если прогуляемся по историческому центру города, то увидим вот такую замечательную клумбу с вот таким замечательным камнем:


Историческое место. 1566 год считается годом рождения города Орла. Слова «была заложена» не поймите превратно. Это значит – «была основана». А «заложил крепость» Иван Грозный. Он был сильнейшим политиком своего времени. Многое сделал для России. Основал множество населённых пунктов, в том числе и Орёл, который в те времена был просто крепостью, призванною защищать Москву от набегов с юга.
Двадцать лет прошло с тех пор, как в стране прогремело чернобыльское несчастье. Выброс был на Украине, а пострадала в основном Беларусь. Досталось Смоленской, Брянской и Орловской областям. В своё время народу даже «гробовые» платили. Не знаю, платят ли сейчас? А вот город Орёл на карте радиационного заражения местности был «обойдён» по окраине. Таким образом, область считалась заражённой во многих местах (чаще менее населённых), а город – чистым!
Стоит помнить о том, что орловчане не только пострадали от радиационного заражения, проживая в регионе, которого коснулось радиоактивное облако, но ещё и участвовали в ликвидации… Многих сейчас нет с нами. И об этом нужно помнить.
Поэтому не так давно в городе появился памятник, сооружённый из камня, бетона и металлических труб, посвящённый жертвам радиационных катастроф:

О вкусах не спорят. Но лично мне показалось, что жертвы Чернобыля достойны лучшего памятника… А монумент в народе сразу же окрестили «Цирроз печени».
Я, конечно, понятия не имею, кто автор этой статьи, но могу сказать лишь одно: молодой человек (девушка), Вам не стоит писать такие очерки, у Вас это не получается… Очень жаль, Вы настолько некомпетентны, что не знаете простой факт: существует всего 2 города Первого салюта (Орел, Белгород). Еще жаль, что вашему взору предстал город, который «внешне … почти ничем не отличается от многих других российских городов». Многие гости нашего города уезжают с массой приятных впечатлений, и это еще один факт. К тому же, Вы очень плохо разбираетесь в литературе, чтобы говорить о знаменитых писателях орловского края. Ваши слова о том, что «Все они только родились в Орле или близ Орла, а жили и творили за его пределами», поставили бы в тупик любого орловского литературоведа… В общем, всего Вам доброго! Читайте книги…
Февраль 22, 2007 @ 2:21
«Сам город практически ничем не знаменит» и тут же описывается кто в нем жил, чем люди знамениты. класс!!!!
Февраль 22, 2007 @ 11:59
Что, ребятки, Николай и Алекс – патриотизм местечковый заедает? Владимир, автор очерка, компетентнее вас обоих, вместе взятых. Гнилой городок-то, чего уж там. Словом, неча на зеркало пенять, коли рожа крива…
(Это, если вы не в курсе, пословица такая).
Февраль 23, 2007 @ 3:28
я в этом «гнилом городке» живу. А что вы подразумеваете под «свежими (негнилыми) городками»?
Февраль 26, 2007 @ 8:42
Миша и Лена! Я Орловчанин, живу в Питере, солист Мариинского театра. Очень люблю свой родной город, скучаю по нему, в данный момент лазаю по сайтам, ищу фотографии Орла. Хамства не приемлю в принципе, но если вам угодно получить по роже за «гнилой городок», буду рад услужить с большим удовольствием, так как крайне возмущён. Нехрен лапать грязными руками то, что может быть дорого незнакомым вам людям. Добро пожаловать в Мариинку! Кстати, Москва?
Март 4, 2007 @ 18:03
Глупости. Мне статья понравилась.
Ну я живу в Москве? И даже если бы я этот город любила, то мне было бы совершенно плевать на то, как к нему относятся другие.
А то, что вы так накинулись на, как я поняла, Владимира, так вы ну очень глупо себя повели. Тем самым вы и сами доказали, что кроме Орловчан никто этот город и не понимает, только исключения из правил!
Апрель 3, 2007 @ 16:37
Виноват, был резок. Теперь отошло. Но мне не наплевать, простите уж. А, простите за банальность, Дианочка, исключение это и есть правило. Что-то от Владимира ответа не слыхать. Обругал и в кусты? Может, из-за таких людей вы Москву свою и не любите? Попробуйте уехать из неё на пару-тройку лет. И что значит понимать свой город? В Орле есть такие места, и это, конечно, личное, где непонятно почему, вдруг хочется и смеяться и плакать и чего-то ещё, и.. чего уж там! Родина. Энергетический пупок. Мама.
Апрель 3, 2007 @ 19:11
Миша и Лена! прочитал ваш коммент про «гнилой городок» и «рожу» и «зеркало». Да вы, прям интеллектуалы! Вы бывали в Орле? Назвать городок «гнилым» просто потому, что не можете сказать о нем ничего хорошего? И что за «местячковый патриотизм»? Ваш коммент похож на подростковый наезд: «Наша школа лучшая! Ваша – отстой!» Это у вас «местячковый патриотизм»! Надо любить всю Россию без исключений! Ведь даже самая маленькая деревня внесла свой вклад в историю страны! И наоборот, многие крупные города «сидят на шее» провинции. Нечего на города пенять, коли сердца и души гнилые!
Декабрь 1, 2007 @ 13:22
Ну орёл это фу,мценск FOREVER!!!!!!!!!!
Июнь 23, 2008 @ 1:30
Приветствую! Больше года не был на этом сайте. Отвечаю всем по порядку.
Alex-у:
Я тоже в этом гнилом городке живу. Почему и считаю себя вправе высказываться. Что такое, в моем понимании, гнилой городок: это где культура – около нуля; где из жителей 90% крестьян с соответствущими ценностями и психологией; где чиновники воруют, даже не пытаясь скрываться (пример? пожалуйста – в каком еще городе возможно, чтобы действующий мэр уже несколько лет находился под иногородним следствием, по обвинению в очень крупной неуплате налогов? А здесь так и есть!). Достаточно признаков назвал? Есть и еще.
Владу, солисту Мариинского театра:
Если вы такой пламенный Орловчанин, так хакого куя работаете в Питере? Хакого же, опять спрошу вас, куя, вы не на малой Родине, и не устроились в местную филармонию, например? Или в то же «Свободное пространство»? Пели бы на убогой сцене для всех 30 городских театралов, благородно несли бы искусство в это болотце. А скучать на расстоянии – невелика заслуга. Вы приезжайте, поживите и поработайте здесь, вот тогда с вами будет, о чем говорить. А так ностальгии вашей грош цена…
Человеку, почему-то называющему себя маркой спортивной обуви,
то есть, Nike :
Ваш коммент не имеет смысла, т.к. целиком построен на неверном предположении. Повторяю, я пока еще живу в Орле, и хорошо знаю, о чем говорю. У вас же, похоже, до сих пор пионерский горн в заднице трубит: «Ведь даже самая маленькая деревня внесла свой вклад в историю страны!». Ясен хрен, внесла, а куда ж ей было деваться? Но вот почему этим надо гордиться – не понимаю.
Так что давайте не будем гавкать – все равно мы говорим на разных языках.
И напоследок – дятлу по кличке ZEN:
А ты чё-нить кроме мченска своего ваще видел?
Запомни, дружок – мценск вообще не город, а пгт с большим самомнением.
Что такое «самомнение, спроси в яндексе.
Июнь 23, 2008 @ 2:22
МИШЕ .Город действительно простой, небольшой, зеленый немноголюдный(что радует) я ездила туда к родственникам у меня мама уроженка орловщины. В моем родном Петербурге культуры столько же килограмм сколько и в Орле, жлобство хамство и мещанство увеличивается параллельно увеличению населения, не вижу смысла менять трехсоттысячный быдлятник на пятимиллионный, или какой нибудь еще-хорошо там где нас нет!!! Я это к тому что надо любить свой город за его неповторимость, непохожесть на другие города да и Родину тоже. А никак не чинушников-сейчас пиздят все и везде и повсеместно. А по поводу крестьян-99% населения выходцы из деревень и в Москве и в Петербурге и в Орле и везде!!! Так что сиди Михалок где сидишь лучше в другом месте будет навряд ли.
Июнь 23, 2008 @ 20:19
Фу! как неприятно читать эту мерзкую статейку!!! По мне, так уж лучше уехать и вдали испытывать щемящую любовь и ностальгию к родному «болотцу», чем сидеть в нем по уши и при этом ненавидеть окружающую действительность, людей, мир, жизнь или что там еще ненавидят стороникии «автора». Несчастные вы люди– «Миша». Каждый человек владеет тем чем хочет, и тем что ему нужно!Стоит задуматься, если вы надолго застряли в ненавистном городе Орле-может в этом ваше счастье!!!!!!!!
Август 29, 2008 @ 17:01
Как же русские любят друг другу бить лицо в прямом и переносном плане.
Ура товарищи ,держите стройнее ряд.
Поддерживаю Нату. Не нравится валим на все четыре стороны.
А то сидим «терпилами» и строим из себя крутых.
Август 29, 2008 @ 17:27
Во-первых, спрошу «Нату»:
а с чего ты взяла, что я испытываю ненависть к чему бы то ни было?
Это было мое личное, и, кстати, спокойно выраженное мнение о городке. Почему же это тебя так задевает?
А во-вторых, отвечу Ситху:
Дружок, не стоит вякать сразу о целой нации. Поверь, русские прекрасно и без
твоих советов между собой разберутся.
И потом, вы все трое (+ Gillian) мало того, что лезете не с теми советами, так еще и не к тому:
почему я должен сваливать, если я хочу изменить существующие условия
хотя бы для себя лично? Предугадывая ваши вопросы, отвечу – это
вполне удается. А «сваливать на все четыре стороны» – это выход для слабаков. И только такой выход вам в голову и приходит. Есть над чем задуматься, а? Если,
конечно, умеете сами думать.
Август 29, 2008 @ 19:02
Михаил, да ты грубиян. Ну да Бог с тобой. Вот про разные языки, на которых мы с тобой разговариваем, ты прав. Ты, Михаил, говоришь на языке агрессии + немного самолюбования. Твои комментарии пропитаны ядом и ненавистью. Не пробовал поискать хорошее в окружающем мире и в людях?
Август 30, 2008 @ 14:26
Nike, грубоватость моя обусловлена тоном, которым были написаны
)
комменты в мой адрес. В том числе и Вашим комментом от 1 декабря 2007
года (надо же, уже почти год говорим ни о чем
Ведь пишут, не разобравшись в смысле высказываний, и не сообразив, о
чем речь. То вдруг кто-то безосновательно решил, что я московский
сноб. Другая сделала неверный вывод, и тоже поспешила его озвучить. А
ведь говоря о культуре, я вовсе не имел в виду уровень образованности
населения. И термин «быдлятник» употребил не я.
Насчет ненависти – не, ребята, это слишком сильно. Все-таки,
распознавать идиотизм, отдавать себе в этом отчет, и
пытаться хоть что-то изменить – это что угодно, но не ненависть,
правда? Разве так плохо ощущать за собой права, и стараться их отстаивать? И
уметь говорить вслух о том, что не устраивает? Понятно, что это
непривычно. Понятно, что проще ляпнуть что-нибудь вроде: «мы все в
дерьме, сидим и не чирикаем, так и ты заткнись». Однако, господа!
Кто вам сказал, что, возбужденно набрасываясь на любого, кто пытается вам намекнуть – ребята, а оглянитесь-ка вокруг – где это мы? – вы тем самым декларируете свою любовь к Родине?
Убойные аргументы – люби то, что есть. А если, мол, не нравится – значит, сам дурак. А нам вот нормально, а всех иных мы толпой запинаем.
Так что – я просто вижу, а не ненавижу. И хорошего вижу не меньше, просто здесь-то речь не о хорошем…
Август 30, 2008 @ 15:28
«Мише»
Да ужжжжж!Я конечно, за свободу выбора и слова, и выражения этого слова. Но судя по всем, все обсуждение- это пустая трель.Слишком резки и грубы вы в своих фразочках. Кого пытаетесь задеть ?Или может обвинить?Плюнув в зеркало, что-то изменишь?Менять мир, нужно начав с себя.Удачи вам в этом, или того, что заслужите.
Сентябрь 1, 2008 @ 11:19
«Нате».
Трель, действительно, пустая была изначально. Весь этот пост – по сути, спор о вкусах. Причем спорят люди, абсолютно разные, друг друга попросту не слыша, и не понимая.
Вам, Ната, тоже удачи, и дальнейшего углубления Ваших и без того глубоко философских воззрений. Неясно лишь, почему Вы затруднились ответить на простой прямой вопрос: а чем именно чье-то мнение о каком-то там городке Вас так задевает? Не тем ли, что это мнение идет вразрез с мнением большинства? (Прежде всего я об авторе статьи, из-за которой и весь сыр-бор). Но тогда, уж простите, Вы необъективны.
Сентябрь 1, 2008 @ 11:39
Уважаемый Михаил!!!
Скажите пожалуйста кому вы писали эту статью и с какой целью???
Сентябрь 1, 2008 @ 15:47
Pioneer, Вы меня улыбнули
)
Статью писал не я, а некто Vladimir. Но будучи в Орле, я хорошо понимаю, о чем хотел сказать автор статьи. Я бы написал на ту же тему иначе, и с несколько другими акцентами. А чужого авторства мне не надо. И уж тем более, смешно предполагать, что это я 2 года назад разместил статью, и с тех пор мне нечем больше заняться, чем раздувать и поддерживать полемику вокруг нее.
Сентябрь 2, 2008 @ 15:29
что же вы на кинулись на статью очень правильно написано я орловчанен родился и живу в городе! Разве не правильно написали про камни сплош вокруг да около архитекторы появляются как мыши из титаника в последнее время одно увлекательное произведение это орел у вокзала да и то сделали перед приездом ……
Декабрь 15, 2008 @ 23:22