Цифровая фотография широко шагнула в нашу жизнь. Если пять лет назад это было в диковинку, то сейчас редкая фотолаба не имеет машины для цифровой печати. Стоимость печати с файла сравнялась со стоимостью печати с плёнки.

Фотомир поделился на два лагеря – приверженцев «классической» и цифровой фотографии. Споры «что лучше» бессмысленны и бесполезны. Потому как вопрос «плёнка или цифра» – часто вопрос религиозный. «Старым» фотографам уже сложно осваивать компьютер, посему для них плёнка – лучше всего. С другой стороны, человек владеющий компьютером хочет сам заниматься обработкой фотографий, а не отдавать файлы или плёнки на откуп «умной машине» или оператору. И плёнка для такого человека – шаг назад. Сложно организовать свою личную фотолабораторию дома. Потому люди заводят фотолабораторию в компьютере. Так для них проще и дешевле.

На мой взгляд «плёночная» и цифровая фотографии – два отдельных направления в искусстве. Каждое обладает своими выразительными средствами, каждое применимо только в отдельно взятых случаях. Лично я занимаюсь сейчас цифрой. Раньше много занимался плёнкой. Переход на цифру был вполне естественным и эволюционным. Но неизбежным, так как позволил сильно расширить границы познания и добиться получения таких изображений (и такого качества), которые для меня были недостижимы.

Сегодня я хочу немного рассказать о цифровой фотографии. О том, как правильно выбрать фотолабораторию. Эта статья начинает цикл публикаций, посвящённых цифровой фотографии.

Есть определённая категория граждан, которой по большому счёту всё равно, на что снимать. И как снимать. И где печатать. Эти люди пользуются цифрой потому, что так модно. И (может быть) более удобно – не нужно хранить негативы. Процесс печати – это поход в фотолабораторию с диском или flash-картой, тыканье пальцем в картинку на мониторе (да так же и с негативами можно обходиться!), и заказ – «хАчу эту!». После чего нужно ответить на пару вопросов – «формат фотографий?», «глянец или матовая?» (ответ очевиден – 10х15, глянец). И всё. Самое сложное позади! :)

Если Вы не относитесь к такой группе, то прежде чем печатать фотографии следует определить для себя ряд вопросов, связанных с печатью.

Для начала нужно выбрать фотолабораторию. Пройдёмся по фотолабам и узнаем:

  • название фотомашины
  • тип печати
  • форматы бумаги
  • цену и условия оформления и выдачи заказов

Фотомашину запомнить нужно. Чтобы представлять качество снимков в разных лабораториях. Если технологический процесс соблюдается, то в разных фотолабах на одинаковых машинах будет примерно одинаковое качество.

Тип печати неразрывно связан с фотомашиной. Изображение может формироваться как струйным, так и лазерным способом. Каждый способ имеет свои достоинства и недостатки. Лично я склоняюсь к машинам, использующим лазерный способ формирования изображения.

Как правило хорошие лаборатории могут печатать более десятка форматов. Среди них – квадратные и «панорама». Если Вы не профи, то это может быть и не понадобится. Но если захочется когда-то попробовать, то придётся заново подстраиваться под другую лабу, где делают нужный формат.

Если лаборатория не работает в выходные или вечером, то туда будет сложно попасть. Если они не делают срочную печать в присутствии заказчика, то подумайте, нужна ли такая лаба?

Если в двух фотолабораториях стоят одинаковые машины, но цены за одинаковые форматы различаются в 1,5-2 раза, то подумайте за что придётся платить лишние деньги? (Вот ещё зачем нужно узнать название фотомашины.)

И вот Вы выбрали две-три подходящие фотолаборатории. Продолжаем исследование:

  • разрешение, с которым печатает фотомашина
  • формат файлов, принимаемых к печати
  • принимаемые носители информации
  • размеры (максимальные размеры) графических изображений (в точках), принимаемых к печати

Большинство машин работает с разрешением 300 dpi. Это вполне приемлемое качество даже для профессиональных нужд. Для лазерных машин. (Я не говорю про струйные способы, при которых на разрешении более 1000dpi качество изображения всё равно хромает.) В последнее время начали появляться машины 400 dpi. Они вытесняют более старые (300dpi). Так что может статься, что однажды, принеся заказ в фотолабораторию подготовленный для 300dpi, вам скажут, что «мы теперь печатаем 400…» И вся работа – коту под хвост. Более того, не получится без переработки заново напечатать ранее подготовленные фотографии.

Сейчас как правило берут JPEG и незапакованный TIFF. Для большинства нужд этого достаточно. Но некоторые фотолаборатории принимают ещё и PSD (без слоёв). Это может быть удобно. Не забудьте выяснить, что некоторые лабы, принимая PSD, берут деньги за «конвертацию» этого формата. С точки зрения компьютерщика это глупость – брать деньги за такое, но следует выяснить, чтобы избежать неприятных моментов в будущем, когда сумма заказа возрастёт из-за «какой-то» конвертации.

Не забывайте про то, что большинство лабораторий не принимает grayscale. И казалось бы простую ч/б картинку не смогут напечатать (а если смогут, то возьмут деньги за конвертацию формата). Так что даже чёрно-белые картинки придётся носить в формате RGB 8 bit (запомните этот формат).

Как правило в фотолабах есть достойный набор ридеров/приводов, чтобы считать информацию с любого носителя, какой только не принесёте. Но всё же поинтересуйтесь на предмет того, примут ли они именно Ваш носитель? Вдруг они принимают только CF и CD? Всякое в жизни бывает…

Некоторые лаборатории честно пишут размеры в пикселях – ширина и высота. Некоторые про пиксели не знают, а начинают рассказывать про миллиметры (в мм измеряется размер бумаги, а не размер цифровой картинки, господа!). Некоторые честно говорят, сколько минимум нужно иметь точек по вертикали и горизонтали, чтобы напечатать фото. Есть такие, которые говорят размер, после которого машина «обрезает всё, что больше». В каких-то лабораториях приводят «оптимальный» размер – размер с припуском в столько-то пикселей с каждой стороны, которые уйдут в обрезку. Вариантов множество.

Самое главное на этом этапе – собрать как можно больше информации из документации фотолабы или от её сотрудников.

Иногда оказывается, что из документации ничего не понятно, а сотрудники толком не могут пояснить, как всё же готовить фотографии. Ничего в этом страшного нет. В фотолабах чаще работают люди творческие, а не «технические».

Если прошло отсев сразу несколько фотолабораторий, следует провести «тендер». :) Возьмите несколько файлов с полутоновыми изображениями, с очень контрастными, яркими или слишком тёмными. И попробуйте их напечатать в разных лабах. Желательно форматом не меньше 15х20. При заказе просите, чтобы оператор не производил каких-либо коррекций. А потом буквально с лупой сравните одинаковые участки на разных снимках. При сравнении сразу будет заметно зерно или «цифровой налёт» на фотографиях. Сразу будут видны нечёткие края или слишком яркие (приглушённые) цвета. После такого сравнения выживет 1 лаборатория (ну может быть две), с которой и предстоит работать в дальнейшем.

Но проведённая работа – только начало пути. Основное и интересное – впереди. Нужно определиться с тем, как готовить файлы к печати?

Самое главное у Вас уже есть – знание форматов бумаг и разрешение (dpi). Всё остальное Вы сможете выяснить сами, сделав пробную печать. Вот тогда станет всё понятно. И Вы сможете точно выяснить, как же готовить фотографии к печати, чтобы было напечатано именно то, что Вы хотите.

Но об этом – в следующей статье.