на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Госжурнал

совокупности, т. е. при выплате реальной оплаты труда сотрудникам даже с

учётом применения организацией регрессивной шкалы единого социального

налога, налоговое бремя не снижается, а наоборот, повышается.

Менталитет российского предпринимателя и гражданина во многом

предопределяется проводимой государством социально-экономической политикой.

Налоговый пресс зачастую оказывается стимулом к преступной деятельности,

различного рода криминальным действиям. Общее снижение уровня жизни

населения, обострение материальных и социальных проблем в российском

обществе сопровождается тенденцией увеличения удельного веса людей,

противостоящих политике, проводимой государством. Перечисляя определённую

часть заработанных средств как добросовестные налогоплательщики в бюджет

страны, рассчитывая на государственную поддержку, организации не в

состоянии формировать фонды социального и экономического развития.

Происходит скрытое и явное уклонение от уплаты налогов, функционирование

серой экономики.

Что касается позиции предпринимателей, то ее можно охарактеризовать как

принятие или непринятие изменений в налоговой системе, отсюда позитивное

или негативное отношение к этим изменениям в активной или пассивной форме.

Данные обследования деловой активности, проводимого Центром экономической

конъюнктуры, говорят об ухудшении прогнозов организаций относительно

выпуска основного вида продукции в ближайшие два-три месяца. Рост выпуска

предсказывают 34 % опрошенных руководителей в сентябре, 35% – в августе,

падение ожидают 14 % в сентябре, 12 % – в августе. Также увеличилась по

сравнению с августом доля руководителей, ожидающих уменьшение спроса на

свою продукцию с 9 % до 11 %.

Вполне очевидно, что происходит влияние экономического поведения на

социально-экономические результаты общества. Интересы предпринимателей

обуславливают такое поведение, которое на сегодня противоречит общественным

интересам, что, в свою очередь, проявляется в отсутствии экономического

роста в стране, несмотря на значительное снижение налогового бремени.

Трансформация системы налогообложения с учётом современных условий

хозяйствования и стереотипов затрагивает все аспекты жизнедеятельности.

Проведение эффективной стратегии налоговой политики означает использование

структурных компонентов, способствующих процессам преобразования общества и

влияния на ход социально-экономического развития. Все члены общества должны

быть собственниками той части общественного достояния, которая способствует

их реальному вкладу в развитие общественного производства при обеспечении

малоимущим уровня потребления и жизни, которые гарантируют возможность

социального развития и естественное долголетие.

Амортизация основных средств: реалии 2002 года

Н. П. Елютина, директор по аудиту ООО «АЛиСАН»

С вступлением в действие 25 главы Налогового Кодекса РФ существенно

изменился объем производственных расходов предприятия, исключенный из

налогообложения налогом на прибыль. Предметом настоящей статьи автор избрал

одну из важнейших составляющих этого объема – амортизацию имущества.

Указанный элемент чрезвычайно интересен тем, что представляет собой

достаточно пассивный способ накопления капитала. Возможно, именно это

свойство амортизации побуждало в прошлом государственные органы к его

достаточно жесткой регламентации. Поэтому новации 25 главы НК РФ в части

формирования этого элемента трудно переоценить: хозяйствующий субъект

получил возможность самостоятельно определять сроки эксплуатации

амортизируемого имущества, и мнение субъекта априори признается налоговым

правом.

На протяжении последнего года, с момента опубликования 25 главы, в кругах

специалистов не умолкают споры по поводу того, будет ли новая амортизация

улучшать инвестиционную привлекательность российских предприятий. Не

вдаваясь в статистику динамики инвестиций (хотя столь короткий период

действия новой нормы объективно не может быть признан показательным),

хотелось бы заострить внимание на следующем.

Во-первых, осведомленность предприятий о нововведениях должна была

спровоцировать финансовых менеджеров на подробные аналитические процедуры с

расчетом максимально возможного экономического эффекта от новых условий

признания амортизации. В результате предприятие получает в конкретных

числовых значениях информацию о том, какую сумму опосредованно вкладывает в

него государство. Расчет прост – положительная разница сумм амортизации,

исчисленных по нормам Постановления №1 [1] и Постановления №1072 [2] за

интересующий период, умножается на действующую ставку налога на прибыль.

Во-вторых, сами нормы (шкала норм) содержат некоторую преемственность, или

проще говоря, при детальном подходе нормы амортизации отдельных объектов

практически можно не изменять в новых условиях для целей налогообложения.

При этом ставка налога на прибыль сегодня существенно меньше,

следовательно, предприятие все равно в выигрыше.

В-третьих, Федеральным законом РФ от 24.07.2002г. №110-ФЗ достаточно

справедливо установлен принцип учета добровольных переоценок основных

средств, проведенных по состоянию на 01.01.2002г. и на 01.01.2001г.:

исключены возможные спекуляции понятием рыночной стоимости таких объектов с

целью снижения базы по налогу на прибыль, но поддержана позиция

предприятий, отражающих на своем балансе реальную стоимость активов.

В-четвертых, что касается собственно инвестиционной привлекательности: вряд

ли грамотные инвесторы руководствуются только показателями баланса в части

нераспределенной прибыли, изучая доходность предприятия для целей

потенциальных инвестиций. Сумма пассивного дохода (накопленной в отчетном

периоде амортизации) теоретически (при идеальных условиях расчетов с

покупателями) представляет собой дополнительный денежный остаток, свободный

от притязаний третьих лиц, в том числе и государства. И вот здесь возникает

вопрос к менеджменту предприятия: насколько эффективно распорядились

накопленным фондом амортизации в предыдущие год – настолько высоко и

оценивается уровень управления. Поскольку традиционно предприятия ссылались

на трудности с обеспеченностью оборотными средствами, накопленный

амортизационный фонд распылялся на смягчение инфляционной влияющей,

покрытие объективных убытков (стоимость привлеченных денежных средств) и

прочие, в общем необходимые траты. Другое дело, что контроль за движением

этого источника несколько затруднен ввиду особенностей его учета, но это

уже внутрифирменная проблема.

Отметим, что для отдельных хозяйствующих субъектов, использующих в прежние

годы принцип двойного льготирования капитальных вложений (путем признания

амортизации в так называемой налоговой себестоимости и сниженной на 50%

ставки налога на прибыль), новые правила означают рост налоговой нагрузки,

но не более чем на 6,5%. От привилегий отказаться трудно – это понятно. Тем

не менее представляется, что одинаковые правила для всех предприятий

наиболее полно отвечают принципу справедливости условий хозяйствования,

закрепленному сегодня в налоговых правоотношениях.

Что касается нюансов переходного периода, то ст.10 Федерального закона №110-

ФЗ действительно поставила предприятия, и до того платившие налоги

независимо от факта оплаты выручки (а по сути – добровольно кредитовавшие

бюджет своими налогами), в несколько худшее положение: амортизация,

признаваемая для целей налога на прибыль Постановлением №552 в течение 12 и

немногим более месяцев, теперь раздроблена для признания в базе по налогу

на срок в течение 60 месяцев. Не улучшает положение и норма статьи 322,

аналогично оттягивающая на срок до 7 лет признание для налога на прибыль

амортизации основных средств, эксплуатируемых более нового срока

амортизации, установленного для аналогичных объектов. Здесь хотелось бы

обратить внимание на следующее. Исследуя в совокупности п.8 ст.265, ст.323,

п.3 ст.268 25 главы, а так же толкование понятия «реализация», данное ст.39

НК РФ, автор приходит к следующему. Согласно буквальному прочтению текста

статей следует, что при реализации подобных изношенных (и морально

устаревших, что и обусловило, по мнению автора, разницу в сроках

эксплуатации) объектов признание расхода для налогообложения затрудняется

длительным периодом налогового учета; при ликвидации же подобных объектов

вступает норма пп.8 п.1 ст.265, признающая в составе внереализационных

расходов «расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств,

включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком

полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию объектов

незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершен

(расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр

и другие аналогичные работы... ». Скорее всего, налицо техническая

неточность в тексте закона, но хотелось бы надеяться, что законодатель

вкладывал именно такой смысл в данную норму: целесообразнее ликвидировать

старые объекты, а не запускать их в хозяйственный оборот посредством

продажи.

Кроме того существует еще право предприятия использовать пониженные нормы

амортизации (п.11 ст.259 НК), что, по сути, может означать увеличение срока

эксплуатации против установленного Постановлением №1. Однако для разработки

таких управленческих решений предполагается грамотное юридическое

сопровождение. В целом же разовые потери в налогообложении переходного

периода для большинства предприятий больше кажущиеся, нежели реальные.

Наконец, продвинутые или восприимчивые к инновациям финансовые службы в

2001 году максимально использовали возможности тогдашнего финансового

законодательства, в частности, отдельные нестыковки бухгалтерских и

налоговых нормативных актов, чтобы подойти к переходному периоду и

вступлению 25 главы с минимально возможными потерями. Очевидно, что

позитивная тенденция к осознанному участию в происходящих в стране

экономических реформах набирает силу. Отсюда вряд ли возможны демарши

налоговиков, призывающих обеспечить собираемость налога на прибыль жесткой

регламентацией расходов и увеличением налоговой нагрузки. Хозяйствующим

субъектам предстоит-таки осознать прогрессивность нововведений, детально

проанализировав реальное положение дел. И это, по мнению автора, более

разумный подход к проблемам налогового законотворчества в России.

Исходя из вышеизложенного, автор никак не может согласиться с утверждением,

что новый порядок амортизации имущества мог негативно повлиять на

инвестиционную привлекательность предприятия. Свобода в смысле широкой

вариантности выбора, представленная 25 главой НК РФ для управленческих

решений, вполне адекватна принципу свободы предпринимательства в России. И

то, что отдельные предприятия оказались не вполне готовыми к таким новациям

с точки зрения профессионального потенциала своих менеджеров, не означает

негативность новой нормы. По мнению автора, это должно лишь повлечь

вложения либо в свои трудовые ресурсы, либо укрепить и расширить рынок

профессиональных консалтинговых услуг, или то и другое одновременно.

Напомним, что стабильность условий хозяйствования (начала которой заложены

в Конституции нашей страны) [3], вызывающая известный интерес потенциальных

иностранных инвесторов, подразумевает в том числе и некую стабильность

фискальной нагрузки. Поэтому автор не поддерживает инициативы отдельных

групп, лоббирующих сиюминутные интересы той или иной стороны налоговых

правоотношений. Инвестиционная привлекательность предприятий представляет

собой совокупность влияния слишком многих и слишком качественно разных

факторов, и налоговое бремя выступает лишь одним из них. Учитывая интерес к

данной проблеме широкого круга хозяйствующих субъектов, автор предполагает

вернуться к ней в отдельной публикации.

Время – важнейший фактор справедливой оценки текущих событий. Но уже сейчас

можно утверждать, что заложенные в 25 главе НК РФ нормы принесут свои

плоды, в том числе и в виде долгожданных инвестиций.

Литература

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.