Важно учитывать опыт регламентации и надзора, методы протекционистской
политики, применяемые отдельными государствами по защите отечественного
страхового рынка.
Итак, какие же цели ставятся в Концепции развития страхования в РФ на
перспективу. Назовем основные:
– повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп
рисков, заботясь особо о качестве и спектре предлагаемых страховых услуг;
– привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы;
– решить первоочередные задачи в области развития страхования в Российской
Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой
деятельностью;
– создать структурные основы для развития добровольного страхования;
– создать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов
населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий
имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства.
Предполагается, что осуществление мер по совершенствованию налогообложения
страховых операций, развитие долгосрочного страхования жизни и пенсионного
страхования, введение новых видов обязательного страхования будут
способствовать росту числа договоров страхования, размеров страховых
выплат. В результате объем финансовых средств в системе страхования
увеличится, а страховая защита будет предоставляться более широкому кругу
граждан и юридических лиц. Соответственно общий объем страховой премии и
объем страховых выплат увеличатся. Доля совокупной страховой премии во
внутреннем валовом продукте предположительно составит около 5 процентов.
Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать
дополнительные финансовые средства, которые послужат источником
инвестирования финансовых средств в экономику страны.
Интерес государства к страховой сфере понятен и совершенно оправдан. Всегда
резервы страховых компаний, а в истории нашей страны двух финансовых
монополистов, к тому же государственных – банка и страховщика, размещались
в соответствующие активы. Зачастую такое инвестирование велось в
добровольно-принудительном порядке в государственные ценные бумаги и
служило способом покрытия бюджетного дефицита. Для максимального
использования инвестиционного потенциала страховых компаний во многих
странах выпускаются специальные налогольготируемые ценные бумаги. Подобные
намерения декларируются и у нас, причем уже во второй по счету Концепции
развития страхования. Однако в силу неблагоприятного инвестиционного
климата использовать самый мощный в мировой практике потенциал
институционального инвестора в России пока не удается.
Особо надо сказать о совершенствовании государственного надзора за
страховой деятельностью. В Концепции это направление отражено верно.
Требуется осуществить следующие меры:
- повысить надежность системы страхования посредством установления единых
требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в
международной практике;
- установить правила, нормативы и показатели платежеспособности и
финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с
международными стандартами ценообразования страховых услуг;
- провести финансовое оздоровление страховых компаний, включая обязательное
увеличение капитала, вплоть до применения принудительных мер по управлению
ее активами;
- установить для профессиональных участников страхования требования о
наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, что
позволит профессионально выполнять возложенные на них функции, осуществлять
также меры, препятствующие доступу к руководству страховой компанией лиц,
допустивших финансовые злоупотребления.
Глубоко убеждена, что в сфере государственного контроля следует вернуться к
самостоятельной службе надзора – Росстрахнадзору, пятилетней период ее
существования можно расценить как самый «методологически плодовитый» в
истории отечественной контрольной службы. К сожалению, департаменту
страхового надзора при Министерстве финансов РФ не удалось сохранить
кадровый потенциал предшественника. Обращает на себя внимание неточность
информации, предоставленной для оценки состояния страхового бизнеса в
России. Так, если в начале текста Концепции указано количество страховых
компаний 1366, то далее их число – 1350. Непонятен и другой факт,
характеризующий работу органа надзора, ведь уже несколько лет как
установлено требование по размеру уставного капитала страховых организаций.
Тем не менее и сегодня есть структуры, не отвечающие самым минимальным
размерам.
В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и
в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо
принять законодательные меры, направленные на увеличение базового
минимального размера уставного (складочного) капитала российских
страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн.
рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. – до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006
г. – до 20 –26 млн. рублей. Одновременно следует выработать меры по
экономическому стимулированию учредителей страховых организаций к
капитализации полученной прибыли для повышения размеров уставных капиталов.
Чтобы повысить емкость рынка страховых услуг, необходимо разработать меры
по стимулированию страхования и перестрахования. Большинство страховщиков
не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять
страхование крупных рисков, однако ситуация разрешается с участием
перестраховщиков. Следует стимулировать развитие страхования и
перестрахования путем создания специализированных страховых объединений,
расширения участия российских страховщиков в международных системах
перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийного
потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Это позволит
также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить
необоснованный отток валютных средств за границу.
Международный рынок перестрахования переживает тяжелые времена, по оценкам
экспертов, он находится в низшей точке цикла. Подобное состояние рынок
переживал в 1991-1992 годах, когда отечественный рынок страхования делал
первые шаги. Поэтому прогноз для рынка перестрахования в России фактически
не отличается от других рынков – цены будут расти (специалисты ожидают, что
такое состояние продлится как минимум два-три года); перестраховочные
емкости будут сокращаться; контроль за андеррайтингом в прямых компаниях-
цедентах, так же как и условия перестрахования, будут строже. Поэтому чем
скорее российский рынок адекватно отреагирует на эти изменения, тем менее
болезненными будет «врастание» в международное страховое хозяйство.
Трагедия в США 11 сентября 2001 г. стала мощнейшим ударом по мировому рынку
страхования. Никогда убыток, содеянный человеческими руками, не был столь
высоким. Никогда кумуляция убытков по различным видам страхования не
приводила к столь печальным результатам для мирового страхового рынка в
целом – совокупный убыток, оцениваемый в 50,0 млрд. долларов, включает
убытки по страхованию имущества и перерыва в производстве, страхованию от
несчастных случаев, страхованию жизни, финансовому перестрахованию,
автострахованию, страхованию ответственности работодателя, авиационному
страхованию – всего по 23 видам страхования. По оценкам специалистов Norgan
Staniey, этот страховой случай резко негативно сказался на капитализации
мирового страхового хозяйства, сократив ее почти на 30 %.
В отношении российского рынка перестрахования можно сказать, что он
бесспорно развивается. Вместе с тем нельзя забывать, что перестрахование –
это бизнес больших и очень больших денег. Чтобы предоставить
перестраховочную емкость в 20,0 млн. долларов США, перестраховщик должен
обладать капиталом в десятки раз большим.
Задачи, которые ставятся в Концепции по совершенствованию системы
законодательства в области страхования, безусловно актуальны. Действующая в
настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по
нашему мнению, крайне хаотична. С одной стороны, действуют несколько
десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость
страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При
этом необходимость проведения целевого ряда упомянутых в этих нормативных
актах видов страхования в обязательной форме вызывает серьезные сомнения. В
то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии с ГК
РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они
должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются
законом, однако конкретно в соответствующих актах это не оговорено.
Наконец, законы о проведении в обязательном порядке ряда очевидных видов
страхования в течение долгого времени не принимаются. Достаточно напомнить
о судьбе закона об автогражданской ответственности.
Правительство отклонило законопроект «О порядке осуществления обязательного
страхования на территории РФ» и поручило Минфину доработать его. Против
принятия этого закона высказалась администрация Президента России. Из ее
заключения следовало, что в законопроекте отсутствует предмет
регулирования, а сам документ является излишне общим. По мнению
администрации Президента, вместо принятия отдельного законопроекта об
обязательном страховании можно включить соответствующую главу в Закон «Об
организации страхового дела в РФ».
Страховое законодательство является фундаментом для строительства
страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации
страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций,
требования к субъектам страховой деятельности, формы организации
государственного регулирования в страховании и т. п. Вот почему необходимо
разработать целостную систему обязательного страхования; осуществить меры
по развитию законодательства о налогах и сборах; об основах деятельности
обществ взаимного страхования.
В Концепции нашли отражение вопросы налогового регулирования страховых
операций. В перспективе планируется включить в перечень социальных
налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно
важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением,
пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом).
Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам
страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при
исчислении налога на прибыль организаций. Режим налогообложения операций по
долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования
физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых
рисков.
Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и
постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих
успешному росту экономики. Особо следует выделить планы Правительства по
стимулированию перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с
использованием механизмов долгосрочного страхования жизни и поэтапную
интеграцию национальной системы страхования с международным страховым
рынком.
Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения
старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном
страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего
пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в
осуществлении пенсионного страхования. Стимулом для развития долгосрочного
страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и
застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам
страхования. Страхование будет играть существенную роль в пенсионный
реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу
деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы
обязательного пенсионного страхования. Участие страховщиков наряду с
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|