на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Современная банковская система РФ

более жестких норм ответственности руководителей и учредителей (участников)

за осуществление действий, вызвавших банкротство кредитных организаций.

Вышеупомянутые поправки были внесены в Государственную Думу в октябре

1999 года и приняты в первом чтении в конце марта 2000 года, однако затем

процесс пошел медленнее, чем хотелось бы. Сейчас в этом вопросе наметились

позитивные сдвиги. Имеются неплохие перспективы получить в ближайшее время

необходимые изменения в законодательстве, позволяющие более эффективно

заниматься решением назревших проблем. Хотелось бы пожелать законодателям

успешно завершить работу по рассмотрению законопроектов в самой близкой

перспективе.

Важным вопросом и реальной проблемой банковской реформы является

ликвидация кредитных организаций, у которых отозваны лицензии. Главное

действующее лицо в процессе ликвидации — суды. Возможно, банки и финансы

должны быть предметом отдельного направления развития судебной реформы,

включающей специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику

финансовой, в том числе и банковской, деятельности. Практика показывает,

что решения судов по одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень

разноречивы. В целом проблема совершенствования законодательства и его

применения является одной из наиболее острых с точки зрения проведения всей

банковской реформы.

В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной

базы кредитных организаций необходимым является привлечение иностранных

инвестиций в банковскую сферу. Расширение присутствия иностранного капитала

с солидной репутацией на российском рынке банковских услуг будет иметь

позитивное значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой

конкуренции, привнесет в Россию современные банковские технологии, новые

финансовые продукты и в целом накопленную культуру банковского дела.

В связи с этим сохраняет свою остроту вопрос о формировании

благоприятного по международным меркам экономического, и в том числе

инвестиционного, климата. Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса

из развитых стран является то, что без лучшей защиты прав собственников и

кредиторов, прозрачного государственного регулирования экономики и четких

правил игры, приемлемых налоговых условий иностранные инвестиции в страну

не придут.

Роль иностранного капитала в банковской системе России невелика и

стабильна. Удельный вес банков с иностранным капиталом на протяжении ряда

последних лет в собственных средствах (капитале) и в активах банковской

системы России составляет около 10%. Так что желание солидного зарубежного

капитала прийти в страну, в том числе в банковскую систему, следует

приветствовать. В связи с этим следует решить и вопрос о порядке открытия в

стране филиалов иностранных банков, а также о режиме регулирования их

деятельности.

Следует подчеркнуть, что создание благоприятных условий ведения

бизнеса необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для

привлечения иностранного капитала, но прежде всего для развития

отечественного капитала, составляющего основу российской рыночной системы.

Очевидно, что иностранный и отечественный капитал должен чувствовать себя

достаточно — и в равной мере — комфортно.

2. Повышение качества реализации банковским сектором функций

по аккумулированию сбережений и их трансформации в кредиты и инвестиции

Коммерческие принципы организации банковского дела предопределяют

интерес банкиров к кредитованию экономики. В связи с этим проблема отнюдь

не в отсутствии у банкиров субъективного желания изменить свою роль в

воспроизводственном процессе. Но эти же принципы ориентируют на ограничение

принимаемого риска разумным уровнем, на кредитование только эффективных

проектов. Наиболее острые проблемы развития кредитования заключаются в

уровне кредитных рисков, а также в состоянии ресурсной базы банков. Многие

существенные факторы рисков, сдерживающие кредитную активность банков и

одновременно определяющие более высокую уязвимость кредитных организаций,

специализирующихся на кредитовании реального сектора экономики, как

отмечалось, возникают и развиваются вне банковской сферы.

В 2000 году процесс кредитования банками реального сектора экономики

активизировался. Объем кредитов предприятиям и организациям за 2000 год

увеличился на 326,7 млрд. рублей, или на 69,5% (за 1999 год — на 26,4%).

При этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных

организаций выросла с 29,6% на 1.01.2000 г. до 33,8% на 1.01.2001 года.

Отражением роста кредитной активности банков явилось также увеличение

количества заключенных кредитных договоров: общее количество договоров по

предоставленным кредитам по банковской системе в целом (исключая учтенные

кредитной организацией векселя) выросло с 1,2 млн. на 1.01.2000 г. до

1,6 млн. на 1.01.2001 года. Рост объема кредитов, предоставленных

предприятиям реального сектора экономики, наблюдался в 2000 году в 68%

действующих банков. Вместе с тем банки при кредитовании реального сектора

экономики по-прежнему демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что

следует оценить как безусловно положительный факт.

Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных

операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в

которой преобладают краткосрочные ресурсы. Банки испытывают весьма острый

дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено

как общим низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью

той их доли, которая размещена в банках. Многое зависит от состояния

реальных доходов предприятий и населения. Ситуация здесь следующая: по

данным Госкомстата, в 2000 году реальные располагаемые доходы населения не

превышают 80% от уровня 1997 года. Определенные надежды на улучшение в этой

сфере связываются с дальнейшим оживлением экономики, а также с введением

государственной системы гарантирования вкладов.

Насколько сильны позиции государства в банковском секторе? В рамках

развития банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается

вопрос о месте так называемых государственных банков.

В настоящее время непосредственно государство, включая в данном

контексте в это понятие федеральные органы исполнительной власти, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные

федеральные унитарные предприятия и учреждения, государственные унитарные

предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но

не включая Банк России), по данным Центрального банка Российской Федерации,

имеет вложения, превышающие 50% уставного капитала, только в 21 кредитной

организации (без учета банков, находящихся под управлением АРКО. Кроме

того, в собственности Правительства Российской Федерации находится также

Внешэкономбанк, не являющийся кредитной организацией по законодательству

Российской Федерации).

Удельный вес указанных кредитных организаций в собственных средствах и

активах банковской системы составляет немногим более 3%.

Может ли быть повышена эффективность работы этих банков с реальной

экономикой? Видимо, да. Для этого необходимо в том числе определить

критерии эффективности их деятельности, выработать стратегию

функционирования и решить вопросы совершенствования корпоративного

управления.

Что касается некоторого укрепления позиции государственных банков на

кредитном рынке, то в основном оно приходится на Сбербанк и Внешторгбанк.

При этом представляется более верным говорить не о результатах некоего

политического курса, а о естественных последствиях кризиса. Представляется,

что в среднесрочной перспективе банки с частным капиталом будут иметь более

динамичное развитие. Принципиально важным в этом контексте является

соблюдение принципа равных условий для ведения бизнеса всеми банками вне

зависимости от формы собственности. Ко всем банкам должны предъявляться

единые требования с точки зрения ограничения рисков и управления ими.

Развитие конкуренции — одно из фундаментальных условий развития бизнеса, в

том числе, разумеется, и банковского.

3. Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны

инвесторов

Укрепление доверия к банковской системе должно являться естественным

следствием решения указанных выше проблем. Хотел бы подчеркнуть этот тезис.

Иное решение, когда об укреплении доверия говорится порой чуть ли не как о

самоцели, представляется ошибочным. Экономическое доверие должно

базироваться на надежном фундаменте, а не быть верой в чудо или надеждой на

авось. Достоверность учета и адекватность информации о производственном и

финансовом состоянии хозяйствующих субъектов является принципиальным

требованием системы рыночных связей. Переход на МСБУиО позволяет выполнить

это требование.

В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к

внедрению международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета

кредитными организациями. Указанная работа затронет нормативную базу,

вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных

организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой

предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального

закона “О бухгалтерском учете”, который должен создать возможности для

практического внедрения учетных принципов, основанных на Международных

стандартах бухгалтерского учета и отчетности (МСБУиО). Необходимые

коррективы с учетом сказанного выше должны быть внесены также в налоговое

законодательство.

При этом Банк России исходит из необходимости фронтального перехода на

МСБУиО в масштабах всей экономики. Учет — это экономическая система мер и

весов. Очевидно, что она должна быть единой во всей экономике. В рамках

перехода на МСБУиО будут приняты дополнительные меры по оптимизации системы

отчетности, представляемой кредитными организациями, имея в виду в первую

очередь устранение дублирования и излишней детализиции информации,

упорядочение сроков представления отчетности.

Необходимо отметить ключевые факторы укрепления доверия к банковской

системе. Это снижение системных рисков, развитие корпоративного управления

и внутреннего контроля в банках, развитие транспарентности и рыночной

дисциплины на рынке банковских услуг, развитие системы банковского надзора.

Решение этих задач зависит от усилий всех ветвей власти, Банка России и,

разумеется, кредитных организаций и их владельцев.

Чуть более подробно о МСБУиО (элемент развития транспарентности и

рыночной дисциплины) и о защите вкладчиков (элемент снижения системных

рисков).

Одной из важных мер по защите интересов вкладчиков и, таким образом,

по привлечению сбережений населения в банковскую систему может стать

создание системы гарантирования (страхования) вкладов. С правовой точки

зрения основным условием введения такой системы является принятие

соответствующего федерального закона. Система гарантирования вкладов может

строиться на разных организационных принципах. Но в любом случае необходим

переходный период, по истечении которого на рынке частных вкладов не должно

оставаться банков, которым отказано или по установленным критериям должно

быть отказано в участии в системе гарантирования вкладов.

Учитывая состояние экономики банковской системы и возможности бюджета,

формирование системы гарантирования вкладов должно осуществляться поэтапно.

Этапность предполагает исходно низкий и при благоприятных условиях

постепенно повышаемый уровень гарантирования вкладов. При этом уровень

возмещения по вкладам даже в развитой системе гарантирования должен быть

умеренным, с тем чтобы не провоцировать снижения качества управления

банками или “безразличного” поведения вкладчиков. По значительным по

величине вкладам уровень компенсации, на наш взгляд, не должен превышать

50%, а максимальная компенсация должна распространяться только на небольшие

вклады, выполняя функцию социальной защиты наименее обеспеченных (и в силу

этого в общей своей массе наименее просвещенных) вкладчиков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.