организации (слияния, разделения, присоединения), смены собственников,
изменений законодательства Российской Федерации или в системе нормативного
регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, разработки новых
способов бухгалтерского учета.
Изменение в учетной политике должно быть обоснованным и оформляться
приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не
связанные с изменением законодательства Российской Федерации, должны быть
оценены в стоимостном выражении.
Как было сказано выше, определяя те или иные элементы учетной политики,
необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной
политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно
выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на
прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта
следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный
налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов)
банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей
налогообложения.
Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль.
Согласно п. 5.2. инструкции ГНС РФ от 10 августа 1995 г. № 37 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"
начиная с 1 января 1997г. организации (за исключением бюджетных и малых
предприятий) имеют право сами выбирать периодичность уплаты налога на
прибыль: ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным,
исходя из фактически полученной прибыли, либо ежеквартально, с уплатой
ежемесячных авансовых платежей. Порядок уплаты в бюджет налога на прибыль
определяется организацией и действует без изменения до конца календарного
года, что следует предусмотреть в учетной политике. Ежемесячная уплата
налога предусматривает и ежемесячное представление в ГНИ "Расчета налога от
фактической прибыли" и "Справки определения данных, отраженных по строке 1
"Расчета", а следовательно, и представление "Отчета о прибылях и убытках".
В этом случае, по всей видимости, следует предусмотреть и ежемесячное
формирование финансового результата.
Ежеквартальная уплата налога с уплатой ежемесячных авансовых платежей,
как это было и раньше, предусматривает доплату в бюджет разницы между
суммой, подлежащей взносу в бюджет исходя из фактически полученной прибыли
за квартал и уплаченными авансовыми платежами, проиндексированную на ставку
рефинансирования ЦБ РФ за квартал. Это, естественно, влечет за собой
дополнительное отвлечение оборотных средств банка, хотя и уменьшает объем
работы по составлению отчетности. В случае принятия решения о
ежеквартальной уплате налога на прибыль, на наш взгляд, следует
предусмотреть и ежеквартальное формирование финансового результата.
Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС.
В соответствии с инструкцией ГНС РФ от 11 октября 1995 г. № 39 "О порядке
исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость" кредитным
организациям предлагается два варианта исчисления НДС, подлежащего взносу в
бюджет.
Использование первого варианта согласно п.46 инструкции № 39
предусматривает ведение раздельного учета операций, участвующих и не
участвующих в получении доходов, подлежащих обложению НДС. Это относится не
только к доходам, но и к расходам по таким операциям. В случае ведения
такого учета сумма налога, подлежащего взносу в бюджет, определяется как
разница между суммами налога, полученного по доходам от налогооблагаемых
операций, и суммами налога, уплаченного в расходах по налогооблагаемым
операциям. Сумма НДС, уплаченного в расходах по необлагаемым налогом
операциям, относится на себестоимость оказанных банком услуг (при
соблюдении общих условий зачета по этому налогу).
При невозможности ведения раздельного учета облагаемых и необлагаемых НДС
операций согласно п. 47 инструкции № 39 сумма налога, подлежащего взносу в
бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученного по
доходам от налогооблагаемых операций, и суммами налога, уплаченного в
расходах, в части, определяемой удельным весом доходов, полученных по
операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов банка. Оставшаяся часть
уплаченного в расходах НДС относится на себестоимость оказанных банком
услуг. Зачет уплаченного НДС производится, если в отчетном периоде удельный
вес доходов, полученных по операциям, облагаемым НДС, в общей сумме доходов
банка превышает 5%. В противном случае весь уплаченный в расходах НДС
относится на себестоимость оказанных банком услуг.
Исходя из вышеизложенного, в учетной политике, вероятнее всего, следует
отразить второй вариант порядка исчисления НДС.
Кроме того, п. 47 инструкции дает банкам право определить в учетной
политике один из двух вариантов учета НДС по приобретаемым основным фондам
и нематериальным активам. Согласно первому варианту НДС при постановке на
учет основных средств и нематериальных активов, используемых при проведении
операций, облагаемых НДС, подлежит отнесению на расчеты с бюджетом, а
неиспользуемых - подлежит оприходованию в составе балансовой стоимости с
последующим отнесением на расходы через износ. Но поскольку, как уже
упоминалось выше, вести учет основных средств, участвующих и не участвующих
в проведении операций, облагаемых НДС, невозможно, долю НДС, подлежащую
возмещению из бюджета, следует определять в таком же порядке, как и при
возмещении налога по расходам, т.е. пропорционально доле облагаемых налогов
в общей сумме доходов и при условии, что эта доля превышает 5%. Для
определения доли НДС, подлежащей зачету, следует произвести в учете или
внесистемно следующие операции:
. выделить НДС из стоимости основных средств и нематериальных
активов, приобретенных в отчетном периоде;
. определить долю доходов, облагаемых НДС. в общей сумме доходов
банка;
. определить долю НДС, подлежащую зачету из бюджета;
. оставшуюся часть НДС вновь присоединить к стоимости основных
средств.
Поскольку производить такие операции как с отражением по учету, так и
внесистемно каждый отчетный период, особенно при большом объеме
приобретаемых основных средств, довольно сложно, по нашему мнению,
целесообразнее остановиться на втором варианте учета НДС по приобретаемым
основным фондам и нематериальным активам.
Согласно второму варианту приобретенные основные средства и
нематериальные активы приходуются вместе с уплаченной суммой НДС с
последующим списанием в установленном порядке через суммы износа на расходы
банка независимо от доли облагаемых доходов в общей сумме доходов в целом
по банку. Хотя это и приводит к некоторому незначительному завышению суммы
НДС, перечисляемой в бюджет, но позволяет сократить объем осуществляемых
операций, тем более, что редко в каком банке объем операций, облагаемых
этим налогом, превышает 5%.
И еще один момент следует закрепить в учетной политике банка по этому
вопросу: как приходовать основные средства непроизводственного назначения,
т.е. предназначенные для внебанковской деятельности с НДС или без него.
Согласно инструкции № 39 и многочисленных разъяснений ГНС РФ по этому
вопросу их следует приходовать без НДС, чтобы при начислении износа частица
НДС, содержащаяся в нем, не переносилась на затраты и не предъявлялась,
таким образом "к зачету", т.е. уменьшению платежей в бюджет (налога на
прибыль).
Налоговые аспекты учета кредитных операций.
Это касается прежде всего, размера процентов, уплачиваемых банком-
заемщиком банку-кредитору за пользование кредитом, который может быть
отнесся на расходы банка-заемщика, уменьшающие налогооблагаемую прибыль (в
пределах ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ, плюс три пункта - по
рублевому м в пределах 15 % -по валютному кредиту), и который не может быть
отнесен на расходы, уменьшаемые налогооблагаемую прибыль (сверх этих
ставок). К сожалению в схеме аналитического учета доходов и расходов не
предусмотрено выделение отдельных статей для учета таких процентов и банки
вынуждены вводить их самостоятельно в рабочей схеме аналитического учета
расходов.
Те же самые проблемы "технического" характера возникают в налоговом учете
кредитных операции и в отношении создания, корректировки и восстановления
на доходах резерва на возможные потери по ссудном и приравненной к ней
задолженности. В инструкции № 62-а фигурируют следующие формулировки:
отчисления в фонды и резервы под возможные потери по ссудам, "относимые на
себестоимость" и "не относимые на себестоимость". Однако и те, и другие по
схеме аналитического учета расходов относятся на одну и ту же статью -
29101, а на них следовало бы выделять в схеме две, что упростило бы
налоговый учет этих операций, поскольку отчисления, не относимые на с/с,
прибавляются к налогооблагаемой прибыли банка расчетным путем.
Та же самая проблема возникает и при восстановлении сумм резервов на
доходы банка при погашении ссуд, под которые те были созданы: здесь вместо
одной статьи доходов- 17101, следовало бы выделить две: восстановление
сумм со счетов фондов и резервов под возможные потери по ссудам "ранее
отнесенных на себестоимость" и "без отнесения на себестоимость". Последняя
из этих двух статей должна вычитаться из налогооблагаемой прибыли банка
расчетным путем, поскольку ранее (при создании этого резерва) она к ней
расчетным путем прибавлялась. Ситуация аналогичного характера возникает не
только при восстановлении сумм созданных резервов на доходы банка при
погашении ссудной задолженности, но и при корректировке резерва в связи с
переходом ссуды из первой группы риска во вторую. Если ссуда является
обеспеченной, то резерв следует относить на "Другие расходы”, по статье
29101 "Отчисление в фонды и резервы под возможные потери по ссудам,
относимые на себестоимость". В этом случае, резерв, созданные ранее по
первой группе риска и отнесенный независимо от обеспечения на статью "без
отнесения на себестоимость", должен быть восстановлен на доходы банка по
статье 17101 "Восстановление сумм со счетов фондов и резервов под возможные
потере по ссудам без отнесения на себестоимость", а затем создан резерв по
второй группе по статье 29101 "Отчисления в фонды и резервы под возможные
потери по ссудам, относимые на себестоимость".
Налоговые аспекты учета операций с ценными бумагами.
Выше было отмечено, что кредитные организации закрепляют в своей учетной
политике один из методов определения стоимости выбывающих ценных бумаг.
Значительные изменения произошли с 5 августа 1998 г. в налоговом учете
операций по реализации ценных бумаг, находящихся в портфеле банка в связи с
введением вышеуказанных изменений и дополнений к инструкции № 37. а именно:
. во-первых, установлены условия при которых убытки от реализации
ценных бумаг, фьючерсных и опционных контрактов, принимаются у всех
участников рынка ценных бумаг;
. во-вторых, признаются убытки в пределах рыночной цены с учетом
предельной границы ее колебания по всем акциям и облигациям,
обращающимся на организованном рынке ценных бумаг;
. в-третьих, результат реализации ценных бумаг, фьючерсных и
опционных контрактов определяется как разница между ценой
реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их
приобретению и реализации.
Это означает, что результат определяется без учета переоценки, что
вызывает дополнительные корректировки налогооблагаемой базы по налогу на
прибыль.
Что же касается признания расходов, связанных с приобретением и реализацией
ценных бумаг, лишь в момент реализации этих бумаг, то обеспечить адекватный
налоговому учету способ отражения этих операций в бухгалтерском учете
возможно. Для этого расходы, связанные с реализацией ценных бумаг, следует
относить непосредственно на соответствующую статью расходов, так как они
признаются для целей налогообложения, поскольку бумаги реализованы, а
расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, следовало бы включать в их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|