обозначения разных проявлений этого процесса. Однако, учитывая качественные
различия в социальном развитии, целесообразно использовать понятие
“социализация” применительно к развитию индивида в условиях общества, когда
в ходе онтогенеза происходят изменения и преобразования уже имеющихся или
находящихся на стадии. созревания механизмов жизнедеятельности. Более общим
является понятие “социальное развитие”, которое включает процесс
социализации индивидной подструктуры человека и формирование его как
личности и субъекта деятельности.
Социальное развитие означает формирование человека, как личности, включение
его в различные системы социальных отношений, институтов и организаций.
К наиболее сложным, целостным психологическим эффектам социального развития
относятся характеристики личности, такие, как высшие формы мотивации, включая
ценностные ориентации, интересы, целостные эффекты, структуры личности, ее
характер.
В то же время социальное развитие выражено в становлении человека как
субъекта деятельности, общения, познания.
Процесс социального развития человека носит многоступенчатый характер и
осуществляется на протяжении всей его жизни в различных направлениях.
Социальное развитие начинается еще в раннем детстве, поскольку ребенок с
момента рождения находится в социальной среде и с ней взаимодействует.
Вначале процесс социального развития выражается главным образом в
социализации индивидных форм, в подготовке в дальнейшем формированию сложных
форм психики. Но для того, чтобы социализация осуществлялась эффективно,
необходимы также предпосылки в виде естественных форм познавательной
деятельности, темпераментных особенностей, сферы естественных потребностей,
опыта невербального эмоционального общения, ориентировочно -
исследовательской активности различных нейродинамических характеристик. Их
специфика состоит в том, что у ребенка сразу же после рождения эти формы
носят незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в
социальной среде. Кроме того, сами естественные формы поведения, как yжe
подчеркивалось выше, носят исторический характер.
С момента рождения они ориентированы на усвоение сложной и многообразной
социальной программы.
В генетике это явление получило название социального наследования. А само
содержание этого опыта, определяемое в конечном счете характером общественно
экономических формаций, местом, занимаемым людьми в системе, социально-
экономических отношений, может быть назван “социальной программой”. Именно
социальная, а не генетическая - программа, регулирует процесс индивидуального
развития человека. Социальная программа не записана в генах и тем не менее
выступает как внутренний фактор развития личности.
Процесс социального развития есть результат последовательного включения
человека в различные системы социальных отношений. Наряду с факторами
прямого, межличностного взаимодействия, важное значение имеет совокупность
общественных отношений (социальные, экономические и культурные факторы) В
дошкольном периоде, который является первичной, непосредственной формой
социального развития, можно выделить ряд качественно различных фаз или этапов
этого развития.
Особенность первой фазы — новорожденности — состоит в том, что она содержит
предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм
социального развития. Положение о том, что предрасположенность человека к
социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человеческое
существо социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по
психологии раннего детства
Вторая фаза относится к младенческому возрасту, когда формируется
психологическая готовность к социализации па основе развития разноуровневой
структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование
доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, за
исключением представления. При особой чувствительности к разнообразным
воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающих
удовлетворение жизненно необходимых потребностей ребенка, появляется целый
комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность
поведения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие
воздействии ребенка на взрослого в виде жестикуляции, голосовых,
общедвигательных и эмоциональных реакций. Это дало основание Д. Б. Эльконину
сделать вывод о том, что эмоциональное общение со взрослыми представляет
собой ведущую деятельность младенца, на фоне и внутри которой формируются
ориентировочные и сенсомоторные манипулятивные действия. Эмоциональное
общение в качестве основного фактора развития определяет специфику
младенческого возраста. В этот ранний период жизни наряду с естественными
формами психического развития закладываются предпосылки для формирования
субъекта общения, познания, деятельности и личности.
Следующая, третья, фаза подготовительного периода — преддошкольный возраст —
характеризуется тем, что на ее протяжении формируется основной и
универсальный механизм социализации и социального развития в целом — речевая
деятельность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его
последующему социальному развитию. Овладение речью и общение, познавательная
и практическая, предметно-манипулятивная активность способствуют образованию
обобщенной и элементарной формы самосознания, собственного “я”. Это начало
построения социальных свойств как бы “сверху”, с образования высших элементов
личности и субъекта деятельности — самосознания, а не только “снизу”, с
развития их основы в виде индивидных свойств.
К концу преддошкольного возраста “я” ребенка представляет собой весьма
неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий
представление о своих простейших ндивидных и социальных характеристиках. И.
М. Сеченов и вслед за ним Б. Г. Ананьев дали блестящий анализ процесса
осознания ребенком самого себя, который развертывается у него параллельно с
отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять
себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся собственных
действий и состояний.
Процесс овладения речью в этот период представляет собой иерархическую
возрастную структуру, где идет одновременно разноуровневое развитие
фонематического слуха, слогообразование, построение слов и грамматических
синтаксических форм. Такой характер развития обусловливает ускоренный темп
формирования у ребенка языковой системы в целом. Этот процесс заканчивается в
основном к трем годам.
Речевая система представляет собой сложно многоуровневое образование, где на
основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и
развивается новый функциональный системный механизм, моделирующий объективную
языковую систему общества.
Формируясь в процессе общения и выполняя коммуникативную, прагматическую и
познавательную функции, речь ребенка служит средством выделения его из
социальной среды и в то же время является механизмом адаптации его к
требованиям социального окружения путем самоограничения своих желаний и
потребностей в ответ на предписания взрослых. К трем годам дети способны
произвольно изменить поведение и затормозить свои непосредственные импульсы
по словесному приказу взрослого.
Это подготавливает ребенка к активному восприятию многообразных воздействий
социального окружения в последующий, дошкольный период, с которого начинается
интенсивное социальное развитие психики.
Широкий и многообразный диапазон социальных воздействий на ребенка в
дошкольном возрасте приводит к появлению целого ряда социально-
психологических эффектов. Они возникают как в индивидной организации при
социализации психофизиологических функций, так и при формировании структурных
образований личности, субъекта общения, познания, деятельности и
индивидуальности в их первоначальном виде. Происходит переход психической
эволюции на качественно новый путь социального развития. В этот процесс
постепенно вовлекаются все естественные формы психики, и он приводит к
возникновению целого ряда психологических эффектов посредством речевой
деятельности, вносящей новый принцип в работу мозга.
Под воздействием второсигнальных импульсов и в контексте решаемых ребенком
социально и личностно значимых задач, происходят значительные изменения
чувствительности разной модальности. Важным элементом социализации в этот
период является включение в сенсорный и перцептивный опыт ребенка посредством
общения и речи социально-фиксированных эталонов в виде овладения системой
темперированных звуков, знания цветового спектра, набора геометрических
форм.
На этой основе осуществляется упорядочение и систематизация сенсорного и
перцептивного опыта в целом путем использования операций сличения и
сравнения, группировки, классификации и
сериации. Процессы восприятия становятся направленными, сознательно
регулируемыми и мотивируемыми актами. Наблюдение в начале своего развития
проходит стадии перечисления, описания, интерпретации. В качестве новых
свойств, приобретаемых в этот период, выступает и признак осмысленности,
когда воспринимаемый объект связывается со словом, а чувственное и смысловое
содержания перцепции взаимообусловливают друг друга. Таким образом, возникает
деятельностная структура процессов восприятия, и формируется субъект
познавательной деятельности.
Наряду с образной памятью, которая преобразуется под влиянием социальных
факторов в том же направлении, что и перцепция, формируется и способность к
запоминанию словесного материала. Кроме наглядно-действенной и наглядно-
образной форм мышления, образуется новый словесно-логический уровень решения
мыслительных задач. Таким образом, усложнение познавательной сферы ребенка
характеризуется тем, что в основных формах его психофизиологических функций
образуются и как бы надстраиваются качественно новые вербализованные уровни.
Посредством речи происходит и формирование нового типа регуляции психики и
поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания,
мышления. Не только в процессе восприятия, но и при запоминании и решении
разного рода задач ребенок начинает пользоваться различными
способами и приемами, которые усиливают психическую деятельность, превращая
ее в активный процесс, направленный на преобразование получаемых знаний. В
результате к концу дошкольного периода создается принципиально новый
познавательный аппарат, более совершенный с точки зрения требований
социального взаимодействия и дальнейшего культурного и интеллектуального
развития. Обширный и разнообразный комплекс психических изменений и
преобразований в процессе социального развития свидетельствует о начале
формирования новой психологической структуры субъекта познавательной
деятельности в ее различных модификациях в виде складывания
таких ее существенных составляющих, как целенаправленность и способность
решать отдельно от практических перцептивных мнемических, мыслительные задачи
с использованием разнообразных по составу операций.
Итак, выделим некоторые основные критерии или свойства, по которым можно
осуществить размежевание естественного и социального в психическом развитии.
К ним относятся: вербальность, произвольность, опосредствованность, —
формирующиеся процессе социализации природных форм психики и характеризующие
высший уровень развития психических функции. Естественным же формам
психического развития присущи противоположные свойства, такие, как
невербальность, непроизвольность, непосредственность, которые хотя и
сохраняют в ходе социогенеза свою относительную самостоятельность, но
приобретают подчиненный высшему интеллектуальному уровню характер. Отметим,
что Л. С. Выготский исходил из понимания детского развития как
диалектического единства двух принципиально различных рядов (натурального и
культурно-исторического). Основную задачу исследования он видел в адекватном
исследовании одного и другого ряда и в изучении законов сплетения на каждой
возрастной ступени.
К психологическим эффектам социального развития относятся личностные
особенности, мотивационно-потребностная сфера, включающая ценностные
ориентации, интересы и черты характера. Элементы личностной структуры
начинают также формироваться в дошкольный период, на первом этапе социального
развития. При этом наблюдается тесная связь личностных эффектов и тех
глубоких изменений, которые происходят в познавательной сфере ребенка.
Преобразованная под влиянием языковой системы психическая организация
необходима для осуществления социализации индивида, для формирования личности
и субъекта познания, общения и деятельности.
Отражение человеком социального окружения включает различные физические,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|