на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Специфика биологии человека

обозначения разных проявлений этого процесса. Однако, учитывая качественные

раз­личия в социальном развитии, целесообразно использовать по­нятие

“социализация” применительно к развитию индивида в ус­ловиях общества, когда

в ходе онтогенеза происходят изменения и преобразования уже имеющихся или

находящихся на стадии. созревания механизмов жизнедеятельности. Более общим

явля­ется понятие “социальное развитие”, которое включает процесс

социализации индивидной подструктуры человека и формирова­ние его как

личности и субъекта деятельности.

Социальное развитие означает формирование человека, как личности, включение

его в различные системы социальных отношений, институтов и организаций.

К наиболее сложным, целостным психологическим эффектам социального развития

относятся характеристики личности, такие, как высшие формы мотивации, включая

ценностные ориентации, интересы, целостные эффекты, структуры личности, ее

характер.

В то же время социальное развитие выражено в становлении человека как

субъекта деятельности, общения, познания.

Процесс социального развития человека носит многоступенчатый характер и

осуществляется на протяжении всей его жизни в различных направлениях.

Социальное развитие начинается еще в раннем детстве, поскольку ребенок с

момента рождения находится в социальной среде и с ней взаимодействует.

Вначале процесс социального развития выражается главным образом в

социализации индивидных форм, в подготовке в дальнейшем формированию сложных

форм психики. Но для того, чтобы социализация осуществлялась эффективно,

необходимы также предпосылки в виде естественных форм познавательной

деятельности, темпераментных особенностей, сферы естественных потребностей,

опыта невербального эмоционального общения, ориентировочно -

исследовательской активности различных нейродинамических характеристик. Их

специфика состоит в том, что у ребенка сразу же после рождения эти формы

носят незавершенный характер, и их дальнейшее развитие происходит в

социальной среде. Кроме того, сами естественные формы поведения, как yжe

подчеркивалось выше, носят исторический характер.

С момента рождения они ориентированы на усвоение сложной и многообразной

социальной программы.

В генетике это явление получило название социального наследования. А само

содержание этого опыта, определяемое в конечном счете характером общественно

экономических формаций, местом, занимаемым людьми в системе, социально-

экономических отношений, может быть назван “социальной программой”. Именно

социальная, а не генетическая - программа, регулирует процесс индивидуального

развития человека. Социальная программа не записана в генах и тем не менее

выступает как внутренний фактор развития личности.

Процесс социального развития есть результат последовательного включения

человека в различные системы социальных отношений. Наряду с факторами

прямого, межличностного взаимодействия, важное значение имеет совокупность

общественных отношений (социальные, экономические и культурные факторы) В

дошкольном периоде, который является первичной, непосредственной формой

социального развития, можно выделить ряд качественно различных фаз или этапов

этого развития.

Особенность первой фазы — новорожденности — состоит в том, что она содержит

предпосылки социализации индивидных свойств и всех последующих форм

социального развития. Поло­жение о том, что предрасположенность человека к

социальному развитию предусмотрена его наследственностью, что человече­ское

существо социально генетически, не раз подчеркивалось в исследованиях по

психологии раннего детства

Вторая фаза относится к младенческому возрасту, когда фор­мируется

психологическая готовность к социализации па основе развития разноуровневой

структуры задатков. В младенческий период происходит интенсивное формирование

доречевой комму­никации и почти всех естественных форм психики, за

исключе­нием представления. При особой чувствительности к разнооб­разным

воздействиям взрослых (речевым, эмоциональным и др.), обеспечивающих

удовлетворение жизненно необходимых потреб­ностей ребенка, появляется целый

комплекс неспецифических форм общения, а также эмоциональная избирательность

пове­дения. Именно в этот период жизни обнаруживается многообразие

воздействии ребенка на взрослого в виде жестикуляции, го­лосовых,

общедвигательных и эмоциональных реакций. Это дало основание Д. Б. Эльконину

сделать вывод о том, что эмоциональное общение со взрослыми представляет

собой веду­щую деятельность младенца, на фоне и внутри которой форми­руются

ориентировочные и сенсомоторные манипулятивные дей­ствия. Эмоциональное

общение в качестве основного фактора развития определяет специфику

младенческого возраста. В этот ранний период жизни наряду с естественными

формами психического развития закладываются предпосылки для формирова­ния

субъекта общения, познания, деятельности и личности.

Следующая, третья, фаза подготовительного периода — преддошкольный возраст —

характеризуется тем, что на ее протя­жении формируется основной и

универсальный механизм социа­лизации и социального развития в целом — речевая

деятель­ность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его

последующему социальному развитию. Овладение речью и общение, познавательная

и практическая, предметно-манипулятивная активность способствуют образованию

обобщенной и эле­ментарной формы самосознания, собственного “я”. Это начало

построения социальных свойств как бы “сверху”, с образования высших элементов

личности и субъекта деятельности — само­сознания, а не только “снизу”, с

развития их основы в виде ин­дивидных свойств.

К концу преддошкольного возраста “я” ре­бенка представляет собой весьма

неустойчивый, элементарный, недифференцированный комплекс, включающий

представление о своих простейших ндивидных и социальных характеристиках. И.

М. Сеченов и вслед за ним Б. Г. Ананьев дали блестящий анализ процесса

осознания ребенком самого себя, кото­рый развертывается у него параллельно с

отражением внешнего мира. Ребенок начинает называть себя по имени, выделять

себя как постоянное целое из текущего потока изменяющихся соб­ственных

действий и состояний.

Процесс овладения речью в этот период представляет собой иерархическую

возрастную структуру, где идет одновременно разноуровневое развитие

фонематического слуха, слогообразование, построение слов и грамматических

синтаксических форм. Такой характер развития обусловливает ускоренный темп

формирования у ребенка языковой системы в целом. Этот процесс заканчивается в

основном к трем годам.

Речевая система представляет собой сложно многоуровневое образование, где на

основе природной дифференциации звуков и их комплексов возникает и

развивается новый функциональный системный механизм, моделирующий объективную

языковую систему общества.

Формируясь в процессе общения и выполняя коммуникативную, прагматическую и

познавательную функции, речь ребенка служит средством выделения его из

социальной среды и в то же время является механизмом адаптации его к

требованиям социального окружения путем самоограничения своих желаний и

потребностей в ответ на предписания взрослых. К трем годам дети способны

произвольно изменить поведение и затормозить свои непосредственные импульсы

по словесному приказу взрослого.

Это подготавливает ребенка к активному восприятию многообразных воздействий

социального окружения в последующий, дошкольный период, с которого начинается

интенсивное социальное развитие психики.

Широкий и многообразный диапазон социальных воздействий на ребенка в

дошкольном возрасте приводит к появлению цело­го ряда социально-

психологических эффектов. Они возникают как в индивидной организации при

социализации психофизиологических функций, так и при формировании структурных

обра­зований личности, субъекта общения, познания, деятельности и

индивидуальности в их первоначальном виде. Происходит пе­реход психической

эволюции на качественно новый путь соци­ального развития. В этот процесс

постепенно вовлекаются все естественные формы психики, и он приводит к

возникновению целого ряда психологических эффектов посредством речевой

де­ятельности, вносящей новый принцип в работу мозга.

Под воздействием второсигнальных импульсов и в контек­сте решаемых ребенком

социально и личностно значимых задач, происходят значительные изменения

чувствительности разной модальности. Важным элементом социализации в этот

период является включение в сенсорный и перцептивный опыт ребенка посредством

общения и речи социально-фиксированных этало­нов в виде овладения системой

темперированных звуков, зна­ния цветового спектра, набора геометрических

форм.

На этой основе осуществляется упорядочение и систематизация сен­сорного и

перцептивного опыта в целом путем использования операций сличения и

сравнения, группировки, классификации и

сериации. Процессы восприятия становятся направлен­ными, сознательно

регулируемыми и мотивируемыми актами. Наблюдение в начале своего развития

проходит стадии перечисления, описания, интерпретации. В качестве новых

свойств, приобретаемых в этот период, выступает и признак осмысленности,

когда воспринимаемый объект связывается со словом, а чувственное и смысловое

содержания перцепции взаимообусловливают друг друга. Таким образом, возникает

деятельностная структура процессов восприятия, и формируется субъект

познавательной деятельности.

Наряду с образной памятью, которая преобразуется под влиянием социальных

факторов в том же направлении, что и пер­цепция, формируется и способность к

запоминанию словесного материала. Кроме наглядно-действенной и наглядно-

образной форм мышления, образуется новый словесно-логический уровень решения

мыслительных задач. Таким образом, усложнение по­знавательной сферы ребенка

характеризуется тем, что в основ­ных формах его психофизиологических функций

образуются и как бы надстраиваются качественно новые вербализованные уровни.

Посредством речи происходит и формирование нового типа регуляции психики и

поведения, складываются произвольные формы перцепции, памяти, внимания,

мышления. Не только в процессе восприятия, но и при запоминании и решении

разного рода задач ребенок начинает пользоваться различными

способами и приемами, которые усиливают психическую дея­тельность, превращая

ее в активный процесс, направленный на преобразование получаемых знаний. В

результате к концу до­школьного периода создается принципиально новый

познава­тельный аппарат, более совершенный с точки зрения требова­ний

социального взаимодействия и дальнейшего культурного и интеллектуального

развития. Обширный и разнообразный комп­лекс психических изменений и

преобразований в процессе со­циального развития свидетельствует о начале

формирования но­вой психологической структуры субъекта познавательной

дея­тельности в ее различных модификациях в виде складывания

таких ее существенных составляющих, как целенаправленность и способность

решать отдельно от практических перцептивных мнемических, мыслительные задачи

с использованием разнообразных по составу операций.

Итак, выделим некоторые основные критерии или свойства, по которым можно

осуществить размежевание естественного и социального в психическом развитии.

К ним относятся: вербальность, произвольность, опосредствованность, —

формирующиеся процессе социализации природных форм психики и характеризующие

высший уровень развития психических функции. Естественным же формам

психического развития присущи противоположные свойства, такие, как

невербальность, непроизвольность, непосредственность, которые хотя и

сохраняют в ходе социогенеза свою относительную самостоятельность, но

приобретают подчиненный высшему интеллектуальному уровню характер. Отметим,

что Л. С. Выготский исходил из понимания детского развития как

диалектического единства двух принципиально различных рядов (натурального и

культурно-исторического). Основную задачу исследования он видел в адекватном

исследовании одного и другого ряда и в изучении законов сплетения на каждой

возрастной ступени.

К психологическим эффектам социального развития относятся личностные

особенности, мотивационно-потребностная сфера, включающая ценностные

ориентации, интересы и черты характера. Элементы личностной структуры

начинают также формироваться в дошкольный период, на первом этапе социального

развития. При этом наблюдается тесная связь личностных эффектов и тех

глубоких изменений, которые происходят в познавательной сфере ребенка.

Преобразованная под влиянием языковой системы психическая организация

необходима для осуществления социализации индивида, для формирования личности

и субъекта познания, общения и деятельности.

Отражение человеком социального окружения включает различные физические,

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.