на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Специфика биологии человека

динамические и нравственные стороны облика и поведения человека.

Тем самым создается широкая характеризующаяся информационной избыточностью

основа для формирования первичных форм социальной ориентации. В это связи

намечаются два пути выработки указанной ориентации. Первый — это физические,

темпераментные особенности как основа формирования личности, они проявляются

и фиксируются ребенком главным образом в процессе непосредственного

взаимодействия с детьми и взрослыми. Второй путь связан с нравственными

качествами их усвоение обязательно опосредованно общением со взрослыми. При

этом физические возможности определяются более точно, чем моральные качества.

В оценке последних ребенок часто применяет понятия неадекватно и в очень

общей форме. При раскрытии содержания отдельных личностных качеств дети

используют различные способы.

Они или называют конкретные случаи поведения (68— 46%) или дают объяснения

обобщающего характера (32—54%). Общаясь со взрослыми, ребенок усваивает

знания о нрав­ственном поведении в категориальной форме, постепенно напол­няя

их конкретным содержанием путем отбора функциональных свойств, проявляющихся в

реальных взаимоотношениях в группе. Такой путь значительно ускоряет

нравственное развитие, но вместе с тем заключает в себе опасность отрыва

нравственного знания от поведенческой практики ребенка в условиях

недоста­точности его собственного нравственного опыта.

Личностные эффекты формируются в результате сложного взаимоотношения,

конвергенции процесса реального поведения и взаимодействия ребенка с внешним

миром, включая социаль­ное окружение, и процесса усвоения им норм, правил и

нрав­ственных критериев поведения. Поступки и действия ребенка

санкционируются обществом, приобретая тем самым социальную ценность. Его

поведение управляется взрослыми посредством нравственных критериев, оценок,

норм, которые направляют от­бор социально значимых актов. Однако к концу

дошкольного возраста ребенок сам начинает давать нравственные оценки, что в

конечном счете способствует их включению в качестве важ­ных компонентов в

структуру его первоначальных ценностных ориентации. Усваивая отдельные

качества личности, он вслед за взрослыми пользуется общим критерием

“хорошо—плохо” и посредством его осуществляет размежевание социально

полез­ных и негативных поступков, действии.

Различные свойства личности ребенка вначале представля­ют собой

непосредственные корреляты межличностных отноше­ний, являясь психическими

эффектами реальных взаимодейст­вий его с детьми и взрослыми. Личностный

компонент склады­вается в процессе взаимной социальной адаптации и усвоения

детьми требований, предъявляемых взрослыми к различным ви­дам деятельности и

поведения. В результате уже к пяти годам у ребенка появляется определенная

позиция в группе; происхо­дит дифференциация детей в системе межличностных

отноше­ний по социометрическому статусу.

К концу дошкольного возраста психологические эффекты (речь, ценностные

ориентации, интересы, черты характера) сами начинают выступать в качестве

внутренних факторов, положи­тельно влияющих на ход адаптации ребенка к

социальной среде. В силу глубоких и разнокачественных преобразований,

кото­рые неизбежны по мере вхождения ребенка в социальное окру­жение, период

до 6—7 лет можно считать первичным этапом со­циального развития. В то же

время раннее детство является критическим переходным периодом, когда

интенсивно развертывается многофазный процесс создания необходимых

предпосы­лок для последующего формирования социальных психологиче­ских

эффектов человеческого поведения и деятельности.

Новый, более высокий уровень развития психики, достигнутый в результате

первичной социализации, создает возможность для дальнейшего социального

развития. К концу дошкольного возраста создается готовность к обучению, и оно

становится ведущим фактором развития. Школьные годы жизни являются вторым

этапом социального развития. На данном этапе формируются те психологические

структуры субъекта учебно-познавательной деятельности и личности, которые

обеспечивают эффективность процесса обучения. Социальное воздействие

приобретает систематизированный характер, главным содержанием которого

являются объективные закономерности науки.

Раньше для ребенка существовал мир вещей, теперь перед ним — мир отношений и

закономерностей с их внутренней, строго научной организацией.

При сочетании аналитического и синтетического подходов в изучении

психического развития в условиях школы обнаруживается многообразие

психологических эффектов разного уровня интегрированности. Образование

структуры интеллекта на основе дифференцированного развития его свойств есть

целостный эффект социального развития субъекта познавательной деятельности

при направленном воздействии обучения как системной педагогического процесса.

Школьный период представляет собой этап становления и только субъекта

деятельности, но и личности. В это время формы общественно направленного

влияния усложняются и носят как непосредственный (процесс общения со

сверстниками и взрослыми), так и опосредованный, через различные каналы

социального воздействия (кино, телевидение, художественная литература и т.

д.), характер. Формирование личностных свойств осуществляется на основе

широкой ориентировки в социальном окружении и посредством усвоения

нравственных эталонов поведения, создаваемых различными видами искусства.

В школьные годы складываются целостные эффекты лично­сти и субъекта

деятельности: характер, общие и специальные способности, мировоззрение,

целеполагание и мотивационно-потребностная сфера, профессиональная

направленность, ценност­ные ориентации, произвольная саморегуляция поведения

и дея­тельности. Эти сложные компоненты формирующейся личности как субъекта

деятельности являются психологическими предпо­сылками вступления юноши или

девушки в самостоятельную жизнь. Их становление происходит при условии

реализации си­стемы педагогических задач и средств, учитывающей

психологи­ческую сложность и возрастную динамику объекта и субъекта процесса

обучения — школьника.

В период взрослости происходит дальнейшее развитие чело­века. Оно связано со

сменой социальных ролей в разных сферах общения, в различных видах практики и

поведения. Решающая роль в формировании личностных качеств взрослого

человека принадлежит его трудовой, профессиональной деятельности. Ведь в ходе

нее проявляется социальная значимость, сущность чело­века как представителя

общества. “В процессе жизни в общест­ве у каждого индивида формируется

сложнейшая — многомер­ная, многоуровневая и динамическая—система субъективно-

лич­ностных отношений” В период взрослости форми­руются те свойства, которые

характеризуют зрелую личность. В изучении человека как личности Б. Г. Ананьев

выделял, наря­ду со статусом, общественными функциями и различными роля­ми,

мотивацией в зависимости от целей и ценностей, мировоззрение и всю

совокупность отношений личности к окружающему миру, характер и склонности. Он

подчеркивал, что “социальное формирование человека не ограничивается

формирова­нием личности — субъекта общественного поведения и коммуни­кации.

Социальное формирование человека—это вместе с тем образование человека как

субъекта познания и деятельности. Переход от игры к учению, смена различных

видов учения, под­готовка к труду в обществе и т. д. — это одновременно

стадии развития свойств субъекта познания и деятельности, изменения

социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление

личности”.

Консолидация основных психологических подструктур чело­века, осуществляемая в

школьном возрасте, в период взросло­сти усиливается и приобретает новый вид.

Социогенез в этот пе­риод происходит в двух направлениях: в плане усиления

интер­структуры разнородных компонентов субъекта деятельности, личности, и в

плане усиления интраиндивидуальных отношений внутри этих отдельных

подструктур. В связи с включением в разнообразные социальные сферы

жизнедеятельности (профес­сиональный труд, обучение, семья, общественные и

самодеятель­ные организации) в условиях самостоятельного выбора своего

жизненного пути необходимы не только знания, но и выработка сознательного

отношения к различным сферам жизни, формирование определенной позиции.

“Позиция личности как субъекта общественного поведения и многообразных

социальных деятельностей представляет сложную систему отношений личности (к

обществу в целом и общностям, к которым она принадлежит, к труду, людям,

самой себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей

деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность. Вся

эта сложная система субъективных свойств реализуется в определенном комплексе

общественных функций-ролей, выполняемых человеком заданных социальных

ситуациях развития”.

Значимость социально-психологических характеристик личности определяется их

регулирующей функцией. Человек принимает то или иное решение именно на основе

учета определенной совокупности своих субъективных отношений к разным

сторонам окружающей действительности. В сферу субъективных отношений

включаются также отношения к себе как субъекту социальных отношений и как

личности в целом. Все это оценивается социально развитой личностью с позиции

включенности, например в производственные отношения и в саму производственную

деятельность. Одним из интегральных проявлении регулирующей функции отношений

к различным сторонам производства и быта выступает реальная и потенциальная

текучесть кадров. Степень зрелости личности оказывает воздействие на

последующую ее адаптацию к новой социальной среде. Как показало комплексное

исследование адаптационных процессов молодых рабочих в условиях завода, те,

кто самостоятельно, на основе сформировавшейся системы отношений и

собственный оценок выбрали профессию, быстрее и легче адаптируются условиям

производства и выражают удовлетворенность своей деятельностью.

Важность исследований субъективных отношений для понимания процесса

формирования личности как субъекта общественного поведения и социальной

деятельности состоит в том, что качественные изменения в ее психологии

начинаются именно перестройки системы этих многообразных отношении. На это

обращал внимание Л. С. Выготский, имея в виду, в частности, подростковый

кризисный возраст. Субъективные отношения личности являются наиболее

подвижным ее элементом, поскольку они выражают непосредственную связь,

взаимодействие человека с обстоятельствами жизни, с жизненно важными

условиями, динамика которых так или иначе проявляется во внутренних

личностных изменениях данного класса свойств. Поэтому превращение пассивного

отношения человека к окружающему миру в активное, позитивно направленное

происходит при изменениях социальных ситуаций его жизни и деятельпости.

Основное значение изучения субъективных отношений в их многообразных

проявлениях состоит в том, что они являются ба­зовой системой свойств для

построения других основных под­структур личности и субъекта деятельности,

таких, как харак­тер, высшие формы мотивационно-потребностной сферы.

Взрослость является периодом образования максимально широкого, с точки зрения

разнообразия, круга субъективных отношений, путем включения личности в новые

социальные ситуации — профессионально-производственные, учебные, семейные,

обществен­ные, спортивные и т. д. Усиление социальных связей и их

много­образие создает принципиально новые возможности для разви­тия личности.

Многомерность самих отношений создает диагно­стические возможности для

выявления степени выраженности гармоничности их развития и вместе с тем для

определения внутренних условий становления личности в целом, во всех ее

подструктурах.

Личность, — подчеркивает Б. Г. Ананьев, — есть общественный индивид, объект

и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее

полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления

человеческого развития, включая природные особенности... Лишь

охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности,

включая социальное направление образования и общественного воспитания, т. е.

определив человека как объект общественного развития, мы можем показать

внутренние условия его становления, как субъекта общественного развития. В

этом смысле личность всегда конкретно - исторична, она — продукт своей эпохи

жизни страны, современник и участник событий, составляющие вехи истории

общества и ее собственного жизненного, пути.

Социальное в человеческом развитии выступает в многообразных проявлениях,

представляя собой процесс социализации индивидных свойств и становление

новообразований в виде таких сложнейших психологических подструктур человека,

как личность и субъект профессиональных видов деятельности, познания и

общения.

Литература:

- Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. Л., 1969.

- aкинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация

человека. Л., 1977.

- Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации //Человек и

общество / Под общ. ред. Б. Г. Ананьева и Л. И. Спиридонова. Л.,Ч. 1971. Вып.

IX.

- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания / Ред. колл.:

Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, Ю. М. Забродин. М., 1977.

- Ананьев Б. Г. Избр. психол. труды: В 2 т. / Под ред. А. А.

Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М., 1980.

- Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. М., 1985.

- Биологическое и социальное в развитии человека /Отв. ред. Б. Ф.

Ломов. М., 1977.

- Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982—1984.

- Гальперин П. Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка

//Вопросы психологии. 1969. № 1.

- Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов

у ребенка. М., 1956.

- Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М.,

1963.

- Равич-Щербо И. В., Шибаревская Г. А. Структура динамич­ности

нервных процессов у детей школьного возраста // Проблемы

диф­ференциальной психофизиологии. Т. 7. М., 1972.

- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946

- Сеченов И. М. Избр. произв. М., 1952. Т. 1.

- Тонкова - Ямпольска Р. В. Развитие речевой интонации у детей

первых двух лет жизни //Вопросы психологии. 1968. № 3.

- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития

детском возрасте // Избр. психол. труды / Под ред. В. В. Давыдов , В. П.

Зинченко. М„ 1989.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.