на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Государственный бюджет

бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности,

финансируются отдельные сферы деятельности - оборота, управление, охрана

общественного порядка и безопасность государства, фундаментальная наука и

др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности

путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и

искусство.

Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств -

собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что

изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и

предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный

характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется

значительная часть бюджета. Другая часть бюджета формируется и используется

на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных

кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным

государствам.

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателе

прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие

показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами

общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой

системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами

предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами

населения. Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов

и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются

платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих

организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении,

основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством -

конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае

коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы,

которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и

расходуются на нужды своего развития.

Финансовый план государства взаимосвязан и с балансом денежных доходов

и расходов населения. В доходной части баланса показываются получаемая

бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия,

стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж

бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд.

В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в Российской

Федерации стали сводиться с дефицитом.

Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) - это превышение

расходов бюджета над доходами.

По методике Международного валютного фонда размер первичного дефицита

федерального бюджета определяется:

Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию

государственного долга).

Профицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) это превышение

доходов бюджета над его расходами.

Безусловно, разбалансированность доходов и расходов свидетельствует о

негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит

бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает

инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым

уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.

1.2 Принципы бюджетной системы РФ

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно

сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты

субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы

и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение

доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же

бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и

другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее

развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного

механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного

построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и

четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда

возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной

бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные

принципы бюджета:

- единство бюджетной системы РФ;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

РФ;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов

государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего покрытия расходов бюджета;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Для примера рассмотрим некоторые из них.

Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы,

денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного

процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования

расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной

системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий

по осуществлению расходов за органами государственной власти.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов

местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ

самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня

бюджетной системы РФ;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного

самоуправления самостоятельно определять направление расходования

средств соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе

исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над

расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней

бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и

дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов

(решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением

законодательства.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных

бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета

и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и

получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения

заданных результатов с использованием наименьшего объема бюджетных средств.

Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета

должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений источников

финансирования его дефицита.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей

прогнозов социально – экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает,

что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей

бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование

конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности

предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не

обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются

нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

2 Анализ бюджетного устройства в Российской Федерации

2.1 Источники формирования доходов в бюджете

Как отмечает Совет Федерации Федерального Собрания Российской

Федерации, экономическая ситуация в стране, несмотря на некоторое снижение

темпов инфляции, продолжает оставаться крайне сложной.

Неблагоприятными являются характеристики всех основных

общехозяйственных показателей: продолжается падение промышленного

производства, сокращается масса прибыли, растет число убыточных

предприятий, сверхвысокий уровень ставки банковского процента блокирует

инвестиционную активность производителей. Одним из наиболее тревожных

проявлений деградации производственной сферы российской экономики является

положение аграрного сектора.

В экономике страны продолжается кризис неплатежей ( это прежде всего

результат пассивного отношения государства к экономике предприятий, в том

числе отказа от политики государственного протекционизма российских

товаропроизводителей.

Критическое состояние материального производства, в котором была

занята подавляющая часть населения России, вызвало глубокие социальные

деформации в обществе, из которых наиболее существенной является нарушение

нормальных пропорций формирования денежных доходов населения, происходящее

на фоне все еще сохраняющейся проблемы невыплаты заработной платы.

Финансирование образования, науки, культуры и здравоохранения из

федерального бюджета не обеспечивает даже минимальных потребностей этих

социально значимых областей, в которых из-за этого также сложилась сложная

ситуация.

Однако, рассматривая бюджет, мы видим, что основная проблема здесь не

только в нерациональном построении структуры распределения отдельных

статей, но, прежде всего ( в простой нехватке денежных средств в результате

недоисполнения доходной части бюджета. Таким образом, ключом к успешному

проведению реформы в России, по существу, является успешное построение,

организация и исполнение доходной части бюджета РФ. Действительно, именно

из-за не в полной мере выполненной доходной части правительство вынуждено

сокращать расходы бюджета, в том числе и на культуру, медицинское

страхование. Это же и является причиной задержек выплаты пенсий, пособий,

денежного довольствия и заработной платы в бюджетных организациях.

2.2 Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения

государства на федеральном, региональном и местном уровнях с

государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а

также населением по поводу формирования и использования централизованного

фонда денежных ресурсов.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для

обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение

финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой

политики государства.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему

государства. Взаимосвязь между ее отдельными звеньями, организацию и

принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным

устройством.

Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и

управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение

определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая

направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения

функций между уровнями управления.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных

государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой

политики государства, цели которой обусловливаются его экономической

политикой. При этом значение государственного финансового регулирования

через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.