на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контрольная: Основные этапы исторического развития естествознания

параллелями.

Следует отметить, что в рассматриваемый период завершили свое формирование

основополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всего

геометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельных

есте­ственных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение.

Все эти науки создавались жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья,

мудрецами Древней Индии и Древнего Китая. Натурфилософы Древней Греции были

теснейшим образом связаны с этими жрецами, а многие являлись их

непосредствен­ными учениками. Все науки того времени были тесно вплетены в

философско-религиозную мысль и по существу считались знанием элиты (религиозной

или философской) древнего общества[4].

1.3. Древнеримский период античной натурфилософии.

В 30-х гг. до н.э. новым научным центром становится Рим со своими интересами

и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и

результативность. Закончился период расцвета великой эллинис­тической науки.

Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и Галена в

медицине.

Птолемей жил, возможно, в 100-170 гг. н.э. Особое место сре­ди его

работ занимает «Великое построение» (в арабском перево­де — «Альмагест»),

которая является итогом всех астрономических знаний того времени. Эта

работа посвящена математическому опи­санию картины мира (полученной от

Аристотеля), в которой Солн­це, Луна и 5 планет, известных к тому времени,

вращаются вокруг Земли. Из всех наук Птолемей отдает предпочтение математике

ввиду ее строгости и доказательности. Мастерское владение математическими

расчетами в области астрономии совмещалось у Птолемея с убеж­дением, что звезды

влияют на жизнь человека. Геоцентрическая картина мира, обоснованная им

математически, служила основой мировоззрения ученых вплоть до опубликования

труда Н.Копер­ника «Об обращении небесных сфер».

Наука античного мира обязана Галену (130-200 гг.?)

система­тизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические

исследования, полученные медиками александрийского Музея; ос­мыслил элементы

зоологии и биологии, воспринятые от Аристо­теля; теорию элементов, качеств и

жидкостей системы Гиппокра­та. К этому можно добавить его телеологическую

концепцию.

1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания.

В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни общества.

Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету

движения научной мысли Древ­него Мира и античности перехватил Арабский мир,

сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал,

что арабы как губка впитали в себя мудрость античности, а затем передали его

Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения

[5].

Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений

создать огромную импе­рию, в которую помимо Аравийского полуострова вошли

многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина

Пиренейского полуострова. Развитие исламской государ­ственности в VIII—XII

вв. оказало благотворное влияние на обще­мировую культуру. К Х в.

сформировались наиболее крупные куль­турные центры Арабского мира: Багдад и

Кордова. В этих городах было много общественных библиотек, книжных магазинов,

суще­ствовала мода и на личные библиотеки.

Арабский мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки.

Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был

выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) —

выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201— 1274) —

философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) — великий

астроном и организатор науки, один из на­следников Тимура, а также Джемшид,

Али Кушчи и многие дру­гие ученые.

Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал

астролябию — прибор для определения поло­жения небесных светил. Бируни со

всей решительностью утверж­дал, что Земля имеет шарообразную форму, и

значительно уточ­нил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли

вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля

и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве.

5. Естествознание в средневековой Европе.

В то же самое время в Европе читали, главным образом, Библию, предавались

рыцарским турнирам, войнам, походам. Была распространена куртуазная

лите­ратура, посвященная прекрасным дамам и рыцарской любви. Толь­ко единицы

имели склонность к философии и серьезной литературе времен античности.

Однако естествознание развивалось и в средневековой Европе, причем его

развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски

алхимиков и влияние университетов, ко­торые были чисто европейским

порождением. Огромное число от­крытий в алхимии было сделано косвенно.

Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала

конк­ретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в

исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, хи­мические элементы.

С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были

университеты в Болонье и Париже. Благодаря уни­верситетам возникло сословие

ученых и преподавателей христиан­ской религии, которое можно считать

фундаментом сословия ин­теллектуалов.

1.6. Этап, называемый «научной революцией».

Периодом «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.

Первая дата соответствует публикации Н. Копер­ником работы «Об обращениях

небесных сфер»; вторая — И. Нью­тоном «Математические начала натуральной

философии».

Все на­чалось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера,

Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея,

просуществовавшую около полутора тысяч лет.

Þ Копер­ник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;

Þ Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей си­лой,

приводящей планеты в движение, считал магне­тическую силу Солнца, идею

материального круга (сферы) заменил совре­менной идеей орбиты, ввел в

практику наблюдение пла­нет во время их движения по небу;

Þ Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку

результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел

эллип­тические он количественно опи­сал характер движения планет по этим

орбитам;

Þ Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики

небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя

принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две но­вые отрасли

науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения

Ньютона, которые мы рассмотрим далее.

Þ Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории

гравитации объеди­нил физику Галилея и физику Кеплера.

В течение этого периода изменился не только образ мира. Из­менились и

представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных

институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и

философией, между научным знани­ем и религиозной верой. Выделим во всем этом

следующие основ­ные моменты.

1. Земля, по Копернику, — не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное

тело, как и другие. Но если Земля — обычное небесное тело, то не может ли

быть так, что люди обитают и на других планетах?

2. Наука становится не привилегией отдельного мага или про­свещенного

астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Ари­стотеля), который все

сказал. Теперь наука — исследование и рас­крытие мира природы, ее основу

теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом

языке.

3. Наиболее характерная черта возникшей науки — ее метод. Он допускает

общественный контроль, и именно поэтому наука ста­новится социальной.

4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а

функцию[6].

Научная революция порождает современного ученого-эксперимен­татора, сила

которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим

благодаря новым измерительным прибо­рам. Новое знание опирается на союз

теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с

одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников,

гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.

Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало

огромное влияние на дальнейшее развитие науки.

Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ

Основной метод исследований Нового времени — научный эксперимент, который

отличается от всех возможных наблюде­ний тем, что предварительно

формулируется гипотеза, а все на­блюдения и измерения направлены на ее

подтверждение или оп­ровержение.

Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи

(1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет до этой эпохи, и у него не было

соответствующих технических воз­можностей и условий. Не разработана была также

логическая струк­тура экспериментального метода. Эксперименту Леонардо да Винчи

недоставало строгости оп­ределений и точности измерений, но можно только

восхищаться универсальностью ума этого человека, которой восторгались его

современники и которая поражает сегодня нас. С методологической точки зре­ния

Леонардо можно считать предшественником Галилея. Помимо опыта он придавал

исключительное значение математике. «Лучше маленькая точность, чем большая

ложь», — утверждал он[7].

Начало экспериментальному методу Нового времени положи­ло изобретение двух

важнейших инструментов: сложного микро­скопа (ок. 1590 г.) и

телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной

силой линзовых стекол. Но сущ­ность и микроскопа, и телескопа заключается в

соединении не­скольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое

соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей

теоретической идеи. Первый микроскоп изоб­рел, по всей видимости, голландский

шлифовальщик стекол Захарий Янсен, первую подзорную трубу — голландский оптик

Франц Липперстей.

С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно

новый уровень. Были открыты (еще Галилеем) четы­ре наиболее

крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом,

звезд; было достоверно уста­новлено, что туманности и галактики являются

огромным скопле­нием звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на

Солн­це, которые вызвали особые возражения и даже ярость руководи­телей

католической церкви.

К середине XVII в. выдающийся астроном Гевелий изготовил первую карту

Луны. Именно он впервые предложил принятые в настоящее время названия

темных пятен Луны — океаны и моря. Гевелию удалось наблюдать девять больших

комет, что положило начало их систематическому исследованию.

В конце века Тихо Бра­ге усовершенствовал технику наблюдений и измерений

астроно­мических явлений, достигнув предела возможностей использованного им

оборудования. Он также ввел, как отмечалось выше, в практику наблюдения

пла­нет во время их движения по небу.

В Новое время, во многом благодаря экспериментальному методу, были объяснены

многие довольно простые яв­ления, над которыми человечество задумывалось в

течение многих веков, а также были высказаны идеи, определившие научные

поиски на века вперед.

Þ Законы функционирования линз удалось объяснить Кеплеру;

Þ Проблему «почему вода в насосах не поднимается выше 10,36 м» -

Торричелли сумел связать с давлением ат­мосферы на дно колодца.

Þ Правильные объяс­нения приливов и отливов в морях и океанах, дали

Кеплер (начало рассуждений) и Ньютон.

Þ Причина цветов тел была установлена Ньютоном. Его теория цветов

представляет собой одно из выдающихся достижений оп­тики, сохранившее

значение до настоящего времени. Ньютон также начал разработку эмиссионной и

волновой теорий света, современный фундамент которой создал Гюйгенс.

В XVI-XVII вв. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований

. В 1543—1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О стро­ении человеческого тела»,

которая была прекрасно иллюстриро­вана и сразу же получила широкое

распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.