нее самые разные воздействия. Душевное равновесие возможно только при условии
физиологической и психологической адаптации человека к природному миру, а
так как человек — это, прежде всего существо социальное, то адаптироваться к
природе он может только через общество. Если ценностные ориентиры социума
направлены не на гармонию с природой, а, напротив, изолируют его от нее,
проповедуя разросшийся урбанизм, то человек, воспринявший эту ценностную
ориентацию, становится раньше или позже жертвой своей собственной ценностной
установки. Кроме того, у него образуется своеобразный средовой вакуум, как
бы недостаток сферы деятельности, и никакие социальные условия не могут
возместить человеку психологические потери, связанные с «отчуждением»
природы. Будучи не только социальным существом, но и существом биологическим,
человек погибнет без общества людей, погибнет и без общения с природой. И
социальные и природные силы действуют в этом смысле беспощадно.
Понятие среды не ограничивается только сферой Земли, но включает в себя и
космос в целом. Земля — не изолированное от Вселенной космическое тело. В
современной науке считается твердо установленным, что жизнь на Земле возникла
под влиянием космических процессов. Поэтому вполне естественно, что всякий
живой организм каким-то образом взаимодействует с космосом. Мы живем в унисон
со всей космической средой, и любое ее изменение отзывается на нашем
состоянии.
Существует предположение, что не только возникновение жизни на Земле, но и
ежесекундное функционирование живых систем не может быть отделено от их
постоянного взаимодействия с различного рода излучениями, идущими из космоса.
Мы воспитаны на довольно ограниченном воззрении на жизнь как на результат
игры стихийных сил земного пребывания. Возможно, что жизнь в гораздо большей
степени зависит от влияний сил космоса, чем нам думается. И динамика этих
сил заставляет все без исключения клеточки живого организма, а не только
сердце биться в унисон с «космическим сердцем» в бесконечной гармонии с
небесными телами и процессами, и, разумеется, прежде всего, с теми, которые
к нам всего ближе,— с планетами и Солнцем. Ритмы космоса оказывают огромное
влияние на динамику изменения биополей растений, животных и человека.
Энергия безмерно удаленных от нас космических тел и их ассоциаций имела
большое значение в зарождении и эволюции жизни на нашей планете. Жизнь и
разум, видимо, есть и в иных мирах, так что человек, как частица ноосферы,—
это социально-планетарно-космическое существо.
Коль скоро среда оказывает решающее воздействие на человека, само это понятие
должно подвергнуться тщательному анализу, не упускающему из внимания ни ее
космический, ни ее природный, ни ее социальный компоненты.
3. Человек как личность
Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие
индивида указывает, во-первых, на отдельную особь как представителя высшего
биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, на единичный, отдельный
«атом» социальной общности. Индивид в качестве особой единичной цельности
характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и
психофизиологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой,
активностью.
В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как
функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как его
сущностная характеристика.
Первая концепция опирается на понятие социальной роли. При всей значимости
этого аспекта понимания личности он не позволяет нам раскрыть внутренний,
глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом
случае не всегда и не обязательно выражает действительную сущность человека.
Более глубокая интерпретация понятия личности раскрывает последнюю уже не в
функциональном, а в сущностном плане: она здесь - центр самосознания, источник
воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во
внутренней жизни человека. Личность — индивидуальное средоточие и выражение
общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира,
прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм.
Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального
образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда
общественно развитый человек.
Личность формируется в процессе деятельности. Процесс социализации требует от
индивида продуктивной активности, выражающейся в постоянной корректировке
своих действий, поведения, поступков. Это, в свою очередь, вызывает
необходимость развития самооценки, что связано с развитием
самосознания. В этом процессе отрабатывается свойственный именно личности
механизм рефлексии. Самосознание и самооценка в совокупности образуют
тот основной стержень личности, вокруг которого складывается неповторимый по
богатству и разнообразию тончайших оттенков «узор» личности, присущая только ей
специфика.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических
задатков, воздействия социальных факторов и ее психосоциального ядра — «я».
«Я» есть сущностный элемент структуры личности, это высший, регулятивно-
прогнозирующий духовно-смысловой ее центр, служит основой внутренней
самооценки и представляет собою то, каким индивид видит себя в настоящем,
будущем, каким он хотел бы быть, каким мог бы быть, если бы хотел. Человек
как личность не есть некая законченная данность. Он — процесс, требующий
неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно
являет собой привилегию человека, поднявшегося до высокого уровня духовности.
Человек вопрошает себя: кто я? зачем я явился в этот мир? в чем смысл моей
жизни, мое предназначение? живу ли я согласно велениям бытия или нет? Только
выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,
получает возможность осознанно, целенаправленно действовать, реализуя свою
сущность. Мировоззрение — это как бы мост, связывающий личность и весь
окружающий ее мир.
Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности.
Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность»,
означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже
есть результирующий показатель личности. Люди с сильной волей обладают и
сильным характером.
Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная
сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко
приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует
самому себе, этическому императиву своей личности. Люди по-разному реагируют на
испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального
насилия, а другая — закалиться. Только свободно проявляющаяся личность может
сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности
определяется ее нравственным императивом и является показателем степени
развитости самой личности.
Уникальность человека проявляется на биологическом уровне. Сама природа
зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное,
особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в
себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного
индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром
уникальности. Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем
проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом
человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его
бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой.
Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Личность
включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого
рода: ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного
общества с его специфическими социально-политическими, национальными.
Какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества? Каким
было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем
оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами,
способностями? Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное
общество?
Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления
успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность
личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная
потребность развития здорового, разумно организованного общества.
4.Человек, коллектив и общество. Формирование и развитие.
Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным
коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его
член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль — роль исключительно
важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается
духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно
выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере
созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения,
складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик
каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и
достижений общества — личности. Коллектив не есть нечто безликое, сплошное и
однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных
неповторимых индивидуальностей. И в нем личность не тонет, не растворяется, а
выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию,
каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль, имеющую в
громадном спектре разнообразных видов деятельности единую основу. В развитом
коллективе человек поднимается до осознания значимости своей личности.
Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые
неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по
интересам — это клубы, общества, секции, здесь связи между их членами
характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы,
симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.
Ныне при достаточно широко развитой социально-психологической службе на
предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их
члены были бы объединены также по неформальным признакам. Но и в каждом
формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно
заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными
отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными,
эстетическими, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими
им житейскими проблемами.
Поскольку, как уже сказано, каждый член коллектива — личность,
индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и
характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны
разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и
«проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность — дойдет
ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями к
всеобщему благу.
Раздел 2. ЧЕЛОВЕК В ПОТОКЕ ИСТОРИИ.
Конкретно-историческое понимание личности.
Взаимоотношения человека и общества существенным образом видоизменялись в
ходе истории. Изменялось вместе с этим и конкретное наполнение, конкретное
содержание и собственно личности. Ретроспективный взгляд на историю
раскрывает перед нами богатство и разнообразие типов личностей, характерных
для определенных типов культур и мировоззрений: античности. средневековья,
эпохи Возрождения, нового времени и т. д.
Личность XX столетия резко отличается, например, от личности даже не столь
отдаленного исторического прошлого, скажем, личности XVIII—XIX вв. Это
связано не только с культурными эпохами в истории человечества, но и со
сменой общественно-экономических формаций.
Общество в целом в своей жизнедеятельности руководствовалось ритуалами,
обычаями предков. В деятельности человека органично для него реализовывалась
в примитивных, неразвитых формах его родовая, общественная сущность. Это была
первая историческая ступень в развитии человеческой личности, внутренний
духовный мир.
С возникновением рабовладельческой и феодальной формаций, античной II
средневековой культур возникает и новый тип отношений индивида и общества. В
этих обществах, в которых образовались классы с разными и противоположными
интересами, а вследствие этого сформировалось и государство вместе с
Страницы: 1, 2, 3
|