на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Становление человечества

официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды стали

выступать субъектами права и обязанностей. Здесь уже шел бурный процесс

становления личности, которая несла на себе печать, с одной стороны,

сословного коллективизма, а с другой — классовой ограниченности, чем и

обусловливалось, в конечном счете, ее содержание, формы социальной активности

или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение.

В новой культурной среде, связанной с переходом от фео­дализма к

капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху

Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога

была осознана как автономия для самого человека: отныне человек —

распоря­дитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора.

Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и

небесному — от низшего до наивысшего.

В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все под­вергалось

сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало

значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо

прочего, означало главным образом бурный расцвет науки. В межчеловеческие

связи вклинилось как бы опосредствующее звено — техника. Рационализация жизни

означала сужение эмоционально-душев­ной стороны внутреннего мира личности.

Изменились и цен­ностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и

развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как

сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону —

эгоизм, индивидуа­лизм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие

капитализ­ма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность

индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной

ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рационалистически-

прагматическими ориентациями.

Так в человеческие отношения проникает принцип утилитаризма. Психология

индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимно­му

отчуждению людей.

Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Природа человека. Диалектика сущности и существования.

Природа человека. Вопрос стоял так: кто явля­ется реальным субъектом

истории, каковы пути и средства пре­вращения человека из отчужденного в

свободного творца своей судьбы?

В то же время человек — не просто «продукт» окружающей среды, но и творец ее.

Посредством осознанно-целенаправлен­ных действий он активно изменяет среду и

в ходе ее преобразо­вания изменяется и сам.

Преобразованная человеческим трудом объективная реаль­ность, продукты

человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека»,

«второй природой». Продукты труда человека — это «вторая», «очеловеченная»,

«гуманизированная» природа по отношению к «первой», то есть естественной

природе.

У человека с самого начала его становления не было биологи­ческой

предопределенности к какому-нибудь одному, заранее за­данному виду

жизнедеятельности (как это имеет место у живот­ных). Морфологическая

структура человека такова, что она по­зволяет ему осуществлять любой вид

деятельности. Тем самым он выступает не как замкнутое в себе, а «открытое

миру» су­щество, универсальное в своих творческих возможностях и

про­явлениях.

В процессе исторического развития человека его организм остается, в общем,

тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят

существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека

сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев,— примерно

1400 кубических сантиметров. По некоторым данным, произошло даже уменьшение

объема мозга с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев (проживавших 100

тысяч лет назад) до 1350 ку­бических сантиметров у современного человека, что

было связа­но с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его

отделах.

По мнению физиологов, лишь 1/10 возможностей мозга исполь­зуется человеком,

хотя поток воспринимаемой им ныне инфор­мации и уровень решения задач по ее

переработке значительно превосходят соответствующие параметры недавнего

прошлого. Все это дает основание сделать вывод, что дальнейшая эволю­ция

мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса

мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем усложнения связей между

клетками, более целесообраз­ного их использования и, как полагают ученые,

прежде всего за счет тех отделов мозга, которые ведают сложными логиче­скими

операциями. В свете сказанного представляются необосно­ванными

пессимистические прогнозы некоторых западных уче­ных, предрекающих вырождение

человечества в результате ин­волюции либо слишком быстрой эволюции мозга.

Решающее влияние на развитие человека социального факто­ра не ведет к

исчезновению природного в человеке. Под воз­действием человеческой

деятельности биологическое в значитель­ной мере претерпело модификацию и

достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других

представителей животного мира, то есть «очеловечилось».

Хотя биологические структуры и функции человеческого орга­низма обнаруживают

общее с высшими животными, в них содер­жится и существенно новое,

сформировавшееся в результате тру­довой деятельности человека. Преимущество

человека перед животным в том, что его жизнедеятельность находится под

контро­лем его сознания и воли и, что он научился производить не толь­ко для

удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для

других людей. Поэтому произведенный человеком предмет приобретает общественно

значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются.

Среди западных ученых весьма распространена тенденция абсолютизировать роль

биологического фактора в структуре че­ловека. Логика их рассуждений такова:

поскольку природа чело­века имеет биологический характер, ее нельзя изменить,

и, сле­довательно, любые социальные программы, направленные на фор­мирование

и воспитание нового человека, бесполезны.

Сама по себе постановка вопроса о возможности вмешатель­ства в механизм

наследственности человека с целью изменения его генетической структуры

знаменует собой новый подход к иссле­дованию организма человека и, в

частности, открывает возмож­ность лечения различного рода наследственных

болезней и за­щиты наследственности от вредоносного влияния на нее радиации,

некоторых химических соединений и других внешних факторов. Однако многие

ученые справедливо подчеркивают недопустимость невежественного вмешательства

в наследственность человека, необходимость проявления социальной

ответственности ученого, выступают против угрозы некоторых евгеников

превратить чело­вечество в экспериментальное стадо, в полигон для

выращива­ния некой новой породы людей путем массовой селекции. Идея выведения

стандартизованных гениев отвлекает внимание от за­дач социального

переустройства мира, игнорирует величайшую ценность духовной уникальности,

неповторимости личности.

Сущность и существование. Реальный образ человека не сводится к категории

сущности, так как включает в себя не только саму родовую сущность человека, но

и его конкретно-историческое существование. Понятие сущест­вования

богаче сущности, ибо оно включает в себя не только проявления сущностных сил

человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических,

нравственных, психо­логических качеств, особенности его повседневной

жизнедеятель­ности. Существование человека представляет собой форму прояв­ления

его сущности.

На определенном этапе исто­рии, в условиях антагонистического разделения

труда, это влия­ние оказывает тормозящее воздействие на развитие сущностных

сил человека. Продукты человеческой деятельности (в широком смысле, то есть

не только продукты труда, но и деньги, общест­венно-политические учреждения и

отношения, формы общест­венного сознания и т. д.) оказываются отчужденными от

чело­века, превращаются в самостоятельную, не зависимую от людей силу,

господствующую над ними и враждебную им.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «ин­дивидуальность».

Че­ловек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры,

или — точнее — субъект данных общественных отно­шений и тем самым общемирового

исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых

организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство

социальных и природных качеств, получивших отражение в опре­делении человека

как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от

общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным

антропологическим и социальным особенностям.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных

качеств (взгляды, способности, потребности, интере­сы, моральные убеждения и т.

д.). Она представляет собой дина­мичную, относительно устойчивую целостную

систему интеллек­туальных, социально-культурных и морально-волевых качеств

че­ловека, выраженных в индивидуальных особенностях его созна­ния и

деятельности.

Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования

она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный

способ бытия конкретной лич­ности в качестве субъекта самостоятельной

деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает

собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему

содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и

форме носит индивидуальный харак­тер. По мере исторического развития трудовой

дея­тельности человека происходит все большая дифференциация человеческих

отношений и индивидов, развивается индивидуализа­ция человека и его отношений в

различных областях жизнедея­тельности.

2. О смысле жизни

Вопрос о смысле жизни человека теснейшим образом связан с пониманием

специфики человека как родового существа, его природы и сущности.

Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения

людей, обладает определенными специ­фическими чертами, которые качественно

отличают его от других «сообществ». К общечеловеческим, родовым качествам

относится стремление к познанию, прекрасному, творческой деятельности и

всесторонне­му развитию, наличие некоторых общечеловеческих норм морали (так

называемых простых норм нравственности и справедливости) и т. д. Однако из

этого не следует, что существует некая вечная, неизменная человеческая

природа, на которую можно было бы опереться в определении смысла жизни.

Наоборот, вся исто­рия свидетельствует о беспрерывном изменении природы

чело­века.

Будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек

не может осознавать смысл своей жизни без осознания себя в качестве личности.

Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в

нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства,

когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своей

жизни.

Творцом смысла жизни является сам человек. Но это не значит, что он формирует

этот смысл по своему произволу, следуя лишь сугубо индивидуальным интересам

или бессозна­тельным инстинктам, внутренней интуиции и т. п., как это считают

представители субъективного идеализма.

По мере развития человечества смысл жизни всегда означает нечто новое и

другое, однако это не значит, что в каждую эпоху он совершенно новый и

совершенно другой. В понимании смысла жизни, его наиболее общих принципов

существует неко­торая преемственность, вытекающая из определенной

преемст­венности в развитии культуры человечества.

История классовых обществ показывает, что представители различных классов

понимали смысл своей жизни по-разному, в соответствии с потребностями и

целями, обусловленными их об­щественным положением. В обществах, построенных

на принципах частной собственности, для господствующих классов характерны

индивидуалистические, эгоистические и потребительские пред­ставления о смысле

жизни. «Самоутверждение» личности в усло­виях противоборства частных

интересов осуществляется, прежде всего, путем обладания деньгами, вещами и т.

п.

Вместе с тем история и современная общественная практика богаты примерами

такого понимания смысла жизни, когда люди не приспособляются пассивно к

стихийным закономерностям об­щественного развития, а видят смысл своей жизни

в том, чтобы изменить существующее положение в соответствии с идеалами,

обеспечивающими им наиболее полноценную и содержательную жизнь. Лишь в рамках

деятельности, освобожденной от различных форм духовного одурманивания,

открывается возможность для подлинного самоутверждения человека, реализации

его творчес­ких сил, а значит, и для обретения подлинного смысла жизни.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что правильное понимание смысла жизни

складывается тогда, когда человек спо­собен различать подлинные и ложные

ценности, сознает бесплод­ность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни

лишь для самого себя, то есть тогда, когда стремление добиться личных успехов

идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе

деятельности на общее благо. Наиболее глу­бокий смысл жизни человека в том,

чтобы всесторонне развивать свои способности, реализуя их в деятельности на

благо людей. Именно такая деятельность получает признание со стороны

об­щества, коллектива и в то же время приносит человеку глубокое

удовлетворение и личное счастье.

Движущая сила человеческих поступков коренится, прежде всего, в необходимости

удовлетворять свои насущные потребности.

Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бес­цельно, что он

оставил после себя добрые дела, нужные и полез­ные для других людей, то он не

чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не

выдвигается на передний план, заслоняя все остальное, и отнюдь не

исчерпы­вается фактом физической смерти.

Человек — единственное существо, знающее, что оно преходя­ще, и в то же

время, борющееся за вечность, за продление своей жизни, за то, чтобы оставить

о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни

человека способст­вуют гуманные социально-экономические преобразования,

развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загряз­нением окружающей

среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его

как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели,

вносит свой вклад на благо людей, то она как бы запечатлевает себя в

создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих

цен­ностях, в памяти людей.

Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего

1.Угроза термоядерного пожара.

Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя

последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в

1983 году. "Кто бы ни нанес первый удар, в каком бы районе планеты это ни

случилось, произошел бы ответный удар или нет, в любом случае никому не удастся

пережить катастрофу. И того, кто нажмет на кнопку пускового устройства, ждет

такая же судьба, как и жителей городов, подвергшихся атаке. Та же участь

уготована и тем странам, которые никакого участия в войне принимать не будут"

[1].

Даже зная все эти последствия, человек может применить смертельное для себя и

всего живого на земле оружие. Биосфера все-таки сохранится на земле, но не

пригодной для жизни человека она будет сотни тысяч лет. Любой конфликт

таит в себе опасность появления цепной реакции.

2. Близость экологической катастрофы.

«Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная

мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится

соизмеримой с могучими силами природы».

Так писал Моисеев еще в 1988 году. В настоящее время НТР, привела к тому, что

проблема экологической катастрофы стала еще более актуальной. Деятельность

человечества уже перешло тот рубеж, когда его антропогенная нагрузка на

биосферу не превышала возможности восстановления ресурсов самой биосферы.

Только использование энергии Солнца, практически не влияет на тепловой

баланс. Таким образом, увеличение потребления электроэнергии приводит к

увеличению температуры планеты, а при увеличении ее на 4 -5 градусов приведет

к экологической катастрофе. Произойдет необратимое таяние ледников, повышению

уровня океана на многие десятки метров и, следовательно, затоплению наиболее

плодотворных мест планеты. В результате потепления изменится климат планеты,

и большая часть планеты станет засушливой полупустыней. При уменьшении

средней температуры планеты на 3-4 градуса приведет к новому ледниковому

периоду. Это может случиться, например, при наступлении ядерной войны

("зимы"). Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение

почвенного покрова. За последние 70-80 лет человечество потеряло около 500

млрд. тонн почвы, что соответствует примерно потери обрабатываемых земель

Индии. А для образования слоя почвы глубиной 1 см требуется порядка 1000 лет.

Без сельского хозяйства, человечеству просто не выжить. В тоже время

загрязнение воды дошло до такого уровня, когда естественные воды не

обеспечивают необходимого уровня разбавления слива промышленных вод.

За этот же промежуток времени загрязненность воздуха возросла в 100000 раз!

Что не может сказаться, прежде всего, на здоровье человека. Абсолютно

здоровые дети появляются на свет все реже. А различные медицинские

разработки, требуют огромных затрат.

Мощь человека явно глобально обернулась против него самого.

3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.

Мы духовны. У нас есть разум. И духовность возвышает человечество над всеми

иными природными феноменами. Но все повторяют, что личностность человека есть

телесно-духовное единство. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в

системе человеческих ценностей.

Тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков

о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человека, как вида,

деформации его телесных органов. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной

инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Это

только первые напоминания о грозящих бедах.

Опасаются выхода из- под контроля «мутантных генов», могущих исказить

эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении.

Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под

воздействием ксенобиотиков и многочисленных стрессов.

Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово СПИД все чаще

вторгается в человеческую жизнь. Ряд исследователей полагают, что это

некоторый этап биологического существования рода людей. Связан он с

необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного

бытия. СПИД сегодня-это уже не узко медицинская, а обще человечная проблема.

К этому надо прибавить нарастание процента наследственных уродств, рост

женского бесплодия и мужской импотенции. Иной раз даже пишут об

«экологической атаке на секс», ссылаясь на то, что в развитых странах

количество семенной жидкости у мужчины за последние пол века снизилось вдвое.

Заключение.

Человек просто стал все знать. Он стал знать больше, чем может придумать,

фантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли - он вдруг

моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным. Нет

сегодня взгляда на мир. Общество человека как-то утратило смысл.

Динамика резких глобальных исторических событий и сдвигов приводит к потере

ориентации, краху святынь, духовному опустошению.

Главное в – это не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о

конце света. Мы живем в трагическую эпоху, но «слишком многие путают

трагическое и безнадежное»- так говорил А. Камю.

Мы находимся перед лицом новой вселенной, новой природы, нам необходимо время

для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой

природы. Новые физические и математические средства-все это может понять

Время, Вселенную иначе, чем традиционно.

1999г. ООН объявила годом, посвященным толерантности. Суть призыва к

толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных

групп, политических и экономических группировок признать менее значительными,

чем то, что единит всех людей планеты. Терпимость это признание высокой

значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание

того, что мир многообразен, пестр и иным быть не может.

Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур,

заимствованию находок народов друг у друга. Без этики человеческой

солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться.

Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.

Список Используемой Литературы:

1. А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулин. Диалектический и

исторический материализм, М., 1988.

2. Солопов «Концепции современного естествознания».

3. Рузавин «Концепции современного естествознания».

[1]Н.Н. Моисеев «Экология человечества

глазами математика»/ Москва/ Молодая гвардия. 1998г.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.