официально оформленными правовыми отношениями граждан в нем, индивиды стали
выступать субъектами права и обязанностей. Здесь уже шел бурный процесс
становления личности, которая несла на себе печать, с одной стороны,
сословного коллективизма, а с другой — классовой ограниченности, чем и
обусловливалось, в конечном счете, ее содержание, формы социальной активности
или пассивности, образ жизни и ее мировоззрение.
В новой культурной среде, связанной с переходом от феодализма к
капиталистическим формам хозяйства, зарождается личность нового типа. В эпоху
Возрождения очень остро была осознана свобода человека, автономия для бога
была осознана как автономия для самого человека: отныне человек —
распорядитель своей собственной судьбы, наделенный свободой выбора.
Достоинство человека заключается в том, что он причастен всему земному и
небесному — от низшего до наивысшего.
В эпоху Просвещения разум занял господствующую позицию: все подвергалось
сомнению и критике, что не выдерживало испытаний силой разума. Это означало
значительную рационализацию всех сторон общественной жизни, но, помимо
прочего, означало главным образом бурный расцвет науки. В межчеловеческие
связи вклинилось как бы опосредствующее звено — техника. Рационализация жизни
означала сужение эмоционально-душевной стороны внутреннего мира личности.
Изменились и ценностные ориентации, и мировоззрение. По мере утверждения и
развития капитализма высшей ценностью наделялись такие качества личности, как
сила воли, деловитость, одаренность, имевшие, однако, и обратную сторону —
эгоизм, индивидуализм, беспощадность и т. д. Дальнейшее развитие
капитализма привело к глобальному отчуждению личности. Сложилась личность
индивидуалистического типа с плюралистическим мировоззрением, с вещной
ориентацией. Ее душевно-духовные ценности вытесняются рационалистически-
прагматическими ориентациями.
Так в человеческие отношения проникает принцип утилитаризма. Психология
индивидуализма неизбежно приводит к острому чувству одиночества и взаимному
отчуждению людей.
Раздел 3. ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
1. Природа человека. Диалектика сущности и существования.
Природа человека. Вопрос стоял так: кто является реальным субъектом
истории, каковы пути и средства превращения человека из отчужденного в
свободного творца своей судьбы?
В то же время человек — не просто «продукт» окружающей среды, но и творец ее.
Посредством осознанно-целенаправленных действий он активно изменяет среду и
в ходе ее преобразования изменяется и сам.
Преобразованная человеческим трудом объективная реальность, продукты
человеческого труда становятся человеческой реальностью, «миром человека»,
«второй природой». Продукты труда человека — это «вторая», «очеловеченная»,
«гуманизированная» природа по отношению к «первой», то есть естественной
природе.
У человека с самого начала его становления не было биологической
предопределенности к какому-нибудь одному, заранее заданному виду
жизнедеятельности (как это имеет место у животных). Морфологическая
структура человека такова, что она позволяет ему осуществлять любой вид
деятельности. Тем самым он выступает не как замкнутое в себе, а «открытое
миру» существо, универсальное в своих творческих возможностях и
проявлениях.
В процессе исторического развития человека его организм остается, в общем,
тем же, отдельные изменения в нем происходят крайне медленно и не носят
существенного характера. Даже средний объем мозга современного человека
сохранился таким, каким он был у кроманьонцев и неандертальцев,— примерно
1400 кубических сантиметров. По некоторым данным, произошло даже уменьшение
объема мозга с 1450 кубических сантиметров у неандертальцев (проживавших 100
тысяч лет назад) до 1350 кубических сантиметров у современного человека, что
было связано с большим развитием центров ассоциации в лобно-височных его
отделах.
По мнению физиологов, лишь 1/10 возможностей мозга используется человеком,
хотя поток воспринимаемой им ныне информации и уровень решения задач по ее
переработке значительно превосходят соответствующие параметры недавнего
прошлого. Все это дает основание сделать вывод, что дальнейшая эволюция
мозга будет идти не за счет увеличения количества нервных клеток и веса
мозга, а за счет скрытых резервов: например, путем усложнения связей между
клетками, более целесообразного их использования и, как полагают ученые,
прежде всего за счет тех отделов мозга, которые ведают сложными логическими
операциями. В свете сказанного представляются необоснованными
пессимистические прогнозы некоторых западных ученых, предрекающих вырождение
человечества в результате инволюции либо слишком быстрой эволюции мозга.
Решающее влияние на развитие человека социального фактора не ведет к
исчезновению природного в человеке. Под воздействием человеческой
деятельности биологическое в значительной мере претерпело модификацию и
достигло в ряде отношений более высокого уровня развития, нежели у других
представителей животного мира, то есть «очеловечилось».
Хотя биологические структуры и функции человеческого организма обнаруживают
общее с высшими животными, в них содержится и существенно новое,
сформировавшееся в результате трудовой деятельности человека. Преимущество
человека перед животным в том, что его жизнедеятельность находится под
контролем его сознания и воли и, что он научился производить не только для
удовлетворения своих непосредственных физиологических потребностей, но и для
других людей. Поэтому произведенный человеком предмет приобретает общественно
значимые свойства, а потребности и чувственность все более развиваются.
Среди западных ученых весьма распространена тенденция абсолютизировать роль
биологического фактора в структуре человека. Логика их рассуждений такова:
поскольку природа человека имеет биологический характер, ее нельзя изменить,
и, следовательно, любые социальные программы, направленные на формирование
и воспитание нового человека, бесполезны.
Сама по себе постановка вопроса о возможности вмешательства в механизм
наследственности человека с целью изменения его генетической структуры
знаменует собой новый подход к исследованию организма человека и, в
частности, открывает возможность лечения различного рода наследственных
болезней и защиты наследственности от вредоносного влияния на нее радиации,
некоторых химических соединений и других внешних факторов. Однако многие
ученые справедливо подчеркивают недопустимость невежественного вмешательства
в наследственность человека, необходимость проявления социальной
ответственности ученого, выступают против угрозы некоторых евгеников
превратить человечество в экспериментальное стадо, в полигон для
выращивания некой новой породы людей путем массовой селекции. Идея выведения
стандартизованных гениев отвлекает внимание от задач социального
переустройства мира, игнорирует величайшую ценность духовной уникальности,
неповторимости личности.
Сущность и существование. Реальный образ человека не сводится к категории
сущности, так как включает в себя не только саму родовую сущность человека, но
и его конкретно-историческое существование. Понятие существования
богаче сущности, ибо оно включает в себя не только проявления сущностных сил
человека, но и многообразие его конкретных социальных, биологических,
нравственных, психологических качеств, особенности его повседневной
жизнедеятельности. Существование человека представляет собой форму проявления
его сущности.
На определенном этапе истории, в условиях антагонистического разделения
труда, это влияние оказывает тормозящее воздействие на развитие сущностных
сил человека. Продукты человеческой деятельности (в широком смысле, то есть
не только продукты труда, но и деньги, общественно-политические учреждения и
отношения, формы общественного сознания и т. д.) оказываются отчужденными от
человека, превращаются в самостоятельную, не зависимую от людей силу,
господствующую над ними и враждебную им.
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».
Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры,
или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового
исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых
организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство
социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека
как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от
общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным
антропологическим и социальным особенностям.
Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных
качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т.
д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную
систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств
человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и
деятельности.
Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования
она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный
способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной
деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает
собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему
содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и
форме носит индивидуальный характер. По мере исторического развития трудовой
деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих
отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в
различных областях жизнедеятельности.
2. О смысле жизни
Вопрос о смысле жизни человека теснейшим образом связан с пониманием
специфики человека как родового существа, его природы и сущности.
Человеческий род, понимаемый как исторически сменяющие друг друга поколения
людей, обладает определенными специфическими чертами, которые качественно
отличают его от других «сообществ». К общечеловеческим, родовым качествам
относится стремление к познанию, прекрасному, творческой деятельности и
всестороннему развитию, наличие некоторых общечеловеческих норм морали (так
называемых простых норм нравственности и справедливости) и т. д. Однако из
этого не следует, что существует некая вечная, неизменная человеческая
природа, на которую можно было бы опереться в определении смысла жизни.
Наоборот, вся история свидетельствует о беспрерывном изменении природы
человека.
Будучи индивидуальной формой проявления человеческого рода, отдельный человек
не может осознавать смысл своей жизни без осознания себя в качестве личности.
Сама постановка человеком вопроса о смысле жизни возможна лишь тогда, когда в
нем пробуждается осознание своего «я», чувство человеческого достоинства,
когда он начинает задумываться над проблемой объективной значимости своей
жизни.
Творцом смысла жизни является сам человек. Но это не значит, что он формирует
этот смысл по своему произволу, следуя лишь сугубо индивидуальным интересам
или бессознательным инстинктам, внутренней интуиции и т. п., как это считают
представители субъективного идеализма.
По мере развития человечества смысл жизни всегда означает нечто новое и
другое, однако это не значит, что в каждую эпоху он совершенно новый и
совершенно другой. В понимании смысла жизни, его наиболее общих принципов
существует некоторая преемственность, вытекающая из определенной
преемственности в развитии культуры человечества.
История классовых обществ показывает, что представители различных классов
понимали смысл своей жизни по-разному, в соответствии с потребностями и
целями, обусловленными их общественным положением. В обществах, построенных
на принципах частной собственности, для господствующих классов характерны
индивидуалистические, эгоистические и потребительские представления о смысле
жизни. «Самоутверждение» личности в условиях противоборства частных
интересов осуществляется, прежде всего, путем обладания деньгами, вещами и т.
п.
Вместе с тем история и современная общественная практика богаты примерами
такого понимания смысла жизни, когда люди не приспособляются пассивно к
стихийным закономерностям общественного развития, а видят смысл своей жизни
в том, чтобы изменить существующее положение в соответствии с идеалами,
обеспечивающими им наиболее полноценную и содержательную жизнь. Лишь в рамках
деятельности, освобожденной от различных форм духовного одурманивания,
открывается возможность для подлинного самоутверждения человека, реализации
его творческих сил, а значит, и для обретения подлинного смысла жизни.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что правильное понимание смысла жизни
складывается тогда, когда человек способен различать подлинные и ложные
ценности, сознает бесплодность позиций индивидуализма, бессмысленность жизни
лишь для самого себя, то есть тогда, когда стремление добиться личных успехов
идет в русле общественных интересов, а личное счастье обретается в процессе
деятельности на общее благо. Наиболее глубокий смысл жизни человека в том,
чтобы всесторонне развивать свои способности, реализуя их в деятельности на
благо людей. Именно такая деятельность получает признание со стороны
общества, коллектива и в то же время приносит человеку глубокое
удовлетворение и личное счастье.
Движущая сила человеческих поступков коренится, прежде всего, в необходимости
удовлетворять свои насущные потребности.
Если человек сознает, что его жизнь была прожита не бесцельно, что он
оставил после себя добрые дела, нужные и полезные для других людей, то он не
чувствует себя в одиночестве, покинутым, забытым, и проблема личной смерти не
выдвигается на передний план, заслоняя все остальное, и отнюдь не
исчерпывается фактом физической смерти.
Человек — единственное существо, знающее, что оно преходяще, и в то же
время, борющееся за вечность, за продление своей жизни, за то, чтобы оставить
о себе добрую память в сознании последующих поколений. Продлению жизни
человека способствуют гуманные социально-экономические преобразования,
развитие наук, усовершенствование медицины, борьба с загрязнением окружающей
среды и т. д. Физическая смерть человека еще не означает духовной смерти его
как личности. Если личность ставит перед собой социально значимые цели,
вносит свой вклад на благо людей, то она как бы запечатлевает себя в
создаваемых ею материальных и духовных ценностях, остается жить в этих
ценностях, в памяти людей.
Раздел 4. Будущее человечества в тени глобальных проблем настоящего
1.Угроза термоядерного пожара.
Одним из главных методов воздействия это применение ядерного оружия. Хотя
последствия применения ядерного оружия были исследованы и опубликованы еще в
1983 году. "Кто бы ни нанес первый удар, в каком бы районе планеты это ни
случилось, произошел бы ответный удар или нет, в любом случае никому не удастся
пережить катастрофу. И того, кто нажмет на кнопку пускового устройства, ждет
такая же судьба, как и жителей городов, подвергшихся атаке. Та же участь
уготована и тем странам, которые никакого участия в войне принимать не будут"
[1].
Даже зная все эти последствия, человек может применить смертельное для себя и
всего живого на земле оружие. Биосфера все-таки сохранится на земле, но не
пригодной для жизни человека она будет сотни тысяч лет. Любой конфликт
таит в себе опасность появления цепной реакции.
2. Близость экологической катастрофы.
«Человечество вступило в новую эру своего существования, когда потенциальная
мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания становится
соизмеримой с могучими силами природы».
Так писал Моисеев еще в 1988 году. В настоящее время НТР, привела к тому, что
проблема экологической катастрофы стала еще более актуальной. Деятельность
человечества уже перешло тот рубеж, когда его антропогенная нагрузка на
биосферу не превышала возможности восстановления ресурсов самой биосферы.
Только использование энергии Солнца, практически не влияет на тепловой
баланс. Таким образом, увеличение потребления электроэнергии приводит к
увеличению температуры планеты, а при увеличении ее на 4 -5 градусов приведет
к экологической катастрофе. Произойдет необратимое таяние ледников, повышению
уровня океана на многие десятки метров и, следовательно, затоплению наиболее
плодотворных мест планеты. В результате потепления изменится климат планеты,
и большая часть планеты станет засушливой полупустыней. При уменьшении
средней температуры планеты на 3-4 градуса приведет к новому ледниковому
периоду. Это может случиться, например, при наступлении ядерной войны
("зимы"). Другая экологическая проблема, это стремительное уменьшение
почвенного покрова. За последние 70-80 лет человечество потеряло около 500
млрд. тонн почвы, что соответствует примерно потери обрабатываемых земель
Индии. А для образования слоя почвы глубиной 1 см требуется порядка 1000 лет.
Без сельского хозяйства, человечеству просто не выжить. В тоже время
загрязнение воды дошло до такого уровня, когда естественные воды не
обеспечивают необходимого уровня разбавления слива промышленных вод.
За этот же промежуток времени загрязненность воздуха возросла в 100000 раз!
Что не может сказаться, прежде всего, на здоровье человека. Абсолютно
здоровые дети появляются на свет все реже. А различные медицинские
разработки, требуют огромных затрат.
Мощь человека явно глобально обернулась против него самого.
3. Опасность, нависшая над человеческой телесностью.
Мы духовны. У нас есть разум. И духовность возвышает человечество над всеми
иными природными феноменами. Но все повторяют, что личностность человека есть
телесно-духовное единство. Телесное здоровье всегда на одном из первых мест в
системе человеческих ценностей.
Тем тревожнее слышать нарастающие предупреждения биологов, генетиков, медиков
о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человека, как вида,
деформации его телесных органов. Расшатывание генофонда, лихие шаги генной
инженерии, открывающей не только горизонты, но и зловещие возможности. Это
только первые напоминания о грозящих бедах.
Опасаются выхода из- под контроля «мутантных генов», могущих исказить
эволюционные приспособления человека в непредсказуемом направлении.
Повсеместно фиксируется резкое ослабление иммунного аппарата человека под
воздействием ксенобиотиков и многочисленных стрессов.
Есть зримые последствия этого явления. Леденящее слово СПИД все чаще
вторгается в человеческую жизнь. Ряд исследователей полагают, что это
некоторый этап биологического существования рода людей. Связан он с
необузданным массовым вторжением людей в природные основы их собственного
бытия. СПИД сегодня-это уже не узко медицинская, а обще человечная проблема.
К этому надо прибавить нарастание процента наследственных уродств, рост
женского бесплодия и мужской импотенции. Иной раз даже пишут об
«экологической атаке на секс», ссылаясь на то, что в развитых странах
количество семенной жидкости у мужчины за последние пол века снизилось вдвое.
Заключение.
Человек просто стал все знать. Он стал знать больше, чем может придумать,
фантазировать. У него не осталось места для маневра его мысли - он вдруг
моментально оказался предсказуемым, банальным, бесчувственным. Нет
сегодня взгляда на мир. Общество человека как-то утратило смысл.
Динамика резких глобальных исторических событий и сдвигов приводит к потере
ориентации, краху святынь, духовному опустошению.
Главное в – это не отчаиваться. Не стоит прислушиваться к тем, кто кричит о
конце света. Мы живем в трагическую эпоху, но «слишком многие путают
трагическое и безнадежное»- так говорил А. Камю.
Мы находимся перед лицом новой вселенной, новой природы, нам необходимо время
для того, чтобы восстановить или установить пути понимания этой новой
природы. Новые физические и математические средства-все это может понять
Время, Вселенную иначе, чем традиционно.
1999г. ООН объявила годом, посвященным толерантности. Суть призыва к
толерантности состоит в том, чтобы имеющиеся различия культур, социальных
групп, политических и экономических группировок признать менее значительными,
чем то, что единит всех людей планеты. Терпимость это признание высокой
значимости многообразия людей, идей, образов жизни. Это разумное признание
того, что мир многообразен, пестр и иным быть не может.
Широкие миграционные потоки ведут к взаимопроникновению культур,
заимствованию находок народов друг у друга. Без этики человеческой
солидарности угрозы не смогут быть отведены, а надежды не смогут оправдаться.
Таковы основания для выхода из глобального кризиса, в который мы погружены.
Список Используемой Литературы:
1. А. Г. Мысливченко, А. П. Шептулин. Диалектический и
исторический материализм, М., 1988.
2. Солопов «Концепции современного естествознания».
3. Рузавин «Концепции современного естествознания».
[1]Н.Н. Моисеев «Экология человечества
глазами математика»/ Москва/ Молодая гвардия. 1998г.
Страницы: 1, 2, 3
|