p align="left">2. Претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевоз-ку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осущест-вить ее. Претензии, вытекающие из перевозки груза в смешанном сообщении, предъявляются к перевозчику, доставившему груз в конечный пункт перевозки. Рассмотрим эту статью более подробно. Термин «претензия», означает требование об уплате определенной денежной суммы, обращенное к лицу, ко-торое квалифицируется заявителем претензии в качестве должника. Предъявление и рассмотрение претензии представляет собой особый поря-док разрешения спора между сторонами, предшествующий его направлению на рассмотрение компетентного юрисдикционного органа. Наличие такого поряд-ка обеспечивает возможность добровольного удовлетворения требования Должником, что существенно снижает расходы сторон, связанные с ведением Дела. Соблюдение этого порядка, даже если не был получен положительный Для кредитора результат, содействует выявлению существа спора и тем самым Ускорению его разрешения юрисдикционным органом. Предъявление претензии может производиться в обязательном и необя-зательном порядке, которые отличаются друг от друга последствиями, насту-пающими при их несоблюдении. При нарушении обязательного порядка предъ-явления требования, являющегося предметом претензии, его рассмотрение в юрисдикционном органе исключается (п. 3 ст. 4 АПК; п. 2 ст. 129 ГПК). Неза-явление претензии, относительно которой не установлен обязательный порядок ее предъявления, не препятствует рассмотрению спорного требования в юрис-дикционном органе. Обязательный порядок предъявления претензии предусматривается фе-деральным законом. Он может быть установлен и договором сторон. Примени-тельно к требованиям, возникающим из отношений в области торгового море-плавания, обязательный порядок предъявления претензии закон предусмотрел только для требований к перевозчику по договору морской перевозки груза в каботаже (ст. 403 КТМ РФ). Данный порядок не распространяется на требования из дру-гих видов перевозки, а также на требования из иных правоотношений, связан-ных с деятельностью в области торгового мореплавания. Однако если обяза-тельный порядок предъявления претензии установлен договором, то такой по-рядок подлежит применению к требованиям, вытекающим из этого договора, в том числе и к требованиям, которые заявляются перевозчиком. В п. 1 этой статьи воспроизведено содержание п. 1 ст. 797 ГК с тем только различием, что КТМ ограничил перевозки, в связи с которыми обязательно предъявляются претензии, перевозками в каботаже. Это ограниче-ние не освобождает от обязанности заявлять претензии по требованиям из та-кой перевозки иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без граж-данства. По смыслу ст. 403 в претензионном порядке должны предъявляться лю-бые требования к перевозчику, возникающие из морской перевозки груза в ка-ботаже. Этот порядок обязателен не только для требований по фрахту, убыткам от повреждения груза и т. п., но и для требований об уплате диспаши и деме-реджа. Соблюдение обязательного претензионного порядка ст. 403 не связывает с тем, в каком юрисдикционном органе надлежит рассматривать дело по спору о требовании, в удовлетворении которого перевозчиком было отказано или по которому не был получен от должника ответ в установленный для рассмотре-ния претензии срок. В случае поступления в юрисдикционный орган искового заявления в отношении требования, по которому не был соблюден обязательный претензионный порядок, независимо от того, был ли этот порядок предусмотрен зако-ном или установлен договором, этот орган отказывает в принятии искового заявления (п. 2 ст. 129 ГПК) или возвращает его заявителю (подп. 6 п. 1 ст. 108 АПК). Если нарушение претензионного порядка было выявлено юрисдикцион-ным органом после того, как дело было принято им к производству, иск остав-ляется без рассмотрения в том случае, когда возможность предъявления пре-тензии не была утрачена (п. 5 ст. 87 АПК; п. 1 ст. 221 ГПК). При утрате воз-можности соблюсти претензионный порядок, производство в юрисдикционном органе подлежит прекращению (п. 3 ст. 4 и п. 1 ст. 85 АПК; п. 2 ст. 219 ГПК). В случае оставления иска без рассмотрения истец после выполнения им всех требований, предписываемых претензионным порядком рассмотрения споров, вправе повторно обратиться в юрисдикционный орган с тем же иском (п. 4 ст. 88 АПК; ч. 2 ст. 222 ГПК). Правило о предъявлении претензии до предъявления иска распростра-няется и на те случаи, когда к перевозчику заявляется встречный иск (п. 2 ст. 110, п. 8 ст. 102 АПК). При этом АПК одновременно допускает вступление в дело, возбужденное по требованию к перевозчику, третьего лица с самостоя-тельным исковым требованием, даже если последним не был соблюден претен-зионный порядок (ст. 38 АПК). По-видимому, это может быть объяснено лишь тем, что возбуждение производства в арбитражном суде последовало после того, как претензионный порядок был соблюден истцом по делу. При возникновении между сторонами спора относительно соблюдения претензионного порядка исковое заявление принимается к производству юрисдикционным органом. Однако если в ходе рассмотрения этого заявления будет установлено, что претензионный порядок не был соблюден, наступают опреде-ленные последствия. При разрешении юрисдикционным органом спора о соблюдении пре-тензионного порядка подлежат сопоставлению претензия и иск по их предмету, основанию и размеру требования. Если предмет, основание и размер требова-ния, указанные в исковом заявлении, изменены по сравнению с теми, которые были изложены в претензии, но это изменение не затронуло существа матери-ально-правового спора между сторонами и не требует дополнительного выяс-нения и расследования (например, была допущена арифметическая ошибка и т. п.), то такое изменение признается допустимым. В случае, когда подобные изменения были вызваны обстоятельствами, которые при их рассмотрении в претензионном порядке могли привести к удовлетворению претензии, их сле-дует рассматривать как недопустимый обход порядка, предусмотренного ст.403. Если п. 1 ст. 403 установлено обязательное предъявление претензий в связи с перевозкой груза в каботаже, то п. 2 этой статьи называются лица, к которым могут быть предъявлены эти претензии. Этими лицами являются пе-ревозчик, осуществлявший перевозку груза, а в том случае, когда перевозка не была выполнена, перевозчик, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан ее осуществить. По требованиям, вытекающим из перевозки груза в смешанном сообщении, претензии должны предъявляться к перевозчику, доставившему груз в конеч-ный пункт перевозки. Отсутствие в тексте п. 2 ст. 403 указания, что данная норма имеет в виду перевозку груза в каботаже, для предъявления требований по которой установлен обязательный претензионный порядок (п. 1 ст. 403), дает основание для признания претензионного порядка обязательным, когда он предусмотрен до-говором о соответствующей перевозке. Право на предъявление претензий может быть передано или не передано в соответствии со ст. 404 КТМ РФ: 1. Передача права на предъявление претензий и исков другим организациям или гражданам не допускается, за исключением случаев передачи такого пра-ва отправителем получателю или наоборот, а также отправителем или по-лучателем экспедитору либо страховщику. 2. Передача права на предъявление претензии и иска удостоверяется переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе. Данная норма определяет допустимость передачи права на предъявление претензий и исков другим лицам, круг этих лиц, а также порядок такой передачи. В отличие от ранее действовавшего КТМ 1968 г. в этой статье не содержится перечня лиц, пользующихся правом предъявления пре-тензий и исков. По смыслу норм, регламентирующих договор морской перевоз-ки груза в каботаже, такими лицами могут быть отправители и грузополучатели. По требованиям, вызванным неподачей судна в порт отправления или опозданием в его подаче, лицами, обладающими правом предъявления перевоз-чику претензий и исков, будут являться отправители груза. Поскольку при пе-ревозках груза на условиях чартера в ряде случаев суда фрахтуются получате-лем груза, правом предъявлять претензии и иски по требованиям такого харак-тера обладают и грузополучатели. По поводу недостачи доставленного груза или его повреждения в ходе его перевозки, а также просрочки в доставке либо задержки в выдаче груза пра-вом предъявления претензий и исков пользуются грузополучатели. Как отправители, так и получатели имеют право предъявлять к перевоз-чику претензии и иски в связи с полной утратой груза и о возврате перебора провозных платежей. Кому из указанных лиц принадлежит это право, опреде-ляется фактом оплаты стоимости груза и провозных платежей данным конкрет-ным лицом. В отличие от общих положений гражданского законодательства, допус-кающего уступку требования любому лицу (ст. 382-390 ГК), передача прав на предъявление перевозчику претензий и исков, вытекающих из перевозки, раз-решается только ограниченному кругу лиц, точно обозначенных в ст. 404, а именно: отправителем - получателю, экспедитору либо страховщику; получа-телем - отправителю, экспедитору либо страховщику. Устанавливая право передачи права на предъявление претензий и исков экспедитору, эта статья имеет в виду не вообще экспедитора, а только того, который принимал участие в этом качестве в осуществлении пере-возки, из которой возникло соответствующее требование, реализуемое получа-телем или отправителем путем предъявления претензии или иска. От передачи права на предъявление претензии и иска страховщику сле-дует отличать так называемую суброгацию, предусмотренную ст. 281. В соот-ветствии с этой статьей к страховщику, уплатившему страховое возмещение, переходят в пределах уплаченной суммы все права страхователя по требовани-ям об убытках, возмещенных по договору страхования. Эти права основаны на законе и факте выплаты страхового возмещения, а не на передаче права требо-вания. При этом страховщик, основываясь на положениях ст. 281, вправе тре-бовать возмещения только тех убытков, которые были объектом страхования, и только в размере, не превышающем уплаченной страховщиком суммы страхо-вого возмещения. При передаче страховщику права на предъявление претензии и иска в порядке, предусмотренном ст. 404, страховщик не связан вышеназван-ными условиями, Передача права на предъявление претензии и иска отправителем полу-чателю груза (или наоборот) не требуется, когда претензия и иск могут быть предъявлены как отправителем, так и получателем. Передача права на предъявление претензий и исков может быть произ-ведена в отношении как только претензий и только исков, так и одновременно претензий и исков. Согласно п. 2 ст. 404 передача права на предъявление пре-тензий и исков удостоверяется переуступочной надписью на перевозочном до-кументе. Переуступочная надпись, гласящая, что «право на предъявление пре-тензий и исков передано» названному в этой надписи лицу, подписывается ру-ководителем организации, делающей эту надпись, и заверяется ее печатью. В соответствии с п. 2 ст. 1 настоящего Кодекса к передаче права на предъявление претензий и исков во всем, что не предусмотрено этим законом, в частности ст. 404 КТМ, применяются правила гражданского законодательства. Из этого следует ряд практически важных выводов. Первый: поскольку закон (ст. 404) не связывает передачу права на предъяв-ление претензий и исков с согласием должника, такая передача не требует одобрения перевозчика (п. 2 ст. 382 ГК); Второй: до предъявления претензии или иска лицом, которому было пере-дано на это право, или до получения иного уведомления о такой передаче пере-возчик вправе произвести выплату причитающейся с него суммы лицу, пере-давшему право на предъявление претензий и исков (п. 3 ст. 382 ГК; Третий: перевозчик может выдвигать против претензии и иска, предъявлен-ных лицом, которому право на их предъявление было передано, все возраже-ния, которые он имел против первоначального кредитора к моменту получения уведомления о передаче права требования (ст. 386 ГК); Четвертый: передача права на предъявление претензий и исков не влечет изменения срока исковой давности и способа его исчисления (ст. 201 ГК). Порядок предъявления претензииСтатья 405. Порядок предъявления претензии 1. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате или о повреждении груза кроме перевозочных до-кументов должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, удостоверяющие количество и стои-мость отправленного груза. Перевозочные документы предъявляются в подлиннике. 2. Перевозчик имеет право в двухнедельный срок после получения претензии возвратить ее без рассмотрения, если к претензии не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи. В случае, если перевозчик в указанный срок не возвратит заявителю ненадлежаще оформленную претен-зию, она считается принятой к рассмотрению. Для соблюдения «письменной формы», о которой применительно к претензиям говорится в п. 1 ст. 405 КТМ РФ, необходимо, чтобы тре-бование, являющееся предметом претензии, было изложено в письменном заяв-лении, подписанном руководителем организации, заявляющей претензию, или гражданином - заявителем претензии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28
|