на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экспортные контракты
p align="left">Остановимся на некоторых определениях, используемых в международной коммерческой практике.

Типовой контракт (англ. contract form, standard form of contract) - это примерный договор или унифицированные условия сделки купли-продажи, изложенные в письменной форме, сформулированные с учетом торговой практики, и принятые договаривающимися сторонами. Типовой контракт применим к определенным видам торговли Богуславский М.М. Международное частное право.М., 1994. С. 417..

Форма типовых контрактов может быть различной.

- Типовой контракт может быть представлен в виде документа, для которого участники могут использовать сам договор, в том случае, если они его подпишут и заполнят в нем те статьи, которые требуют согласования (например, наименование сторон; количество, качество, цена, срок и место поставки товара).

- Типовым контрактом называют также и общие условия купли-продажи. Общие условия - это список статей договора, разработанных с учетом торговой практики и базисных условий поставки, которые участники договора могут включать в свой контракт или ссылаться на них. Но сам напечатанный документ, в котором содержатся только условия купли-продажи, не является контрактом, эти условия составляют неотъемлемую часть контракта.

В практике торговли чаще встречается форма типового контракта, состоящая из двух частей: согласуемой части и унифицированной части или общих условий, которые остаются неизменными в каждом отдельном случае.

Типовые контракты составляются на бланках, изготовленных типографским способом, причем на первом листе печатаются индивидуальные условия сделки, а на обороте или на остальных листах - общие условия. Иногда во всех пунктах контракта оставляется место для уточнения согласуемых условий. Типовой контракт может использоваться двумя способами:

- во-первых, путем безоговорочного присоединения одной из договаривающихся сторон к условиям окончательной формы типового договора, предложенной другой стороной, которая не должна изменяться за исключением незначительных деталей;

- во-вторых, типовой контракт используется как образец, который может быть изменен в соответствии с условиями конкретной сделки.

Чаще всего типовой контракт, разработанный одним из контрагентов, берется за образец и на его основе путем согласования каждого условия разрабатывается индивидуальный контракт, который и подписывается сторонами.

Типовые контракты применяются чаще всего при заключении сделок:

- на стандартные виды машин и оборудования или потребительские товары;

- на промышленное сырье, поставляемое на долгосрочной основе;

- на биржах на массовые сырьевые и продовольственные товары Булатова А.С. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя. М., 1995. С. 18..

Это обусловлено тем, что особенности массовых товаров, в частности, их внутренняя однородность с точки зрения физико-химических свойств, облегчают унификацию условий контрактов по определению качества и количества товара, способов упаковки (если она требуется), условий страхования во время перевозки и др. Имеет значение и то, что торговля этими товарами осуществляется в крупных объемах, причем импортеры, в особенности биржевых товаров, как правило, объединены в крупные отраслевые организации.

Распространение типовых контрактов является результатом стремления к унификации условий международной торговли и обусловлено определенными преимуществами, которые дает их использование. В частности, предварительная подготовка большей части текста контракта позволяет более тщательно его разработать, чем если бы он согласовывался во время индивидуальных переговоров, экономит время при заключении сделки и дает возможность широко использовать имеющийся практический опыт торговли в данной отрасли.

Типовые контракты периодически пересматриваются и частично изменяются. Это обусловлено рядом причин, в частности постоянным изменением соотношения сил между экспортерами и импортерами на мировом рынке. Другой причиной является изменение с развитием научно-технического прогресса организационно-технических условий торговли (средств перевозки, методов определения качества и др.), что вызывает необходимость пересмотра отдельных формулировок действующих контрактов или разработки контрактов на новых условиях.

Типовые контракты разрабатываются союзами предпринимателей, объединениями, ассоциациями, федерациями, комитетами товарных бирж, торговыми палатами, монополистическими объединениями и крупными фирмами, а также Европейской экономической комиссией ООН (ЕЭК).

Однако по многим товарам - зерновым, лесоматериалам, кожсырью - существуют специальные типовые контракты, разработанные международными союзами предпринимателей и отраслевыми национальными союзами. Они разрабатывают несколько вариантов типовых контрактов для каждого вида товара. Разница между этими вариантами обычно заключается в базовых условиях, а следовательно и в методе определения цены (ФОБ, СИФ и т.д.); в определении способа поставки товара - целыми пароходами или мелкими отправками; в определении основного направления перевозки товара от места происхождения до места назначения, что может влиять на упаковку товара, условия страхования и т.д.

Применение типовых контрактов участниками соответствующего объединения обязательно (об этом обычно вносится оговорка в устав объединения). Поэтому участники объединений отказываются заключать контракты на условиях, отличающихся от установленных этим объединением. Это дает им возможность навязывать односторонне выгодные условия торговли экономически более слабым партнерам.

В наиболее монополизированных отраслях торговли сделки обычно заключаются на основе контрактов, разрабатываемых крупными компаниями. Если в сделку вступают два участника монополистических объединений, каждое из которых имеет свой типовой контракт, то условия контрактов становятся предметом переговоров, в результате которых может быть выработан новый вариант контракта. Каждый раз полученное преимущество более сильный контрагент стремится сохранить за собой, объявляя его торговым обычаем. Контрагенты, для которых такой обычай является невыгодным, добиваются его отклонения или изменения. Этим, собственно, и объясняется огромное многообразие формулировок, встречающихся в типовых контрактах. Таким образом, по своему характеру типовые контракты являются выразителями сложившейся в практике мировой торговли техники заключения сделок.

1.2. Стороны внешнеторгового контракта купли-продажи

Во внешнеторговой сделке принимают участие две стороны (англ. сontract parties), именуемые контрагентами (партнерами) (англ. contracting party, counterpart, foreign partner). По общему правилу в контрактные отношения данного вида могут вступать иностранные физические и юридические лица, а также лица без гражданства. Стороны, участвующие во внешнеторговой сделке, должны обладать определенными полномочиями на ее совершение.

Юридическое лицо (англ. legal person, juridical person, juristic person) - это организация, имеющая в соответствии с законодательством страны принадлежности, национальным режимом собственности, обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 1996. С. 73..

В соответствии со ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо может осуществлять любые виды деятельности, соответствующие целям, предусмотренным в его учредительных документах, и не запрещенные законом. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Юридическое лицо подлежит регистрации в соответствии с требованиями национального законодательства. Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Данный факт является основанием для приобретения организацией соответствующих гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей.

Иностранное юридическое лицо - это организация, обладающая правами и обязанностями юридического лица по законодательству иностранного государства его регистрации Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. М., 1996. С. 75.. Следует иметь в виду, что в каждом государстве существуют свои особенности в толковании и определении видов и типов юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

При подготовке к заключению сделки внешнеторговой купли-продажи необходимо ознакомиться с соответствующими документами, подтверждающими правомочия представителя иностранной фирмы и самой фирмы на заключение данного вида договора.

ГК РФ устанавливает, что договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (часть 1 ст. 432).

1.3. Форма экспортного контракта

Заключение внешнеторгового контракта купли-продажи как определенный процесс представляет собой систему действий сторон (партнеров) в ходе согласования условий контракта. Начальным этапом являются предварительные переговоры, которые иногда называются трактацией сделки (англ. making a contract) Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М., 1990. С. 40.. Переговоры ведутся почтовой или телеграфной перепиской, по телефону или во время личных встреч представителей сторон. Инициатива вступления в переговоры может быть проявлена как продавцом, так и покупателем. Покупатель либо откликается на объявление или другой вид рекламы продавца, либо обращается к известной ему фирме с запросом прислать предложение или оферту (англ. offer). Продавец может сам направить такую оферту фирме как возможному покупателю.

В соответствии с п. 2 ст. 432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и принятия предложения или акцепта (англ. acceptance) другой стороной. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение (часть 1 ст. 435 ГК РФ).

Оферта должна содержать всю необходимую информацию относительно существенных условий договора. Существенными являются условия договора о его предмете, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Лицо, сделавшее оферту, именуется оферентом (англ. offerer). Принятие такого предложения называется акцептом, а лицо, принявшее предложение, именуется акцептантом (англ. acceptor).

В коммерческой практике оферта представляет собой письменное, устное или вытекающее из поведения предлагающей стороны - оферента - сообщение о желании вступить в юридически обязывающий договор (контракт), причем из условий данного сообщения следует, что оно будет связывать оферента, как только сторона - акцептант, которой оферта адресована, примет ее путем действия, воздержанием от действия или встречным обязательством. Акцепт в данном случае свидетельствует о принятии оферты. Безусловно, согласие с офертой признается акцептом, если оно получено оферентом в оговоренные предложением сроки. Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем было предложено в оферте, рассматривается как новая - встречная оферта. Оферта покупателя по договору купли-продажи дается в форме заказа.

По общему правилу оферта должно содержать:

- точное и сокращенное наименование продавца;

- его торговую марку, фирменный знак (если имеется);

- наименование товара;

- краткую и достаточную характеристику товара;

- предлагаемый объем поставки;

- минимальное количество поставляемого товара в партии;

- сведения об упаковке;

- условия поставки по ИНКОТЕРМС (раскрыть понятие);

- цену на условиях поставки за штуку и за партию;

- сроки поставки;

- порядок оплаты;

- оптовую скидку;

- реквизиты продавца Дмитриева Г.К. Международное частное право. М., 1993. С. 277..

В коммерческой практике под офертой понимается предложение товара. Оферта, следовательно, может быть сделана только продавцом, а не покупателем. При этом различают два вида оферты.

Твердая оферта (англ. firm offer) - письменное предложение о продаже определенной партии товара, направленное конкретному покупателю Там же.. Это предложение, на основании которого у оферента возникают определенные обязательства, вытекающие из оферты. В ней продавец оговаривает срок, в течение которого считает себя связанным предложенными им условиями, то есть он не вправе отменить или изменить их. Полученная адресатом оферта не может быть отозвана в течение срока, установленного для ее акцепта, если иное не оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения или обстановки, в которой оно было сделано (ст. 436 ГК РФ). В течение данного срока продавец не может обратиться с подобным предложением к другому партнеру. Ответ, не полученный в срок, указанный в оферте, означает отказ покупателя от заключения контракта; продавец освобождается от сделанного им предложения и имеет право обратиться с таковым к другому партнеру.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.