на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Экспортные контракты
Если содержание контракта предусматривает предоставление контрагенту (иностранной стороне) отсрочку платежа на срок свыше 90 календарных дней, то экспортер обязан дополнительно к указанным документам предоставить еще и копию разрешения Банка России на осуществление валютной операции, связанной с движением капитала. Однако в Положении ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)". дается иной порядок действий, если условиями сделки предусмотрено осуществление расчетов в валюте Российской Федерации с предоставлением иностранной стороне отсрочки платежа на срок, превышающий 90 календарных дней. В этом случае, оформление паспорта сделки производится уполномоченным банком без представления экспортером разрешения Центрального банка РФ.

Далее в той же Инструкции N 86-И определено, что экспортер обязан предоставлять копию разрешения Банка России по каждому другому случаю, если в контракте предусматриваются другие разновидности валютных операций, связанных с движением капитала, на осуществление которых законодательством предусмотрено получение разрешения Банка России.

Все предоставляемые в уполномоченный банк копии документов подтверждаются на предмет их соответствия их оригиналам подписью лица, имеющего право первой подписи и оттиском круглой печати экспортера. Те же образцы подписи и печати хранятся в том же банке, куда представляются заверенные копии.

Ответственный сотрудник банка, уполномоченный самим банком подписывать паспорта сделок и совершать иные действия по валютному контролю от имени своего банка, обязан проверить правильность заполнения паспорта сделки и соответствие его содержания действующему законодательству Согласно пункту 7.1. Инструкции банк самостоятельно определяет список своих сотрудников, уполномоченных подписывать паспорта сделок по контрактам, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Указанный список утверждается приказом по банку..

Следует отметить, что уполномоченный банк не просто имеет право, а обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция. В данном случае речь идет о любом документе, связанным с внешнеторговой сделкой. В свою очередь, клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России См. п.1.1. Указания ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления из клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" (с изменениями от 23 августа 1999 г.)..

Главное, на что должен обращать внимание ответственный сотрудник банка в целях валютного контроля - это:

- условия расчетов на экспортируемые товары;

- наличие в контракте условий, предусматривающих поступление выручки за экспортируемые товары на банковский счет экспортера в уполномоченном банке;

- на наличие или отсутствие в контракте условий, предусматривающих проведение валютных операций, связанных с движением капитала См. П.3.2.1. Письма ЦБР от 24 июля 2000 г. N 138-Т "О методических рекомендациях"..

Ответственный сотрудник банка затем обязан подписать один экземпляр паспорта сделки. Помимо этого на оборотной стороне листа оригинала контракта, содержащего подписи сторон, он также обязан сделать запись "Контракт принят на расчетное обслуживание (полное наименование банка) "(число)" (месяц) (год)", а также поставить свою подпись и печать банка В данном случае используется либо обычная печать банка, либо специальная печать для целей валютного контроля. См.: пункт 7.2. Инструкции N 86-И. Также о порядке регистрации в Банке России карточек образцов оттисков печатей, используемых уполномоченными банками для целей валютного контроля см. Указание ЦБР от 22 июня 2000 г. N 806-У..

При этом один экземпляр Следует отметить, что в тексте инструкции в данном случае говорится о том, что в адрес экспортера банк отдает первый экземпляр паспорта сделки, но далее отмечается, что оригинал паспорта сделки предназначен для досье. паспорта сделки должен быть возвращен экспортеру вместе с оригиналом контракта. Второй экземпляр паспорта сделки служит основанием для формирования уполномоченным банком досье, которое формируется по каждому паспорту сделки. Досье служит целям осуществления валютного контроля, включает помимо паспорта сделки также другие документы, поступающими в банк в связи с операциями в рамках реализации контракта. Конкретно в перечень документов, включаемых в досье входят:

- оригинал паспорта сделки;

- копии контракта (либо выписки из контракта) и изменений и дополнений к нему;

- копии разрешений, представленных экспортером в банк на проведение валютных операций, связанных с движением капитала;

- копии межбанковских сообщений, подтверждающих поступление в пользу экспортера (либо перевод экспортером иностранному контрагенту) денежных средств по контракту;

- иные документы, заполняемые банком или поступающие в банк в связи с данными паспорта сделки.

Уполномоченные банки обязаны подготовить, утвердить и довести до сведения клиентов внутрибанковские инструкции по осуществлению валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров. Каждый банк имеет свою внутрибанковскую инструкцию по осуществлению валютного контроля за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров и документы по организации документооборота между структурными подразделениями самого банка, а также между подразделениями банка и его клиентами Порядок проверки указанных документов определен приложением к письму ЦБР от 24 июля 2000 г. N 138-Т, в котором содержится подробные Методические рекомендации по проведению проверок уполномоченных банков по вопросам соблюдения требований Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 (соответственно).. В содержание подобных внутрибанковских инструкций, как правило, включают порядок взаимодействия с клиентами банка по вопросам оформления паспортов сделок (предварительное консультирование, анализ контракта, оперативное информирование и т.п.).

Помимо досье банк формирует ведомость банковского контроля, которая является частью досье. Речь идет о документе валютного контроля, содержащего сведения об операциях по контракту, в том числе идентификационные сведения по экспортеру и контракту, данные о стоимости товаров, сведения о проводимых операциях по контракту, сведения о платежах. Ведомость банковского контроля ведется в электронном виде, но также делается ее бумажный аналог. Распечатка на бумажном носителе должна делаться по запросу представителей органов валютного контроля, либо по заявлению экспортера в целях отчета об операциях по контракту. Бумажный носитель ведомости банковского контроля подписывается ответственным лицом банка, а также заверяется печатью банка. По окончании всех операций и расчетов по контракту она помещается в досье.

Кроме того, по каждой экспортной сделке составляется учетная карточка таможенно-банковского контроля, под которой понимается документ валютного контроля, составленный по установленной форме и содержащей необходимые для осуществления валютного контроля сведения об экспортируемом по контракту товаре из грузовой таможенной декларации См. Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (с изменениями от 3 декабря 1999 г., 24 февраля, 23 августа 2000 г.) (Приложение к приказу ГТК РФ от 16 декабря 1998 г. N 848)., а также сведения о поступлениях выручки. Указанная учетная карточка составляется таможенным органом, а затем передается в электронном виде по телекоммуникационным сетям в банк. В случае непоступления в банк этого документа, банк самостоятельно составляет его на основе грузовой таможенной декларации.

Учетные карточки используются в качестве документов при проведении целевых проверок соблюдения валютного законодательства в соответствии с поручениями вышестоящих таможенных органов, а также для организации самостоятельных проверок поступления валютной выручки от экспорта товаров в соответствии с планами работы таможенных органов по осуществлению валютного контроля См. Распоряжение ГТК РФ от 31 мая 1999 г. N 01-14/640 "Об организации проверок поступления валютной выручки от экспорта товаров". Также см. Письмо ГТК РФ от 7 июня 1999 г. N 11-15/16092 "О реализации распоряжения ГТК России от 31.05.99 N 01-14/640"..

Следует учитывать, что Инструкция N 86-И допускает составление нескольких учетных карточек в рамках осуществления валютного контроля по одной внешнеэкономической сделке. Это объясняется тем, что по каждой отдельной отгрузке товаров составляется отдельная учетная карточка. Затем учетные карточки группируются в реестре по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета экспортеров.

Особый порядок установлен для внесения изменений уполномоченным банком в учетную карточку. Все случаи, когда разрешается вносить такие изменения, а также - что именно можно считать надлежащим основанием для внесения изменений, определены в Письме ГТК РФ от 14 мая 1998 г. "О технологии валютного контроля" Письмо ГТК РФ от 14 мая 1998 г. N 14-12/9810 "О технологии валютного контроля".. Дополнительно к этому письму для таможенных органов изданы разъяснения, содержащиеся в Письме ГТК РФ от 30 октября 1998 г. Письмо ГТК РФ от 30 октября 1998 г. N 14-15/22719 "О разъяснении применения пункта 1 письма ГТК России от 14.05.98 N 14-12/9810". Согласно указанным документам, квалификацию оснований для внесения изменений вправе делать таможенные органы.

В основном основанием для внесения корректировок в учетную карточку служат факты ошибок учета. Речь идет о выявлении опечатки, технической ошибки (при неправильно произведенных арифметических действиях; при ошибочном использовании для расчета фактурной стоимости цены товара другого сорта и т.п.) Однако не относятся к ошибкам подобного рода такие причины, как: уменьшение стоимости товара из-за несоответствия его качества требованиям, предъявляемым условиями контракта; несоответствие количества товара, указанного в грузовой таможенной декларации, количеству, указанному в товаросопроводительных документах; несоответствие стоимости, заявленной в грузовой таможенной декларации, окончательной контрактной цене товара из-за изменения котировок данного товара на международных биржах после его таможенного оформления, или оплатой нерезидентом транспортных (при изменении базисных условий поставки) и иных расходов; иные подобные случаи.. Следует иметь в виду, что факты корректировки учетной карточки не являются основанием для освобождения экспортера от ответственности за невозврат экспортной выручки, они не могут служить основанием для принятия решения об обоснованности непоступления валютной выручки.

Во всех случаях внесения изменений в учетную карточку номер грузовой таможенной декларации, указанный в ней, изменению не подлежит. Обо всех производственных уполномоченным банком корректировках учетных карточек необходимо сообщать письмом в таможенный орган с приложением копий документов, на основании которых данные корректировки производились.

В обязанности банка входит обеспечение регистрации и учета всех входящих и исходящих документов в рамках обслуживания контракта. Все документы валютного контроля, получаемые из таможенных органов или направляемые в таможенные органы в электронном виде по телекоммуникационной сети, могут регистрироваться с использованием программного комплекса ГТК Программные комплексы, необходимые для обмена информацией с ГТК России по электронным каналам связи в соответствии с требованиями Инструкции N 86-И, должны были предоставлены уполномоченным банкам ГТК России в срок до 25 декабря 1999 года. Уполномоченные банки, не получившие по каким-либо причинам до 31 декабря 1999 года указанные программные комплексы, обязаны были не позднее 5 января 2000 года проинформировать об этом факте территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью.. Через 90 дней после завершения операций по контракту, но не ранее даты отправки в таможенные органы всех имеющихся в банке учетных карточек по данному паспорту сделки, досье закрывается и сдается в архив банка. При закрытии досье в него помещается ведомость валютного контроля, распечатанная на бумажном носителе, подписанная ответственным лицом банка и заверенная печатью банка. Досье подлежит хранению не менее 5 лет после его закрытия.

Факт подписания сотрудником банка паспорта сделки означает, что банк принял данный контракт на расчетное обслуживание. Вместе с тем он же означает появление у банка обязанностей агента валютного контроля. По сути, банк также вместе с клиентом отвечает за возврат выручки от экспортной сделки См. п.1 Указания ЦБР от 29 октября 1998 г. N 386-У "Об отдельных вопросах исполнения территориальными учреждениями Банка России и уполномоченными банками совместного письма Банка России и ГТК России "О дополнительных мерах по усилению контроля за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров" от 1 октября 1998 г. " 266-Т и N 01-23/20506 (соответственно)"..

За выполнение банком функций агента валютного контроля по отношению к своему клиенту банк вправе утвердить и довести до клиента размер и порядок взимания платы за выполнение им функций агентов валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров. Указом Президента РФ от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" установлено, что уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 процента суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль. Порядок взимания указанной суммы подлежит определению договором между банком и экспортером. В то же время указанная плата подлежит уплате в банк не ранее поступления в тот же банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту См.: Пункт 8.1 раздела 8 Инструкции Банка России от 12 октября 1993 г. N 19 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров".. Конечно плату, взимаемую с клиента, за контроль над клиентом трудно отнести в категории оплаты за гражданско-правовые услуги, что создает потенциальную возможность ее отмены к судебном порядке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.