т 30.06.1998 г. № 685 «О мерах по обеспечению посту-пления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества» (СЗ РФ, 1998, № 27, ст. 3200);от 3.07.1998 г, № 696 «Об организации учета федераль-ного имущества и ведения Реестра федерального имуще-ства» (СЗ РФ, 1998, № 28, ст. 3354);от 6.07.1999 г. № 743 «Об образовании государственных унитарных предприятий военной торговли, основанных на праве оперативного управления (федеральных казенных предприятий)» (СЗ РФ, 1999, № 28, ст. 3679; 2001, № 20, ст. 2010);от 9.09.1999 г. № 1024 «О Концепции управления госу-дарственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 39, ст. 4626);от 4.10.1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчет-ности руководителей федеральных государственных уни-тарных предприятий и представителей Российской Феде-рации в органах управления открытых акционерных об-ществ» (СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5034);от 6.12.1999 г. № 1348 «О федеральных государствен-ных унитарных предприятиях, основанных на праве хо-зяйственного ведения» (СЗ РФ, 1999, № 50, ст. 6230);от 9.12.1999 г. № 1366 «О передаче федеральных госу-дарственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ, 1999, № 50, ст. 6237);от 11.01.2000 г. № 23 «О реестре показателей экономи-ческой эффективности деятельности федеральных госу-дарственных унитарных предприятий и открытых акцио-нерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000, № 3, ст. 274);от 29.01.2000 г. № 81 «Об аудиторских проверках феде-ральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2000, № 6, ст. 763);от 3.02.2000 г. № 104 «Об усилении контроля за дея-тельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (СЗ РФ,,2000, № 6, ст. 777);от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудо-вых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2000, № 13, ст. 1373; 2001, № 31, ст. 3281; 2002, № 41, ст. 3986);от 31.08.2000 г. № 648 «Вопросы государственной, реги-страции прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» (СЗ РФ, 2000, № 37, ст. 3718; 2002, № 24, ст. 2310; № 44, ст. 4398);от 16.10.2000 г. № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной соб-ственности, в собственность субъектов Российской Феде-рации» (СЗ РФ, 2000, № 43, ст. 4243);от 10.04.2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффек-тивности использования федерального имущества, закреп-ленного в хозяйственном ведении федеральных государст-венных унитарных предприятий» (СЗ РФ, 2002, № 15, ст. 1440);распоряжения Мингосимущества РФ: от 30.07.1998 г. № 802-р «О составе имеющегося у юри-дических лиц федерального движимого имущества, подле-жащего учету в Реестре федерального имущества» (БНА РФ, 1998, № 24); от 16.02.2000 г. № 188-р «Об утверждении Примерного устава федерального государственного уни-тарного предприятия» (БНА РФ, 2000, № 11); от 16.02.2000 г. № 189-р «Об утверждении Примерного контракта с ру-ководителем федерального государственного унитарного предприятия» (БНА РФ, 2000, № 13); распоряжения Минимущества РФ: от 2.08.2000 г. № 331-р «Об утверждении Порядка про-ведения конкурса по отбору уполномоченных аудиторских организаций» (БНА РФ, 2000, № 34); от 7.06.2002 г. № 1424-р «Об утверждении Примерного положения о комис-сии федерального органа исполнительной власти по анали-зу эффективности деятельности федеральных государст-венных унитарных предприятий» (БНА РФ, 2002, № 31); приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и МНС РФ от 18.09.2001 г. № 320/208/БГ-3-21/355-а «Об утверждении Порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых ак-ционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» (БНА РФ, 2001, № 48). 1.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятияУнитарным предприятием признается коммерческая органи-зация не наделенная правом собственности на имущество, закреп-ленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.378.Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означа-ет единое, объединенное, составляющее одно целое. В уни-тарном предприятии, образованном в соответствии с граж-данским законодательством России, такое единство выра-жается в ряде признаков, характеризующих статус юри-дических лиц данного вида. Уставы унитарных предприятий/ М.Ю.Тихомиров.- М.:2003., ст.7.Правовая природа унитарного предпри-ятия не предполагает многообразия форм собственно-сти, используемой при его создании - такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Рос-сийской Федерации, ее субъекта), либо .муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предпри-ятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федера-ции или муниципальных образований, запрещено импера-тивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона).Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому при-надлежит на праве собственности имущество, закреплен-ное за таким предприятием.Имущество унитарного предприятия яв-ляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками пред-приятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и устав-ный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не форми-руется (ст. 12 Закона).Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право соб-ственности. Унитарному предприятию указанное имуще-ство принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оператив-ного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона).Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, со-гласовывает его важнейшие действия, контролирует це-левое использование и сохранность закрепленного за пред-приятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим соб-ственникам (ст. 20 Закона).Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему под-отчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это - руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образова-ние иных исполнительных органов в унитарном предпри-ятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускает-ся лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).Кроме того, унитарное предприятие является единст-венным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью. Леонова Г. Б. Унитарные предприятия как субъект гражданского права | Законодательство №8, 2001г., ст. 81-89. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российс-кой Федерации или муниципальному образованию.От имени Российской Федерации или субъекта Российской Фе-дерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федера-ции или органы государственной власти субъекта Российской Фе-дерации в рамках их компетенции, установленной актами, опреде-ляющими статус этих органов.От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местно-го самоуправления в рамках их компетенции, установленной акта-ми, определяющими статус этих органов.Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на пра-ве хозяйственного ведения или на праве оперативного управле-ния, является неделимым и не может быть распределено по вкла-дам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юриди-ческого лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского балан-са заключается в том, что он отражает денежную стои-мость всего имущества, которым владеет унитарное пред-приятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделе-ния (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих ор-ганизаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Фе-дерации или муниципальному образованию. От бюджетных учрежде-ний (собственниками имущества которых также являются органы госу-дарственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основ-ной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних ор-ганизаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не зап-рещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачейимущества (собственником которого унитарное предприятие не являет-ся). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций. Суханов Е. Юридические лица, государственные и муниципальные образования / Хозяйство и право №4 , 1999 г., ст. 3-26.Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г., ст.254.Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы Закона об акционерных обществах и Закона об ООО. Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий те же, что и у других коммерческих организаций. Комментарии к Федеральному закону от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». - М., «ТД ЭЛИТ-2000», 2003 г.Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федера-ции, субъектов Российской Федерации или муниципальных обра-зований, не допускается.Следует обратить внимание на данный пункт Закона об унитарных предприятиях, которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней (например, федерального и регионального). Отметим, что формулировка процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение имущества на одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов (особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место.Не вполне понятным остается и статус действующих унитарных предприятий, которые в свое время были созданы на базе объединения имущества, находящегося в собственности органов разных уровней управления. Наиболее правомерным представляется преобразование таких предприятий путем их разделения. Однако сама процедура такого разделения пока не уточнена, не детализирована и не закреплена законодательным или нормативным актом.Унитарное предприятие может иметь гражданские права, со-ответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотрен-ным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.Общие принципы возникновения правоспособности юридического лица сформулированы в статье 49 ГК РФ. Следует обратить внимание на то, что данной статьей в отношении унитарных предприятий установле-ны некоторые ограничения. Закон об унитарных предприятиях на этих ограничениях внимание не акцентирует.Статьей 49 ГК РФ, в частности, установлено, что коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|